Научная статья на тему 'Развитие креативных качеств личности в системе открытого образования'

Развитие креативных качеств личности в системе открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1709
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАДИИ (УРОВНИ) ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / STAGES (LEVELS) OF CREATIVE COMPETENCE FORMATION / OPEN EDUCATION / CREATIVITY / CREATIVE COMPETENCE / KEY COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / SELF-ACTUALIZATION / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брякова Ирина Евгеньевна

Одной из целей открытого образования на современном этапе развития общества является формирование креативного человека. Перед педагогическим вузом стоит задача подготовки нового поколения учителей, способных проявить креативную компетентность в профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of personal creative features in an open education process

One of goals of open education at the modern stage of society development is formation of a creative man. The task of a pedagogical high school is to train a new generation of teachers capable of showing creative competence in a professional activity

Текст научной работы на тему «Развитие креативных качеств личности в системе открытого образования»

И. Е. Брякова

(Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из целей открытого образования на современном этапе развития общества является формирование креативного человека. Перед педагогическим вузом стоит задача подготовки нового поколения учителей, способных проявить креативную компетентность в профессиональной деятельности

Каждая личность потенциально наделена потребностями в развитии и творчестве. Рассматривая творчество как высшую ценность, как сущность жизни, как путь духовных исканий человека, философия отмечала креативность бытия человека. Смысл творчества состоит в необходимости реализации заложенных в человеке потенций, - считали Аристотель и Спиноза; в познании, самореализации внутреннего мира - И. Фихте. Человек всё время должен творить себя, - подчёркивал Ж.-П. Сартр.

Современный этап развития общества и в нашей стране, и за рубежом обозначается как время активного поиска новых путей развития личности, развития ее творческой инициативы, самостоятельности, мобильности. Наблюдается тенденция становления открытой модели образовательного процесса, особенностью которой является интеграция всех способов освоения человеком мира. Для Открытого образования характерны открытость, модульность, непрерывность, продуктивность, доступность, фундаментальность, индивидуальный подход. Это новое качество образования, основанное на сотворчестве, сотрудничестве, постоянном поиске, формировании новых ориентиров и целей, формировании креативности участников образовательного процесса.

Креативность как способность к творчеству непосредственно связана с таким понятием, как терминальная ценность творчества. Понимание творчества не как инструментальной ценности (для чего я это делаю?), а как терминальной ценности (во имя чего я это делаю? - во имя роста

личности, самосовершенствования) будет способствовать позитивной её реализации, самодостаточной, самоактуализированной. Креативные люди стремятся проявить свои способности в любимом деле, возможность творчества и самореализации доставляет им удовольствие, воспринимается как источник радости и смысл жизни. Поскольку креативность - непременный атрибут самоактуализации, она проявляется в способности во всём находить возможность для творчества. Креативные, ориентированные на творчество и самоактуализацию люди психологически готовы к инновациям в профессиональной деятельности, менее подвержены профессиональному «выгоранию», столь часто встречающемуся в наше время. Как стрессовые, так и однообразные, монотонные условия педагогической деятельности не приводят у них к возникновению ощущения бессилия и подавленности, безучастности по отношению к профессиональной деятельности.

Педагогический словарь трактует креативность (от англ. creativity) как уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [3]. В психологии большинство исследователей под креативностью понимают некую совокупность мыслительных и личностных особенностей. В философии креативность определяется как категория актуализации в личности творца, синергетический процесс, результат созидания субъективно и объективно нового продукта.

Креативность в профессиональной педагогике рассматривается как способность к творчеству, принятию и созданию нового,

нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Креативность личности определяет её готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределённости; это внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе.

В настоящее время поиск новой концепции образования, отражающей изменения в обществе, в его социально-экономическом развитии, ориентацию на профессиональные компетенции, на самоактуализацию личности, связывается с реализацией компетентностного подхода.

О. Е. Лебедев выделяет существенные черты компетентностного подхода [5, с. 3], среди которых - развитие у обучаемых способности решать проблемы в различных видах и сферах деятельности, создание условий для формирования у них опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Компетентностный дискурс предоставляет возможность расставить следующие акценты: при важности знаний все более актуализируется выработка новых компетентностей и компетенций.

Несмотря на то, что проблема определения понятий «компетентность» и «компетенция» обсуждается на протяжении ряда лет как российскими, так и зарубежными исследователями, она не становится менее актуальной и также нуждается в терминологической точности, как и типология данных понятий, структура, технология их формирования.

Учитывая все точки зрения на проблему, представляется целесообразным определить компетентность как качество личности, которое подразумевает способность действовать результативно и творчески, на основе сформированных мотивов, личностных качеств, умений самостоятельно принимать решения, совершенствовать свой профессиональный уровень, быть открытым к новациям.

Нам близка позиция А. В. Хуторского в

осмыслении феномена компетенция как «совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним. Это наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке» [8, с. 60]. Мы полагаем, что можно выделить способность, которая позволила бы личности действовать результативно и творчески, мобилизуя и актуализируя знания в ситуации неопре-делённости для решения творческих задач -креативную компетенцию и, соответственно, креативную компетентность.

В каком соотношении находятся эти понятия? Креативная компетентность включает мотивы, цели, ценностные ориентации, знания, умения, навыки. Креативная компетенция входит в эту систему и составляет её основу. В каждом компоненте данной компетентности заложена креативность, которая проявляется на разных уровнях в деятельности и может быть «стимулирована и улучшена».

Таким образом, креативную компетентность можно определить как многофакторное явление, объединяющее мотивационный, когнитивный, операционный, аксиологический и рефлексивный компоненты, обуславливающие умение продуктивно решать творческие профессиональные задачи, успешно самоактуализироваться, самосовершенствоваться, достигая при этом максимальной эффективности, результативности, успешности. Креативную компетентность необходимо отнести к ключевым компетентностям, так как она является составляющей любой профессиональной деятельности, связана с успехом личности в бы-строменяющемся мире.

Обратимся к понятию «профессиональная компетентность». В узком понимании оно включает знания, умения, качества личности и способы их реализации в деятельности. В широком смысле профессиональная компетентность определяет уровень успешности взаимодействия личности с профессиональной средой. В педагогическом арсенале также есть такие понятия, как «педагогическое мастерство» и «педагогиче-

ское творчество». Учёными (Т. Г. Браже, В. А. Кан-Каликом, Н. Д. Никандровым, М. М. Поташником и др.) доказано, что понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество» не тождественны и что «педагогическое творчество» не зависит напрямую от возраста и стажа работы специалиста, а «педагогическое мастерство» может совершенствоваться с опытом работы.

Учитель может быть профессионально компетентен, но обладать разными способностями к творчеству, педагогическому творчеству, разным уровнем развития собственных творческих способностей и разной готовностью к развитию данных способностей у своих учеников. Это положение является принципиально важным для нашего понимания креативной компетентности и рассмотрения её в качестве значимой составляющей профессиональной компетентности. Креативная компетентность является составляющей профессиональной компетентности, которая «определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала» [1].

Мы считаем, что, определив уровни (стадии) и показатели креативности, с помощью специальных методик можно формировать в дальнейшем развитие креативной компетентности личности. Развитие данной компетентности дает возможность успешной социализации личности, способствует развитию положительной мотивации к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию, обеспечивает эффективность и результативность деятельности.

Учёными установлено, что формирование креативности - процесс неравномерный и гетерохронный. Нами были выявлены четыре стадии формирования креативной компетентности студентов-филологов - будущих учителей, которые имеют волнообразный, циклический характер: репродуктивная стадия (стадия репродук-

ции), активизирующая стадия (стадия активизации), интегративная стадия (стадия интеграции), творческая стадия.

1. Репродуктивная стадия формирования креативной компетентности студен-та-словесника (стадия репродукции). Мотивационный и аксиологический компоненты мало актуализированы, потребность в достижении креативных результатов недостаточно выражена. Студент не выходит в своей деятельности за пределы известных ему правил, предпочитает работать по подсказке, по выверенным образцам, затрудняется в оперировании профессиональными знаниями, не умеет выстроить систему творческих задач в преподавании предмета. Допускает смысловые искажения в понимании текста. В трактовке текста не видит иной интерпретации, не умеет создать свою. Наблюдаются смысловые искажения в понимании традиционного, новаторского, реино-вации. Находится под влиянием стереотипов массового сознания, клише. Затрудняется в выходе в диалоговую позицию, не умеет строить полилог. Студент «потребляет» знания, не выходя за пределы обозначенных задач, за пределы обыденного опыта. По определению Л. С. Выготского, репродуктивный тип деятельности заключается в том, «что человек воспроизводит или повторяет уже раньше созданные и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений» [2, с. 3]. Способность к самоактуализации, к «усилению себя» выражена слабо.

2. Активизирующая стадия формирования креативной компетентности студен-тов-словесников (стадия активизации)._Мо-тивационный компонент присутствует, но недостаточно выраженно. Существует потребность в самореализации и самоактуализации, умении брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, решение проблемы. Имеется запас знаний, которые применяются студентом при решении творческих задач (педагогическая эрудиция), развито дивергентное мышление.

Предвидит ситуацию и пытается внести в неё изменения, но остерегается что-либо кардинально менять. Подвержен чужому влиянию, мнению, по-прежнему находится под влиянием стереотипов, которые. правда, пытается разрушить.

По-прежнему нет выхода на широкие прочтения текста, студент не видит полис-мысловую основу текста, затрудняется в создании своего текста, как критического, так и художественного.

Студент знаком с методиками развития творческих способностей учеников, некоторые из них применил на практике по образцу в сильных классах и, самостоятельно адаптировав их, в классах коррекции. Пытается самостоятельно действовать по алгоритмам. Знает психолого-пе-дагогические механизмы, стимулирующие развитие творческих способностей учеников. Высокий уровень подражания с поиском индивидуального стиля деятельности. Студент способен проанализировать свою деятельность в заданном направлении и оформить результаты в виде реферата или доклада.

4. Интегративная стадия формирования креативной компетентности студен-тов-словесников (стадия интеграции). Мотивационный компонент присутствует достаточно активно. Студент не допускает смысловых искажений исходного текста, способен вступить в диалог с автором, интерпретаторами, контекстом и при этом создать собственный текст культуры. Знает методики развития творческих способностей, эффективно использует филологический, литературоведческий, лингвистической анализ текста. Использует широкий культурологический контекст. Предвидит ситуацию, владеет педагогическим инструментарием, способен выйти в диалоговую позицию с текстом, другими, самим собой. Всё ещё затрудняется организовать полилог, изменить свою позицию в результате позитивного влияния другого. Способен не только усваивать готовое знание, но и интегрировать новое.

4. Творческая стадия формирования креативной компетентности студента. Студент понимает, что одной из главных жизненных ценностей является творчество, что это «фундаментальная характеристика жизни», и стремится наполнить свою жизнь ценностным смыслом, ощущая потребность в улучшении качества жизни через самосовершенствование. С одной стороны, деятельность студента сильно

мотивирована потребностью в творчестве как источнике самореализации и самоактуализации, понимаемой как стремление личности развиваться в направлении всё большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности; с другой стороны, са-моактуализируясь, он становится «более творческим».

Действует эффективно в ситуации неоп-ределённости, не боясь принимать решения, при этом несёт ответственность за их реализацию. Использует методики развития творческих способностей, включает в свою деятельность механизмы развития творческих способностей учеников. Пользуется широким культурологическим контекстом, создавая критический текст. Не допускает смысловых искажений в понимании традиционного и новаторского, способен увидеть полисмысловую основу текста, не теряя при этом гедонистического отношения к нему. Способен создать собственный художественный текст и, понимая уникальность творчества, так или иначе научить учеников создавать свои художественные тексты. Студент понимает, что творчество учителя особое, оно направлено на созидание человека, оно «отпечатывается» на облике учащегося в той или иной мере (А. И. Субетто) и приобретает особое, педагогическое измерение.

С таким пониманием творчества и творческой деятельности связана рефлексия студента, которая выражается и в изменении отношения личности к самой себе, к собственному «Я», и в изменении отношения к своим знаниям, умениям, и с выстраиванием новых отношений с субъектами образовательного процесса. Содержанием рефлексии является противоречие, которое меняет отношение личности к своей деятельности и заставляет по-новому выстраивать свою «Я - концепцию». Следовательно, творчество (созидание) сопровождается всегда разрушением определённой структуры в системе, разрушением того, что устарело. Возникает ситуация неопределённости, в которой вынуждена жить личность, уже приобретшая опыт творческой деятельности. Возникает новый тип человека, который А. Маслоу назвал «самоактуализирую-щийся человек».

Стадии формирования креативной компетентности личности развиваются по спиралевидному направлению, каждый виток которого сопровождается более ценным качеством, которое приобретает человек в процессе личностного и профессионального совершенствования. Перед педагогическим вузом стоит задача подготовки

нового поколения учителей, понимающих значимость и необходимость решения данной проблемы, знающих конкретные методики развития креативных способностей учащихся, готовых проявить креативную компетентность в профессиональной деятельности.

Литература

1. Браже Т. Г. Пути повышения профессиональной компетентности специалиста, работающего в системе человек - человек // Образование взрослых: состояние и проблемы : тезисы Всесоюзн. научно-практич. конф. - Л.: АПН СССР, 1991. - С.17-20.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд . - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987. - 160 с.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5.

6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1999. - 432 с.

7. Субетто А. И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Кн.1. - Тольятти, 1999. - 208 с.

8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технологии конструирования // Народное образование. - 2003. - №5. - С.55-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.