Научная статья на тему 'Формирование и развитие креативной компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования'

Формирование и развитие креативной компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1749
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / THE MODERN SOCIAL-AND-PEDAGOGIC VALIDITY / SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL-AND-PEDAGOGICAL TRAINING / CREATIVE COMPETENCE / FORMATION AND DEVELOPMENT / CREATIVELY DEVELOPING EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тутолмин Александр Викторович

Рассматривается проблема креативного и гуманистического обновления профессионально-педагогического образования в России. Анализируется современное состояние теории и практики профессиональной педагогической подготовки учителей. Обоснованы концептуальные основы формирования и развития креативной компетентности будущего учителя с учётом тенденций современной социально-педагогической действительности, перспектив и стратегий развития педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of creative competence of a future teacher in the process of professional training within the system of continuous teachers' education

The article considers the problem of creative and humanistic updating in professional teachers' training in Russia and analyzes the current state of its theoretical and practical bases. The conceptual bases for the formation and development of creative competence of a future teacher are presented with a glance to tendencies of the modern social-and-pedagogical reality, and to prospects and development strategies of a pedagogical science.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие креативной компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

49

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 2

УДК 371.123 (043.3)

А.В. Тутолмин

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема креативного и гуманистического обновления профессионально-педагогического образования в России. Анализируется современное состояние теории и практики профессиональной педагогической подготовки учителей. Обоснованы концептуальные основы формирования и развития креативной компетентности будущего учителя с учётом тенденций современной социально-педагогической действительности, перспектив и стратегий развития педагогической науки.

Ключевые слова: современная социально-педагогическая действительность, система непрерывного педагогического образования, будущий учитель, профессионально-педагогическая подготовка, креативная компетентность, формирование и развитие, творчески развивающее образовательное пространство.

В современном российском обществе происходят кардинальные преобразования в политической и социально-экономической сферах. Реагируя на существующие реалии, меняется и система отечественного образования, что обусловливает потребность в учителях, способных осуществлять инновационное обучение и творческое развитие учащихся компетентно, творчески, профессионально.

С позиций гуманистической парадигмы главной ценностью образования признается способность субъекта к самореализации в профессиональной деятельности с опорой на творческий потенциал. Эффективность профессионального развития будущего учителя заключается в профессиональной компетентности, становлению которой и способствует непрерывное педагогическое образование.

Предварительное исследование проблемы позволило нам установить отсутствие в педагогике целостного знания: о сущности творческой компетентности; о закономерных связях и методологических основах профессиональной подготовки, способствующей становлению у студента-педагога творческой компетентности; об адекватном творчески развивающем образовательном пространстве и способах его создания в современной ситуации модернизации профессионального педагогического образования; о научно обоснованной логической последовательности развития творческой компетентности будущего учителя и соответствующем методико-технологическом обеспечении данного процесса [12].

Рассмотрение различных оснований для творчества в труде учителя и сущности профессиональной компетентности как интегральной характеристики личности учителя современной школы позволило определить творческую компетентность как интегративную профессионально-личностную характеристику учителя, обеспечивающую ему успешность деятельности в типовых и неординарных педагогических ситуациях. В структуру творческой компетентности входят общекультурная эрудиция и педагогическое мышление; специальные профессиональные способности и умения; творческая готовность, образуемая комплексом творчески значимых личностных качеств. Тесная взаимосвязь структурных компонентов характеризует профессионально-творческую компетентность как системное качество.

Учитель, решая бесчисленные учебно-воспитательные задачи, работает в постоянно меняющихся обстоятельствах. Ему приходится реализовывать в своей работе нестандартные подходы, опосредованные особенностями «объективно-субъективного созидания» в процессе педагогического взаимодействия с учащимися. Поэтому профессиональный рост будущего учителя напрямую зависит от эрудиции в области креативной психологии и инновационной педагогики и способности мобилизовать и актуализовать знания в ситуации неопределенности для принятия творческих решений в условиях многогранного педагогического процесса.

Закономерность как объективно существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений и процессов, отражает многообразие их взаимодействия и отношений [7. С. 42]. При рассмотрении современного состояния проблемы становления и развития творческой компетентности будущего учителя обнаружены такие устойчивые зависимости, как:

- зависимость результативности профессиональной подготовки будущего учителя от социальных приоритетов, в соответствии с которыми современному обществу нужны активные, предприимчивые, творчески мыслящие и действующие личности, способные осуществлять созидательное движение к общественному прогрессу;

- зависимость развития творческой личности будущего учителя от сложности социальноэкономических условий жизни общества, существования различных взглядов на проблему;

- обусловленность содержания профессионального педагогического образования реальными и потенциальными возможностями будущих учителей;

- зависимость развития творческой компетентности будущих учителей от научно обоснованного использования психологических механизмов и педагогических технологий;

- зависимость эффективности формирования и развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя от неравномерности психического развития личности.

Как показал системный анализ состояния подготовки будущих учителей, тенденциями (лат. tendenzo - направленность) современного педагогического образования являются:

- ориентация учебных заведений на улучшение качества подготовки специалистов;

- изменение целевой ориентации системы профессионального образования на формирование компетенций;

- переход от массовых, коллективных форм обучения студентов к индивидуальным, к развитию творческих способностей на основе самообразования, саморазвития, самосовершенствования;

- выдвижение приоритетной гуманистической направленности современного педагогического образования;

- обращение к научным стратегиям креативной психологии и инновационой педагогики на основе учёта отечественного и международного научно-педагогического наследия.

Закономерности и тенденции современного педагогического образования находят своё выражение в реализации соответствующих им принципов.

В ходе исследования нами определены основные принципы, лежащие в основе моделируемого процесса формирования и развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя.

Принцип единства формирования и развития в процессе становления профессиональнотворческой компетентности будущего учителя. Стратегия формирования предполагает «интервенцию» - вмешательство извне во внутреннее психологическое пространство личности, навязывание ей выработанных обществом способов, приёмов деятельности, норм и оценок. Таким образом, формирование - это развитие, детерминируемое извне. Оно обеспечивается научно обоснованными педагогическими средствами, методами и технологиями [10].

Стратегия развития заключается в актуализации личностного потенциала учащегося в процессе обучения и воспитания, раскрытия заложенных в нём возможностей; самоактуализации, обеспечивающей предупреждение тупиков интеллектуального, социального, духовного и физического, а также творческого развития. Процесс развития обеспечивается внутриличностными механизмами самопознания (через самонаблюдение, саморефлексию), самореализации и самосовершенствования.

Оба подхода объективно закономерны, так как обусловлены двумя источниками содержания образования. Первым источником является окружающая педагогическая реальность - природа, социум, школа, вуз, учащиеся. Другим источником является сам будущий учитель, творческий потенциал его личностного развития и самосовершенствования.

Принцип единства системного, компетентностного, личностно-развивающего подходов в становлении и развитии творческой компетентности будущего учителя. Общенаучный уровень методологии педагогики представлен системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов педагогической действительности. Он ориентирует педагога-исследователя на необходимость подхода к явлениям педагогической действительности как к способам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Системный подход «ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого» [13. С. 99-100].

Компетентностный подход обеспечивает качество современного образования. Овладение различного рода компетенциями становится главной целью и результатом процесса обучения. По существу, управление качеством образования, в том числе и профессионального, начинается с определения состава тех компетенций, которые должны быть освоены в учебном процессе как образовательные результаты. Использование компетентностной модели в современном образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов обучающихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции "усвоения знаний". Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучаемыми таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Личностно-развивающий подход рассматривается как определённым образом организованное профессиональное образование, в процессе которого взаимодействие субъектов обучения в максимальной степени ориентировано на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.

Уровень активности субъекта деятельности определяет её личностно-развивающий характер -

Э.Ф. Зеер называет этот вид деятельности доминантным (в отличие от ведущей деятельности, которая задаётся личности системой воспитания и обучения). Очевидно, что содержание и технологии обучения, учебная мотивация, личностный смысл определяют развивающий потенциал деятельности. В профессиональном образовании представлены различные и «многоплановые» виды деятельности, каждая из которых при определённых объективных условиях становится доминантной, определяющей развитие личности. Для реализации личностно-развивающего подхода важно не только организовать учебнопознавательную деятельность, но и сделать её профессионально направленной [6. С. 64-69].

Принцип творческой направленности образовательного процесса на всех этапах педагогической профессионализации. Профессиональная направленность образовательного процесса обеспечивается созданием необходимых условий для творческого проявления личности будущего учителя в целях, содержании, формах, методах и результатах профессионально-образовательной деятельности. Творческая направленность образовательного процесса предполагает учёт особенностей личности и деятельности обучающихся и обучающих. Реализация принципа творческой направленности заключается во всемерном содействии студентам-педагогам в стремлении стать, быть и оставаться творческой личностью, которое помогает им преодолевать трудности и препятствия в своей работе. Сформированная творческая направленность определяет восприятие и логику поведения, весь облик будущего учителя. Наряду с познавательной и социальной направленностью профессионально-творческая направленность должна пронизывать все стороны педагогической профессионализации студентов: теоретическую, практическую подготовку, а также профессионально-личностное развитие.

Принцип непрерывности и преемственности становления и развития творческой компетентности будущего учителя. Этот принцип выражает временную и пространственную связь этапов, ступеней педагогического образования, их непрерывность и дискретность. В процессе педагогической профессионализации непрерывность означает поступательное овладение новыми знаниями, технологиями, профессионально и личностно-значимыми качествами. Дискретность позволяет видеть некоторую завершённость развития.

Внутренним механизмом непрерывности в педагогической подготовке является преемственность, предполагающая сохранение на каждом новом этапе базовых компетенций как результата предшествующих этапов и возможность продвижения в профессионально-творческом становлении.

Соблюдение принципа непрерывности и преемственности в процессе становления и развития творческой компетентности обеспечивает единство теоретической, практической и творческой подготовки. Содержание теоретических знаний на каждом этапе педагогической профессионализации должно соответствовать практическому опыту и степени готовности к преобразованию в способности и качества личности будущего учителя.

Непрерывность и преемственность становления и развития творческой компетентности достигается за счёт построения единого творчески развивающего пространства в системе педагогического образования будущего учителя. Пространство непрерывности в нашем исследовании простирается от педагогических классов и педагогических колледжей до творческого самосовершенствования в условиях послевузовского самообразования.

Принцип взаимообусловленности обобщённой образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута будущего учителя. Под образовательной траекторией понимается линия продвижения студентов-педагогов в образовательном пространстве на всех этапах профессионализации. Обобщённую образовательную траекторию задают задачи, согласующиеся со стандартами педагогического образования, через решение которых должны проходить все будущие учителя. Индивидуальный образовательный маршрут отражает особенности движения конкретного студента-педагога по обобщённой образовательной траектории, что обусловлено индивидуальным своеобразием каждого студента и качеством образовательной среды.

Реализация данного принципа требует гибкости, мобильности и оптимальности в отборе содержания психолого-педагогического образования, в разработке индивидуальных учебных планов, программ и технологий развития творческой компетентности будущего учителя.

Принцип формирования ориентировочно-поисковой позиции будущего учителя по отношению к любым аспектам своего педагогического опыта. Суть принципа состоит в сочетании научноисследовательской и учебно-педагогической деятельности в профессиональном становлении будущего учителя. В данном принципе находит своё яркое выражение тенденция развития профессиональной свободы, творческой самореализации будущего учителя. Владение исследовательским методом познания педагогической действительности обеспечивает будущему учителю высокую результативность и успешность педагогического труда.

Реализация принципа поисковой ориентации в процессе педагогической профессионализации требует последовательного перевода будущего учителя с учебно-познавательной деятельности на начальном этапе развития творческой компетентности на учебно-исследовательскую деятельность на этапе изучения «систематического» курса и затем на доминантную научно-исследовательскую деятельность. В результате у студентов-педагогов формируется творческий (содержательно-обобщающий) подход к анализу и разрешению проблемных педагогических ситуаций.

Охарактеризованные выше принципы реализуются в процессе педагогического образования, построенного как система организации целенаправленного развития творческой компетентности будущего учителя.

Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя обусловлено внешними (объективными) и личностно-обусловленными (субъективными) факторами [1. С. 49].

Как известно, одна из специфических черт педагогической деятельности - многофакторность образовательного процесса. Успех становления и развития готовности к творческому педагогическому труду у студентов в процессе непрерывного педагогического образования зависит от влияния многих факторов: СМИ, литературы и искусства, формальных и неформальных контактов с людьми, этнопсихологического влияния семьи, воспитательно-образовательной работы и самообразования, субкультуры и творческого саморазвития.

Однако это не принижает роли научно обоснованного управления процессом педагогической профессионализации будущих учителей. В своей работе мы подчёркиваем особое значение «педагогической взаимореализации» - взаимовлияния преподавателя и студентов, их педагогического сотворчества в становлении и совершенствовании профессионального мастерства последних [4]. Такое «управление-содействие» может продуктивно осуществляться при наличии системы педагогических условий, выполняющих роль внешних факторов развития творческой компетентности будущего учителя. К факторам объективного порядка, усиливающим влияние творческой подготовки, мы относим единство профессионального и субъектного, обеспечение непрерывности педагогического образования, научно обоснованное управление процессом становления творческой компетентности будущего учителя, субъектно-деятельностный подход к профессиональной подготовке специалиста, становление творческой готовности к сотрудничеству учёного и студента.

Решающим фактором субъективного порядка, то есть развития творческой компетентности будущего учителя, может и должно стать творческое саморазвитие личности. Его составными компонентами являются:

- самовоспитание через мотивацию, регуляцию, реализацию качеств личности;

- самоорганизация посредством упорядочения знаний, умений и навыков, опыта алгоритмической деятельности, а также опыта творческой деятельности;

- самообразование и самоподготовка через усвоение педагогических знаний, профессиональных умений и навыков, развитие гностической самостоятельности и творческого мышления студентов;

- самодетерминация через инициацию надситуативной, поисковой и сверхнормативной активности, обеспечивающей творческую самореализацию в деятельности и общении;

- самоконтроль и самокоррекция, осуществляющиеся посредством постановки проблем и задач, выбора критерия деятельности, самооценки результатов.

Анализ образцов творческого саморазвития личности учителя показывает, что стратегии творческого саморазвития определяются, с одной стороны, потребностями в профессиональном самосовершенствовании, а с другой - степенью осознания и самопознания своих сильных и слабых профессионально-личностных качеств [2. С. 143].

Осуществляя экспериментально-исследовательскую деятельность по выявлению системы факторов, приводящих в движение по «нужному руслу» механизм развития творческой компетентности будущего учителя, мы особое внимание уделяли фактору мотивационной заинтересованности студентов в профессиональном самосовершенствовании. Когнитивно-педагогическая потребность (удовольствие размышлять, радость узнавать и исследовать, заинтригованность психологопедагогической «магией» диагностирования, прогнозирования и влияния на учащихся) стимулирует как общие способности, так и педагогические, а также специфические - творческие способности.

Фактор внутреннего побуждения к учебно-творческой деятельности - когнитивная потребность

- это тот фундамент, на котором должна строиться педагогическая подготовка будущего учителя. Пытливый, исследовательский ум неминуемо приводит студента к осознанию законов творчества в познавательном процессе и педагогической деятельности учителя. Познание законов творчества наряду с базовой теоретической готовностью студента существенно повышает общую профессиональную компетентность современного учителя [8].

Другим значимым фактором субъективного порядка является совокупность профессиональноличностных качеств, необходимых для осуществления творческой педагогической деятельности. Вопрос о профессионально важных качествах ставится многими исследователями во главу угла подготовки будущего учителя и педагогической деятельности - одной из самых творческих областей человеческого труда. В ней учитель выступает как целостная личность, сочетающая в себе разносторонние знания, высокую культуру, искреннюю любовь к детям, заботу о защите их прав и интересов, творческий подход в решении задач воспитания и обучения. Это может быть достигнуто за счёт овладения приёмами, умениями, средствами, которыми пользуются учителя-мастера при стимулировании творческого потенциала личности. «Предусмотреть и спланировать каждый шаг, - справедливо замечает Л.Л. Шевченко, исследуя сущность педагогического творчества, механизмы его активизации и управления, - практически невозможно. Чтобы успешно обучать и воспитывать детей, помимо знания общих закономерностей развития личности ребёнка и теоретических основ организации педагогической деятельности учитель должен быть готов адекватно реагировать на изменения, происходящие как в социальной жизни общества, так и в личности ребёнка. Для этого учитель должен активизировать свой творческий потенциал, развить в себе творчество» [15. С. 10].

Определённые в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» стандарты общепедагогического профессионализма строго очерчивают рефлексивные, профессиональнодеятельностные параметры, а также стандарты владения педагогом основами социальнопсихологической регуляции [5. С. 2-60]. К творчески значимым качествам личности как приоритетным факторам субъективного порядка мы относим: педагогическую проницательность, действенную педагогическую эмпатию, актуализирующуюся креативность, педагогическую рефлексию.

Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя полноценно осуществляется в рамках специально организованной образовательной системы, охватывающей начальную (педагогические классы, младшие курсы педагогических училищ), среднюю (педагогические колледжи) и высшую ступени профессионального педагогического образования и условно определяемой нами как система непрерывного педагогически организованного профессионального образования. Оптимальность функционирования системы педагогического образования обеспечивается созданием творческой атмосферы на всех ступенях обучения.

Система управления педагогическим образованием предполагает планирование, организацию, и регулирование процесса становления и развития творческой компетентности будущего учителя и управление им каждой ступени его профессиональной подготовки и состоит из трёхступенчатой последовательности погружения студентов в изучение пропедевтического, систематического, научного

курсов. Каждый курс профессиональной подготовки пронизывает творческий подход, согласно которому учебная деятельность направляется на решение профессионально-творческих задач посредством перевода учебной деятельности студента-педагога в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую деятельность на основе овладения обобщёнными способами учебнотворческой, педагогической деятельности и саморегуляции творческим состоянием личности.

Систему педагогических условий образуют общие (системный подход, творчески развивающее образовательное пространство, оптимальное функционирование системы профессионализации, непрерывность педагогического образования), частные (компетентностный подход, единство теоретической, практической и творческой подготовленности) и специфические (личностно-развивающий подход, творческое саморазвитие и самосовершенствование) условия.

Технологическую систему развития творческой компетентности будущего учителя образуют: формы (спецсеминары, практикумы, тренинги), методы (традиционные методы; методы инновационного образования для повышения уровня креативной грамотности; методы проблемного характера, способствующие повышению уровня мотивационной направленности на педагогическое творчество; творческие методы, направленные на стимулирование личностной вовлечённости в творческий педагогический процесс: практикум и тренинг), средства (учебные пособия, фолии, мультимедийные обучающие программы, дидактические материалы).

Управляемая система состоит из ключевого интегративного компонента, представляющего предмет целенаправленной деятельности управляющей системы - творческой готовности (комплекса творчески значимых личностных качеств), стимулирующей теоретическую (педагогические знания в области классической и креативной педагогики) и практическую (психолого-педагогические творческие умения) профессиональную подготовку [9].

Результатами реализации модели развития творческой компетентности будущего учителя становятся творческие способность и готовность будущего учителя к творчеству в педагогической деятельности. Система педагогической профессионализации обеспечивает единство профессиональнообразовательной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов на различных ступенях педагогического образования, ориентируя личность будущего учителя на принятие и проведение в жизнь новых образовательных стратегий и технологий.

Процессуальный уровень модели составляют общая образовательная траектория профессионализации всех студентов, дифференциация образовательных маршрутов конкретных студентов с определённой профессионально-типологической предрасположенностью, стратегия педагогической поддержки будущего учителя в творческом становлении и саморазвитии.

Авторскую методику развития творческой компетентности будущего учителя музыки составили: метод составления индивидуальных студенческих глоссариев, метод индивидуальной интерпретации опорных схем к занятиям музыкально-педагогической подготовки, метод информационнометодического обеспечения самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов-педагогов, самостоятельной работы студентов с материалами рабочей тетради на печатной основе, метод «устных журналов» (подготовки и проведения студенческих педагогических олимпиад, конкурсов педагогического мастерства), метод креативной драматургии (студенческой импровизированной театрализации педагогических миниатюр).

В процессе работы специального семинара «Креативная компетентность педагога начального образования» были реализованы: 1) лекции по креативной психологии и инновационной педагогике, стимулирующие творческое саморазвитие студентов; 2) практикум по развитию творческой готовности к педагогическому труду; 3) тренинг по развитию и обогащению профессионально-творческих умений и способностей. Специфика развития творческой компетентности будущего учителя этнопе-дагогической транскрипцией экспериментальной методики. Анализ результатов применения системы нежёстких алгоритмов обучения студентов педагогическому мастерству и творчеству позволил выявить положительную динамику в развитии творческой компетентности будущих учителей.

В соответствии с общенаучным системным подходом к исследованию проблем в области профессионального образования мы выявили комплекс условий эффективности становления и развития творческой компетентности будущего учителя. Наиболее общими организационно-педагогическими условиями становления и развития творческой компетентности будущего учителя являются: обеспечение системного подхода к педагогическому образованию будущих учителей; научно обоснованная

организация, управление и руководство процессом педагогической профессионализации в процессе педагогического образования; создание единого творчески развивающего образовательного пространства на всех ступенях педагогического образования, развивающей творческой атмосферы на каждом учебном занятии; реализация принципов непрерывности, преемственности и системной целостности в организации процесса педагогической профессионализации [14].

Положительный опыт творческой деятельности отечественных педагогов-исследователей базируется на «педагогике сотрудничества». Суть эффективности педагогической технологии сотрудничества состоит в создании атмосферы партнёрства, со-творчества педагога и учащегося. При этом внешний фактор - образовательное пространство - становится не менее важным, чем инновационные технологии обучения и воспитания, условием разностороннего, свободного и творческого развития обучающегося.

Внутреннее психологическое пространство личности интегрируется в образовательное пространство, насыщенное атмосферой всесторонней увлечённости познанием, обеспечивающее таким образом развитие целостного «ноосферного» мышления и творческого поведения в различных видах деятельности. Сопряжение, резонирование личностных пространств педагога и учащихся, при всей сложности их функционирования, делает образовательное пространство целостным и обеспечивает возможность выхода учебного процесса за пределы отдельных учебных дисциплин. При этом содержательное, понятийное, методическое расширение происходит не формально на уровне методов, приёмов, расписания, а как воспринятое и личностно присвоенное каждым участником образовательного процесса - педагогом и учащимся.

Преобразованию средовых факторов - воспитательной, образовательной, развивающей, информационной, деятельной среды учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования - в единое творчески развивающее пространство способствует упорядочение курсов обучения, профессионального развития и творческого саморазвития соответствующими ступенями педагогической профессионализации: пропедевтической, систематической, научно-

исследовательской (по аналогии с идеями научного подхода С.И.Гессена) [3].

Основной психологический механизм преобразования средовых факторов, внутренних «персональных и интерперсональных подпространств», обладающих свойствами взаимопроникновения и взаимопревращения, заключается: а) в усвоении студентами-педагогами накопленного научного и эмпирического педагогического опыта; б) в преобразовании, обогащении и развитии собственного и существующего педагогического опыта [3].

Стратегии интериоризации, экстериоризации, проблематизации и рефлексии реализуются посредством переосмысления будущим учителем образцов творческой деятельности преподавателей, культуры учебно-творческого труда отдельных студентов. Собственные педагогические эвристики студента-педагога, прошедшие «обкатку» в процессе профессионального обучения, выходят за рамки сугубо учебной профессионализации и находят применение в научно-исследовательской деятельности, на педагогической практике в школе, во внеучебной общественно значимой и, наконец, досуговой деятельности.

Основными направлениями формирования творчески развивающего образовательного пространства (ТРОП) в процессе непрерывного педагогического образования может, наряду с педагогически организованным обучением и воспитанием, и должна стать психолого-педагогическая поддержка творческого саморазвития будущего учителя, для чего необходимо создать гуманистическую атмосферу «сотрудничества и со-творчества» в опоре на личностно-ориентированный и компетент-ностный подход [11].

Построение ТРОПа невозможно без соответствующего обновления содержания образовательной программы, учебно-методического сопровождения развития профессионально-творческой компетентности в процессе педагогического образования, а также качественной перестройки с ориентацией на инновационное обучение всех участников творческой профессионализации: руководителей образовательных учреждений системы педагогического образования, педагогических коллективов (секций, предметно-цикловых комиссий, кафедр), отдельных педагогов и, наконец, студентов.

Определяющую роль в формировании ТРОПа играет высший орган управления образовательного учреждения (например, в педвузах - учёный совет). Будь то педагогический совет школы, педагогический колледжа, совет факультета вуза - в системе педагогического образования они интегри-

рованно и в определённой степени автономно выполняют координирующую функцию в деле созидания единого образовательного пространства, ориентирующего попадающих в него участников педагогической профессионализации как обучающихся, так и обучающих на творческое саморазвитие и самосовершенствование.

В нашем опыте именно учёный совет факультета педагогики и методики начального образования, поддержав инновационную идею проблемной группы под руководством автора данной работы, координировал усилия всего педагогического коллектива и сотрудников факультета, мотивируя их на создание ТРОПосферы через освоение языка и методов, специфических функций креативной педагогики и психологии творчества; через создание условий для интеграции изучаемых студентами-педагогами научных дисциплин общекультурного базового, специального психологопедагогического и методического циклов дисциплин профессионального образования.

Понятийный аппарат «креатики» (креативной педагогики и психологии), методология, методы и специфический функционал инновационного педагогического образования становятся действенным механизмом построения ТРОПа.

В результате научно обоснованной организации работы по профессиональной подготовке педагогических кадров в сфере образования формируется и развивается «креативное поле» - ТРОП - создающее условия для проявления и развития творческого потенциала будущих учителей и компетентности.

Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего учителя, обеспечиваемый профессорско-преподавательским составом кафедр (в вузе), заключается в создании и использовании в педагогических целях именно творчески развивающего образовательного пространства.

При этом конкретными задачами такой работы являются: проектирование и конструирование системы разнообразных, в том числе и творческих видов деятельности, позволяющих студентам-педагогам деятельно входить в мир творческого труда учителя, «проживать» образцы педагогического творчества, обеспечивающие развитие способности к творческой самореализации, пониманию своего творческого потенциала; проектирование творческой атмосферы, настроя для реализации учебно-творческой деятельности обучающихся с целью расширения возможностей для творческого роста и самосовершенствования в профессиональной и жизнедеятельности; использование ресурсов и возможностей специализации и курсов по выбору студента-педагога; использование информационных и медиаресурсов.

Частными, методико-технологическими условиями, влияющими на становление и развитие творческой компетентности будущего учителя выступают: обеспечение компетентностного подхода к педагогическому образованию будущих учителей; реализация принципов гибкости, мобильности и оптимальности методического сопровождения и технологического обеспечения процесса развития творческой компетентности будущего учителя; овладение будущим учителем культурой педагогического труда, технологиями инновационного обучения, воспитания и творческого развития школьников; вхождение в творческую лабораторию учителя посредством перерастания учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности студентов-педагогов в научноисследовательскую деятельность; активизация научно-исследовательского сотрудничества студента и педагога-учёного.

Специфическими личностно-развивающими условиями эффективности становления творческой компетентности выступают: обеспечение личностно-развивающего подхода к педагогическому образованию будущих учителей; обогащение педагогической профессионализации будущего учителя знаниями в области креативной педагогики и психологии о творческой педагогической деятельности, предметном, методическом, коммуникативном творчестве учителя; обеспечение интегрирования психолого-педагогических умений будущего учителя в профессионально-творческие умения; развитие структуры творческой готовности личности будущего учителя к педагогическому труду через оптимизацию интеллектуального и духовного, социального и индивидуального, нормативного и творческого развития.

Выявленные условия могут и должны реализовываться в единстве и определённой иерархии. Каждое из условий развития творческой компетентности будущего учителя вполне самостоятельно в силу своей специфики и назначения. Свой творчески развивающий потенциал они раскрывают наиболее полно лишь в совокупности.

Мониторинг динамики развития творческой компетентности будущего учителя осуществлялся в рамках определённого учебного курса (педагогика, психология, частные методики), от курса к курсу (пропедевтического, систематического, исследовательского), с учётом эффективности инновационной образовательной технологии и совокупности педагогических условий. Оценке подлежали приращения в когнитивном (КЭ - креативная эрудиция), деятельностном (ТУ - творческая умелость), мотивационном (ТГ - творческая готовность) компонентах развития творческой компетентности.

Процедура нахождения индексов развития компонентов и совокупного баллового показателя развития творческой компетентности заключалась в последовательном вычислении обобщённых значений развития компонентов искомого качества у каждого испытуемого, группы испытуемых на каждой ступени педагогического образования, всей экспериментальной выборки в целом.

Сравнительный анализ обобщённых средних баллов на завершающем этапе по отношению к предыдущим этапам показал положительную динамику развития творческой компетентности будущего учителя [15. С. 150-151]:

Разработанная нами концепция становления и развития творческой компетентности будущего учителя базируется на системном понимании педагогической действительности. Доказано, что обеспечение развития творческой компетентности будущего учителя зависит от специально организованного творчески развивающего образовательного пространства региона (школа-училище-колледж-вуз), где учитываются реальные образовательные возможности, индивидуальные интересы и способности учащихся. Такое пространство характеризуется творческой атмосферой сотрудничества и сотворчества. В соответствии с профессионально-типологической принадлежностью каждый учащийся, студент получает возможность для самореализации, выбора индивидуального образовательного маршрута, дифференцированных заданий для творческого саморазвития.

Реализация разработанной нами концепции становления и развития творческой компетентности будущего учителя в системе педагогического образования обеспечивает новое, научно обоснованное повышение качества педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Доровской А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 212 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюл. Госкомитета РФ по высшему образованию. 1996. №2. С. 2-60.

6. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2001.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.

8. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста: акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования НИИ РАО. Бийск, 2004.

9. Лукьянова М.И. К проблеме изучения профессионально-личностных характеристик педагога // Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования. Казань, 1997.

10. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

11. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.

12. Сластёнин В.А. Личностный потенциал учителя // Подготовка учителя начальных классов и творческой педагогической деятельности. М., 19 9 3.

13. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. М., 1990.

14. Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога: методика ианализ эксперимента. Глазов: Глазовский гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2006.

15. Шевченко Л.Л. Педагогическое творчество. М.: Соборъ, 1996.

Поступила в редакцию 10.01.12

A.V. Tutolmin

Formation and development of creative competence of a future teacher in the process of professional training within the system of continuous teachers’ education

The article considers the problem of creative and humanistic updating in professional teachers' training in Russia and analyzes the current state of its theoretical and practical bases. The conceptual bases for the formation and development of creative competence of a future teacher are presented with a glance to tendencies of the modern social-and-pedagogical reality, and to prospects and development strategies of a pedagogical science.

Keywords: the modern social-and-pedagogic validity, system of continuous pedagogical education, future teacher, professional-and-pedagogical training, creative competence, formation and development, creatively developing educational space.

Тутолмин Александр Викторович, доктор педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Г лазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» 427621, Россия, УР, г. Глазов, ул. Первомайская, 25 E-mail: Lindt-tutolmin@yandex.ru

Tutolmin A.V.,

doctor of pedagogical sciences, associate professor Glazov State Pedagogical Institute 426067, Rusia, Udmurtia, Glazov, Pervomaiskaya st., 25 E-mail: Lindt-tutolmin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.