Научная статья на тему 'Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования'

Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛУБ / "ПРОФЕССИОНАЛ" / ПЕДАГОГ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / INTERACTION / SOCIAL PARTNERSHIP / WORKING EDUCATION / PEDAGOGICAL CLUB / "PROFESSIONAL" / PRACTICAL TRAINING TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

В статье представлены опыт деятельности и модель педагогического клуба мастеров производственного обучения «Профессионал» и обосновывается необходимость эффективного взаимодействия социальных партнеров в профессиональной подготовке современного квалифицированного рабочего и специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования»

Hueñi

issn 2304-120X Гайнеев Э. Р. Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171029.htm.

научно-методический электронный журнал

ART 171029 УДК 377.35

Гайнеев Эдуард Робертович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий профессионального обучения ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск gajneev.eduard@yandex.ru

Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования

Аннотация. В статье представлены опыт деятельности и модель педагогического клуба мастеров производственного обучения «(Профессионал» и обосновывается необходимость эффективного взаимодействия социальных партнеров в профессиональной подготовке современного квалифицированного рабочего и специалиста. Ключевые слова: педагогический клуб, «(Профессионал», трудовое обучение, педагог практического обучения, взаимодействие, социальное партнерство. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Сегодня трудно переоценить роль конкурсного движения, рассматриваемого как инновационная деятельность обучающихся и инженерно-педагогических работников, способствующая выполнению ряда важных задач: выявление одаренных обучающихся и педагогов, создание условий для обмена опытом, активизация творческой деятельности, стимулирования мотивации саморазвития личности.

Конкурсы давно приобрели популярность и проводятся регулярно. Главное, что их цель не ограничена лишь обменом опытом, выявлением лучших из лучших и вручением им премий и наград, они имеют более широкий масштаб [1].

Особое место в ряду конкурсов занимают конкурсы педагогические, к числу которых относятся также и профессиональные соревнования педагогов практического обучения - конкурсы мастеров профессионального обучения «Мастер года», которые проводятся в Ульяновской области уже более десяти лет.

В чем же актуальность, эффективность данных мероприятий?

Дело в том, что деятельность учреждений среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях интенсивного реформирования усложняется и наполняется новым содержанием, обусловлена высокими требованиями к качеству подготовки выпускников, что требует соблюдения режима инновационного развития, особенно в повышении компетентности инженерно-педагогических работников.

В преддверии внедрения и реализации ФГОС СПО нового поколения эта задача приобретает особую актуальность. От учебных заведений требуется создание благоприятных условий для развития творческого потенциала личности обучающегося, формирования у него опыта творческой деятельности, способности находить нестандартные решения в различных производственных ситуациях [2].

Опыт показывает, что образовательные учреждения СПО имеют большие возможности для подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, обладающих многофункциональными умениями, способных работать в современных условиях в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств. Для достижения этой цели должны приложить усилия все работники учреждений СПО, но особая роль в этом процессе отведена педагогу практического обучения, поскольку именно он является интегратором комплексной профессиональной подготовки будущего рабочего и специалиста [3].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гайнеев Э. Р. Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171029.htm.

Пониманием этой роли педагога профессионального обучения было продиктовано решение о возрождении регионального педагогического конкурса мастеров производственного обучения «Мастер года».

Логическим продолжением данного конкурсного движения стало создание областного клуба мастеров производственного обучения «Профессионал».

Учредителями клуба стали Министерство образования и областной комитет профсоюза работников образования Ульяновской области (см. рисунок).

Структура и основные направления деятельности клуба «Профессионал»

Было разработано Положение о клубе «Профессионал» и определено, что целями клуба являются поддержка и поощрение талантливых работников профессионального образования, повышение престижа профессии «мастер производственного обучения», распространение передового педагогического опыта. В соответствии с этими целями основными направлениями деятельности клуба стали:

- обмен и распространение информации областного, межрегионального, общероссийского и международного уровней о положительном опыте реализации образовательных программ и проектов;

- продвижение инновационного профессионально-педагогического опыта мастеров производственного обучения;

- создание информационного банка данных об их профессионально и социально значимых проектах;

- участие в научно-практических конференциях и форумах педагогов практического обучения различного уровня;

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гайнеев Э. Р. Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171029.htm.

- организация и проведение научно-практических семинаров, творческих мастерских, мастер-классов и т. п.;

- информационная и организационная поддержка различных социально значимых акций мастеров производственного обучения;

- организация наставничества над молодыми педагогами - начинающими мастерами профессионального обучения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Основной задачей клуба является реализация качества образования в профессиональной деятельности мастера производственного обучения. И не только качество обучения как результат деятельности самого мастера, но гораздо шире - качество обучения как результат, зависящий от следующих условий:

1) материально-технического обеспечения процесса обучения;

2) организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

3) уровня квалификации всего педагогического состава;

4) мотивации и её сформированности на успешность обучения и на соответствие требованиям современного рынка труда.

На общем собрании членов клуба был избран Совет клуба, в его состав вошли более 50 финалистов областного конкурса «Мастер года», также предложена форма ежегодной отчетности мастеров - членов клуба с представлением наиболее активных членов клуба к поощрению в соответствии с показателями, указанными в отчетах членов клуба (см. таблицу).

ОТЧЕТ

мастера производственного обучения_(2016/2017 учебный год)

№ п/п Наименование Результат Примечание

1 Итоги выпуска (кол-во и квалификационные разряды выпускников по итоговой аттестации)

2 Участие студентов группы в конкурсе профессионального мастерства «Мастер - золотые руки»

3 Личное участие мастера в конкурсе профессионального мастерства «Мастер - золотые руки»

4 Результат деятельности мастера по руководству кружком технического творчества

5 Участие студентов группы в научных конференциях, семинарах, форумах, конкурсах, выставках

6 Личное участие мастера в научно-практических конференциях, семинарах, форумах, конкурсах,

7 Публикации в научно-педагогических, научно-методических, технических изданиях

8 Публикации в ежегодном научно-методическом сборнике статей клуба «Профессионал»

9 Внедрение инновационного опыта, своих разработок (открытые уроки, мастер-классы и т. п.)

10 Предложения по повышению эффективности профессиональной подготовки обучающихся

11 Разработанные и внедренные изобретения, рационализаторские предложения

12 Подготовка мастера из числа начинающих педагогов для участия в конкурсе «Мастер года»

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гайнеев Э. Р. Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171029.htm.

Данная форма отчета является своего рода «программой» и отражает наиболее значимые направления и виды как профессионально-педагогической, так и творческой деятельности члена клуба, что способствует совершенствованию его профессионально-педагогической компетентности и, безусловно, является инновационной деятельностью в практике системы профессионального образования.

Данные показатели позволяют увидеть конкретную интегративную творческую деятельность мастера за истекший учебный год, обобщить опыт и внести необходимые коррективы на следующий учебный год.

Указанные направления профессионально-педагогической и творческой деятельности мастера производственного обучения способствуют также его самосовершенствованию, росту профессионализма, что позволяет в определенной степени противостоять развитию такого негативного явления в деятельности педагогического работника, как синдром эмоционального «выгорания».

Спустя несколько месяцев клуб «Профессионал» вновь провел заседание с участием губернатора и членов правительства в городе Димитровграде, где мастера производственного обучения поделились новыми идеями, технологиями и формами профессионально-педагогической и производственной деятельности.

Руководством Ульяновской области проводятся различные мероприятия с целью поощрения и социальной поддержки инженерно-педагогических работников и студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Так, например, победители конкурса «Мастер года» получают вознаграждение в размере 250-400 тысяч рублей, а двенадцать финалистов в течение учебного года получают ежемесячную доплату в размере двух-трех тысяч рублей и становятся полноправными членами клуба «Профессионал».

Также ежегодно подводятся итоги инновационной деятельности мастеров и рассматриваются вопросы по следующим направлениям:

- повышение социального статуса и профессионализма работников профессионального образования;

- повышение престижа профессии мастера производственного обучения и профессионального образования Ульяновской области;

- участие клуба «Профессионал» в реализации инновационного проекта «Ресурсные центры - инновационные площадки развития региональной системы начального и среднего профессионального образования»;

- «Расширение творческих связей и обмен новыми идеями и достижениями в области профессионального обучения»;

- «Молодые педагоги как фактор обновления кадрового потенциала образовательных учреждений НПО И СПО».

По итогам этого заседания формируются основные аспекты деятельности клуба «Профессионал» на следующий учебный год.

Данный конкурс является для системы СПО также и кузницей руководящих кадров: победители и призеры конкурса в последующем работают в качестве директоров и заместителей директоров, заведующих ресурсным центром образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Наряду с конкурсом «Мастер года» также регулярно проводятся областные конкурсы профессионального мастерства по ведущим рабочим профессиям и специальностям «Мастер - золотые руки», «Молодые профессионалы», что способствует обмену опытом, совершенствованию профессионального мастерства и является важным показателем мониторинга качества профессионального образования.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гайнеев Э. Р. Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171029.htm.

Призеры конкурса награждаются почетными грамотами Министерства образования и науки, денежными премиями, подарками.

Абсолютные победители получают денежную премию в размере 15 тысяч рублей и возможность участия в торжественном подведении итогов работы системы подготовки рабочих кадров с участием губернатора Ульяновской области.

Из года в год продолжает развиваться конкурсное движение, которое собирает под свои знамена наиболее творческих, преданных своему делу, способных к самосовершенствованию мастеров-новаторов, и все эти годы работает и развивается клуб мастеров «Профессионал» [4].

Неслучайно символом, объединяющим и конкурсы, и клуб, является подкова как образец высочайшего профессионализма и филигранного мастерства (вспомним рассказ Н. Лескова о Левше, подковавшем блоху). Подкова также символизирует удачу, путь-дорогу, а переносное значение понятия «подковаться» означает «приобрести запас знаний, опыта» [5].

На протяжении этих лет участники конкурса принимают самое активное участие в виртуальной выставке инновационного педагогического опыта, научно-практических конференциях, в различных формах методической работы, конкурсах профессионального мастерства. Многие педагоги повысили свою квалификацию, начали проводиться исследования в области профессиональной педагогики, подготовлена и защищена одна диссертация, проводятся мастер-классы, занятия в школах передового педагогического опыта. Инновационный опыт клуба отражен в десятках публикаций, научно-педагогических, методических и технических изданиях.

Представители клуба принимали самое активное участие в организации Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические ресурсы современного урока в достижении нового качества образования» и Межрегиональной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в формировании нового поколения профессиональных кадров: проблемы, поиски, пути решения», проводили творческие мастер-классы, обсуждали проблемы развития творческого мышления и творческих способностей учащихся. Современные исследования показывают, что именно развитие творческого потенциала личности, способной продвигать научно-технический прогресс, является наиболее актуальным, перспективным направлением в подготовке современного специалиста [6].

Самое деятельное участие клуб принял в организации и проведении одного из самых сложных конкурсов - первого Всероссийского конкурса мастеров производственного обучения страны «Мастер года - 2009» [7].

Эффективность конкурсной деятельности, организации и проведения различных конкурсов, как известно, во многом зависит от эффективности взаимодействия социальных партнеров.

Многолетним партнером конкурсов профессионального мастерства в системе профессионального образования Ульяновской области выступает группа компаний «Сигма-СИ», традиционно поддерживающая те сферы деятельности, в которых главным ресурсом и двигателем являются «умные руки», и обеспечивающая призовой фонд на конкурсах профессионального мастерства по всем профессиям.

В настоящее время «Сигма-СИ» осуществляет несколько крупных проектов совместно с Министерством образования: ульяновские мастера производственного обучения повышают свою квалификацию в региональном учебно-техническом центре, которому компания Bosch предоставила все необходимые методические и дидактические материалы. Мастера, прошедшие обучение, получают сертификаты от компании Bosch и повышают свою квалификационную категорию [8].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гайнеев Э. Р. Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171029.htm.

Опыт показывает, что клуб педагогов практического обучения «Профессионал» становится инновационной площадкой, где собираются единомышленники, обсуждаются проблемы, происходит обмен мнениями, осуществляется совместный поиск новых форм и методов работы, что особенно актуально на современном этапе, когда мастер становится менеджером профессиональной подготовки, интегратором процессов взаимодействия социальных партнеров. В профессиональных учебных заведениях мастер производственного обучения выступает в качестве менеджера как основного субъекта системы управления учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельностью обучающихся в процессе обучения [9].

Двойственный характер труда мастера заключается в том, что он должен обладать определенными социально-психологическими качествами и в то же время быть мастером в специальной, профессиональной подготовке.

Мастер должен не только уметь проектировать учебный процесс, но и эффективно взаимодействовать с социальными партнерами, и прежде всего работодателем. И не просто осуществлять методическое сопровождение процесса профессиональной подготовки, но и уметь создавать, моделировать вариативную образовательную среду, в которой сами формы организации образовательного процесса, способы организации учебно-производственной деятельности обучающихся становятся инте-гративным, системообразующим компонентом содержания профессиональной подготовки обучаемых [10].

Также одним из условий оптимальной деятельности мастера является его умение хорошо ориентироваться в запросах потенциальных работодателей и осваивать новые виды профессиональной деятельности в условиях реального производства.

Таким образом, основной задачей мастера производственного обучения является не только освоение профессиональных знаний и умений у обучающихся, но и формирование готовности к рационализаторству, творчеству, конструированию как необходимым видам деятельности современного квалифицированного рабочего. Мастер, ориентированный на новации, создает специальные условия, способствующие развитию рационализаторских и творческих способностей в процессе планирования, организации, осуществления и контроля практического обучения.

К сожалению, с упразднением системы начального профессионального образования (НПО) и массовой оптимизацией профессиональных училищ значительно сократилось число мастеров производственного обучения, что, соответственно, повлияло и на деятельность клуба «Профессионал». Поэтому перспективным в сохранении и развитии данного направления инновационной педагогической деятельности может быть объединение мастеров производственного обучения колледжей, техникумов и учителей технологии общеобразовательных школ в единой системе педагогов практического обучения - клубе «Профессионал».

Ссылки на источники

1. Гайнеев Э. Р. Конкурс профессионального мастерства как средство формирования опыта творче-ско-конструкторской деятельности в подготовке современного рабочего: монография / УлГПУ им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск, 2016. - С. 4.

2. Гайнеев Э. Р. Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов // Методист. - 2013. - № 1. - С. 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гайнеев Э. Р. Структура и содержание творческо-конструкторской деятельности современного квалифицированного рабочего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 251. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86951.htm.

4. Гайнеев Э. Р., Набатова Л. Б. Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования опыта творческо-конструкторской деятельности // Методист. - 2009. - № 5. - С. 43.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гайнеев Э. Р. Клуб педагогов практического обучения как модель организации социального партнерства в системе профессионального образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171029.htm.

5. Гайнеев Э. Р., Набатова Л. Б. «Подкова» кует настоящих профессионалов // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - № 8. - С. 42.

6. Гайнеев Э. Р. В стране родился новый Всероссийский конкурс: интервью // Аккредитация в образовании. - 2009. - № 35. - С. 5.

7. Утемов В. В., Зиновкина М. В., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учеб. пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - С. 79.

8. Гайнеев Э. Р. Сигма-СИ: «Учебная мастерская Роберта Боша». Партнерство в развитии территории и деятельности // Методист. - 2016. - № 6. - С. 39.

9. Гайнеев Э. Р. Не мастер, а «инженер-педагог» // Профессиональное образование. Столица. -2013. - № 1. - С. 28.

10. Набатова Л. Б., Гайнеев Э. Р. Творческо-конструкторская деятельность студентов как средство формирования их критического мышления // Среднее профессиональное образование. - 2009. -№ 8. - С. 22.

Edward Ganeev,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Technology of Professional Education Chair, Ulyanovsk State University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk gaineev.eduard@vandex.ru

Practical training teachers club as a model of social partnership organization in the system of professional education

Abstract. The article presents the experience and the model of practical training teachers pedagogical club "Professional". The author substantiates the necessity of effective cooperation between social partners in professional training of qualified workers and specialists.

Key words: pedagogical club, "Professional", working education, practical training teacher, interaction, social

partnership.

References

1. Gajneev, Je. R. (2016). Konkurs professional'nogo masterstva kak sredstvo formirovanija opyta tvorchesko-konstruktorskojdejatel'nosti vpodgotovke sovremennogorabochego: monografija, UlGPU im. I. N. Ul'janova, Ul'janovsk, p. 4 (in Russian).

2. Gajneev, Je. R. (2013). "Dejatel'nostno-kompetentnostnyj podhod v realizacii FGOS kak sredstvo povyshenija kvalifikacii pedagogov", Metodist, № 1, p. 44 (in Russian).

3. Gajneev, Je. R. (2016). "Struktura i soderzhanie tvorchesko-konstruktorskoj dejatel'nosti sovremennogo kvalificirovannogo rabochego", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", t. 15, p. 251. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86951.htm (in Russian).

4. Gajneev, Je. R. & Nabatova, L. B. (2009). "Konkursy professional'nogo masterstva kak sredstvo formirovanija opyta tvorchesko-konstruktorskoj dejatel'nosti", Metodist, № 5, p. 43 (in Russian).

5. Gajneev, Je. R. & Nabatova, L. B. (2009). "Podkova" kuet nastojashhih professionalov", Professional'noe obrazovanie. Stolica, № 8, p. 42 (in Russian).

6. Gajneev, Je. R. (2009). "V strane rodilsja novyj Vserossijskij konkurs: interv'ju", Akkreditacija v obra-zovanii, № 35, p. 5 (in Russian).

7. Utemov, V. V., Zinovkina, M. V. & Gorev, P. M. (2013). Pedagogika kreativnosti: prikladnoj kurs nauch-nogo tvorchestva: ucheb. posobie, ANOO "Mezhregional'nyj CITO", Kirov, p. 79 (in Russian).

8. Gajneev, Je. R. (2016). "Sigma-SI: "Uchebnaja masterskaja Roberta Bosha". Partnerstvo v razvitii territorii i dejatel'nosti", Metodist, № 6, p. 39 (in Russian).

9. Gajneev, Je. R. (2013). "Ne master, a "inzhener-pedagog", Professional'noe obrazovanie. Stolica, № 1, p. 28 (in Russian).

10. Nabatova, L. B. & Gajneev, Je. R. (2009). "Tvorchesko-konstruktorskaja dejatel'nost' studentov kak sredstvo formirovanija ih kriticheskogo myshlenija", Srednee professional'noe obrazovanie, № 8, p. 22 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 15.07.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.08.17

Принята к публикации Accepted for publication 15.08.17 Опубликована Published 29.10.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Гайнеев Э. Р., 2017

977230412016610

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.