Научная статья на тему 'Педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе педагогической практики'

Педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / CREATIVE ABILITIES / TEACHING PRACTICE / CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS / CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS / CONDITIONS OF TEACHERS PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманова Дилбар Зикриёевна

Для реализации организации в педагогическом вузе образовательного процесса, основанного на формировании индивидуальной образовательной траектории будущих учителей, которая бы раскрывала их творческий потенциал, необходимо научное обоснование системы организационно-педагогических условий. В статье доказывается необходимость проведения исследований, направленных на совершенствование процесса педагогической практики путем развития творческих способностей будущих учителей начальных классов. Особо подчеркиваются некоторые противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению ими своих педагогических функций, между традиционной системой подготовки учителей и индивидуально-творческим характером их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of Development of Students’ Creative Abilities in the Process of Teaching Practice

In order to organize an educational process based on a formation of individual educational trajectory of future teachers in Teachers High Training School which would disclose their creative potential one ought to elaborate a scientifically substantiated system of arrangement of organizational-pedagogical conditions. The author proves a necessity of conducting researches aimed at a perfection of a teaching practice process by the way of developing creative abilities of elementary school teachers. The author emphasizes especially such factor as certain contradictions between the requirements to an individual’s creative activity and a factual level of a readiness of the graduates’ of pedagogical educational establishments for performing their pedagogical functions, between the traditional system of training teachers and individual-creative character of their activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе педагогической практики»

ПЕДАГОГИКА Д.З. Рахманова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Ключевые слова: творческие способности, педагогическая практика, творческая деятельность студентов, творческий потенциал будущих учителей, условия профессиональной деятельности учителя

Актуальность проблемы развития творческих способностей будущих учителей начальных классов обуславливается стремлением к организации в педагогическом вузе образовательного процесса, основанного на формировании индивидуальной образовательной траектории будущих учителей, которая бы раскрывала их творческий потенциал. Для её реализации необходимо научное обоснование системы организационно-педагогических условий.

Современные перспективы жизненной самореализации выпускников актуализируют перед высшими учебными заведениями задачу подготовки будущего специалиста к творческой деятельности. Сегодня наиболее востребован учитель, способный решать достаточно сложные задачи, выдвигать проблемы, находить принципиально новые творческие решения в изменяющихся условиях реформирования образования. Реформирование системы образования задает новые условия профессиональной деятельности учителя - он разрабатывает методики, создает авторские программы, критически осмысливает учебный материал, проявляет коммуникативное творчество, использует нестандартные педагогические приемы, решает нетипичные педагогические проблемы, «создает» неповторимый новый продукт - сформированную личность ученика.

Совершенно очевидно, что только творческий учитель способен воспитать творческого ученика, поэтому закономерным является

пересмотр ориентиров образования, который предполагает переход от прагматического образования к образованию, ориентированному на становление и развитие творческой деятельности будущего учителя.

Разработка педагогических методов вовлечения студентов-практикантов в творческую деятельность представлена в трудах С.И. Архангельского, Ю.П. Азарова, Г.И. Батуриной, Д.Н. Богоявленского, JI.C. Выготского, Т.А. Ильиной, С.И. Кисельгольфа, В.А. Кан-Калика, Б.В. Маслова, A.B. Морозова, В.А. Онищука, Н.Г. Руденко, В.А. Сластёнина, В.Т. Чепикова.

Концептуальные основы формирования и развития творческих способностей определены в трудах отечественных учёных М. Лут-фуллоева, Ф. Шарифзаде, И.Х. Каримовой, А. Нурова, X. Рахимова, Ш.А. Шаропова. Общетеоретические аспекты развития творческих способностей будущих учителей в процессе педагогической практики раскрыты в работах К.Б.Кодирова, С.Сулаймони, А. Миралиева, У. Зубайдова, Л. Азизова, С. Алиева и др.

По мнению Ю.П. Азарова у каждого педагога бывают удачи, оригинальные творческие решения в общении с детьми. Когда мы говорим о мастере, о совершенстве работы педагога, мы имеем в виду разносторонние знания, умение гармонически воспитывать человека системой самых разных средств (2,51).

В.А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров в своей книге «Педагогическое творчество» особое внимание уделяют этическому аспекту педагогического идеала. В книге отмечается, что «процесс творчества -это процесс решения постоянно возникающих педагогических задач» (4,45).

Видный таджикский ученый-педагог М. Лутфуллоев указывает, что «формирование творческих способностей будущих учителей начинается со студенческой скамьи педагогического вуза. Выпускник высшей школы должен быть исследователем, разработчиком новых технологий обучения и воспитания» (6,331).

Также, в книге «Общая и профессиональная педагогика» таджикские учёные Ф. Шарифзода и А. Миралиев утверждают, что «перед высшими профессиональными учебными заведениями стоит задача организации таких творческих и оздоровительных центров, деятельность которых была бы направлена на развитие профессиональных и творческих способностей студентов» (8,196).

Исходя из данных концепций, можно сделать выводы о том, что развитие творческих способностей студентов в процессе педагогической практики предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах.

Мы сочли необходимым провести исследования, направленные на совершенствование процесса педагогической практики путем развития творческих способностей будущих учителей начальных классов. Следует отметить, что ежегодно в школах Республики Таджикистан начинают свою педагогическую деятельность тысячи выпускников педагогических вузов. При этом возникают некоторые противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению ими своих педагогических функций, между традиционной системой подготовки учителей и индивидуально-творческим характером их деятельности.

Педагогическая практика студентов, являясь составной частью основной программы среднего профессионального образования, обеспечивает системно-деятельностный подход подготовки студентов и развитие профессиональной компетентности будущего учи-теля, формирует целостные представления о современном учебно-воспитательном процессе. В процессе педагогической практики студенты знакомятся с современным состоянием учебно-воспита-тельной работы в общеобразовательных и специальных школах, с передовым педагогическим опытом, у них форми руются потребности в совершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений, в реализации различных функций педагогической деятель-ности, таких как:

• углубление и закрепление теоретических знаний и их применение в учебно-воспитательной работе;

• формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса в начальных классах;

• проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением творческих способностей;

• самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности учащихся;

• развитие умений самостоятельной педагогической деятельности

в качестве учителя начальных классов;

• овладение умением использовать современные педагогические и инновационные технологии в процессе преподавания;

• отработка приемов владения классным коллективом, формирования мотивации учащихся;

• развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

• развитие творческих способностей и творческого подхода в проведении урока;

• овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

Уже с первого курса студент педагогического вуза должен занять новую для себя (вчерашнего школьника) позицию по отношению к школе, позицию исследователя, готовящего себя к будущей профессиональной деятельности: наблюдающего, изучающего, анализирующего.

Специфика педагогической практики на 3 и 4 курсах состоит в том, что она носит комплексный характер, который требует от студента мобилизации и применения всех накопленных знаний, умений и навыков по избранной специальности, общей эрудиции и творческих способностей. Выбор данного семестра также можно обусловить тем, что к этому времени прочитаны основные учебные дисциплины по педагогике и психологии, продолжается изучение методик преподавания учебных предметов. Будущие учителя уже прошли непрерывную педагогическую практику.

Хотя виды педагогической деятельности студентов на первой и второй практике почти совпадают по своему содержанию, характер их выполнения неодинаков. Основная цель педагогической практики на 4-м курсе - адаптация студентов к школьным условиям, применение теоретических знаний при овладении основами всех педагогических функций в работе с учащимися одного класса (группы). Вся деятельность студентов направляется и регламентируется методистом или учителем. Студенты должны работать только на младшей и средней ступенях (1-3 классы).

В ходе исследований нами были созданы определённые условия для проведения студентами уроков. Для создания реальной урочной атмосферы на уроке активно участвовала контрольная группа

студентов. Здесь студенты экспериментальной группы, поставив себя в роли преподавателя, старались организовать и провести свои уроки интересно, качественно, доступно и справлялись с данной задачей всесторонне творчески.

К примеру, реально ощущая себя в роли учителя, студенты использовали активные методы и приёмы управления классом. Студентка З.Раджабова для привлечения внимания учащихся к уроку родного языка (1 класс, тема «Звук и буква К») начала его со сказки. Урок студентка провела 6 апреля 2012 года в аудитории № 524.

Студентка Т. Абдуллозода на уроке математики (3 класс, тема «Таблица разрядов») применила метод «Мозгового штурма» чуть в ином варианте. После объяснения новой темы, разделив класс на две группы, студентка в слайде показала таблицу разрядов, где многозначные числа делились на классы и разряды. В таблице студентка поменяла местами единицы разрядов. Задачей учащихся было найти «ошибки» и обосновать свой ответ.

Студенты были ознакомлены с Положением о педагогической практике студентов высших учебных заведений Республики Таджикистан. Ими были представлены примерные схемы заполнения дневника, анализа уроков, протоколов посещения уроков, планов-конспектов урока, анализа воспитательных работ, психолого-педагогической характеристики учащихся с учётом требований Закона Республики Таджикистан «О государственном языке» и правил правописания таджикского языка.

Все студенты, с которыми проводились исследования, подготовили творческий проект, в который включили предмет и результаты своих исследований. В презентации творческих проектов были представлены лучшие творческие работы студентов.

Здесь же были подведены итоги организационно-педагогических работ по осуществлению творческой готовности будущих практикантов к работе в качестве учителя начальных классов, которые проходили в течение 5 недель. Студентами было организовано и проведено воспитательное мероприятие «Продукты нашего творчества», состоялась выставка творческих работ студентов и выступление учащихся начальных классов.

На данном мероприятии студенты пообещали своим наставникам, что будут в дальнейшем творчески относиться к организации учебно-воспитательных работ в школе и постараются пра-

вильно организовать процесс педагогической практики.

По нашему мнению, в целях успешного формирования и развития творческих способностей студентов в процессе педагогической практики, необходимо в процессе вовлечения их в различные виды творческой деятельности учитывать следующие рекомендации и предложения:

1. Руководителям и методистам педагогической практики студентов вуза осуществлять руководство по развитию творческих способностей и подготовки студентов к педагогической деятельности до начала педпрактики, своевременно ознакомить студентов с правилами ведения документации педпрактики, а также с содержанием Положения о педагогической практике.

2. В период педпрактики прикрепить к студентам тех учителей начальных классов, которые смогут шефствовать и направлять на верный путь практикантов, правильно и добросовестно анализировать проведённые ими уроки, давать советы и методические рекомендации для правильной организации уроков.

3. Тщательно ознакомить практикантов с образцами документаций педагогической практики. Научить их правильно распределять время, подробно и без ошибок писать план-конспект урока, принимать активное участие на контрольных уроках своих сокурсников и писать протоколы урока.

4. В процессе педагогической практики уделять должное внимание активизации пассивных студентов. Включить их в педагогический процесс, выработать в них уверенность в себе, умение качественно организовывать уроки.

5. Подготовить студентов к работе со всеми категориями детей

- от одарённых до отстающих в учёбе. Специфика работы с одарёнными детьми должна включать достаточно глубокие знания, что необходимо практиканту - будущему учителю, а обучение и воспитание отстающих учеников требует немалых усилий, хороших знаний по психологии и чёткой организации коррекционной работы.

6. Вовлекать студентов в творческую деятельность. Развивать мотивацию создавать новое и неординарное. Учить творчески организовывать урок, творчески преподносить новый материал, творчески мыслить и созидать. Помогать студентам впроведении нетрадиционных уроков (урок-сказка, урок-путешествие, урок-фантазия, урок-загадка), применение нетрадиционных форм обучения.

7. Учить студентов применять творческие способности при организации воспитательной и коллективно-трудовой работы с учащимися начальных классов.

8. Направлять учебно-воспитательный процесс должен на повышение качества образования, что невозможно без развитого творческого мышления и творческого подхода к организации урока.

Проведённое исследование, естественно, не исчерпывает всех вопросов, связанных с весьма сложной проблемой развития творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики. Дальнейшие исследования в области развития творческих способностей будущих учителей начальных классов могут осуществляться в следующих направлениях: развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин, совместная творческая деятельность преподавателя с будущими учителями в процессе учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985,- 448с.

2.Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. -М.; Издательство политической литературы, 1989. - с. 51

3.Архангельский С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. М.: Знание, 1975. - с. 10

4.Кан-Калик В.А., Никандров НД. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990,- с. 45

5.Кан-Калик В.А. Индивидуальная творческая подготовка учителя./ / Педагогика № 1, 1989. - с. 97-100

6.Лутфуллоев М. Современная дидактика. (Дидактикаимуосир). На тадж. языке. - Душанбе, 2001. - 331с.

7. Рахманова Д.З. Путеводитель практиканта, /методическое пособие для студентов на тадж. языке. Худжанд, Меъроч, 2013,- 105 с.

8.Шарифзода Ф„ Миралиев А. Общая и профессиональная педагогика. -Душанбе. Ирфон, 2013. - с. 196

9.Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга в 2-х томах. -Душанбе: Ирфон, 2010,- с. 197 Ю.Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, -М.: Наука, 1977,- с. 64

Педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе педагогической практики

Рахманова Д.З.

Ключевые слова: творческие способности, педагогическая практика, творческая деятельность студентов, творческий потенциал будущих учителей, условия профессиональной деятельности учителя

Для реализации организации в педагогическом вузе образовательного процесса, основанного на формировании индивидуальной образовательной траектории будущих учителей, которая бы раскрывала их творческий потенциал, необходимо научное обоснование системы организационно-педагогических условий.

В статье доказывается необходимость проведения исследований, направленных на совершенствование процесса педагогической практики путем развития творческих способностей будущих учителей начальных классов. Особо подчеркиваются некоторые противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению ими своих педагогических функций, между традиционной системой подготовки учителей и индивидуально-творческим характером их деятельности.

Pedagogical Conditions of Development of Students' Creative Abilities in the Process of Teaching Practice

D. Rakhmonova

Key words: creative abilities, teaching practice, creative abilities ofstudents, creative potential of future teachers, conditions of teachers professional activity

In order to organize an educationalprocess based on aformation of individual educational trajectory of future teachers in Teachers High Training School which would disclose their creative potential one ought to elaborate a scientifically substantiated system of arrangement of organizational-pedagogical conditions.

The author proves a necessity of conducting researches aimed at a perfection of a teaching practice process by the way of developing creative abilities of elementary school teachers. The author emphasizes especially such factor as certain contradictions between the requirements to an individual's creative activity and a factual level of a readiness of the graduates' of pedagogical educational establishmentsfor performing their pedagogicalfunctions, between the traditional system of training teachers and individual-creative character of their activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.