Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки'

Организационно-педагогические условия развития креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / CONDITIONS / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СТУДЕНТ / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненко Н.А.

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия, влияющие на развитие креативного потенциала студентов будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степаненко Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL TRAINING DIRECTION

The article describes organizational and pedagogical conditions affecting the development of the creative potential of students-future teachers.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки»

УДК 378

Н.А. Степаненко

аспирант, кафедра педагогики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия, влияющие на развитие креативного потенциала студентов - будущих учителей.

Ключевые слова: условия, креативный потенциал, развитие, студент.

N.A. Stepanenko, Orsk humanitarian-technology Institute (branch) Orenburg state University

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE

POTENTIAL OF THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL TRAINING DIRECTION

Abstract. The article describes organizational and pedagogical conditions affecting the development of the creative potential of students-future teachers.

Keywords: conditions, creative potential, development, student.

В условиях модернизации современного образования к учителю предъявляются всё более разноплановые и повышенные требования. Актуальным является вопрос о развитии такого качества, как креативный потенциал. Развитие креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки является одной из приоритетных задач высшего образования, как важнейшего условия их эффективной будущей профессиональной деятельности.

Под креативным потенциалом учителя мы будем понимать интегративное образование личности (личностные способности, знания, умения, убеждения, отношения), которое является основой для эффективной профессионально деятельности учителя, побуждающей к творческой самореализации и саморазвитию.

В ходе нашего исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что уровень развития креативного потенциала будущего учителя будет повышаться, если созданы специальные организационно-педагогические условия в образовательном процессе вуза.

В философском энциклопедическом словаре под «условиями» определяется «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия» [3]. Таким образом, под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых и достаточно значимых обстоятельств, от которых зависит развитие креативного потенциала будущего учителя.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, к организационно-педагогическим условиям развития креативного потенциала мы относим: активизацию мотивации; субъект-субъектные отношения; создание творческой среды; дифференцированное применение творческих учебно-профессиональных задач; рефлексию; техническое и методическое обеспечение; учет особенностей развития креативного потенциала на каждой стадии его развития.

Первое условие. Мотивация является движущей силой, толчком в любом процессе, действии, деятельности и т.п. Поэтому для эффективного развития креативного потенциала у студентов должна быть личная мотивация к его развитию. Преподаватель должен побуждать студентов к повышению у них уровня развития креативного потенциала, используя различные

пути активизации мотивационной сферы. Важно, чтобы на каждом занятии студент переживал радость открытия чего-нибудь, чтобы у него закреплялась вера в собственные силы, чтобы в нём возрастал интерес к обучению. В процессе обучения студенту нужно объяснить, каким образом ему пригодятся те или иные знания и доказать, что именно той или иной предмет будет полезен ему в будущей профессиональной деятельности.

Общеизвестным побудителем положительной мотивации служит обеспечение образовательного процесса балльно-рейтинговой системой оценивания. Так как балльно-рейтинговая система позволяет отслеживать накопление у студентов теоретических и практических знаний, а также умений и навыков в течении всего семестра, то студенту приходиться прикладывать постоянные усилия для усвоения той или иной дисциплины.

Второе условие. Необходимо выстраивать отношения преподавателя со студентами в системе «субъект-субъектных» отношений. Субъект-субъектные отношения характеризуются взаимодействием преподавателя со студентом, они направлены на сотрудничество, сотворчество и взаимодействие. Такие отношения предполагают учет равноправия личностей преподавателя и студентов, а также активную позицию студентов при решении ими творческих учебно-профессиональных задач.

По мнению И.А. Зимней [2], субъект-субъектные отношения ценны тем, что они являются условием личностной актуализации и личностного роста обучающегося. В общем смысле, субъект - это человек, которому присущ конкретно для себя высший уровень активности, целостности, независимости и самостоятельности. На наш взгляд, именно такие позиции, когда студент является субъектом творческой учебно-профессиональной деятельности, способствуют повышению у него уровня развития креативного потенциала.

Третье условие. Для проявления и развития креативного потенциала необходимо создание творческой среды. Такая среда характеризуется непринужденностью обстановки, принятием любого творческого продукта деятельности и поощрением этого. Характеристики творческой среды, способствующие и препятствующие развитию креативного потенциала, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристики творческой среды, способствующие и препятствующие развитию креативного потенциала

Характеристики творческой среды, способствующие развитию креативного потенциала Характеристики творческой среды, препятствующие развитию креативного потенциала

- радость; - дружелюбие; - раскрепощение; - эмоциональный фон; - стремление к риску; - увлеченность; - стремление к независимости; - снятие чувств страха; - разрешение и поощрение множества вопросов; - стимулирование ответственности и независимости; - акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях; - ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых. - избегание риска; - жёсткие стереотипы в поведении; - конформность (соответствие некоему признанному или требуемому стандарту); - подавление воображения, фантазии, исследования; - пессимизм; - равнодушие к успеху; - консерватизм; - преклонение перед авторитетами; - готовность к изменению точки зрения, собственного мнения; - неодобрение исследования, воображения, фантазии; - лень и пассивность.

Четвертое условие. В ходе проведения эксперимента, нами выявлено, что необходима дифференциация творческих учебно-профессиональных задач. Диагностика исходного

уровня развития креативного потенциала показала, что результаты здесь неоднозначны и у каждого студента - свой уровень. В связи с этим, студенты с высоким уровнем развития креативного потенциала большей частью справляются быстрее с простыми задачами, но при этом не происходит должного развития их креативного потенциала. Студенты же с низким и средним уровнем развития креативного потенциала не всегда справляются со сложными задачами, и их мотивация к развитию своего креативного потенциала при этом уменьшается. Поэтому необходимо дифференцировать применение творческих учебно-профессиональных задач, ориентируясь на уровень развития креативного потенциала студентов (этим реализуется принцип дифференцированного подхода к каждому).

Нами были разработаны творческие учебно-профессиональные задачи (ТУПЗ) разного уровня сложности: низкий, средний, высокий. Вот, например, ТУПЗ низкого уровня сложности: «Составьте синквейн, где первая строка - креативность»; ТУПЗ среднего уровня: «Напишите рецензию на статью А. Гина «Семь противоречий современного образования»; поменяйтесь рецензиями с другим студентом и оцените её краткой характеристикой»; а вот ТУПЗ высокого уровня: «Создайте новую технологию или метод обучения в виде рекламы; продемонстрируйте это в виде презентации». Не исключается решение творческих учебно-профессиональных задач низкого уровня сложности студентами, у которых имеется высокий уровень креативного потенциала - в качестве разминки для решения более сложных задач.

Пятое условие. По мнению А.С. Шарова, «творческий человек - это не только тот, который изобретает или делает что-то новое и оригинальное, а более всего - тот, кто стремиться овладеть собственным поведением и собственной психической деятельностью» [4]. Применяя обозначенную цитату к данному исследованию, считаем важным отметить, что посредством рефлексии студент анализирует собственные действия как успешные или неуспешные. При этом в данном процессе бывают задействованы механизмы саморегуляции и самоконтроля.

В большом психологическом словаре слово рефлексия (от геАехю - обращение назад, отражение) означает «анализ собственного психического состояния; размышления, самонаблюдения, самопознания» [1, с. 567]. С педагогической же точки зрения, в научных исследованиях рефлексия рассматривается как размышление, самонаблюдение, оценивание собственного опыта, как анализ собственной деятельности и способ самопознания.

Рефлексия творческой учебно-профессиональной деятельности организовывалась индивидуально и в группе. Она помогает каждому студенту выявить свой личный уровень «роста», а группе студентов - сделать совместную деятельность сплоченной, творческой и более продуктивной.

Вопросы, которыми руководствовался преподаватель для развития рефлексии у студентов, такие: что вы сделали (результат)? как вы это сделали (приемы, средства, способы, технологии)? какие трудности возникли при выполнении задачи? что получилось лучше всего? в чем, по вашему мнению, должна состоять помощь преподавателя? что нового вы приобрели при выполнении задачи? соответствовало ли содержание и решение задачи вашим профессиональным интересам и возможностям?

Шестое условие. Методическое обеспечение процесса обучения предполагает следующие моменты: наличие комплекса творческих учебно-профессиональных задач; наличие методических рекомендаций у преподавателя по организации творческой учебно-профессиональной деятельности студентов; обеспечение студентов научно-методической литературой; свободный доступ их в сеть Интернет и свободное пользование библиотечными ресурсами (университетская библиотека, онлайн, национальный цифровой ресурс «Руконт» и др.). Необходимо также позаботиться и о технической стороне процесса обучения, которая включает пакет компьютерных программ (обучающих, диагностирующих), специализированные аудитории (компьютерные, с мультимедиа, с интерактивной доской).

Седьмое условие. Эффективность развития креативного потенциала студентов зависит от учета особенностей его развития на каждой стадии обучения. Так, на первой стадии развития креативного потенциала - это стадия адаптивно-ориентирующая - происходит адаптация студентов к обучению в вузе, которая проходит не без трудностей. Новая организация занятий, взаимоотношения с сокурсниками, отличие школьных оценок от вузовских (не в лучшую сторону), увеличение объема нагрузки, построение отношений с преподавателями и др. - всё это влияет на дальнейшее отношение студентов к учебе, на развитие их личностных качеств и на успешность адаптации в вузе.

В этот период студенты, изучая дисциплину «Введение в педагогическую деятельность», получают первоначальные знания о будущей профессии. Исследование показало, что ознакомление студентов как будущих учителей с такими понятиями, как «творчество учителя», «творческие мастерские», «педагогическая креативность», «креативный потенциал», а также применение диагностик, направленных на выявление их личностных и профессиональных качеств, попытки ответа на вопрос «ту ли я выбрал профессию?», организация творческой учебно-профессиональной деятельности, - всё это в целом повышает мотивацию студентов к обучению, увеличивает значимость выбранной ими профессии и способствует развитию их креативного потенциала.

На второй стадии развития креативного потенциала - это базовая стадия - студенты знакомятся с педагогической деятельностью в реальных условиях - на педагогической практике, у них появляются самостоятельные попытки проявления самореализации и саморазвития. На данном этапе важно «не отбить» их положительное отношение к своей будущей профессиональной деятельности. При этом необходимо включать студентов во все мероприятия института, где они могли бы реализовать себя, например, важно их участие в научно-практических конференциях, в ежегодной внутривузовской олимпиаде по педагогике и в ежегодных внутриву-зовсих конкурсах.

На третьей стадии - стадия креативно-продуктивная - происходит осознание будущим учителем себя как профессионала. Она характеризуется целенаправленным применением и активизацией креативной грамотности, креативными умениями и способностями при решении учебно-профессиональных задач, а также устойчивой мотивацией к осуществлению креативной педагогической деятельности. На этой стадии обучения студентов по своей профессии у них возникает удовлетворенность от самореализации и саморазвития.

Таким образом, данным исследованием нами было показано, что учет описанных выше условий способствует повышению у студентов вуза уровня развития их креативного потенциала.

Список литературы:

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

3. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3535.

4. Шаров, А.С. Рефлексия в развитии и становлении человека / А.С. Шаров // Ежегодник РПО. Психология в системе наук. Междисциплинарные исследования. - М., 2002. - Вып. 1. - Т. 9. - С. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.