СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
I 25
Коллективные формы труда педагогов при подготовке квалифицированных рабочих
ГАЙНЕЕВ
Эдуард Робертович,
кандидат педагогических наук, доцент технологий профессионального обучения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновск
Аннотация
В статье представлен опыт организации взаимодействия педагогов колледжа и наставников предприятий в подготовке квалифицированных рабочих кадров. Рассмотрены эффективные коллективные формы организации труда мастеров производственного обучения
Ключевые слова:
мастер производственного обучения, коллективные формы организации труда, подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, наставник, профориентация
Отечественную систему подготовки рабочих кадров объективно требуется привести в соответствие с потребностями современного производства. Значимость решения данной проблемы отражена не только в высказываниях ведущих ученых и специалистов [4; 5], но и в основополагающих государственных нормативных актах [1].
Одним из направлений в решении указанной проблемы в системе СПО является повышение эффективности взаимодействия педагогов профессионального обучения и представителей предприятий (наставников), где ключевой фигурой становится мастер производственного обучения (далее — мастер).
Традиционная и наиболее распространенная форма организации профессиональной подготовки, когда один мастер, персонально закрепленный за одной конкретной учебной группой, проводит как практические, так и теоретические занятия, не всегда применима, поскольку требует крайне высокого уровня профессионально-педагогической компетентности.
Внедряемая в последнее время система дуального обучения, основанная на активном взаимодействии бизнеса и образования, показала свою эффективность при подготовке кадров под конкретное рабочее место [2].
Однако анализ образовательной практики показывает, что еще не в полной мере используется потенциал коллективных форм взаимодействия ближайших партнеров — педагогов, мастеров и преподавателей спецдисциплин. К наиболее известным коллективным формам организации труда можно отнести следующие, условно названные «дуэт», «трио» и «квартет».
«Дуэт»: два мастера закреплены за двумя группами. Один из них занимается преимущественно практическим направлением (практикой в мастерских учебного заведения, производственной и преддипломной практиками на предприятии), другой — теоретическим и учебно-воспитательным направлениями.
«Трио»: три мастера закреплены за тремя группами, в которых два мастера занимаются преимущественно теоретическим и учебно-воспитательным направлениями и всеми видами практик на предприятии, а в ведении третьего мастера — учебная практика в мастерских, организация конкурсов, выставок и т. п.
Гайнеев Э. Р. Коллективные формы труда педагогов при подготовке квалифицированных рабочих // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 25-29.
26 | 1 /2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«Квартет»: три мастера закреплены за тремя группами, а четвертый занимается проведением занятий в учебной мастерской, материально-техническим обеспечением практической подготовки, организацией конкурсов профессионального мастерства, выставок и т. п.
Существуют и другие формы организации труда мастеров производственного обучения, общим недостатком которых является недостаточно эффективное взаимодействие с работодателем и преподавателем специальных дисциплин.
В 1998 году в Ульяновском профессионально-педагогическом колледже была разработана и с тех пор применяется коллективная форма организации труда педагогов колледжа, названная «отделение».
В состав отделения входят три мастера на три учебные группы (1-й, 2-й и 3-й курсы): мастер — заведующий отделением, мастер в учебно-производственных мастерских и мастер-воспитатель, а также преподаватель междисциплинарного курса (спецпредметы) и наставники — руководители практики на автозаводе.
Трудовые обязанности в отделении распределены следующим образом.
Заведующий отделением — ключевая фигура в организации деятельности отделения, мастер с высшим педагогическим образованием и высшим квалификационным разрядом по рабочей профессии. Отвечает за организацию деятельности отделения, координирует взаимодействие педагогов и наставников, корректирует все направления работы и организует все виды практик на предприятии. Также на него возложены отбор и подготовка студентов, способных освоить уровень пятого квалификационного разряда, подготовка обучающихся к конкурсам областного, окружного и всероссийского уровней, чемпионатам ШогЫБкЛЬ, выставкам технического творчества, студенческим конференциям.
Мастер в мастерских проводит занятия производственного обучения в мастерских и практику на предприятии, занимается материально-техническим обеспечением процесса обучения, организацией и проведением внутригрупповых конкурсов, выставок, конференций.
Мастер-воспитатель занимается воспитательной работой во всех группах отделения: организацией питания, проведением культурно-массовых мероприятий, координацией взаимодействия всех сторон воспитательного процесса (администрация, родители, социальные партнеры и др.).
В деятельности мастера-воспитателя можно выделить следующие направления:
- налаживание эффективного социального партнерства между колледжем и предприятием;
- создание активного ученического коллектива;
- работа с родительскими комитетами;
- формирование и развитие взаимосвязанной структуры «педагог — обучающийся — родители — наставник»;
- организация спортивных и культурно-массовых мероприятий.
ПРОФЕССИ БРАЗОВАНИЕ И РЫ
Коллективные формы организации деятельности педагогов СПО и наставников предприятия
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заведующий отделением, (зам. директора по профессии) (мастер п/о) Высшее педагогическое образование; высший квалификационный разряд по рабочей профессии; умение работать в команде, организовать работу отделения; готовность к творческо- конструкторской деятельности Организация деятельности педагогов отделения 1. Эффективное взаимодействие с предприятиями 2. Совместная разработка учебного плана и программ 3. Определение потребностей предприятия в кадрах 4. Определение оптимальных баз производственной практики 5. Подбор наиболее квалифицированных наставников 6. Профориентационная работа «Трудовые династии» 7. Материально-техническое обеспечение процесса обучения 8. Подготовка выпускников группы на 5-й разряд 9. Совместная поэтапная и итоговая аттестации студентов 10. Адаптация выпускников колледжа на производстве 11. Повышение квалификации педагогов и наставников 12. Совместный анализ учебных планов и рабочих программ 13. Анализ итогов выпуска, адаптация выпускников 14. Трансляция опыта на конференциях, в публикациях
Мастер-воспитатель (мастер п/о) Высшее педагогическое образование; четвертый квалификационный разряд по рабочей профессии; коммуникабельность, способность к творческо-конструктор-ской деятельности Воспитательная работа в отделении 1. Совместная профориентационная работа 2. Создание активного ученического коллектива 3. Взаимодействия педагогов группы в организации культурно-массовых, спортивных мероприятий. 4. Взаимодействие с социальными партнерами, родительскими комитетами, формирование взаимосвязанной структуры «педагог — обучающийся — родители — наставник» 5. Создание работоспособного ученического коллектива
Мастер в мастерских (мастер п/о) Высшее педагогическое образование; пятый квалификационный разряд по рабочей профессии; готовность к творческо-конструктор-ской деятельности Социальное партнерство, взаимодействие с предприятиями 1. Совместная разработка учебного плана и программ практик в учебных мастерских колледжа и на предприятии 2. Профориентационная работа в общеобразовательных школах 3. Профориентационная работа на предприятиях 4. Материально-техническое обеспечение мастерских 5. Организация учебной практики в мастерской, производственной и преддипломной практик на предприятии 6. Адаптация выпускников колледжа на производстве
Преподаватель междисциплинарного курса Высшее педагогическое образование; умение работать в команде; готовность к творческо-конструктор-ской деятельности Теоретическая подготовка обучающихся 1. Совместная разработка учебного плана и программ 2. Профориентационная работа на предприятиях, реализация профориентационной программы «Трудовые династии» 3. Совместная поэтапная и итоговая аттестации обучающих 4. Подготовка выпускной группы к итоговой аттестации 5. Совместный с педагогами отделения и наставниками анализ учебных планов и рабочих программ
Наставники предприятия (рабочий высшего уровня квалификации) Высший квалификационный разряд по рабочей профессии; склонность к педагогической деятельности; умение работать в команде; готовность к творческо-конструктор-ской деятельности Практическая подготовка в условиях производства 1. Эффективное взаимодействие с педагогами колледжа 2. Совместная разработка учебного плана и рабочих программ. 3. Подготовка выпускной группы и кандидатов на 5-й разряд к итоговой государственной аттестации 4. Реализация программы «Трудовые династии» 5. Освоение инновационных производственных технологий 6. Адаптация выпускников учебного заведения на производстве 7. Повышение профессионально-педагогической квалификации 8. Совместный анализ и учебных планов и рабочих программ
28 | 1 /2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Следует отметить, что в организации воспитательной работы, как наиболее важной и сложной, задействованы все педагоги отделения; каждый из них отвечает за определенный блок (профориентация, работа с родителями, культурно-массовые мероприятия, социальное партнерство и др.).
Преподаватель междисциплинарного курса отвечает за теоретическую подготовку студентов во всех группах и взаимодействие с Ульяновским автомобильным заводом (далее — ОАО «УАЗ») по организации и проведению учебных занятий на его базе; разработку и корректирование учебно-планирующей документации; профориентацию; аттестацию обучающихся, организацию конкурсов профессионального мастерства WoridSkШs, культурно-массовых мероприятий и др.
Наставник — руководитель практики на автозаводе является ключевой фигурой процесса подготовки, выбирается из числа высококвалифицированных работников завода, способных к педагогической и инновационной производственной деятельности.
Особенность разработанной в колледже организации коллективной деятельности (отделение) состоит в том, что мастера групп и преподаватель междисциплинарного курса объединены в рамках одной профессии и успешно взаимодействуют с наставниками в течение всего периода обучения студентов: от совместной профориентации до адаптации выпускника на автозаводе. Подобная форма взаимодействия способствует постоянному повышению профессионально-педагогической квалификации педагогов, поскольку в основе профессионально-педагогической деятельности лежит техническое и педагогическое знание [3].
Итак, каждый из мастеров, преподавателей и наставников, работающих в конкретном отделении, имеет свой круг обязанностей и в то же время ответственен за основные составляющие профессионального обучения всех обучающихся отделения с 1-го по 3-й курс (см. табл.).
Деятельность отделения начинается с профориентационной работы в школах и на базовом предприятии — ОАО «УАЗ»1.
В течение всего процесса обучения студентов в колледже мастера групп ведут дневники педагогических наблюдений, посещают обучающихся на дому.
Заключительным этапом деятельности отделения является период адаптации выпускника на производстве. Именно в это время можно оценить уровень его подготовленности, а следовательно, и эффективность деятельности педагогов и наставников отделения.
Как показывает практика, коллективная форма организации труда педагогических работников в тесном взаимодействии с наставниками предприятий имеет значительный потенциал и позволяет успешно решать социально-экономические и учебно-воспитательные задачи, способствуют повышению качества подготовки выпускников.
1 Опыт показывает что чем больше детей работников базового предприятия обучается в колледже, тем легче решать проблемы, связанные с их профессиональной подготовкой, дисциплиной, производственной практикой и последующим трудоустройством. Высока и эффективность производственной практики в цехах и на участках, где организована совместная деятельность родителей и их детей — практикантов.
Литература
1. Об утверждении комплекса мер и целевых показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. РУ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70783150/ (дата обращения — 10.02.2019).
2. Гайнеев Э. Р. Дуальный подход в подготовке студента к чемпионату профессий WorldSkills // Среднее профессиональное образование. — 2018. — № 10. — С. 3-11.
3. Кондратьев В. В. Инженерная педагогика как основа системы подготовки преподавателей технических университетов // Высшее образование в России. — 2018. — № 2. — С. 29-38.
4. Одна из важных задач сегодня — восстановление системы трудовых резервов: Заседание «Меркурий-клуба» 12 марта 2014 года // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 4. — С 2-15.
5. Ткаченко Е. В. Подготовка рабочих кадров в условиях упразднения системы начального профессионального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. — Екатеринбург, 2017. — Вып. 10. — С. 160-172.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА