Psychology of success professional development of the teacher Tutolmin A. (Russian Federation)
Психология успешности профессионального развития педагога Тутолмин А. В. (Российская Федерация)
Тутолмин Александр Викторович / Tutolmin Aleksander - доктор педагогических наук, профессор,
Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, г. Глазов, Удмуртская Республика
Аннотация: в статье анализируются результаты исследования проблемы успешности профессионального развития педагога, в частности - становления и развития его творческой компетентности. Обосновываются творчески значимые личностные качества, характеризующие высокий уровень профессионализма педагога. Представлен диагностический комплекс, применяемый для изучения уровня развития творческой компетентности личности педагога. Обоснован критериально-уровневый аппарат, обеспечивающий возможность разностороннего изучения хода и результатов становления и развития творческой компетентности педагога в условиях непрерывного педагогического образования.
Abstract: the article analyzes the research results of the problem the success of teacher professional learning, in particular the establishment and development of his creative competence. Settle creatively important personal qualities that characterize a high level of professionalism of the teacher. Presented diagnostic complex, used for studying the level of development of creative competence of a teacher. Justified by the criterion-level system, providing a comprehensive study of the progress and results of the formation and development of creative competence of the teacher in the conditions of continuous pedagogical education.
Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, непрерывное педагогическое образование, успешность, творческая компетентность, личность педагога.
Keywords: professional development of the teacher, continuous pedagogical education, success, creative competence, the teacher's personality.
Введение. Специфика психологических проблем во многом определяется появлением новых ценностей в образовании, востребованностью творчески компетентного педагога, способного быть субъектом преобразований социума, профессиональной деятельности и психологического консультирования, формировать пространство развития творческой личности учащихся [5, с. 4].
Материалы и методы. Творческая компетентность - интегративная профессионально-личностная характеристика учителя, обеспечивающая ему эффективность деятельности в типовых и неординарных ситуациях школьной жизни.
Учителя, владеющего искусством педагогического труда, отличают особые поведенческие характеристики, которые можно отнести к показателям творческой компетентности. К ним мы относим: ценностное отношение к педагогическому творчеству; направленность на творческий характер педагогического труда; широту и глубину общепрофессиональной и специфической эрудиции в сфере креативной психологии и инновационной педагогики; парадоксальность, мобильность, продуктивность педагогического мышления; технологическую гибкость поисково-рефлексивных умений и способов творческой деятельности; творческую самореализацию в педагогической деятельности; видение проблем, независимость, самостоятельность, инициативность в их решении средствами инновационного обучения, воспитания, творческого развития.
Диагностический комплекс, применяемый для изучения уровня развития творческой компетентности включает:
* критерии, зависимые переменные и фиксируемые показатели становления и развития творческой компетентности педагога: креативная эрудиция, базирующаяся на профессиональной направленности на творческое саморазвитие (теоретические, педагогические, организационные, методические, технологические знания); творческая умелость, обеспечивающая гибкость и оперативность решения разнообразных педагогических задач (исследовательские, коммуникативные, организаторские, эвриологические, технологические умения); творческая готовность, интегрирующая необходимую совокупность творчески значимых личностных качеств: (эмпатийность, рефлексивность, проницательность, креативность, коммуникативность, направленность на творчество, импровизационность);
* этапы диагностики (начальный, промежуточные, итоговый);
* механизмы (адаптация, саморегуляция, самореализация).
Становление творческой компетентности будущего педагога происходит на начальном (профессионально неориентированном), среднем (нормативном) и высоком (творческом) уровнях.
Представленные ориентиры управления педагогическим процессом обеспечены диагностическим инструментарием, состоящим из методов психолого-педагогической диагностики, методики оценки и самооценки приращений в компонентах творческой компетентности, бланков для самооценки и экспертной оценки, контрольно-измерительных материалов; диагностического комплекса по выявлению
предрасположенности будущего педагога к определённому виду творчества [4, с. 60].
Диагностика уровня развития творческой компетентности осуществляется с применением тестового комплекса «ИСКЭ» (исследования креативной эрудиции) [6, с. 34-42]:
Субтест «Труд учителя». Содержит вопросы, касающиеся знаний общего характера (представлений), затрагивающие знания частного порядка (осознание) и специфические знания (понимание) в области естественных и гуманитариных наук, литературы и искусства, обыденной жизни и человекообразования, педагогики и психологии, ноосферного образования, педагогической эвристики.
Субтест «Педагогическое творчество». Содержит однозначные суждения, среди которых одно или два могут служить основанием для правильного вывода о сущности, источниках и движущих силах, уровнях и условиях для педагогического творчества. Вопросы-задания, включая и правильные ответы, представляют основные виды умозаключений. При выполнении задания от испытуемого требуется выбрать тот вариант ответа, который логически вытекает из посылок, а не просто является высказыванием, соответствующим действительности. Разнообразие вариантов суждений даёт возможность испытуемым различных ступеней непрерывного педагогического образования (НПО) давать ответ, полагаясь на интуитивное предположение, непосредственное знание, или же - на упорядоченное логическое рассуждение.
Субтест «Творческое педагогическое мышление». Каждое задание данного субтеста представляет собой описание двух-трёх мыслетехнических упражнений на одно из 10-ти интеллектуальных качеств, в совокупности образующих творческое педагогическое мышление. Испытуемому необходимо подобрать из имеющегося перечня-подсказки возможно правильное качество (уровень представления), полусамостоятельно, т. е., сверяясь с перечнем-подсказкой, определять тренируемое качество (уровень осознания), самостоятельное название качества (уровень понимания).
Субтест «Компетентность учителя». Каждое задание субтеста представляет собой предложение, в котором пропущены одно, два, три слова (вразбивку) или же словосочетание. Они заменены прочерками в соответствующих местах предложения. Среди предлагаемых вариантов испытуемому нужно выбрать именно то слово (слова), которые вероятно (уровень представления), точно подходят по смыслу (уровень осознания), несомненно являются ключевыми словами, раскрывающими суть (уровень понимания).
Субтест «Творческая готовность к педагогическому труду». Содержит задания, касающиеся знаний психологии творческих способностей учителя. Нужно проранжировать предложенные варианты личностных качеств к каждому заданию, а при ответе на последнее задание сделать обобщение об однозначном выборе главного качества (уровень представления), о многофакторном характере творческой готовности (уровень осознания), о системной организации структуры творческой готовности к педагогическому труду (уровень понимания).
Результаты. Особенностью критериально-уровневого аппарата и диагностического комплекса является возможность разностороннего изучения хода и результатов становления и развития творческой компетентности педагога:
- анкетные вопросы, тесты, контрольно-измерительные материалы обеспечивали диагностику на уровне самосознания и рефлексии;
- методы психолого-педагогической диагностики обеспечивали покомпонентное изучение творческой готовности - творчески значимых личностных качеств;
- методика экспертных оценок обеспечивала возможность представления общей картины становления и развития творческой компетентности педагога.
В целом, критериально-уровневый аппарат и диагностический комплекс стал надёжным инструментарием мониторинга процесса становления и развития творческой компетентности педагога.
В процессе реализации концепции и системной модели становления и развития творческой компетентности педагога применяется методика психолого-педагогической подготовки педагогов. Отличительной особенностью методики является сочетание традиционных организационно-методических форм реализации программы становления и развития творческой компетентности педагога, активных методов обучения студентов и специфических приёмов работы.
Заключение. Нами предложено усовершенствование организационно-методического обеспечения профессионализации будущих учителей за счёт: оригинального подхода к конструированию содержания педагогического образования, нашедших отражение в разработке УМК к учебному плану по направлению «Инновационная педагогика и методика начального образования» с квалификацией «Педагог творческого развития в инновационной школе»; разработки авторских учебных программ, учебных и учебнометодических пособий, учебных и элективных курсов, КИМов в виде диагностико-обучающих комплексов для СРС; авторской технологии эвриологического и контекстно-деятельностного обучения.
Литература
1. Гройсман А. Л. Личность, творчество, регуляция состояний: руководство по театральной и
паратеатральной психологии / А. Л. Гройсман. - М.: Магистр, 1999.
2. КашаповМ. М. Психология профессионального педагогического мышления. - М., 2003. - С. 358.
3. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя / под
ред. Л. М. Митиной. - М., 2001. - С. 1-72.
4. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. - М., 2004. - С. 51-79.
5. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
6. Митина Л. М. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: уч. пособие / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова. - М.: МПСИ: Флинта, 2003. - 144 с.
7. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. - Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1996. - 512 с.
8. Тутолмин А. В. Формирование и развитие творческой компетенции будущего учителя: авторская монография. LAP Lambert Akadevmic Publiching. Saabrucken, Deutschland / Германия, 2014. 390 с.
9. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997.
10. Torrance E. P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity / Sternberg R. J. (Ed) - Cambridge: Univ. Press, 1988, p 32-75.