Научная статья на тему 'Коллективные формы труда педагогов при подготовке квалифицированных рабочих'

Коллективные формы труда педагогов при подготовке квалифицированных рабочих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА / ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИ-ЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ / НАСТАВНИК / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

В статье представлен опыт организации взаимодействия педагогов колледжа и наставников предприятий в подготовке квалифицированных рабочих кадров. Рассмотрены эффективные коллективные формы организации труда мастеров производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллективные формы труда педагогов при подготовке квалифицированных рабочих»

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

I 25

Коллективные формы труда педагогов при подготовке квалифицированных рабочих

ГАЙНЕЕВ

Эдуард Робертович,

кандидат педагогических наук, доцент технологий профессионального обучения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновск

Аннотация

В статье представлен опыт организации взаимодействия педагогов колледжа и наставников предприятий в подготовке квалифицированных рабочих кадров. Рассмотрены эффективные коллективные формы организации труда мастеров производственного обучения

Ключевые слова:

мастер производственного обучения, коллективные формы организации труда, подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, наставник, профориентация

Отечественную систему подготовки рабочих кадров объективно требуется привести в соответствие с потребностями современного производства. Значимость решения данной проблемы отражена не только в высказываниях ведущих ученых и специалистов [4; 5], но и в основополагающих государственных нормативных актах [1].

Одним из направлений в решении указанной проблемы в системе СПО является повышение эффективности взаимодействия педагогов профессионального обучения и представителей предприятий (наставников), где ключевой фигурой становится мастер производственного обучения (далее — мастер).

Традиционная и наиболее распространенная форма организации профессиональной подготовки, когда один мастер, персонально закрепленный за одной конкретной учебной группой, проводит как практические, так и теоретические занятия, не всегда применима, поскольку требует крайне высокого уровня профессионально-педагогической компетентности.

Внедряемая в последнее время система дуального обучения, основанная на активном взаимодействии бизнеса и образования, показала свою эффективность при подготовке кадров под конкретное рабочее место [2].

Однако анализ образовательной практики показывает, что еще не в полной мере используется потенциал коллективных форм взаимодействия ближайших партнеров — педагогов, мастеров и преподавателей спецдисциплин. К наиболее известным коллективным формам организации труда можно отнести следующие, условно названные «дуэт», «трио» и «квартет».

«Дуэт»: два мастера закреплены за двумя группами. Один из них занимается преимущественно практическим направлением (практикой в мастерских учебного заведения, производственной и преддипломной практиками на предприятии), другой — теоретическим и учебно-воспитательным направлениями.

«Трио»: три мастера закреплены за тремя группами, в которых два мастера занимаются преимущественно теоретическим и учебно-воспитательным направлениями и всеми видами практик на предприятии, а в ведении третьего мастера — учебная практика в мастерских, организация конкурсов, выставок и т. п.

Гайнеев Э. Р. Коллективные формы труда педагогов при подготовке квалифицированных рабочих // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 25-29.

26 | 1 /2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«Квартет»: три мастера закреплены за тремя группами, а четвертый занимается проведением занятий в учебной мастерской, материально-техническим обеспечением практической подготовки, организацией конкурсов профессионального мастерства, выставок и т. п.

Существуют и другие формы организации труда мастеров производственного обучения, общим недостатком которых является недостаточно эффективное взаимодействие с работодателем и преподавателем специальных дисциплин.

В 1998 году в Ульяновском профессионально-педагогическом колледже была разработана и с тех пор применяется коллективная форма организации труда педагогов колледжа, названная «отделение».

В состав отделения входят три мастера на три учебные группы (1-й, 2-й и 3-й курсы): мастер — заведующий отделением, мастер в учебно-производственных мастерских и мастер-воспитатель, а также преподаватель междисциплинарного курса (спецпредметы) и наставники — руководители практики на автозаводе.

Трудовые обязанности в отделении распределены следующим образом.

Заведующий отделением — ключевая фигура в организации деятельности отделения, мастер с высшим педагогическим образованием и высшим квалификационным разрядом по рабочей профессии. Отвечает за организацию деятельности отделения, координирует взаимодействие педагогов и наставников, корректирует все направления работы и организует все виды практик на предприятии. Также на него возложены отбор и подготовка студентов, способных освоить уровень пятого квалификационного разряда, подготовка обучающихся к конкурсам областного, окружного и всероссийского уровней, чемпионатам ШогЫБкЛЬ, выставкам технического творчества, студенческим конференциям.

Мастер в мастерских проводит занятия производственного обучения в мастерских и практику на предприятии, занимается материально-техническим обеспечением процесса обучения, организацией и проведением внутригрупповых конкурсов, выставок, конференций.

Мастер-воспитатель занимается воспитательной работой во всех группах отделения: организацией питания, проведением культурно-массовых мероприятий, координацией взаимодействия всех сторон воспитательного процесса (администрация, родители, социальные партнеры и др.).

В деятельности мастера-воспитателя можно выделить следующие направления:

- налаживание эффективного социального партнерства между колледжем и предприятием;

- создание активного ученического коллектива;

- работа с родительскими комитетами;

- формирование и развитие взаимосвязанной структуры «педагог — обучающийся — родители — наставник»;

- организация спортивных и культурно-массовых мероприятий.

ПРОФЕССИ БРАЗОВАНИЕ И РЫ

Коллективные формы организации деятельности педагогов СПО и наставников предприятия

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заведующий отделением, (зам. директора по профессии) (мастер п/о) Высшее педагогическое образование; высший квалификационный разряд по рабочей профессии; умение работать в команде, организовать работу отделения; готовность к творческо- конструкторской деятельности Организация деятельности педагогов отделения 1. Эффективное взаимодействие с предприятиями 2. Совместная разработка учебного плана и программ 3. Определение потребностей предприятия в кадрах 4. Определение оптимальных баз производственной практики 5. Подбор наиболее квалифицированных наставников 6. Профориентационная работа «Трудовые династии» 7. Материально-техническое обеспечение процесса обучения 8. Подготовка выпускников группы на 5-й разряд 9. Совместная поэтапная и итоговая аттестации студентов 10. Адаптация выпускников колледжа на производстве 11. Повышение квалификации педагогов и наставников 12. Совместный анализ учебных планов и рабочих программ 13. Анализ итогов выпуска, адаптация выпускников 14. Трансляция опыта на конференциях, в публикациях

Мастер-воспитатель (мастер п/о) Высшее педагогическое образование; четвертый квалификационный разряд по рабочей профессии; коммуникабельность, способность к творческо-конструктор-ской деятельности Воспитательная работа в отделении 1. Совместная профориентационная работа 2. Создание активного ученического коллектива 3. Взаимодействия педагогов группы в организации культурно-массовых, спортивных мероприятий. 4. Взаимодействие с социальными партнерами, родительскими комитетами, формирование взаимосвязанной структуры «педагог — обучающийся — родители — наставник» 5. Создание работоспособного ученического коллектива

Мастер в мастерских (мастер п/о) Высшее педагогическое образование; пятый квалификационный разряд по рабочей профессии; готовность к творческо-конструктор-ской деятельности Социальное партнерство, взаимодействие с предприятиями 1. Совместная разработка учебного плана и программ практик в учебных мастерских колледжа и на предприятии 2. Профориентационная работа в общеобразовательных школах 3. Профориентационная работа на предприятиях 4. Материально-техническое обеспечение мастерских 5. Организация учебной практики в мастерской, производственной и преддипломной практик на предприятии 6. Адаптация выпускников колледжа на производстве

Преподаватель междисциплинарного курса Высшее педагогическое образование; умение работать в команде; готовность к творческо-конструктор-ской деятельности Теоретическая подготовка обучающихся 1. Совместная разработка учебного плана и программ 2. Профориентационная работа на предприятиях, реализация профориентационной программы «Трудовые династии» 3. Совместная поэтапная и итоговая аттестации обучающих 4. Подготовка выпускной группы к итоговой аттестации 5. Совместный с педагогами отделения и наставниками анализ учебных планов и рабочих программ

Наставники предприятия (рабочий высшего уровня квалификации) Высший квалификационный разряд по рабочей профессии; склонность к педагогической деятельности; умение работать в команде; готовность к творческо-конструктор-ской деятельности Практическая подготовка в условиях производства 1. Эффективное взаимодействие с педагогами колледжа 2. Совместная разработка учебного плана и рабочих программ. 3. Подготовка выпускной группы и кандидатов на 5-й разряд к итоговой государственной аттестации 4. Реализация программы «Трудовые династии» 5. Освоение инновационных производственных технологий 6. Адаптация выпускников учебного заведения на производстве 7. Повышение профессионально-педагогической квалификации 8. Совместный анализ и учебных планов и рабочих программ

28 | 1 /2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Следует отметить, что в организации воспитательной работы, как наиболее важной и сложной, задействованы все педагоги отделения; каждый из них отвечает за определенный блок (профориентация, работа с родителями, культурно-массовые мероприятия, социальное партнерство и др.).

Преподаватель междисциплинарного курса отвечает за теоретическую подготовку студентов во всех группах и взаимодействие с Ульяновским автомобильным заводом (далее — ОАО «УАЗ») по организации и проведению учебных занятий на его базе; разработку и корректирование учебно-планирующей документации; профориентацию; аттестацию обучающихся, организацию конкурсов профессионального мастерства WoridSkШs, культурно-массовых мероприятий и др.

Наставник — руководитель практики на автозаводе является ключевой фигурой процесса подготовки, выбирается из числа высококвалифицированных работников завода, способных к педагогической и инновационной производственной деятельности.

Особенность разработанной в колледже организации коллективной деятельности (отделение) состоит в том, что мастера групп и преподаватель междисциплинарного курса объединены в рамках одной профессии и успешно взаимодействуют с наставниками в течение всего периода обучения студентов: от совместной профориентации до адаптации выпускника на автозаводе. Подобная форма взаимодействия способствует постоянному повышению профессионально-педагогической квалификации педагогов, поскольку в основе профессионально-педагогической деятельности лежит техническое и педагогическое знание [3].

Итак, каждый из мастеров, преподавателей и наставников, работающих в конкретном отделении, имеет свой круг обязанностей и в то же время ответственен за основные составляющие профессионального обучения всех обучающихся отделения с 1-го по 3-й курс (см. табл.).

Деятельность отделения начинается с профориентационной работы в школах и на базовом предприятии — ОАО «УАЗ»1.

В течение всего процесса обучения студентов в колледже мастера групп ведут дневники педагогических наблюдений, посещают обучающихся на дому.

Заключительным этапом деятельности отделения является период адаптации выпускника на производстве. Именно в это время можно оценить уровень его подготовленности, а следовательно, и эффективность деятельности педагогов и наставников отделения.

Как показывает практика, коллективная форма организации труда педагогических работников в тесном взаимодействии с наставниками предприятий имеет значительный потенциал и позволяет успешно решать социально-экономические и учебно-воспитательные задачи, способствуют повышению качества подготовки выпускников.

1 Опыт показывает что чем больше детей работников базового предприятия обучается в колледже, тем легче решать проблемы, связанные с их профессиональной подготовкой, дисциплиной, производственной практикой и последующим трудоустройством. Высока и эффективность производственной практики в цехах и на участках, где организована совместная деятельность родителей и их детей — практикантов.

Литература

1. Об утверждении комплекса мер и целевых показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. РУ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70783150/ (дата обращения — 10.02.2019).

2. Гайнеев Э. Р. Дуальный подход в подготовке студента к чемпионату профессий WorldSkills // Среднее профессиональное образование. — 2018. — № 10. — С. 3-11.

3. Кондратьев В. В. Инженерная педагогика как основа системы подготовки преподавателей технических университетов // Высшее образование в России. — 2018. — № 2. — С. 29-38.

4. Одна из важных задач сегодня — восстановление системы трудовых резервов: Заседание «Меркурий-клуба» 12 марта 2014 года // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 4. — С 2-15.

5. Ткаченко Е. В. Подготовка рабочих кадров в условиях упразднения системы начального профессионального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. — Екатеринбург, 2017. — Вып. 10. — С. 160-172.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.