МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТРУДОВАЯ ДИНАСТИЯ
Развитие трудовых династий на производстве
С внедрением дуальной системы профессионального обучения одним из приоритетных направлений деятельности учебного заведения становится разработка эффективной системы взаимодействия с социальными партнерами, прежде всего со сферой производства — для совместной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
ГАЙНЕЕВ
Эдуард Робертович,
кандидат педагогических наук, заведующий ресурсным центром
Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Ульяновск
Аннотация
В статье рассматривается одно из ключевых направлений дуальной системы обучения — совместное с профильными предприятиями развитие трудовых династий на производстве, способствующее решению проблем профориентации молодежи, повышению качества профессиональной подготовки, увеличению числа выпускников, трудоустраивающихся по освоенной профессии
Ключевые слова:
трудовые династии, отраслевой региональный ресурсный центр, профориентация, дуальное обучение, выпускник, трудоустройство
Системообразующим фактором дуальной формы обучения является институт социального партнерства
Дуальное обучение, как известно, давно применяется в разных странах и не является инновационным направлением в ссиональном обучении. Многие элементы дуальности присутствовали и в советской системе подготовки рабочих кадров, отличительной особенностью которой была социально и личностно ориентированная направленность взаимодействия социальных партнеров и его высокая эффективность. Дуальности обучения в советский период способствовало и такое явление, как заводские трудовые рабочие династии, когда секреты мастерства передавались из поколения в поколение.
Одним из эффективных направлений взаимодействия сфер профессионального образования и производства, связанных с реализацией дуального обучения, может стать совместная профориентация по профильным предприятиям, обозначенная нами как проект «Династия».
Ресурсный центр
В условиях рыночной экономики необходимость модернизации образовательной сферы потребовала пересмотра функций социальных партнеров, новых форм взаимодействия сфер образования и производства, повышения качества профессиональной подготовки, что обусловило создание ресурсных центров.
В 2008 году по результатам участия в приоритетном национальном проекте «Образование» с инновационной образовательной программой в УППК был создан региональный отраслевой ресурсный центр по металлообработке (ОРРЦ). Основными социальными партнерами Центра стали крупнейшие отраслевые профильные промышленные предприятия Ульяновска: ПАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», АО «Ульяновский механический завод», ОАО «Автодеталь-Сервис».
Одной из причин создания ресурсного центра стала необходимость концентрации материально-технических и учебно-методических ресурсов для коллективного пользования высокотехнологичным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием учащимися профильных образовательных учреждений, внедрения инновационных технологий, в том числе и элементов дуальной системы обучения. Уточним, что под дуальной системой профессионального обучения мы понимаем «инновационную форму организации обучения, предполагающую взаимовыгодное взаимодействие учебного заведения и профильных предприятий в целевой подготовке рабочих и специалистов в соответствии с потребностями конкретного отраслевого предприятия».
Проект «Династия»
Одним из направлений, способствующих более эффективному взаимодействию сфер профессионального образования и производства, на наш взгляд, является возрождение и развитие трудовых династий. Проект «Династия» внесен в программу реализации дуального обучения в рамках ОРРЦ.
Данное направление, разрабатываемое совместно с предприятиями в рамках профориен-тационной работы, организуется и координируется заведующим ОРРЦ учебного заведения и может проводиться следующим образом:
- заведующим ОРРЦ составляется общая предварительная программа совместных с отраслевыми профильными предприятиями мероприятий по профориентации;
- заведующий ОРРЦ на каждом из четырех отраслевых предприятий встречается со специалистами по персоналу и совместно с ними вносит, с учетом специфики предприятия, необходимые коррективы в программу с обозначением графика их исполнения;
- на основе скорректированной программы разрабатывается дорожная карта, то есть пошаговый сценарий развития реализации совместного проекта «Династия»;
- в многотиражке предприятия публикуется развернутая информация о перечне профессий
ТРУДОВАЯ ДИНАСТИЯ
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
и специальностей, об условиях приема и обучения в колледже и др.;
- мастера производственного обучения, находящиеся с группами на производственной практике на предприятии, вывешивают на цеховых стендах листы с профориентационной информацией и проводят беседы с работниками завода;
- педагоги колледжа при проведении профориентации в общеобразовательных школах, в беседах с учащимися выпускных классов и их родителями (на родительских собраниях в школе) доводят информацию о совместном проекте «Династия»;
- по завершении приема (по набору контингента) проводится совместный анализ результатов реализации проекта;
- на общих и групповых родительских собраниях до сведения родителей доводится информация о возможности устройства их детей на производственную практику к ним на предприятие, с последующим их трудоустройством на этом же предприятии;
- при устройстве группы на производственную практику мастера производственного обучения, по возможности, направляют студентов по месту работы их родителей.
В беседе с работниками предприятий объявляется, что их дети, поступившие в наш колледж, все виды практик будут проходить у них же на предприятии, с последующим трудоустройством на том же рабочем месте. То есть реализуется основной принцип дуального обучения — «совместная профессиональная подготовка будущего работника, ориентированная на конкретное рабочее место».
Кроме того, проведение практики на предприятии во взаимодействии с родителями студента-практиканта значительно повышает ее качество; возрастает число выпускников, трудоустраивающихся по избранной профессии. Последнее очень важно, поскольку менее половины выпускников системы среднего профессионального образования работают по освоенной профессии. И это одна из самых актуальных проблем современной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и одна из важнейших задач ресурсных центров.
В настоящее время накоплен некоторый опыт социального партнерства между колледжем и отраслевыми предприятиями. При этом признается важность образовательной составляющей, осознается ведущая роль образовательного фактора в развитии социального партнерства, которая в полной мере соответствует новой концепции, предложенной в 2012 году Президентом РФ В. В. Путиным: «Чтобы не рабочие места диктовали, какие нам нужны уровни образования, а, наоборот, подготовленный уровень образования и специалисты должны повлиять на инновационное развитие и подготовку 25 млн рабочих мест».
Взаимовыгодное сотрудничество
Анализ взаимодействия Ульяновского профессионально-педагогического колледжа и отраслевых профильных предприятий позволяет говорить о целесообразности совместной реализации данного проекта, что способствует возрождению трудовых династий, повышает эффективность взаимодействия сфер профессионального образования и производства, поскольку является взаимовыгодным для всех социальных партнеров.
Выгодно это, прежде всего, студенту колледжа, поскольку обеспечивает его плавное вхождение в трудовую деятельность и освоению именно тех видов профессиональной деятельности, которыми он будет заниматься по завершении обучения. Выгодно предприятию, поскольку оно получает работников высокой квалификации, соответствующих его профилю и потребностям. Выгодно это и государству, которое более эффективно решает задачу подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов младшего звена для нужд экономики.
Литература
1. Галагузова М.А., Галагузов А. Н. Диалоги о корпоративном образовании: научно-практическое пособие. — Екатеринбург: «СВ-96», 2009. — 240 с.
2. Емелина И.В., Есенков Ю.В., Фахрет-динова М. А. Содержание и организация деятельности регионального ресурсного центра. — Ульяновск: УИП-КПРО, 2013. — 68 с.
3. Захарченко Л. В., Некрасов С. И., Некрасова Ю. А. Пилотный проект «Дуальное обучение: критический взгляд специалистов // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — №4. — С. 9-15.
4. Проект закона: обсуждение завершать рано // Профессиональное образование. Столица. -2012. — №4. — С. 2-15.
5. Суворов В. С. Система НПО — важнейшая ступень профессионального становления // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — №12. — С. 38-39.
6. Ткаченко Е.В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. — 2014. — №6. — С. 22-31.
Одним из направлений, способствующих более эффективному взаимодействию сфер профессионального образования и производства, является возрождение и развитие трудовых династий
способствует
Проведение практики на предприятии во взаимодействии с родителями студента-практиканта значительно повышает ее качество; возрастает число выпускников, трудоустраивающихся по избранной профессии