46 |
МЕТОДИКА
Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства
ГАЙНЕЕВ
Эдуард Робертович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий профессионального обучения Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
Аннотация
В статье рассматривается возможность индивидуализации обучения во время подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства
Ключевые слова:
конкурс профессионального мастерства, индивидуализация обучения, индивидуальная образовательная траектория обучающегося
Учителя открывают дверь. Входишь ты сам.
Китайская пословица
Стандартизация как деятельность по установке характеристик и правил получила самое широкое распространение. Стандартизация в системе образования позволяет создавать единые требования, предъявляемые к учащимся, устанавливать определенный уровень освоения знаний, умений и навыков, добиваться совместимости различных учебных планов и программ и др.
В то же время, обязывая следовать единой системе, единым правилам, стандартизация ограничивает творчество участников образовательного процесса, особенно обучающихся, что приводит к подавлению их индивидуальности, не способствует раскрытию личностных особенностей, склонности к определенным видам деятельности. Опыт показывает, что одним из эффективных средств решения данной проблемы является подготовка и участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства [1].
Сегодня трудно переоценить роль конкурсного движения, которое рассматривается как внеурочная деятельность студентов, имеет большое образовательное значение и способствует выполнению ряда важных задач: выявляет одаренных ребят, создает условия для обмена опытом, стимулирует мотивацию саморазвития, личностный и профессиональный рост, способствует индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения понимается «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащегося, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика» [3].
Подготовка к конкурсам профессионального мастерства требует тщательной организации и включает в себя три основных направления: теоретическое, практическое и психологическое (каждое со своей спецификой и особенностями комплексной подготовки).
Теоретическая подготовка сводится к решению различных технических задач и тестовых заданий, анализу формул, чтению схем и чертежей, выполнению расчетов и т.п. Под практической подготовкой понимается формирование, освоение и закрепление различных профессиональных умений-навыков, отработка различных методов и приемов выполнения специфических профессиональных работ.
МЕТОДИКА
2/2017 |47
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Не менее важной является и психологическая подготовка, которая включает в себя волевую подготовку и морально-этическое воспитание. Сюда же входят тактическая подготовка и педагогический контроль.
Психологическая подготовка к определенному конкурсу имеет общую установку: сформировать у участника состояние психологического комфорта, устойчивой психологической готовности в стрессовой ситуации конкурса в условиях полной профессиональной самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности.
На первых занятиях по конкурсной подготовке педагогу необходимо позаботиться о том, чтобы возможный проигрыш не стал для конкурсанта серьезным стрессом, глубоким разочарованием в своих возможностях и будущей профессии. Для этого предназначен «Журнал подготовки к конкурсу», в котором студент и педагог совместно намечают цели и задачи, этапы и уровни подготовки, а также планируемый результат.
Прежде всего, определяется первоначальный «исходный уровень» для поэтапного мониторинга продвижения (достижений) студента на всем протяжении подготовительного конкурсного периода. Важность совместного мониторинга заключается в том, что обучающийся начинает понимать, что главной целью и результатом подготовки к конкурсу и участия в нем является формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций, собственного мастерства, и в процессе конкурса он убеждается в этом. Кроме того, у участника формируются такие важные качества, как профессиональная самостоятельность и профессиональная мобильность, развивается умение рационально планировать и объективно контролировать собственную деятельность.
Также сразу необходимо определиться с тем, что подготовка ориентирована не на «победу» или «место среди конкурсантов», а на какой-то конкретный результат. Например, по теоретическому туру конкурса планируется набрать 75% баллов от максимально возможной суммы баллов, а по практическому туру — выполнить практическое задание за 80% времени от регламентированного и с показателем качества выполнения практического конкурсного задания до 90%.
(Спланировать некий конкретный результат возможно, так как организаторы конкурса, как правило, заранее присылают в профильные учебные заведения примерную программу конкурса, описание практического задания (чертежи, схемы), критерии оценки и др.) В ходе подготовки к конкурсу педагогу в беседах с конкурсантом необходимо определить приоритеты: самое важное — самостоятельность и повышение профессионального мастерства, а главная задача на конкурсе — показать свой планируемый результат независимо от занятого места.
Педагогу ни в коем случае нельзя резко осуждать конкурсанта в случае проигрыша (также педагог не должен забывать и о личной ответственности за неудачи студента). Необходимо вместе с ним тактично проанализировать весь ход конкурса, обязательно отметить его достижения в отдельных номинациях и убедить в том, что неудача — это всегда стимул к дальнейшему совершенствованию и драгоценный опыт. Главное, убедить конкурсанта в том, что в процессе подготовки к конкурсу и во время участия в нем он значительно вырос в профессиональном отношении, овладел многими полезными знаниями и умениями, приобрел бесценный опыт профессиональной самостоятельности, ответственности, творческой деятельности.
48 | 2/2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Подготовка современного профессионально мобильного специалиста возможна лишь при условии формирования творческой учебно-познавательной деятельности в условиях индивидуального, личностно-ориентированного подхода в обучении. Разумеется, применение развивающих, поисковых методов обучения, в отличие от репродуктивных, требует значительно больших затрат учебного времени и профессионального мастерства педагога, но все это оправдано высоким уровнем профессиональной подготовки выпускника.
Индивидуализация обучения студента в процессе подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства способствует повышению его интереса к познавательной творческой деятельности, стимулирует мотивацию к саморазвитию.
Литература
1. Гайнеев Э.Р. Конкурс профессионального мастерства как средство формирования опыта творческо-конструкторской деятельности в подготовке современного рабочего: Монография. — УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2016. — 206 с.
2. Набатова Л.Б., Гайнеев Э.Р. Творческо-конструкторская деятельность студентов как средство формирования их критического мышления // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 8. — С. 22-24.
3. Педагогика: большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапаце-вич. — М.: Современное слово, 2005. — 720 с.
МЕТОДИКА
Волевая подготовка проводится с целью формирования и развития у конкурсанта определенных полезных психологических качеств, воспитания умения сознательно, мотивированно преодолевать возникающие трудности в процессе подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства.
Чрезвычайно важным является воспитание у студента умения сосредоточиться, отключиться от внешних воздействий, адекватно и критично оценивать обстановку и возможности соперников, свои действия.
Морально-этическое воспитание подразумевает воспитание личной ответственности, дисциплинированности, организованности, собранности, уважительного отношения к другим участникам конкурса.
Педагогический контроль можно разделить на самоконтроль конкурсанта и собственно педагогический контроль. Самоконтроль студента осуществляется посредством ведения дневника подготовки к конкурсу, в котором фиксируются дата и время проведения занятия, виды деятельности на данном занятии, хронометраж выполнения практических заданий, внесение рационализаторских идей, предложений и (обязательно!) самоанализ.
При подготовке к конкурсу, особенно если речь идет о нескольких студентах, опытный педагог обязательно учитывает их индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны, а также старается создать условия для активной деятельности. Все это способствует формированию у ребят профессиональной самостоятельности, анализу, осмыслению и оценке собственной деятельности, что помогает развитию критического мышления [1].
Педагогический контроль осуществляется посредством «Журнала подготовки к конкурсу», в котором педагогом, мастером профессиональной подготовки разрабатываются общая и частная программы подготовки, фиксируются дата и время проведения занятия, виды деятельности на конкретном занятии, хронометраж выполнения практического задания, отмечаются рационализаторские идеи и решения и т.п.