Научная статья на тему 'Основы профессионально-педагогического менеджмента на занятиях практического обучения'

Основы профессионально-педагогического менеджмента на занятиях практического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / контрольно-проверочное занятие / практическое обучение / занятие-конкурс / профессиональная самостоятельность / саморазвитие личности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

Статья посвящена менеджменту производственного обучения. Обоснованы преимущества поэтапной аттестации студентов посредством организации контрольно-проверочных занятий в форме занятий-конкурсов профессионального мастерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы профессионально-педагогического менеджмента на занятиях практического обучения»

ГАЙНЕЕВ

Эдуард Робертович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий профессионального обучения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновск

Основы профессионально-педагогического менеджмента на занятиях практического обучения

Армия баранов, которыми командует лев, сильнее армии львов, которыми командует баран.

Хабрий

Опыт управленческой деятельности на уровне организации в условиях рыночной экономики выражается общим понятием «менеджмент» и определяется как наука, искусство и деятельность по мобилизации различных ресурсов в целях эффективного функционирования предприятия, организации, учреждения, фирмы и т. п. Освоение основ педагогического менеджмента направлено на повышение эффективности управления образовательным процессом, что особенно важно при подготовке будущего педагога практического обучения — учителя технологии, мастера производственного обучения.

Дисциплина «Практикум в учебных мастерских» является частью программы бакалавриата, цель освоения которой — становление профессиональной компетентности будущего педагога практического обучения. Как показывает опыт, такие практические занятия целесообразно проводить в два этапа.

Первый этап. Теоретическая часть (водный инструктаж): инструктаж по охране труда (ОТ) и технике безопасности (ТБ); актуализация знаний; анализ карты технологического процесса с показом последовательности выполнения данной работы одним из студентов; калькуляция расходов; предложения обучающихся в части микроэкономического подхода к рационализации.

Второй этап. Практическая часть: выполнение задания по изготовлению изделия под наблюдением преподавателя; самоконтроль и взаимоконтроль в соответствии с технологической картой, соблюдением правил ОТ и ТБ и в соответствии с требованиями современной эргономики и коллективными формами рационализаторской деятельности.

Также в течение шести семестров (540 часов) предусмотрено выполнение творческого проекта, который может быть включен в выпускную дипломную работу.

Двойственный характер труда педагога практического обучения заключается в том, что он должен обладать педагогическими знаниями и умениями, определенными психологическими качествами и одновременно быть мастером

Гайнеев Э. Р. Основы профессионально-педагогического менеджмента на занятиях практического обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 76-79.

Аннотация

Статья посвящена менеджменту производственного обучения. Обоснованы преимущества поэтапной аттестации студентов посредством организации контрольно-проверочных занятий в форме занятий-конкурсов профессионального мастерства

Ключевые слова:

менеджмент, контрольно-проверочное занятие, практическое обучение, занятие-конкурс, профессиональная самостоятельность, саморазвитие личности

МЕТОДИКА

специальной подготовки по определенной профессии. Одним из условий оптимальной профессионально-педагогической деятельности педагога является его умение хорошо ориентироваться в запросах работодателей, знать технологические возможности производства, оценивать перспективы производственных отношений.

Главной целью педагога практического обучения является управление развитием личности студентов, что возможно лишь при личностно-ори-ентированном подходе, умении применять разнообразные формы обучения, активизирующие мотивацию саморазвития.

Таким образом, основной задачей педагога практического обучения является формирование у студентов не только профессионального опыта и специальных компетенций, но и критического мышления, готовности к рационализаторству, творчеству как необходимых компонентов деятельности современного работника любого профиля [5].

Педагог, ориентированный на новации, создает специальные условия, способствующие развитию творческих способностей студентов в процессе планирования, организации, осуществления и контроля практического обучения [1].

Формирование основ управленческой деятельности, развитие творческих способностей у студента — будущего учителя технологии требует особого управления практическим обучением, условием осуществления которого является создание творческой атмосферы.

Необходимость решения диагностических задач способствует формированию самостоятельности учащихся, развитию креативности, что возможно лишь при наличии творческой среды и организации творческого процесса в ходе производственного обучения и практики на предприятиях, совместных учебно-производственных экскурсий [2]. Это создает у студентов положительный психоэмоциональный настрой, способствует формированию основ профессиональной самостоятельности, умения работать в команде, развивает интерес к приобретаемой профессии, а также способствует решению важных задач воспитания [3].

Целевая направленность методических приемов, реализуемых педагогом, позволяет систематизировать содержание практического обучения и таким образом управлять процессом формирования компетенций, мотивации к проявлению творческой самореализации. Вследствие этого формирование управленческой деятельности, умение проектировать процесс практического обучения должны носить системный характер и быть органично включены в теорию и методику производственного обучения [4].

Одной из эффективных форм реализации системности в формировании компетенций в процессе практического обучения являются игровые, к числу которых относится занятия-конкурсы. Их проведение планируется при изучении объемных по содержанию учебных тем практического обучения и проведении итоговых контрольно-проверочных занятий.

Задания на контрольно-проверочном занятии (занятии-конкурсе) включают в себя не только практическое выполнение комплексной работы, но и вопросы для устных или письменных ответов по материалу специальных и общетехнических предметов. При этом студенты ориен-

4/2017 |77

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

78 I4 ' 2017 МЕТОДИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Структура занятия-конкурса

Организационный Время, Дидактический Технологический

компонент мин. компонент компонент

Организационная часть 5 Вводный инструктаж Проверка готовности учащихся к занятию Инструктаж по ТБ

Основная 80 Обобщение Выполнение сложных

часть опыта комплексных работ

Инструктаж 2 Целевая установка Объявление цели занятия,

на занятие его структуры, критериев оценки

3 Целевая установка Объявление цели, задания, критериев оценки

1 этап на первый этап первого этапа

Проблемно-алгоритмический 5 1.Теоретическая часть Составление технологической карты на изготовление изделия

45 2. Практическая Выполнение практического задания. Изготовление

часть изделия

2 этап Проблемно-поисковый Коллективные формы рационализаторской деятельности (пара, звено, подгруппа) 5 Целевая установка Объявление цели задания,

на второй этап критериев оценки второго этапа

10 1. Теоретическая часть Групповой тренинг по коллективным формам творческой деятельности (метод мозгового штурма и др.)

10 2. Практическая часть Рационализация на основе анализа технологического процесса

Заключительная 5 Подведение итогов Объявление оценок. Комментарии

часть занятия-конкурса Награждение победителей

тируются на то, что результаты их работы оцениваются по ряду критериев, где основными являются качество выполненной работы, применение рациональных приемов, наличие элементов творчества в технологическом процессе, высокая степень самостоятельности, организация рабочего места и соблюдение техники безопасности.

Структура занятия-конкурса состоит из двух этапов (см. табл.).

Промежуточная и итоговая аттестации по дисциплине «Практикум в учебных мастерских» проводится в форме занятия-конкурса. Основной дидактической целью занятия является формирование учебной и профессиональной самостоятельности в поэтапном осуществлении: а) алгоритма выполнения выданных заданий (проблемно-алгоритмический); 2) коллективных форм рационализаторской деятельности в паре, звене, подгруппе (формирование рационализаторской деятельности).

Отличительной особенностью, дидактической целью занятия-конкурса, организуемого при выполнении сложных комплексных работ, является их творческий характер и рационализации процесса деятельности.

Управление процессом формирования компетенций невозможно без обеспечения субъектов образовательного процесса (обучающихся и педагога) объективной и оперативной информацией об уровне и динамике формирования умений и навыков у обучающихся. В связи с этим важным дидактическим условием решения исследуемой проблемы выступает систематическое измерение и оценивание показателей овладения компетенциями.

Результаты итоговой аттестации по дисциплине «Практикум в учебных мастерских» свидетельствуют о высоком уровне теоретической и практической подготовки испытуемых экспериментальной группы

МЕТОДИКА

1

32,7 2&,В

1 й,в| Ю,2

кг эг

4/2017 |79

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

■ Удовлетворительно^ □ Хорошо, % ш Отл ич но, %

Результаты итоговой аттестации испытуемых контрольной и экспериментальной группы (оценка)

в сравнении с аналогичными показателями испытуемых в контрольной группе (см. рис.).

Сравнительный анализ результатов итогового контроля позволил сделать вывод об эффективности влияния приобретенного испытуемыми экспериментальной группы опыта управленческой деятельности по формированию общих и профессиональных компетенций в организации практических занятий. В учебных группах, где итоговые контрольно-проверочные занятия проводились в форме занятий-конкурсов, у студентов значительно повысился интерес к техническому творчеству, проявлению элементов рационализаторства, соблюдению технологической дисциплины и безопасности труда, ответственности за результаты своего труда.

Таким образом, управление процессом практического обучения наиболее целесообразно, когда по завершению очередного семестра проводится контрольно-проверочное занятие в форме конкурса. Это способствует более эффективному формированию у студентов основ управленческой деятельности, профессиональной самостоятельности, формированию основ творческой, рационализаторской деятельности, стимулирует мотивацию саморазвития.

Литература

1. Гайнеев Э. Р. Структура и содержание творческо-конструкторской деятельности современного квалифицированного рабочего [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 15. — С. 251-255. URL: http://e-koncept.ru/2016/86951.htm.

2. Гайнеев Э. Р. Формирование творческо-конструкторского потенциала обучающихся во взаимодействии с базовым предприятием // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 4. — С. 26-28.

3. Гайнеев Э. Р. Воспитательный потенциал занятий практического обучения // Профессиональное образование и рынок труда». — 2016. — № 4. — С. 43-45.

4. Набатова Л. Б., Мазилина Н. А. Основные механизмы управления качеством подготовки профессионально компетентных специалистов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 31. — С. 511-515. URL: http://e-koncept.ru/2017/970117.htm.

5. .Набатова Л. Б., Гайнеев Э. Р. Творческо-конструкторская деятельность студентов как средство формирования их критического мышления // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 8. — С. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.