Научная статья на тему 'Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства'

Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

В статье рассматривается возможность индивидуализации обучения во время подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional skills contest as a means of individualization of learning

The article presents the experience of building individual educational trajectory of the student through individualization of education in the process of preparing for the contest of professional skills in the conditions of formation of motivation of self-development.

Текст научной работы на тему «Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства»

46 |

МЕТОДИКА

Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства

ГАЙНЕЕВ

Эдуард Робертович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий профессионального обучения Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Аннотация

В статье рассматривается возможность индивидуализации обучения во время подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства

Ключевые слова:

конкурс профессионального мастерства, индивидуализация обучения, индивидуальная образовательная траектория обучающегося

Учителя открывают дверь. Входишь ты сам.

Китайская пословица

Стандартизация как деятельность по установке характеристик и правил получила самое широкое распространение. Стандартизация в системе образования позволяет создавать единые требования, предъявляемые к учащимся, устанавливать определенный уровень освоения знаний, умений и навыков, добиваться совместимости различных учебных планов и программ и др.

В то же время, обязывая следовать единой системе, единым правилам, стандартизация ограничивает творчество участников образовательного процесса, особенно обучающихся, что приводит к подавлению их индивидуальности, не способствует раскрытию личностных особенностей, склонности к определенным видам деятельности. Опыт показывает, что одним из эффективных средств решения данной проблемы является подготовка и участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства [1].

Сегодня трудно переоценить роль конкурсного движения, которое рассматривается как внеурочная деятельность студентов, имеет большое образовательное значение и способствует выполнению ряда важных задач: выявляет одаренных ребят, создает условия для обмена опытом, стимулирует мотивацию саморазвития, личностный и профессиональный рост, способствует индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения понимается «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащегося, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика» [3].

Подготовка к конкурсам профессионального мастерства требует тщательной организации и включает в себя три основных направления: теоретическое, практическое и психологическое (каждое со своей спецификой и особенностями комплексной подготовки).

Теоретическая подготовка сводится к решению различных технических задач и тестовых заданий, анализу формул, чтению схем и чертежей, выполнению расчетов и т.п. Под практической подготовкой понимается формирование, освоение и закрепление различных профессиональных умений-навыков, отработка различных методов и приемов выполнения специфических профессиональных работ.

МЕТОДИКА

2/2017 |47

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Не менее важной является и психологическая подготовка, которая включает в себя волевую подготовку и морально-этическое воспитание. Сюда же входят тактическая подготовка и педагогический контроль.

Психологическая подготовка к определенному конкурсу имеет общую установку: сформировать у участника состояние психологического комфорта, устойчивой психологической готовности в стрессовой ситуации конкурса в условиях полной профессиональной самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности.

На первых занятиях по конкурсной подготовке педагогу необходимо позаботиться о том, чтобы возможный проигрыш не стал для конкурсанта серьезным стрессом, глубоким разочарованием в своих возможностях и будущей профессии. Для этого предназначен «Журнал подготовки к конкурсу», в котором студент и педагог совместно намечают цели и задачи, этапы и уровни подготовки, а также планируемый результат.

Прежде всего, определяется первоначальный «исходный уровень» для поэтапного мониторинга продвижения (достижений) студента на всем протяжении подготовительного конкурсного периода. Важность совместного мониторинга заключается в том, что обучающийся начинает понимать, что главной целью и результатом подготовки к конкурсу и участия в нем является формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций, собственного мастерства, и в процессе конкурса он убеждается в этом. Кроме того, у участника формируются такие важные качества, как профессиональная самостоятельность и профессиональная мобильность, развивается умение рационально планировать и объективно контролировать собственную деятельность.

Также сразу необходимо определиться с тем, что подготовка ориентирована не на «победу» или «место среди конкурсантов», а на какой-то конкретный результат. Например, по теоретическому туру конкурса планируется набрать 75% баллов от максимально возможной суммы баллов, а по практическому туру — выполнить практическое задание за 80% времени от регламентированного и с показателем качества выполнения практического конкурсного задания до 90%.

(Спланировать некий конкретный результат возможно, так как организаторы конкурса, как правило, заранее присылают в профильные учебные заведения примерную программу конкурса, описание практического задания (чертежи, схемы), критерии оценки и др.) В ходе подготовки к конкурсу педагогу в беседах с конкурсантом необходимо определить приоритеты: самое важное — самостоятельность и повышение профессионального мастерства, а главная задача на конкурсе — показать свой планируемый результат независимо от занятого места.

Педагогу ни в коем случае нельзя резко осуждать конкурсанта в случае проигрыша (также педагог не должен забывать и о личной ответственности за неудачи студента). Необходимо вместе с ним тактично проанализировать весь ход конкурса, обязательно отметить его достижения в отдельных номинациях и убедить в том, что неудача — это всегда стимул к дальнейшему совершенствованию и драгоценный опыт. Главное, убедить конкурсанта в том, что в процессе подготовки к конкурсу и во время участия в нем он значительно вырос в профессиональном отношении, овладел многими полезными знаниями и умениями, приобрел бесценный опыт профессиональной самостоятельности, ответственности, творческой деятельности.

48 | 2/2017

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Подготовка современного профессионально мобильного специалиста возможна лишь при условии формирования творческой учебно-познавательной деятельности в условиях индивидуального, личностно-ориентированного подхода в обучении. Разумеется, применение развивающих, поисковых методов обучения, в отличие от репродуктивных, требует значительно больших затрат учебного времени и профессионального мастерства педагога, но все это оправдано высоким уровнем профессиональной подготовки выпускника.

Индивидуализация обучения студента в процессе подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства способствует повышению его интереса к познавательной творческой деятельности, стимулирует мотивацию к саморазвитию.

Литература

1. Гайнеев Э.Р. Конкурс профессионального мастерства как средство формирования опыта творческо-конструкторской деятельности в подготовке современного рабочего: Монография. — УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2016. — 206 с.

2. Набатова Л.Б., Гайнеев Э.Р. Творческо-конструкторская деятельность студентов как средство формирования их критического мышления // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 8. — С. 22-24.

3. Педагогика: большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапаце-вич. — М.: Современное слово, 2005. — 720 с.

МЕТОДИКА

Волевая подготовка проводится с целью формирования и развития у конкурсанта определенных полезных психологических качеств, воспитания умения сознательно, мотивированно преодолевать возникающие трудности в процессе подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства.

Чрезвычайно важным является воспитание у студента умения сосредоточиться, отключиться от внешних воздействий, адекватно и критично оценивать обстановку и возможности соперников, свои действия.

Морально-этическое воспитание подразумевает воспитание личной ответственности, дисциплинированности, организованности, собранности, уважительного отношения к другим участникам конкурса.

Педагогический контроль можно разделить на самоконтроль конкурсанта и собственно педагогический контроль. Самоконтроль студента осуществляется посредством ведения дневника подготовки к конкурсу, в котором фиксируются дата и время проведения занятия, виды деятельности на данном занятии, хронометраж выполнения практических заданий, внесение рационализаторских идей, предложений и (обязательно!) самоанализ.

При подготовке к конкурсу, особенно если речь идет о нескольких студентах, опытный педагог обязательно учитывает их индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны, а также старается создать условия для активной деятельности. Все это способствует формированию у ребят профессиональной самостоятельности, анализу, осмыслению и оценке собственной деятельности, что помогает развитию критического мышления [1].

Педагогический контроль осуществляется посредством «Журнала подготовки к конкурсу», в котором педагогом, мастером профессиональной подготовки разрабатываются общая и частная программы подготовки, фиксируются дата и время проведения занятия, виды деятельности на конкретном занятии, хронометраж выполнения практического задания, отмечаются рационализаторские идеи и решения и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.