Научная статья на тему 'Профессионально-творческая компетентность как системное качество подготовки будущего педагога'

Профессионально-творческая компетентность как системное качество подготовки будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1449
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCY / COMPETENCE / PROFESSIONAL-AND-CREATIVE COMPETENCE / COMPONENTS OF PROFESSIONAL-AND-CREATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахтусова Наталья Александровна

В статье проводится анализ понятий «компетентность» и «компетенция», раскрывается сущность понятия «профессионально-творческая компетентность педагога», его структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахтусова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional-and-Creative Competence as a System Quality of Future Teachers' Training

The analysis of the terms «competence» and «competency» is carried out in the article; the essence of «the teachers' professional-and-creative competence» concept and its structural components are revealed.

Текст научной работы на тему «Профессионально-творческая компетентность как системное качество подготовки будущего педагога»

УДК 378:158 ББК 74.48:88.37

Пахтусова Наталья Александровна

соискатель

кафедра педагогики и психологии профессионального образования Профессионально-педагогический институт Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Pakhtusova Natalia Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of the Pedagogy and Psychology of Professional Education Professional-and-Pedagogical Institute Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Профессионально-творческая компетентность как системное качество

подготовки будущего педагога Professional-and-Creative Competence as a System Quality of Future Teachers’ Training

В статье проводится анализ понятий «компетентность» и «компетенция», раскрывается сущность понятия «профессионально-творческая компетентность педагога», его структурные компоненты.

The analysis of the terms «competence» and «competency» is carried out in the article; the essence of «the teachers’ professional-and-creative competence» concept and its structural components are revealed.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция,

компетентность, профессионально-творческая компетентность, компоненты профессионально-творческой компетентности педагога.

Key words: competence approach, competency, competence, professional-and-creative competence, components of professional-and-creative competence.

Высокая технологичность и гуманистическая направленность труда

современного педагога невозможна без компетентного и творческого осуществления педагогической деятельности. При этом творческая составляющая педагогического труда в последнее время рассматривается как наиважнейший показатель эффективности педагогических действий. Ибо, педагог с неразвитой творческой компетентностью испытывает серьёзные трудности в профессиональной деятельности. Он безынициативен, стереотипен, его деятельность характеризуется формализмом и отстранённостью, что приводит к неуспешности в образовательной и воспитательной работе с разносторонне развивающимися учащимися. Всё это не способствует реализации гуманистического принципа взаимопонимании и сотрудничества

педагога и учащегося, не позволяет последним стать инициативными, самостоятельными, самореализующимися, успешными.

Парадигмально российское образование сегодня постулируется на компетентностном подходе как наиболее перспективном в русле инновационной деятельности во всех сферах.

В исследовании мы придерживаемся точки зрения И.А.Зимней [1], считающей, что компетентность - это четырехступенчатая модель развития специалиста: знать (онтологический уровень); уметь (поведенческий уровень); владеть (способностный уровень); быть (личностный уровень).

В условиях гуманизации образования актуализируется личностно развивающая педагогическая функция, предполагающая не только технологическую подготовленность (знания, умения, технологии) и личностную готовность (мотивы, ценности, стремления, качества, способности), но и творческую самореализацию педагога. Поэтому мы считаем, что профессионально-педагогическая компетентность как качественная характеристика личности педагога и важнейшая составляющая профессионально-педагогической компетентности не может быть раскрыта в полном объёме без рассмотрения её личностно-творческого аспекта.

Анализ особенностей педагогической деятельности, выявление ее творческого характера и направленности на саморазвитие и самосовершенствование педагога, а, следовательно, и необходимость соответствия педагога предъявляемым к профессиональной деятельности требованиям, наличие профессионально-творческих качеств для эффективного осуществления творческой педагогической деятельности позволил сделать вывод о значимости творческой компетентности в структуре профессиональной компетентности педагога.

Однако анализ различных подходов к трактовке понятия «профессионально-творческая компетентность» показывает, что данное понятие на сегодняшний день является неустоявшимся. Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Н.Е.Костылева и др. рассматривают категорию «творческая компетентность» во взаимосвязи с другими категориями, такими как «педагогическое творчество», «профессионально-творческие свойства»,

«творческое педагогическое общение», а не как самостоятельную педагогическую подструктуру.

Анализ исследований проблемы профессионально-творческой

компетентности позволил нам определить профессионально-творческую компетентность как комплексную характеристику педагога, отражающую его готовность выполнять эффективную педагогическую деятельность на творческом уровне и способность к личностному и профессиональному саморазвитию.

Однако выявленные сущностные характеристики профессиональнотворческой компетентности не обобщены, что обусловливает необходимость разработки и обоснования её структурных компонентов. Методологическими основаниями для этого послужили следующие аксиоматические посылки:

- творческая компетентность представляет собой качественную характеристику личности педагога, обеспечивающую успешность и эффективность его педагогического труда;

- единицей анализа творческой компетентности выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

- особенности развития и реализации профессионально-творческой компетентности будущего педагога обусловливаются индивидуальнотворческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Формирование профессионально-творческой компетентности будущих педагогов в процессе обучения в вузе является многоаспектной педагогической задачей, в контексте решения которой встает вопрос о ее структуре и содержании.

Основываясь на работах Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Н.Е.Костылевой, А.В.Тутолмина и др. мы выделили следующие компоненты профессиональнотворческой компетентности педагога: когнитивный, деятельностный,

мотивационный и личностный. Раскроем содержание каждого из компонентов.

Когнитивный компонент.

Неоспорим тот факт, что профессиональное знание является одной из основ педагогического мастерства и творчества педагога. Овладение знаниями

помогает педагогу эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл).

Мы считаем, что профессиональное педагогическое сознание формируется комплексно: на методологическом, теоретическом, организационно-

методическом, технологическом уровнях. Знание методических основ общественного развития и философских направлений педагогической мысли обусловливает знание закономерностей, принципов и правил педагогики и психологии и основных форм деятельности. На методическом уровне формируется знание проектирования и конструирования педагогического процесса. Технологическая составляющая формирования педагогического сознания состоит из знания-технологии решения практических задач обучения и воспитания в типичных ситуациях.

Однако содержание профессиональных знаний не ограничивается лишь знанием преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Наряду с этим все более востребуются знания об особенностях инновационного обучения, ноосферного образования, творческого развития и саморазвития личности; о современных подходах к проблеме креативности; об особенностях креативных психолого-педагогических технологий обучения и воспитания, а также культурного и

Поэтому содержанием когнитивного компонента являются психологопедагогические, технологические, методологические, организационнометодические и общекультурные знания будущего педагога, которые расширяют возможности педагога творчески осуществлять свою деятельность.

Деятельностный компонент.

Чтобы превратить процесс усвоение учащимися предметных знаний в учебно-творческую деятельность, педагогу необходимо владеть самыми разнообразными педагогическими умениями.

В педагогической науке вопрос о профессиональных умениях педагога разработан довольно подробно. Анализ различных подходов к

структурированию педагогических, умений показал, что, рассматривая те или иные группы умений, авторы практически не выделяют отдельно творческие умения. Можно предположить, что они растворены и в аналитикопрогностических, проективно-рефлексивных и в мобилизационноразвивающих, ориентационных, информационно-дидактических умениях, а также перцептивно-рефлексивных умениях педагогического (вербального) общения и педагогической техники. Следовательно, творчество педагога состоит из его способности использовать нетривиальные способы решения гностических, проектировочных и организаторских задач, которые осуществляются определенной системой умений, образующих структуру творческой деятельности учителя.

Однако в рамках исследуемой проблемы творческой компетентности мы выделяем умения, благодаря которым педагог добивается не только эффективности обучения и воспитания учащихся, но и их творческого развития и собственного самосовершенствования. К таким умениям мы отнесли: коммуникативные, организаторские, исследовательские, технологические, творческие, экспрессивные и рефлексивные умения.

Мотивационный компонент.

Мы разделяем мнение Л. И. Божович, М. С. Неймарка и др. о том, что мотивация обусловливает направленность личности на достижение трудовых и личностных успехов, на продвижение по пути профессионального роста. Руководствуясь данным положением, мы включили в состав профессиональнотворческой компетентности мотивационный компонент как центральный в обеспечении направленности личности на профессиональное развитие.

Мотивационный компонент рассматривается нами в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения профессиональной мотивации в общей структуре мотивов, во-вторых, с точки зрения потребностей педагога к изменениям, потребности в педагогических новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности. Поэтому к числу ведущих мотивов мы отнесли мотивы творческой деятельности, мотивы профессиональных

достижений и мотивы личностного роста, а также потребности будущего педагога в саморазвитии и самосовершенствовании.

Личностный компонент.

Основываясь на научной позиции рядя ученых о том, что применительно к педагогической деятельности очень трудно, а порой невозможно, развести профессиональный и личностный аспекты. Взаимосвязанные компоненты психо-лого-педагогической компетентности существуют и реализуются в неразрывном единстве профессионального и личностного.

Например, А.К.Маркова, Л.М.Митина и др. считают, что профессионально значимые качества являются индивидуальными особенностями субъекта деятельности, влияющими на её эффективность, среди которых учеными называются целеустремленность, активность личности, педагогический такт, справедливость, толерантность, педагогический оптимизм, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация и др. К числу основных критериев творчества педагога Д.Б .Богоявленская, Я.Л.Пономарев, И.Ф.Исаев и др. относят наличие творческих способностей. Такими способностями являются педагогическая направленность, педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, эмпатия, креативность.

Суммируя разные точки зрения ученых по данной проблеме, мы определяем содержание личностного компонента профессионально-творческой компетентности будущего педагога как совокупность творчески значимых профессионально-личностных качеств (коммуникативных, организаторских, гностических, исследовательских, экспрессивных) и способностей (к эмпатии, рефлексии, творческому саморазвитию и самовыражению).

Выделенные структурные компоненты обеспечиваются соответствующими группами компетенций: а) теоретико-методических инновационных

компетенций; б) психолого-педагогических, личностно ориентированных компетенций; в) личностно-творческих, акмеологических компетенций, образуя систему профессионально-творческой компетентности.

Таким образом, профессионально-творческая компетентность педагога -это мера и условие творческой самореализации его личности в разнообразных

ситуациях педагогической реальности, направленной на компетентностную поддержку творческого развития учащихся.

Выделенные структурные компоненты профессионально-творческой компетентности образуют органическое единство, при котором систематизирующим фактором выступает определенная архитектоника личностных качеств, доминирущими из которых являются эмпатия, рефлексия, креативность педагога.

Творческая компетентность представляет собой относительно самостоятельное, интегративное целостное образование, структура которого состоит из четырех компонентов, динамика связи и развития которых обеспечивается непосредственным опытом и направленностью педагогической подготовки педагога.

Исходным моментом в становлении творческой компетентности педагога выступают знания в области креативной педагогики и психологии, реализуется профессионально-творческая компетентность педагога на основе

приобретённого им опыта творческой педагогической деятельности посредством актуализации творческих способностей и умений. Творческая готовность, образуемая определённым комплексом творчески значимых, личностных качеств, выступает системообразующим элементом

профессионально-творческой компетентности, обеспечивающим единство профессионального и личностного аспектов педагогического труда.

Библиографический список

1.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

2. Тутолмин, А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога /А.В.Тутолмин. - Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-та, 2006. - 256 с.

З.Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте проблемы качества образования / С.Е.Шишов, В.А.Кальней // Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998 - с.78-107.

Bibliography

1. Shishov, S.E. Competence Notion in the Context of Education Quality Problem / S.E.Shishov, V.A.Kalney // Monitoring of Education Quality at School. - М., 1998. - P. 78-107.

2. Tutolmin, A.V. Professional and Creative Competence Forming of the Students -Teachers-to-Be [Text] / A. V. Tutolmin. - Glazov: Publishing House of Glazov. St. Ped. Ins-te, 2006. - 256 p.

3. Zimnyaya, I. A. Key Competencies as a Resultative-and-Aiming Basis of Competence Approach in Education. The Author’s Version [Text] / I. A. Zimnyaya. - M. : The Problems of Specialist's Training Quality Research Centre, 2004. - 40 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.