Научная статья на тему 'Развитие трудовых династий на производстве'

Развитие трудовых династий на производстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ДИНАСТИИ / ОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫПУСКНИК / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

С внедрением дуальной системы профессионального обучения одним из приоритетных направлений деятельности учебного заведения становится разработка эффективной системы взаимодействия с социальными партнерами, прежде всего со сферой производства — для совместной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor Dynasties: the Continuity of Generations

The article discusses one of the key areas of dual education system – joint, with the profile enterprises, the development of labor dynasties in the production, contributing to the joint solution of problems of vocational guidance of youth, improve the quality of professional training of future workers and also to increase the number of graduates who get employment in the profession is mastered.

Текст научной работы на тему «Развитие трудовых династий на производстве»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ТРУДОВАЯ ДИНАСТИЯ

Развитие трудовых династий на производстве

С внедрением дуальной системы профессионального обучения одним из приоритетных направлений деятельности учебного заведения становится разработка эффективной системы взаимодействия с социальными партнерами, прежде всего со сферой производства — для совместной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

ГАЙНЕЕВ

Эдуард Робертович,

кандидат педагогических наук, заведующий ресурсным центром

Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Ульяновск

Аннотация

В статье рассматривается одно из ключевых направлений дуальной системы обучения — совместное с профильными предприятиями развитие трудовых династий на производстве, способствующее решению проблем профориентации молодежи, повышению качества профессиональной подготовки, увеличению числа выпускников, трудоустраивающихся по освоенной профессии

Ключевые слова:

трудовые династии, отраслевой региональный ресурсный центр, профориентация, дуальное обучение, выпускник, трудоустройство

Системообразующим фактором дуальной формы обучения является институт социального партнерства

Дуальное обучение, как известно, давно применяется в разных странах и не является инновационным направлением в ссиональном обучении. Многие элементы дуальности присутствовали и в советской системе подготовки рабочих кадров, отличительной особенностью которой была социально и личностно ориентированная направленность взаимодействия социальных партнеров и его высокая эффективность. Дуальности обучения в советский период способствовало и такое явление, как заводские трудовые рабочие династии, когда секреты мастерства передавались из поколения в поколение.

Одним из эффективных направлений взаимодействия сфер профессионального образования и производства, связанных с реализацией дуального обучения, может стать совместная профориентация по профильным предприятиям, обозначенная нами как проект «Династия».

Ресурсный центр

В условиях рыночной экономики необходимость модернизации образовательной сферы потребовала пересмотра функций социальных партнеров, новых форм взаимодействия сфер образования и производства, повышения качества профессиональной подготовки, что обусловило создание ресурсных центров.

В 2008 году по результатам участия в приоритетном национальном проекте «Образование» с инновационной образовательной программой в УППК был создан региональный отраслевой ресурсный центр по металлообработке (ОРРЦ). Основными социальными партнерами Центра стали крупнейшие отраслевые профильные промышленные предприятия Ульяновска: ПАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», АО «Ульяновский механический завод», ОАО «Автодеталь-Сервис».

Одной из причин создания ресурсного центра стала необходимость концентрации материально-технических и учебно-методических ресурсов для коллективного пользования высокотехнологичным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием учащимися профильных образовательных учреждений, внедрения инновационных технологий, в том числе и элементов дуальной системы обучения. Уточним, что под дуальной системой профессионального обучения мы понимаем «инновационную форму организации обучения, предполагающую взаимовыгодное взаимодействие учебного заведения и профильных предприятий в целевой подготовке рабочих и специалистов в соответствии с потребностями конкретного отраслевого предприятия».

Проект «Династия»

Одним из направлений, способствующих более эффективному взаимодействию сфер профессионального образования и производства, на наш взгляд, является возрождение и развитие трудовых династий. Проект «Династия» внесен в программу реализации дуального обучения в рамках ОРРЦ.

Данное направление, разрабатываемое совместно с предприятиями в рамках профориен-тационной работы, организуется и координируется заведующим ОРРЦ учебного заведения и может проводиться следующим образом:

- заведующим ОРРЦ составляется общая предварительная программа совместных с отраслевыми профильными предприятиями мероприятий по профориентации;

- заведующий ОРРЦ на каждом из четырех отраслевых предприятий встречается со специалистами по персоналу и совместно с ними вносит, с учетом специфики предприятия, необходимые коррективы в программу с обозначением графика их исполнения;

- на основе скорректированной программы разрабатывается дорожная карта, то есть пошаговый сценарий развития реализации совместного проекта «Династия»;

- в многотиражке предприятия публикуется развернутая информация о перечне профессий

ТРУДОВАЯ ДИНАСТИЯ

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

и специальностей, об условиях приема и обучения в колледже и др.;

- мастера производственного обучения, находящиеся с группами на производственной практике на предприятии, вывешивают на цеховых стендах листы с профориентационной информацией и проводят беседы с работниками завода;

- педагоги колледжа при проведении профориентации в общеобразовательных школах, в беседах с учащимися выпускных классов и их родителями (на родительских собраниях в школе) доводят информацию о совместном проекте «Династия»;

- по завершении приема (по набору контингента) проводится совместный анализ результатов реализации проекта;

- на общих и групповых родительских собраниях до сведения родителей доводится информация о возможности устройства их детей на производственную практику к ним на предприятие, с последующим их трудоустройством на этом же предприятии;

- при устройстве группы на производственную практику мастера производственного обучения, по возможности, направляют студентов по месту работы их родителей.

В беседе с работниками предприятий объявляется, что их дети, поступившие в наш колледж, все виды практик будут проходить у них же на предприятии, с последующим трудоустройством на том же рабочем месте. То есть реализуется основной принцип дуального обучения — «совместная профессиональная подготовка будущего работника, ориентированная на конкретное рабочее место».

Кроме того, проведение практики на предприятии во взаимодействии с родителями студента-практиканта значительно повышает ее качество; возрастает число выпускников, трудоустраивающихся по избранной профессии. Последнее очень важно, поскольку менее половины выпускников системы среднего профессионального образования работают по освоенной профессии. И это одна из самых актуальных проблем современной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и одна из важнейших задач ресурсных центров.

В настоящее время накоплен некоторый опыт социального партнерства между колледжем и отраслевыми предприятиями. При этом признается важность образовательной составляющей, осознается ведущая роль образовательного фактора в развитии социального партнерства, которая в полной мере соответствует новой концепции, предложенной в 2012 году Президентом РФ В. В. Путиным: «Чтобы не рабочие места диктовали, какие нам нужны уровни образования, а, наоборот, подготовленный уровень образования и специалисты должны повлиять на инновационное развитие и подготовку 25 млн рабочих мест».

Взаимовыгодное сотрудничество

Анализ взаимодействия Ульяновского профессионально-педагогического колледжа и отраслевых профильных предприятий позволяет говорить о целесообразности совместной реализации данного проекта, что способствует возрождению трудовых династий, повышает эффективность взаимодействия сфер профессионального образования и производства, поскольку является взаимовыгодным для всех социальных партнеров.

Выгодно это, прежде всего, студенту колледжа, поскольку обеспечивает его плавное вхождение в трудовую деятельность и освоению именно тех видов профессиональной деятельности, которыми он будет заниматься по завершении обучения. Выгодно предприятию, поскольку оно получает работников высокой квалификации, соответствующих его профилю и потребностям. Выгодно это и государству, которое более эффективно решает задачу подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов младшего звена для нужд экономики.

Литература

1. Галагузова М.А., Галагузов А. Н. Диалоги о корпоративном образовании: научно-практическое пособие. — Екатеринбург: «СВ-96», 2009. — 240 с.

2. Емелина И.В., Есенков Ю.В., Фахрет-динова М. А. Содержание и организация деятельности регионального ресурсного центра. — Ульяновск: УИП-КПРО, 2013. — 68 с.

3. Захарченко Л. В., Некрасов С. И., Некрасова Ю. А. Пилотный проект «Дуальное обучение: критический взгляд специалистов // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — №4. — С. 9-15.

4. Проект закона: обсуждение завершать рано // Профессиональное образование. Столица. -2012. — №4. — С. 2-15.

5. Суворов В. С. Система НПО — важнейшая ступень профессионального становления // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — №12. — С. 38-39.

6. Ткаченко Е.В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. — 2014. — №6. — С. 22-31.

Одним из направлений, способствующих более эффективному взаимодействию сфер профессионального образования и производства, является возрождение и развитие трудовых династий

способствует

Проведение практики на предприятии во взаимодействии с родителями студента-практиканта значительно повышает ее качество; возрастает число выпускников, трудоустраивающихся по избранной профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.