ТЬЮТОРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
СТАРОСТИНА Е.А., ЩЕГЛОВА Е.М.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с тьюторской компетенцией мастера производственного обучения, который поддерживает у обучающихся заинтересованность в обучении на протяжении всех лет, оказывает помощь в выстраивании индивидуальной траектории профессиональной карьеры на основе индивидуального подхода. Представлен алгоритм действий по сопровождению обучающихся
- участников творческих конкурсов профессионального мастерства.
Современный мир - это мир огромного информационного пространства. Сегодня в различные сферы деятельности активно вводятся новые термины и понятия, педагогика не исключение. Мы уже привыкли к ЕГЭ (единый государственный экзамен), образовательным технологиям, модульному содержанию образования, профессиональным стандартам и толерантности. Мы на практике начали реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения с инвариантной и вариативной частью основной профессиональной образовательной программы, адаптировались к понятиям «оценочные фонды» и «профессиональная компетентность». А на пороге новое - тьюторство в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Обратились к википедии. «Тьютор — от английского tutor. Это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования».
Стало обидно за обучающихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования. Не секрет, что в учреждениях довузовского профессионального образования обучается значительная часть проблемной молодежи, работая с которой мастерам производственного обучения приходится решать множество задач: подготовка конкурентоспособных кадров; вопросы воспитания, социальные проблемы. Большой пласт в решении задач, направленных на подготовку кадров, востребованных рынком труда города, в соответствии с запросами работодателей и удовлетворения образовательной потребности личности студентов заложен в организации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности, который невозможен без соблюдения принципа индивидуализации.
Индивидуализация обучения рассматривается нами как процесс раскрытия индивидуальности обучающихся и студентов колледжа в специально организованной учебной деятельности, в частности, подготовки и участии в творческих профессиональных конкурсах, которые могут рассматриваться как процессы управления развитием профессионально важных качеств, как процессы, способствующие повышению мотивации обучения по избранной профессии и специальности.
Индивидуализация ориентируется на особенности студента, его желание и индивидуальные способности. Обращение к проблеме индивидуализации обучения студентов колледжа было продиктовано задачами педагогической деятельности в целях активизации и формирования творческой индивидуальности будущего высококвалифицированного рабочего и специалиста. Поскольку
The questions related to competence of the tutor trainers, which supports students' interest in learning throughout the years, assisting in building individual career paths based on personal approach. An algorithm for the action to support students - participants in creative competitions of professional skills.
тьютор выстраивает индивидуальную траекторию образования, то мы пришли к выводу, что в процессе осуществления индивидуального подхода мастеру производственного обучения необходима тьюторская компетентность.
Заметим, что практика тьюторства в Российском образовании закрепляет свои позиции в конце 90-х годов прошлого столетия, что было обусловлено запросом на индивидуализацию обучения. Применение тьюторской модели целесообразно в образовательных практиках, не предъявляющих жесткие нормы образовательного движения, дающие возможность выбора своего пути и самореализации. Такие практики основываются на гуманистическом подходе к пониманию человека.
Сегодня, в связи с реализацией ФГОС нового поколения, предусматривающих до 50% времени самостоятельной подготовки; участия студентов в проектной деятельности и многочисленных творческих конкурсах профессионального мастерства, по нашему мнению, тьюторство в учреждениях довузовского профессионального образования является актуальным и оказывается востребованным.
На сегодняшний день в Российском образовании наиболее полно представлены две практики тьюторства:
— тьюторство в дистанционном обучении;
— тьюторство как сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников.
В учреждениях начального и среднего профессионального образования тьютор, роль которого при определенных условиях, может исполнять мастер производственного обучения, проводит обучающие семинары, мастер - классы; консультирует студентов по вопросам выполнения самостоятельной работы и подготовки к практическому экзамену, а также оказывает помощь и сопровождает студента в течение подготовки к участию в творческих конкурсах профессионального мастерства, проектной деятельности. Тьютор поддерживает в студенте заинтересованность в обучении на протяжении всех лет, оказывает помощь в выстраивании индивидуальной траектории профессиональной карьеры, поскольку для выбора вектора своего образовательного и профессионального движения человеку нужно увидеть множество возможностей, потенциально оценить их применительно к своим потребностям и на этой основе выстроить некий план действий.
Важно отметить, что выступая в роли тьютора, мы ставили перед собой задачу - не вести за собой, а сопровождать профессиональное становление студента.
В рамках данной статьи мы поделимся опытом сопровождения студентов - участников конкурсов профессионального мастерства в сфере индустрии питания.
Нами разработан следующий алгоритм действий.
Шаг 1. Первичное включение студентов в конкурсную деятельность.
Цель: формирование мотивации творческой деятельности.
Роль тьютора: направляет работу, консультирует, создает условия, в которых обучающийся смог бы глубже раскрыть самого себя.
Шаг 2. Подготовка к конкурсам городского, регионального и международного уровня.
Цель: организация способов самоконтроля выполняемой и выполненной работы.
Роль тьютора: привлекает студентов к самостоятельному определению правильного хода работы, к оценке ее результатов, проведение мастер - классов.
Если говорить с позиции подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства в сфере индустрии питания, то данный шаг сопровождается совместным обсуждением ассортимента конкурсных блюд и определением способов их оформления и подачи.
Шаг 3. Создание и поддержание интереса к профессиональному образованию.
Цель: психологическая и профессиональная готовность к участию в конкурсной деятельности.
Роль тьютора: стимулирует познавательную и целевую активность, актуализирует опыт конкурсантов. С этой целью тьютор организует просмотр аналогичных конкурсных заданий с пояснениями,
при необходимости привлекает специалистов с предприятий, являющихся социальными партнерами или выпускников колледжа, участвующих в аналогичных конкурсах.
Тьютор разрабатывает план подготовки конкурсантов с учетом их индивидуальнопсихологических особенностей и профессиональных умений.
Шаг 4. Разработка долгосрочных и краткосрочных образовательно-профессиональных и жизненных целей.
Цель: выстраивание системы профессионально-образовательной индивидуальной траектории через удовлетворение потребности в самоактуализации.
Роль тьютора: сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной траектории студентов, удерживает фокус своего внимания на осмысленности профессионального обучения, предоставляет студентам возможности самоопределения в профессиональнообразовательном пространстве; оказывает помощь в планировании продолжения образования.
Шаг 5. Рефлексия.
Цель: развитие адекватного самопознания и самоанализа своих действий; корректировка собственной профессиональной деятельности.
Роль тьютора: создание условий для самопознания и самоанализа через индивидуальный план сопровождения профессионально-образовательного роста студента и выстраивания его профессиональной карьеры.
За последние два года студенты, сопровождаемые мастерами производственного обучения - тьюторами, занимали призовые места в творческих конкурсах профессионального мастерства.
Применение пошагового алгоритма действий в практической деятельности мастера производственного обучения - тьютора позволяет наметить персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в профессии, наметить индивидуальный стиль и выбрать оптимальный темп обучения в процессе подготовки к участию в конкурсной деятельности.
Таким образом, в ходе индивидуальной подготовки и участия студентов в творческих профессиональных конкурсах тьютор способствует формированию профессиональной самостоятельности, выработке способов самооценки и моделирования профессиональной карьеры.
Библиографический список:
1. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении.// Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», М.;18-19 мая 2009г. /Науч. ред. Т.М.Ковалева, М.: АПКиППРО, 2009-188 С.
2. Ковалева Т.М. Новые задачи тьюторской практики: от потенциала к ресур-
су/Т.М.Ковалева //Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. - Томск, 2009. - С.3-5
3. Теров А.А. Технология исследовательской деятельности студентов как технология открытого образования в условиях тьюторского сопровождения в вузе./А.А. Теров//Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы. Материалы всероссийской научнопрактической конференции. - М., 2008 С. 67-83
4. Шеламова Г.М. Проектная деятельность студентов колледжа/Технология профессионального образования в колледжах города Москвы. - М.: ООО «ЦВТ «Ориентир», 2009. С.163-166.
Ключевые слова: тьюторская компетенция; индивидуализация; личностный потенциал.
Keywords: competence of the tutor trainers; individualization; personal potential.