Научная статья на тему 'Профессионально-творческая компетентность в структуре педагогической культуры учителя'

Профессионально-творческая компетентность в структуре педагогической культуры учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1785
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVITY / PEDAGOGICAL CULTURE / TEACHER PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL-CREATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Юлия Геннадьевна

В статье рассматривается профессиональная педагогическая культура учителя и его профессионально-творческая компетентность в ее структуре. Анализ особенностей и ценностей педагогической деятельности, учет необходимости преобразования и усовершенствования современной педагогической системы позволяют сделать вывод о целесообразности такой организации образовательного процесса, которая предполагает формирование профессионально-творческой компетенции учителя на основе системы внутренних мотивов и ценностей, профессиональных знаний и психолого-педагогических умений, а также готовности к творческому педагогическому труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper centers on professional-creative competence as a component of professional pedagogical culture. Having analyzed the peculiarities and values of pedagogical activity as well as having taken into consideration the necessity of contemporary pedagogical system improvement, the author maintains that educational process should be centered on the teachers professional-creative competence, professional knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Профессионально-творческая компетентность в структуре педагогической культуры учителя»

УДК 378

Ю.Г. Антонова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

В статье рассматривается профессиональная педагогическая культура учителя и его профессионально-творческая компетентность в ее структуре. Анализ особенностей и ценностей педагогической деятельности, учет необходимости преобразования и усовершенствования современной педагогической системы позволяют сделать вывод о целесообразности такой организации образовательного процесса, которая предполагает формирование профессионально-творческой компетенции учителя на основе системы внутренних мотивов и ценностей, профессиональных знаний и психолого-педагогиче-ских умений, а также готовности к творческому педагогическому труду.

креативность, педагогическая культура, профессионализм учителя, профессиональнотворческая компетентность, творческая деятельность.

Важнейшим ресурсом современного общества является его интеллектуальный потенциал, представленный людьми, реализовавшими творческие, профессиональные, интеллектуальные и организаторские способности. Социальноэкономические и политические изменения в Российском государстве начала XXI века обусловливают необходимость реформирования структуры образовательной системы и ее отдельных элементов. Главная задача, стоящая перед современной школой в России, состоит в максимальном раскрытии и развитии потенциала личности, формировании ее как субъекта социальной и профессиональной жизни, подготовке ее к самоопределению, самореализации и самосовершенствованию. Новая школа призвана обеспечить всестороннее развитие человека на основе его способностей и талантов. Ряд государственных документов определяет такие стратегические задачи, как ориентация содержания образования на обеспечение самоопределения личности, создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности '.

В связи с этим пристальное внимание государства и общества обращено на проблемы подготовки учителя. Востребованность учителя-профессионала

1 Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 17.09.2009) «Об образовании» // КонсультантПлюс ; Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Там же ; Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ // Там же ; Послание Президента РФ Федеральному собранию от 05.11.2008 г. // Там же.

делает актуальным вопрос развития его профессиональной педагогической культуры и профессионально-творческой компетентности.

Профессионально-педагогическая культура является «способом творческой самореализации личности учителя в различных видах педагогической деятельности и общения» 2, определяет способность учителя анализировать свою деятельность и осмысленно ее преобразовывать. По мнению В.А. Сластёнина, составляющими педагогической культуры являются профессионализм личности учителя и профессионализм педагогической деятельности, находящиеся в диалектическом единстве. Профессионализм личности отражает высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, креативности, а также мотивационные установки и ценностные ориентации на прогрессивное развитие специалиста. Профессионализм деятельности подразумевает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, позволяющих продуктивно осуществлять деятельность 3. Таким образом, становление профессионализма связано как с развитием личностно-профессиональных качеств, так и с достижением профессионального мастерства.

Для определения профессионально значимых качеств личности учителя обратим внимание на особенности педагогической деятельности. Согласно типологии В.И. Андреева, профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта, то есть предполагает как творческое осмысление окружающей действительности, так и собственное творчество, является сплавом науки и искусства 4.

Особенностью педагогической деятельности является и то, что личность педагога выступает важнейшим условием ее осуществления. Учитель становится активным соавтором содержания образования, что требует от него активного включения в систему своих ценностных ориентаций, установок на развитие творческого стиля мышления. Творческое саморазвитие педагога, когда он выступает субъектом своего профессионального развития, - высший уровень его профессионального становления. Учитель произвольно направляет и регулирует свою деятельность, творчески подходит к решению педагогических задач. Приобретение новых знаний и умений в свою очередь приводит к развитию новых психологических способностей. Переживание собственных возросших потенций становится главным мотивом поиска новых, трудных ситуаций и нестандартных способов их решения. Таким образом, в процессе творческого саморазвития происходит становление педагога не только как субъекта профессиональной деятельности, но и как личности.

2 Сластёнин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 4.

3 Там же. С. 5.

4 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань : Изд-во Каз. ун-та, 1988. С. 16-20.

Другой характерной чертой педагогической деятельности является тот факт, что в ее основе лежит взаимодействие учителя и ученика. Цели, организация и оценка успешности деятельности педагога отражают деятельность ученика. Педагог должен воспринимать свою учебно-воспитательную деятельность как целостный процесс формирования личности, выступать организатором социально-педагогических условий, обеспечивающих развитие и становление личности, что объективно требует сформированности у учителя готовности к организации профессиональной творческой деятельности. Под готовностью понимается осознание себя как творческой индивидуальности, наличие творческой активности, самостоятельности, знаний, умений, навыков, опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности; потребность в творческом взаимодействии с учащимися 5. Профессиологическими особенностями педагогической деятельности как процесса решения творческих задач, с точки зрения В.А. Кан-Калика, являются следующие:

1. Специфика педагогического творчества заключается во взаимодействии сформированных навыков деятельности и развивающейся структуры педагогического процесса, требующей модификации этих приемов, поскольку приобретенные в процессе обучения приемы и навыки применяются в постоянно изменяющихся, нестандартных условиях.

2. Сотворчество педагога и воспитанника и координация творческих усилий учителя с творчеством всего учительского коллектива являются необходимыми условиями педагогического творчества.

3. Осуществление творческого процесса педагога в обстановке публичной деятельности требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, вызывать творческое самочувствие у самого себя и учащихся 6.

Вышеупомянутая готовность к творческому решению задач педагогической деятельности, по мнению В.А. Сластёнина, является решающим признаком профессионализма учителя 7. Формирование этой готовности происходит на основе индивидуальных качеств человека путем их реорганизации, исходя из мотивов деятельности, целей и условий 8. Сформированная готовность означает образование системы мотивов, установок, черт личности, которые, активизируясь, обеспечивают профессионалу возможность эффективно выполнять свои функции 9.

Мотивационно-ценностный компонент, как видим, является структурным элементом профессионализма учителя как интегрального личностного образования. Он несет в себе потребность учителя в творчестве, предполагающую само-

5 Шакирова Н.М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся : автореф. ... канд. пед. наук. М., 1993. С. 6.

6 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М. : Просвещение, 1987. С. 6-26.

7 Сластёнин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры. С. 10.

8 Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М. : Университетская книга, 2010. С. 53-70.

9 Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М. : Луч, 1993. С. 18.

стоятельную постановку и достижение целей профессионально-творческой деятельности, волевое напряжение при достижении этих целей, представление о себе как о профессионале. Без мотивационной направленности субъекта на овладение педагогической профессией развитый интеллект и склонность к творческой деятельности являются недостаточными для организации высоко продуктивной педагогической деятельности.

Таким образом, профессионализм учителя представляет собой одну из сущностных характеристик педагогической культуры. Учитель развивается как личность, как субъект профессиональной деятельности. Особенности операционно-деятельностного компонента профессионализма педагогической деятельности отражены в профессионально-творческой компетентности учителя. Концептуальная идея о профессионально-творческой компетентности учителя как совокупности креативной грамотности, творческих способностей и умений,

творческой готовности к педагогическому труду разработана А. В Тутолми-

10

ным .

В словарях компетенция трактуется как абстрактный набор знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенных сферах деятельности, компетентность - как совокупность компетенций, проявление компетенции в деятельности, то есть компетенция трактуется как круг вопросов, в которых личность обладает познаниями и опытом, а компетентность - как обладание компетенцией.

Обзор психолого-педагогической литературы, посвященной компетентно-стному подходу, показывает, что существуют различные определения профессиональной компетентности. Так, например, зарубежные исследователи данное понятие часто рассматривают как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности», «эффективность действий» 11.

В отечественной психолого-педагогической литературе наиболее распространенным является следующее определение термина профессиональная компетентность: «профессиональная компетентность - это качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности» 12.

Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профес-

10 Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности педагога начального образования: методика и анализ эксперимента. Глазов : Изд-во Глаз. гос. пед. ин-та, 2006. 256 с.

11 Мутовкина О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков. Волгоград, 2001. С. 22-28.

12 Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. Ульяновск : ИПК им. Ульянова, 1996. С. 37.

сиональной деятельности 13. Таким образом, компетентность специалиста представляет собой систему социально значимых и личностно значимых компетенций, выработанную им в ходе профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность педагога - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности 14 По мнению Е.Н. Пономаревой, компетентность учителя следует рассматривать как «интегральное проявление качеств личности, в котором сочетаются элементы профессиональной и общей культуры, опыта, стажа педагогической деятельности и педагогического творчества. Компетентность определяет уровень педагогической готовности к деятельности» 15.

«Неотъемлемой гранью», «подсистемой целостной профессиональной компетенции» А.В. Тутолмин называет профессионально-творческую компетентность и полагает, что для достижения эффективности процесса ее формирования в системе непрерывного педагогического образования необходимо соблюдение ряда условий:

1. Профессионально-творческая компетентность обеспечивается единством профессионального и личностного компонентов при доминировании последнего.

2. Систематизирующим фактором профессионально-творческой компетентности является готовность к реализации творческого подхода.

3. Формирование профессионально-творческой компетентности должно считаться приоритетным направлением подготовки специалистов в области образования.

4. В профессиональной подготовке студентов-педагогов необходимо превалирующее использование субъектно-деятельностного интегративно-развивающего подхода, обусловливающего их творческое саморазвитие 16.

Подводя итоги, следует отметить, что в связи с повышением уровня требований к профессиональной подготовке педагогических кадров формирование профессионально компетентной, творчески самобытной личности учителя становится главной целью системы профессионального педагогического образования. Современные требования к деятельности педагога ориентируют его на развитие профессионально-творческой компетентности, которая является составной частью целостной профессиональной компетентности и, следовательно, сущностной характеристикой педагогической культуры учителя. Преобразование и усовершенствование современной педагогической системы влечет за собой такую организацию образовательного процесса, которая предполагает формирование профессионально-творческой компетенции учителя на основе систе-

13 Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие. М. : Академия, 2003. С. 64.

14 Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. М. : Академия, 2002. С. 30.

15 Пономарева Е.Н. Инновационно-креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. 2010. № 2. С. 44.

16 Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности педагога начального образования: методика и анализ эксперимента. С. 9.

мы внутренних мотивов и ценностей, профессиональных знаний и психологопедагогических умений, а также готовности к творческому педагогическому труду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]. - Казань : Изд-во Каз. ун-та, 1988. - 238 с.

2. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма [Текст] / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М. : Луч, 1993. - 32 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие. - М. : Академия, 2003. - 336 с.

4. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]. - М. : Просвещение, 1987. - 190 с.

5. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие [Текст] / ИПК им. Ульянова. - Ульяновск, 1996. - 227 с.

6. Мутовкина, О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков [Текст]. - Волгоград , 2001. - 188 с.

7. Об образовании : Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 17.09.2009) // КонсультантПлюс.

8. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 // КонсультантПлюс.

9. Пономарева, Е.Н. Инновационно-креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя [Текст] // Высшее образование сегодня. -2010. - № 2. - С. 42-47.

10. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 05.11.2008 // Консультант-

Плюс.

11. Сластёнин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст] // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 12. - С. 4-15.

12. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластёнина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

13. Тутолмин, А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности педагога начального образования : методика и анализ эксперимента [Текст]. - Глазов : Изд-во Г лаз. гос. пед. ин-та, 2006. - 256 с.

14. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ // Консультант Плюс.

15. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности [Текст]. - М. : Университетская книга, 2010. - 320 с.

16. Шакирова, Н.М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся : автореф. ... канд. пед. наук. - М., 1993, - 22 с. Yu.G. Antonova

PROFESSIONAL-CREATIVE COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF PEDAGOGICAL CULTURE

The paper centers on professional-creative competence as a component of professional pedagogical culture. Having analyzed the peculiarities and values of pedagogical activity as well as having taken into consideration the necessity of contemporary pedagogical system improvement, the author maintains that educational process should be centered on the teacher’s professional-creative competence, professional knowledge and skills.

creativity, pedagogical culture, teacher professionalism, professional-creative competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.