УДК 378 ББК 74.580 К 57
М.А. Коджешау
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ КРЕАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАНИИ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена проблеме управления креативным процессом. Выделены противоречия, возникающие в связи с современным состоянием образования, требующие креативизации образования. Креативность рассматривается как способность объединения всевозможных элементов имеющегося опыта и знаний в новые образования. В силу этого в современном университете необходим выход за пределы понимания обучения как процесса передачи готовых знаний, накопления определенного объема информации. Рассмотрены основные параметры креативности. Также проанализированы противоречия, возникающие при реализации креативных процессов в образовании. Особое значение в связи с этим уделяется организации педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды на всех этапах профессиональной подготовки студентов. А бесконечная способность человека к ассоциациям позволяет генерировать любое необходимое число идей.
Ключевые слова: креативность, креативная среда, креативная мотивация, управление креативным процессом, креативное образование.
М.А. Kodzheshau
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Informatics and Computer Facilities Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
ON MANAGEMENT OF CREATIVE PROCESSES IN EDUCATION
Abstract. This paper addresses problematic aspects of management of creative process. The author shows the contradictions arising in connection with a current state of education, demanding creativization of education. Creativity is regarded as ability to combine various elements of available experience and knowledge in new establishments. Owing to this, the exit out of limits of understanding of training as process of transfer of ready knowledge and accumulation of a certain volume of information is necessary at modern university. The key parameters of creativity are considered. Also an analysis is made of the contradictions arising at realization of creative processes in education. The paper focuses in this regard upon the organization of the pedagogical maintenance to form the creative environment at all stages of professional training of students. The infinite ability of the person to associations allows generation of any necessary number of ideas.
Keywords: creativity, creative environment, creative motivation, management of creative process, creative education.
Изменения, происходящие в современном обществе в целом и образовании в частности, приводят к тому, что проблема взаимосвязи особенностей личности и креативности не только не теряет своей актуальности, но и приводит к необходимости выявления новых граней этого процесса. Сегодня высшее образование с полным основанием можно считать важнейшим ресурсом инновационного развития России. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого недостижим её технический и экономический прогресс, независимо от объемов средств, инвестированных в производственное оборудование и технологии.
Не только отдельная личность, но и целые организации стремятся приспособиться к
тем переменам в обществе, которые на глобальном уровне ведут к переменам в идеологии, технологиях, целях. И в этой ситуации управление креативным процессом на практическом уровне может рассматриваться как важный элемент успеха в любом начинании.
Томасу Эдисону приписывают следующую часто цитируемую фразу: «Изобретение -это процент вдохновения на 99% потения». Поскольку толчком к изобретению может быть нарушение общепринятых правил, а это один из признаков креативности, в этом высказывании делается акцент на то, что креативная деятельность обладает определенной динамичной структурой. Динамика же требует не только организации этого процесса, но и постоянных усилий для дальнейшего развития.
Если говорить о так называемой «природе» креативности, не следует забывать, что креативность не обладает природой, что она не свойственна личности от рождения. Та креативность, которую мы рассматриваем, остается гипотетическим конструктом, описывающим или объясняющим (в определенных пределах) особый вид специфического человеческого потенциала или способности. Креативность не является энергией сама по себе, это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности. Эта специфическая человеческая деятельность приводит к появлению нового, новаторского продукта.
Бытует мнение, что креативность - нечто схожее с даром. Такая точка зрения, несомненно, не позволила бы рассматривать эту особенность личности в развитии. Креативность склонна к индивидуализации. Каждый стремится постичь ее самостоятельно, ищет свой путь, выбирая методы и приемы. Зачастую момент творчества нельзя формализовать, и во многих случаях большинство креативных людей не имеют представления о стратегиях, с помощью которых они творят. Именно поэтому управление креативным процессом ставит много вопросов, на которые пока нет ответа. С другой стороны, известно, что критерием того, что мы научились что-то делать, служит понимание, что мы перестали осознавать, как мы это делаем.
Почему же учеными допускается возможность управления креативным процессом, если художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Просто существует ошибочное мнение. Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, привычках, предпочтениях, которым он следует. При рассмотрении креативного процесса главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Творчество первично и фундаментально. А в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. Креативность - естественный непрерывный процесс, который на всем протяжении истории человечества являлся решающим фактором выживания и успеха, это технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней ни ставились. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению. В условиях информационного общества стал возможным синтез творчества и креативности.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, ирреальность, фантастичность, способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу, способность усовершенствовать объект, добавляя детали, и так далее. Им
также были выделены четыре основных параметра креативности:
- оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
- семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;
- образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
- семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации [1].
Он же выделяет следующие показатели творческого мышления:
- быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;
- «восприимчивость» к проблеме;
- беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием;
- способность найти новые непривычные функции объекта или его части [1, с. 2].
Но мнение Е.П. Торреса не совпадает полностью с мнением Дж. Гилфорда. Он характеризует креативность следующими параметрами:
- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий [3].
Как отмечает Роберт Дилтс, частью процесса стимуляции креативности является способность учитывать не только процессы, происходящие внутри индивида, но и те влияния, которые оказывает на него окружающая среда. Необходимо принимать во внимание всю систему взаимодействий, которая стимулирует, поощряет и высвобождает творческий процесс. Один из принципов теории систем носит название «закон необходимого разнообразия» (Ashby, 1956). Этот принцип играет важнейшую роль в управлении креативностью [4]. Процесс креативности и инноваций необходим для того, чтобы новые технологии развивались, а человек мог адаптироваться к изменчивому миру. С другой стороны, креативность и инновации способны создать массу проблем, если выйдут из-под контроля. Можно оказаться слишком креативным человеком или неумеренным новатором в своей деятельности. Креативность может обладать разрушительным эффектом. Необходимо каким-то образом определить разумную меру креативности, достичь равновесия и сохранить его в контексте всей системы.
Согласно закону необходимого разнообразия, нам приходится постоянно варьировать действия и процессы, которые мы используем для достижения своих целей. Даже процессы, зарекомендовавшие себя как эффективные в прошлом, могут утратить свою эффективность ввиду изменений окружающей среды или внешней системы. Иными словами, былой успех принадлежит к числу «ловушек», или ограничителей, для креативности [4]. Очевидно, что успешный метод, возможно, сохранит свою значимость и результативность и в дальнейшем. Однако в результате изменения окружающей системы эффективные ранее методы зачастую могут перестать работать.
Именно этот факт позволяет говорить о том, что креативность - необходимый и непрерывный процесс. В частности, закон необходимого разнообразия подчеркивает, что «для того чтобы успешно адаптироваться к миру и выживать, элемент системы нуждается в определенном минимальном количестве гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна потенциальному изменению или неопределенности остальной части системы».
Одним из следствий закона необходимого разнообразия является то, что член системы, обладающий наибольшей гибкостью, чаще всего играет роль каталитического элемента системы. Способность быть гибким и чувствительным к переменам особо важна для управления самой системой. Это означает, что тот, кто последователен в стремлении
достичь своей цели, должен проявить гибкость в методах. Но этого недостаточно. Проявляя последовательность в одной области, мы должны проявить гибкость в другой области, чтобы приспособиться к неизменной части системы.
Все это подтверждает мысль о том, что креативность генерируется не обязательно творческими людьми [5]. При этом креативность зависит от нескольких вещей: опыта, в том числе знаний и технических навыков, таланта, способности мыслить по-новому и умения преодолевать нетворческую рутину. Но наиболее важно, насколько люди увлечены своей работой и насколько задействован фактор внутренней мотивации. Причина во многом в окружающей обстановке или среде, которые не располагают к творчеству, созданию нового.
Следует признать, что на самом деле по-настоящему новых идей генерируется достаточно мало. Образы воображения никогда не бывают совершенно оторванными от реальности. В основном появляющиеся идеи и творческие продукты представляют собой креативные комбинации уже существующих идей. Креативный продукт, кажущийся нам оригинальным, является лишь смелой индивидуальной комбинацией имеющихся «элементов». Следуя высказыванию Луи Пастера, шанс генерирования креативной идеи или продукта возрастает, если человек «подготовлен», т.е. у него есть определенный багаж разнообразных знаний и умений. Здесь важную роль может сыграть проблемное обучение, эффективное использование методов которого является именно тем феноменом, который способен одолеть решение трех одинаково необходимых задач и общего и профессионального образования - накопление готовых знаний (свойственное традиционному объяснительно-репродуктивному обучению), формирование основ творческого мышления, творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, в том числе к деятельности [6].
Возникает парадоксальная ситуация, в которой для того, чтобы создать по-настоящему новый, креативный продукт, нужно узнать то, что давно не ново. Но при этом ничто не может гарантировать креативность, можно сказать, однако, что достаточный уровень знаний и умений значительно увеличивает вероятность способности объединить отдельные элементы в нечто оригинальное, в то, что будет отвечать главным требованиям к креативному продукту: новизне и значимости. Очевидно, что успешность современного выпускника во многом зависит от умения генерировать креативные идеи, так как развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются креативностью, мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Таким образом, креативность представляется как способность объединения всевозможных элементов имеющегося опыта и знаний в новые образования. При этом бесконечная способность человека к ассоциациям позволяет генерировать любое необходимое число идей.
В настоящее время актуализированы основные принципы педагогики творчества Торренса:
- признание ранее непризнанных или неиспользуемых возможностей;
- уважение желания студента работать самостоятельно;
- умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
- предоставление студенту свободы выбора области приложения сил и способов достижения цели;
- индивидуальное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемых;
- создание условий для конкретного воплощения идей;
- предоставление возможностей вносить вклад в общее дело группы;
- поощрение работы над проектами, предложенными самими обучаемыми;
- исключение какого-либо давления на обучаемых;
- подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;
- уважение потенциальных возможностей отстающих;
- демонстрация энтузиазма;
- создание ситуаций, при которых более успевающие работают со слабоуспевающими студентами;
- поиск возможных точек соприкосновения идеального с реальным;
- одобрение результатов деятельности учащихся в какой-либо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности;
- оказание авторитетной помощи студентам, высказывающим отличное от других мнение, испытывающим давление со стороны своих сверстников.
З.К. Меретукова отмечает, что особенность и острота проблемы подготовки учителя к творческой деятельности в наши дни определяются массовым характером творчества, с одной стороны, и еще существующими и нерешенными в педагогическом образовании противоречиями, с другой [7]. Процесс совершенствования системы образования выявил в современной социально-психологической ситуации в этой области ряд противоречий:
- между сохранившейся регламентированной системой образования и новой социально-политической, экономической обстановкой, требующей умения творчески мыслить и самостоятельно решать возникающие проблемы, использовать новые методы и знания;
- между необходимостью организации систематической творческой деятельности студента и недостаточной психолого-педагогической подготовкой к этому педагогов;
- между стремлением многих студентов к самореализации в различных видах деятельности и отсутствием соответствующих условий;
- между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в творческой личности, что усугубляется повсеместным тестированием на всех ступенях обучения.
Разрешение названных противоречий и эффективность образования в значительной мере зависят от степени проявления креативности и индивидуальности обучающихся, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности, предписанной установками, сложившимися стереотипами, инструкциями, положениями. Отказ от стандартизации образовательного процесса неизбежно ведет к открытости, вариативности, динамичности в содержании, формах и методах совместной деятельности педагогов и обучающихся.
Для достижения целей формирования личности специалиста в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предметов и результатов. Это главное противоречие получает у А.А. Вербицкого свое выражение в следующих конкретных положениях:
- между абстрактным предметом учебной деятельности студента (прежде всего, знаниями как текстами, знаками, знаковыми системами) и реальным предметом будущей профессиональной деятельности специалиста, где знания заданы не в чистом виде, а в общем контексте производственных процессов и ситуаций;
- между разнесенностью процесса усвоения знаний по многим учебным дисциплинам и их системным использованием в трудовой деятельности;
- между опорой в традиционном обучении главным образом на процессы восприятия, внимания, памяти и вовлеченностью в трудовые процессы всей личности специалиста, прежде всего, его мышления;
- между индивидуальным характером учебной работы студента, индивидуальным «способом» его развития и коллективным характером профессиональной деятельности, предполагающей обмен продуктами в процессе труда, взаимодействие и общение специалистов, учет личного вклада каждого в достижение общих целей коллектива, а через него и целей общества;
- противоречие между «ответной позицией студента в традиционном обучении (студент выполняет задания тогда, когда они даются преподавателем, действует лишь в «ответ» на управляющие воздействия преподавателя) и принципиально инициативной, активной (в
предметном и социальном смысле) позицией специалиста в трудовой деятельности» [8].
С учетом этого можно сделать вывод, что для формирования и развития креативности как личностного качества будущего специалиста необходимо создавать условия для овладения студентами следующими умениями: проективными, эвристическими,
интеллектуальными и исследовательскими. На отдельных этапах усвоения содержания учебных дисциплин эти умения имеют самостоятельный статус и могут формироваться и развиваться отдельными компонентами или блоками. В целом же обобщенные умения (в комплексе) носят взаимообусловленный характер, уровень сформированности данных умений у современного специалиста определяет его информированность, умелость в конкретном творчестве, умение усваивать поступающую извне информацию и способствует приобретению опыта самостоятельной творческой и познавательной деятельности. И в этом случае можно вести речь о креативном образовании.
Креативное образование - образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека и закрепление в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности, это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.
Креативное образование является альтернативой образованию репродуктивному, преимущественно прагматическому, образованию «знания опыта», нормативному (исполнительскому). В современном университете необходим выход за пределы понимания обучения как процесса передачи готовых знаний, накопления определенного объема информации. Приоритетную позицию должны занимать интерактивные формы обучения, семинары, конференции, дебаты, играющие исключительную роль в формировании креативных выпускников, - все это креативные процессы. В креативном образовании наиболее комплексным и результативным методом является обучение действием, которое осуществляется в виде решения реальных профессиональных задач, анализа и проигрывания конкретных ситуаций, совместной деятельности учебной группы, самостоятельной работы. Существенно возрастает роль активного обучения, при котором студент является не пассивным слушателем, усваивающим и повторяющим, а активным творцом знаний и решений, формирующим свое профессиональное поведение. Важнейшее место в учебном процессе должно быть отведено самостоятельной работе - средству формирования самостоятельности как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, создающей у него активно преобразовательное отношение к окружающей действительности и к самому себе [9].
Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебновоспитательного процесса, обусловливает необходимость педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого участника образовательного процесса. Особое значение в связи с этим приобретает организация педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды образовательного учреждения. Она выстраивается вокруг интересов обучающихся и выполняет функцию адаптации образовательной среды к их индивидуальным особенностям и субъективным потребностям.
Примечания:
1. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N. Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.
2. Калмыкова З.И. Некоторые вопросы диагностики умственного развития в процессе обучения // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности. М., 1964.
3. Torrance E.P. Teaching Creative and Gifted Learners // Handbook of Research on Teaching / ed. M.C. Wittrock. 3rd ed. N.Y.: Macmillan Press, 1986. P. 630-647.
4. Dilts R.B., Epstein, Т., Dilts, R.W. Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention. Cupertino, 1991.
5. Bill Breen. The 6 Myths of Creativity. URL: http://www.fastcompany.com/51559/6-myths-creativ-ity. 2004.
6. Меретукова З.К. Дидактическое вопросополагание на лекционных и семинарских занятиях
как средство реализации развивающего потенциала проблемного обучения в процессе подготовки специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. № 2.
7. Меретукова З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению. Майкоп: Изд-во АГУ, 1997. 244 с.
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
9. Садченкова Ю.П., Новикова И.И. Роль креативного образования в профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда // Сборник докладов по итогам международной научнопрактической конференции, Москва, 29 марта 09 апреля 2010 г. / под общ. ред. О.Н. Мельникова. М.: Креативная экономика, 2010. С. 284-289. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/21762/
References:
1. Guilford J.P The nature of human intelligence. N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.
2. Kalmykova Z.I. Some questions of diagnostics of intellectual development in the course of teaching // Problems of activization of thinking and creative activity. M., 1964.
3. Torrance E.P Teaching Creative and Gifted Learners // Handbook of Research on Teaching/ed. M.C. Wittrock. 3rd ed. N.Y.: Macmillan Press, 1986. P. 630-647.
4. DILTS R.B., Epstein, T. Dilts, R.W. Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention. Cupertino, 1991.
5. Bill Breen. The 6 Myths of Creativity. URL: http://www.fastcompany.com/51559/6-myths-creativity. 2004.
6. Meretukova Z.K. Didactic questioning at lectures and seminars as a means of realization of the developing potential of problem teaching in the course of spesialist’s training. The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2012. No. 2.
7. Meretukova Z.K. Theory and practice of teacher’s training for developing teaching. Maikop: AGU publishing house, 1997. 244 pp.
8. Verbitsky A.A. Active training at higher school: a context approach. M.: Vysshaya shkola, 1991.
207 pp.
9. Sadchenkova Yu.P., Novikova I.I. The role of creative education in professional adaptation of university graduates in a labor market // The collection of reports based on the results of the international scientific and practical conference, Moscow, March 29 - April 09, 2010 / general ed. by O.N. Melnikov. M.: Creative economy, 2010. P. 284-289. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/21762/