УДК 37.02 ББК Ч 420.46
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Галагузова Минненур Ахметхановна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: yung.ektb@mail.ru
Гайнеев Эдуард Робертович,
кандидат педагогических наук, мастер производственного обучения, Ульяновский профессионально-педагогический колледж; 432008, г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, 82; e-mail: gajneev. eduard@yandex.ru
ТВОРЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И БАЗОВОГО ПРЕПРИЯТИЯ В КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое взаимодействие; мастер; наставник; опыт; профессиональная подготовка; творческая деятельность; компетентность.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются особенности совместной творческой профессиональной подготовки обучающихся, формирования и развития у них основ опыта творческо-конструкторской, рационализаторской деятельности в творческо-педагогическом взаимодействии образовательного учреждения (педагога практического обучения колледжа) и предприятия (руководитель практики на базовом предприятии) в конкурсах профессионального мастерства.
Galaguzova Minnenur Akhmetkhanovna,
Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Social Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Gayneev Eduard Robertovich,
Candidate of Pedagogy, Training Officer of Ulyanovsk Professional and Pedagogical College, Ulyanovsk, Russia.
CREATIVE AND PEDAGOGICAL INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTION AND COMPANY IN COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILL
KEY WORDS: pedagogical interaction; master; mentor; experience; professional training; creative activities; competence.
ABSTRACT. The peculiarities of the joint creative professional training of students, formation and development of the basis of the experience of creative design, rationalization activities in creative and pedagogic interaction of educational institutions (teacher of practical training College) and an enterprise (head of practice on the base enterprise) in competitions of professional skills are discussed.
В
последние годы в России складывается весьма тревожная тенденция к сокращению в производственной сфере квалифицированных рабочих, и перед многими предприятиями уже сейчас остро стоит кадровый вопрос, в особенности ощущается потребность в рабочих высокой квалификации.
По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструд) в настоящее время от 6о до 8о% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. Даже в такой высокотехнологической отрасли, как обороннопромышленный комплекс, испытывается серьезный кадровый голод. В мае 2013 года на заседании Комитета по образованию Государственной Думы РФ, в котором приняли участие представители министерств и ведомств, органов исполнительной и законодательной власти, ассоциаций работодателей, научно-педагогического сообщества, председатель Комитета В. А. Никонов отметил, что средний возраст работников всех стратегических отраслей промышленности составляет 55-57 лет. Из них доля работников старше 60 лет превышает 30%. Дефицит
инженеров-технологов в отрасли порядка 17%, инженеров-конструкторов - 22%, рабочих различных специальностей - 40% (6). Таким образом, статистика показывает чрезвычайно тяжелую ситуацию с воспроизводством в нашей стране квалифицированных рабочих кадров.
Новые социально-экономические условия, тенденции развития технологий современного производства ставят особые задачи при подготовке будущих рабочих и специалистов, реализация которых вряд ли возможна без тесного взаимодействия образовательного учреждения и работодателя (3, с. 26).
При этом в связи с новыми целями и задачами возникает необходимость взаимодействия всех заинтересованных сторон уже на более высоком уровне взаимодействия - на уровне творческо-педагогическом, основным направлением которого является совместная подготовка профессионально самостоятельного, инициативного, творчески мыслящего работника, активно участвующего в решении инновационных вопросов современного высокотехнологического производства, обладающего высоким уров-
© Галагузова М. А., Гайнеев Э. Р., 2013
нем компетенций, что позволяет ему решать профессиональные задачи в «ситуации нового вида» (8, с. 51).
Творческо-педагогическое взаимодействие образовательного учреждения (учебного заведения) и предприятия (работодателя) в творческой профессиональной подготовке современного рабочего понимается нами как сотрудничество колледжа и
предприятия в реализации творческой профессиональной подготовки квалифицированного рабочего, обеспечивающее его компетенции, адекватные требованиям рынка труда и отвечающее интересам личности обучающегося, предприятия, государства. Схема взаимодействия сферы образования и производства представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Схема педагогического взаимодействия
Одним из важных направлений творческо-педагогического взаимодействия в творческо-профессиональной подготовке будущего квалифицированного рабочего являются регулярно проводимые совместно с социальными партнерами и прежде всего учебными заведениями и представителями работодателей конкурсы профессионального мастерства. Это связано с тем, что значительные технологические изменения, меняющиеся условия организации труда повышают роль личностного потенциала, творческого видения способов реализации инновационных подходов к профессиональной деятельности (4).
Необходимо отметить, что в повышении эффективности труда немаловажная роль принадлежит эмоционально-мотивационной стороне, когда рабочий стремится к творчеству и созиданию, к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в производственной ситуации (5). Это продиктовано тем, что современное производство нуждается в рабочем
высокой квалификации с творческим подходом в производственной деятельности.
В многочисленных исследованиях (П. Р. Атутов, Б. М. Игошев, Д. М. Комский, С. А. Новоселов, В. А. Поляков и др.) отмечается, что развитие творческих способностей обучающихся, формирование их творческой деятельности требуют специальных дидактических условий (2).
Этому во многом способствует раскованная, игровая, творческая, соревновательная атмосфера конкурсов профессионального мастерства. Что особенно актуально именно на уровне начального профессионального образования, при подготовке будущего высококвалифицированного рабочего, когда особенно важна его будущая практическая профессиональная деятельность, практические навыки и умения, не только «светлая голова», но и «золотые руки» (3).
Определимся с понятием профессионального мастерства».
(фр. сопсоиге состязание < лат. сход; стечение, столкновение) - соревнова-
«конкурс
Конкурс
сопсиге^
ние для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т. п. (7, с. 425). Профессиональная педагогика рассматривает конкурс как соревнование обучающихся и студентов профессиональных учебных заведений. Система поэтапной организации конкурсов обычно включает конкурсы внутриучебные (в одном профессиональном учебном заведении), областные, региональные и общероссийские. Задания на конкурсах профессионального мастерства, как правило, включают практическое выполнение типичной производственной работы по профессии или специальности, а также устные вопросы и письменные задания интегративного характера по общетехническому (общепрофессиональному) и специальному циклам. Организаторам конкурсов известны также и основные критерии оценки выполнения конкурсных заданий: качество выполненных работ, уровень теоретической подготовки, применение рациональных приемов труда, соблюдение ученических норм времени на выполнение конкурсного задания, рациональность организации труда и уровень производственной самостоятельности конкурсанта, соблюдение требований техники безопасности труда.
В настоящей статье мы остановимся на характеристике лишь некоторых методических подходов к совместной с представителями базового предприятия организации конкурсов профессионального мастерства как одного из направлений творческо-педагогического взаимодействия учебного заведения и предприятия, формирования опыта профессиональной, творческо-конструкторской деятельности в процессе подготовки будущего рабочего.
Система поэтапной организации конкурсов обычно включает конкурсы внутри-учебные (в одном профессиональном учебном заведении), областные (региональные) и всероссийские.
Определенные дидактические преимущества конкурсов профессионального мастерства, проводимых на разных организационных уровнях, очевидны. Однако слабое взаимодействие учебных заведений с представителями предприятий недостаточно эффективно способствует реализации творческого потенциала конкурсов для мотивации творческой активности обучающихся и повышению качества их профессиональной подготовки.
Конкурсы профессионального мастерства давно приобрели популярность в системе начального и среднего профессионального образования и проводятся регулярно. Важно то, что их цель не ограничивается популяризацией специальностей и профессий, обменом опытом, выявлением
лучших обучающихся и вручением им дипломов победителей и премий, а имеет более широкий масштаб. Конкурсы - это и прекрасный индикатор уровня опыта профессиональной деятельности обучающихся и мастеров производственного обучении, и эффективный способ совершенствования профессионального мастерства и творчества, и создание мотивационного поля, включение механизмов саморазвития в системе начального и среднего профессионального образования.
Ключевой фигурой в организации творческо-педагогического взаимодействия является мастер производственного обучения. Он должен не только уметь проектировать учебный процесс, но и эффективно взаимодействовать с социальными партнерами, работодателем и прежде всего непосредственным, представителем предприятия - руководителем практики обучающегося в условиях реального производства (рис. 2).
Таким образом, мастер, ориентированный на новации, создает специальные условия, способствующие развитию рационализаторских и творческих способностей в процессе планирования, организации, осуществления и контроля практического обучения, эффективного взаимодействия с преподавателями специальных дисциплин, социальными партнерами, руководителями производственной практики (наставниками) на базовом предприятии и использованием потенциала кружка технического творчества. Отсюда - и высокие требования к профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения: наивысший (шестой) квалификационный разряд по рабочей профессии, высшее педагогическое образование, а также собственная творческо-конструкторская деятельность, которая проявляется в его личном продуктивном, результативном участии в конкурсах, организации работы кружка технического творчества, а также и в его научно-методической деятельности.
Таким же высоким уровнем должна соответствовать и другая сторона творческо-педагогического взаимодействия - представитель работодателя, руководитель производственной практики на предприятии (наставник). Это прежде всего наивысший квалификационный разряд по профессии, склонность и опыт педагогической, наставнической деятельности и, разумеется, его творческо-конструкторская, рационализаторская деятельность. Именно поэтому важнейшей задачей мастера является подбор руководителей производственной практики (наставников) на предприятии из числа наиболее квалифицированных рабочих, новаторов производства, имеющих опыт творческой деятельности, а также склонность к педагогической деятельности.
Рисунок 2. Интегративная структура формирования опыта профессиональной деятельности
Итак, творческо-педагогическое взаимодействие образовательного учреждения - Ульяновского профессиональнопедагогического колледжа и базового предприятия - Ульяновского автомобильного завода - в лице педагога колледжа (мастера производственного обучения) и руководителя практики на предприятии (наставника) в совместной творческой профессиональной подготовке будущего рабочего проявляется прежде всего в совместной подготовке обучающихся к конкурсам профессионального мастерства.
Творческо-педагогическое взаимодействие начинается уже на первом этапе конкурса - внутри учебной группы: мастер совместно с наставниками базового предприятия разрабатывают учебный стенд -схему и практиканты начинают готовиться к конкурсу. По завершении конкурса в рамках учебной группы призеры данного этапа - трое обучающихся - начинают подготовку совместно с мастером группы и наставником по практике к конкурсу внутри колледжа. Затем победитель и второй призер начинают также совместно с мастером группы и наставником по практике подготовку к областному конкурсу.
В конце марта состоялся областной (региональный) этап. В рамках конкурса участникам предстояло показать высокий уровень теоретических знаний, практических умений и навыков. По словам организаторов, цель мероприятия заключается в привлечении внимания к рабочим профессиям, обмене передовым профессио-
нально-педагогическим опытом, выявлении и поощрении талантливой молодёжи, а также и их наставников - мастеров производственного обучения.
Короткий инструктаж по технике безопасности с росписью в протоколе. Осмотр рабочего места. Минутная готовность. И уже дан старт. Время и качество монтажа -вот главные параметры, от которых зависит количество баллов, присуждаемых участникам! За семьдесят минут конкурсантам -обучающимся предстоит смонтировать фрагмент схемы вертикально-сверлильного станка 2 Н-125 «Пуск асинхронного электродвигателя по заданным параметрам, с динамическим торможением и световой индикацией, с использованием понижающего трансформатора». Причем схема разработана таким образом, что при срабатывании теплового реле световая индикацией не включается, а при нажатии кнопки «Стоп» выключается также и сигнальная лампа «Сеть».
Параллельно состязаются наставники будущих электромонтеров. Они проводят теоретический коллоквиум и выполняют практическое задание, аналогичное заданию обучающихся - монтаж фрагмента схемы станка. Помимо теоретического тестирования и монтажа схемы, мастерам производственного обучения предстоит еще одно весьма непростое практическое задание - определение и устранение искусственно введенных неисправностей в схемах своих обучающихся. То, что мастера производственного обучения работают, выявляют
и устраняют неисправности именно на стендах своих обучающихся важно тем, что мастер, понимая, что ему предстоит работа на схеме своего подопечного, весьма тщательно и добросовестно подготавливает своего обучающегося к ответственному и напряженному конкурсу регионального уровня. Этим создается эффективный творческий тандем, и конкурсный результат мастера производственного обучения в определенной степени зависит от качества работы подготовленного им обучающегося.
В создании такого тандема в других профессиях возможны два варианта.
1. Добавлять дополнительно к сумме баллов мастерам производственного обучения 10% от суммы баллов обучающегося. Например, обучающийся набирает сумму 84 балла и мастеру того же образовательного учреждения дополнительно к его сумме баллов добавляется 8,4 балла.
2. Добавлять баллы мастеру в зависимости от места, занятого его учеником, начиная с последнего места, за которое добавляется всего 1 балл, и за каждую последующую ступень также добавляется по 1 баллу. Например, если среди 12 участников конкурса обучающийся занимает первое место, то итоговая сумма баллов его мастера производственного обучения увеличивается сразу на 12 баллов.
В этом проявится соревнование педагогов практического обучения в наиболее полной мере, по самой важным граням их профессионально-педаго-гической компетентности: здесь мастера выдерживают
конкурсный «экзамен» и как профессионалы в рабочей профессии, и как профессионалы в педагогике.
Это способствует тому, что мастер производственного обучения более тщательно относится к подготовке обучающегося-конкурсанта, что является прекрасной возможностью также и для его собственного профессионального и педагогического совершенствования.
Другой особенностью организации и проведения конкурсов электромонтеров в Ульяновской области является то, что заранее, за месяц-полтора до областного конкурса по образовательным учреждениям рассылается электрическая принципиальная схема со спецификацией, по которой в строгом соответствии с этой спецификацией необходимо подготовить два стенда - для
мастера и обучающегося - с уже установленными электроаппаратами. В этом также проявляется мастерство будущих участников конкурса: умение наиболее оптимально расположить электроаппараты, использовать рациональную технологию выполнения монтажа, укладки проводов и т. д., что в итоге сказывается на производительности труда при выполнении практической части. Подчеркнем, в совместной подготовке -обучающегося, мастера производственного обучения колледжа и наставника обучающегося по практике на заводе (рис. 3).
Отметим также то, что при результативном выступлении обучающегося предусмотрено поощрение и наставников по практике: руководством предприятия они награждаются почетной грамотой и денежной премией.
По завершении практического тура конкурса все участники обходят стенды, знакомятся со схемами соперников, сравнивают и находят что-то новое, полезное для себя, для своей профессиональной деятельности.
Основными параметрами оценки результатов выполнения практического задания являются реальные критерии и показатели эффективности профессиональной деятельности (профессионального мастерства) рабочего, определенные в профессиональной педагогике: культура труда, производительность труда, профессиональная самостоятельность, творческое отношение к труду.
Самое деятельное участие в организации и проведении конкурсов принимают базовые предприятия, организации, представители бизнеса: спонсорство, работа в качестве членов жюри и апелляционных комиссий и др. В качестве многолетнего партнера различных творческих мероприятий, в том числе и конкурсов «Мастер - золотые руки» в системе профессионально-технического обучения Ульяновской области, выступает группа компаний СИГМА-СИ, традиционно поддерживающая те сферы деятельности, в которых главным ресурсом и двигателем являются «умные» руки. На протяжении многих лет СИГМА-СИ поддерживает соревнования по техническим видам спорта, проводимые в Ульяновске и ульяновской области. В этом году Группа обеспечила призовой фонд на конкурсах профессионального мастерства по всем направлениям подготовки, ведущейся в системе профессионально-технического образования Ульяновской области.
РЫНОК ТРУДА сфера производства виды профессиональной деятельности
(наставник по практике на предприятии)
т
Руководитель КОНКУРС Мастер
практики профессионального производственного
на предприятии мастерства обучения
Рабочие программы учебной (производственной) практики, специальных и общетехнических дисциплин (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ,. КОНСУЛЬТАЦИИ)
РАБОТОДАТЕЛЬ (согласование рабочих программ)
' I '
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫПУСКНИК'
Рисунок 3. Взаимодействие образовательного учреждения и сферы производства
Производственная практика обучающихся колледжа проводится на основе прямых договоров на базовом предприятии нашего образовательного учреждения - ОАО УАЗ и начинается не с третьего курса, как это обычно предусмотрено, а со второго. Этим решается проблема материально-технического обеспечения: если новейшее оборудование «не идет» к обучающемуся (в образовательном учреждении), то приходиться ученика «выводить» к новейшему оборудованию и технологиям современного непрерывно модернизируемого производства.
Производственная практика и наставничество работников предприятия оплачиваются из расчета от 10% тарифной ставки за одного практиканта.
Практиканты трудоустраиваются на период практики (с 1 сентября по 30 июня) в соответствии с трудовым кодексом по первому квалификационному разряду с
внесением записи в трудовую книжку, и этот период уже входит в трудовой стаж. Предусмотрено также и материальное стимулирование для наиболее добросовестных и грамотных практикантов колледжа посредством перевода их на более высокие квалификационные разряды.
Автозаводом предусмотрена доплата также и мастерам колледжа, задействованным на производственной практике (мастера 2-го и 3-го курсов).
Опыт показывает, что более тесное твор-ческо-профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с базовым предприятием способствует решению главной задачи системы профессионального образования - формированию новой модели профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований современного производства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России. 2010. № 4.
2. Атутов П. Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М. : Просвещение, 1985.
3. Гайнеев Э. Р. Формирование творческо-конструкторского потенциала обучающихся во взаимодействии с базовым предприятием // Среднее профессиональное образование. 2008. № 4.
4. Гайнеев Э. Р. Поэтапное формирование опыта творческо-конструк-торской деятельности : учебное пособие. Екатеринбург, 2012.
5. Игошев Б. М. ЭВТ: знакомимся, делаем, играем. М. : Молодая гвардия, 1989.
6. Никонов В. А. Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути решения // Заседание комитета по образованию Госдумы РФ от 15 мая 2013 г. URL: edu.garant.ru.
7. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск : Современный литератор, 2003.
8. Новоселов С. А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев.