КОНТЕКСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА. ЗАЧЕМ КОЛЛЕДЖУ НУЖЕН ТЬЮТОР?
УВАРОВА Н.М., МАКСИМЧЕНКО Т.В.
В статье определяется контекст введения должности тьютора в учреждения СПО. Раскрыта специфика его позиции и определена область его ответственности в образовательном процессе.
In article the context of introduction of a post of the tutor in establishments of average vocational training is analyzed. Specificity of its position is opened and the area of its responsibility in educational process is defined.
Профессиональное педагогическое сообщество характеризуется сегодня многообразием позиций. Социальная ориентированность профессии, необходимость работать с процессами образования и развития, сопровождение обучающихся в поиске и освоении культуры, создание условий для развития у них техник понимания, мышления, действий, рефлексии усиливает многоплановость педагогического дела. В динамичном образовательном пространстве колледжа многообразие педагогических позиций проявляется в наличии различных персонажей: директора, его заместителей по отдельным направлениям, преподавателей, мастеров, методистов, социальных работников, психологов, организаторов дополнительного образования... Сегодня к ним присоединяется тьютор. Тьютор профессия новая, говорят одни. Тьютору более 700 лет, продолжают другие. А что он будет делать в системе СПО? - спрашивают все. Эти вопросы далеко не праздные, т.к. должность тьютора утверждена приказом Минздравсоцразви-тия РФ (5 мая 2008г., №216н) и реальные тьюторы уже работают в отдельных колледжах. Круг должностных обязанностей тьютора на языке квалификационного справочника выражается через глаголы действия - организует, координирует, распределяет, создает условия, способствует, участвует и т.д. Уникальность позиции тьютора и области его ответственности невозможно понять, вчитываясь только в содержание документа. Для этого нужен анализ контекста профессионального образования, который поможет понять причины, породившие необходимость появления тьютора и обнаружить силы, объективно заинтересованные в сохранении и развитии тьюторской позиции.
Приоритет в появлении тьюторов принадлежит Англии. Именно там, в открытых классических университетах Оксфорда и Кембриджа, был востребован преподаватель, который помогал студентам выстраивать свои образовательные траектории и поддерживал процессы самоопределения и самореализации. Тьютор не имел специального тьюторского образования, но обязательно обладал опытом самостроительства, вел научные исследования, жил университетской жизнью во всей полноте. Он был абсолютно необходимой фигурой в жизни университете, которая отличалась необычайным динамизмом, множеством научных школ, наличием авторских курсов у каждого преподавателя, обилием громких имен. Тьютор как самая близкая позиция к студенту (а часто и сам - студент) помогал определиться своим подопечным в этом пространстве. Главными ценностями тьюторства были свобода, культура, образование, индивидуализация. В настоящее время тьютор действует в ведущих образовательных школах мира: в Англии, в США, в Финляндии, Японии и Франции, опираясь на идею индивидуализации как стержневую, но при этом внося своеобразие в деятельность в зависимости от национального контекста.
Кто такой российский тьютор? Вырастает ли эта позиция из нашей почвы или она целиком импортируется из зарубежных образовательных систем? Нужен ли тьютор в колледже и если нужен, то какой? Искать ответы на эти вопросы скорее всего придется не только на магистральных путях развития отечественного образования, но и в «очагах сопротивления» официальной школе. Свобода как фундаментальная ценность тьюторства - вступает в противоречие с установками на стандартизацию и контроль, заложенными в основе российской модели об-
разования. Именно эта модель, официально признанная и одобренная, заимствованная когда-то из Германии с жесткими принципами, стандартами, классно-урочной системой, расписанием и контролем по всем значимым точкам, продолжает жить в нашем образовании. У нее длинная история и основательные основания.
Начиная со времен Петра I, который осуществлял тотальное огосударстление образования, педагогика не была свободной. В России никогда не существовала полнота гражданской жизни и общественного бытия. Как говорит об этом известный философ Мераб Мамардашвили «согласно известной формуле люди должны быть инициативны и изобретательны и при этом абсолютно послушны. Быть самодеятельным и инициативным и при этом послушным и покорным - вот форма нашего сегодняшнего бытия» [1]. Долгое время в нашем обществе интерес человека к самому себе расценивался как проявление нескромности, эгоизма, самолюбования. Негативный шлейф эмоций вызывали имена ученых, писателей, философов, стоявших на позициях экзистенциана-лизма, т.е. поднимавших проблемы нравственного выбора, протеста конформизму, свободы и ответственности. В этом списке Э.Мах, Д Юм, Р. Авенариус, Н.А.Бердяев, В. Розанов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А.Камю и др. Приветствовалась классово-пролетарская точка зрения на личность, а сама «личность», уравнивалась, нивелировалась, растворялась в массах.
Сегодня в образовательных учреждениях свобода скорее желательна, чем реальна. Стандартизация оставляет для этой ценности слишком мало места (30%), а нарастающий бумажный вал, вызванный общей бюрократизацией нашей жизни надежно блокирует свободу действий и управленцев и педагогов. Психология «жизни по инструкции» проявляется по отношению к проявлению позиции тьютора в следующих вопросах практиков: «Кому будет подчиняться тьютор?», «Чем тьютор должен отчитываться?», «Сколько тьютор будет получать за свою работу?». Направленность вопросов в сторону отчетно-бухгалтерской тематики связана еще с одной особенностью современного образования - его превращением из сферы духовного производства в потребительскую услугу. Последствия такого подхода выражаются в дегуманизации отношений, подмене ценностей, утрате целей. Можно сказать, что за нормативами подушевого финансирования, тестами ЕГЭ, кредитно-зачетными единицами человек не имеет шанса встретится со смыслом своей жизни. Доктор педагогических наук, ведущий ученый Г.Н. Прозументова определила это явление как антропологический дефицит образования, который проявляется в функциональной редукции возможностей человека до выполнения предписываемых функций и требований; в отчуждении человека от образования себя, своей личности (агрессия, инфантилизм в ситуациях вызова и развития); дидактоневрозах: невротических реакциях на задачи обучения; отказе человека от участия в своем образовании и передаче им прав другому человеку или учреждению.
Как, на наш взгляд, появление тьютора может повлиять на ситуацию в образовании, развернуть ее в сторону человека? Этот прецедент состоится, если мы совместно пройдем очень важную точку понимания сути тьюторства, очень близкой по идеям сотрудничества, поддержки, сопровождения русской педагогике. В противном случае начнется «омассовление» профессии, введение в должность тьютора, всех, «кого надо спасти» (по риторике управленцев) т.е. мастеров, психологов, классных руководителей, социальных педагогов и т.д. И тогда мы будем читать циклограммы тьютора, в которых на первых позициях «контроль посещаемости», «статистические данные по профилактике правонарушений безнадзорности и наркомании», «оформление банковских карт», «организация дежурств по столовой» и т.д. Важные дела. Но к тьюторам никакого отношения не имеющие.
А что же имеет прямое отношение к этой деятельности? Ответ поищем в отечественном опыте и неоднозначной педагогической современности. В рамках статьи это возможно как выделение главных точек, прочерчивание рядом с официальной педагогической трассой поисковых исследовательских маршрутов.
Отечественная педагогическая литература фиксирует яркий культурный феномен начала XX века - вольную высшую школу [2]. Она была создана как антитеза дозволенному гособразова-нию и открыла двери для тех студентов, которые в силу разных причин не могли получить удовле-
творения своих образовательных потребностей от правительственных учреждений. Наибольшей популярностью у молодежи пользовались российские негосударственные вузы университетского типа, в которых учебный процесс соединялся с научными исследованиями. Сложные и редкие курсы, заявленные в программах негосударственных образовательных учреждений, требовали привлечения к занятиям специалистов высшей квалификации. В вольных вузах преподавали такие знаменитости как Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, Е.В. Тарле, А.А. Ухтомский, К.А. Тимирязев,
Н.Е. Жуковский, Н.О. Лосский, А.М. Бутлеров и др. В этом сообществе прорастала идея о праве каждого человека на свободное от политических предпочтений образование и о свободном выборе его форм, видов, способов получения (как при поддержке государства, так и за счет собственных средств). Свободные вузы были слишком свободны, и поэтому после революции 1917 года они были закрыты. Возрождение негосударственной высшей школы происходит на наших глазах и ее опыт для понимания природы тьюторства в России незаменим.
Невозможно также представить зарождение тьюторства в нашем образовании без ключевого события 80-х гг. ХХ века - педагогики сотрудничества. В масштабах целой страны возникло общественно-педагогическое движение, которое произвело реформу образования «снизу», сформировав и поставив на повестку дня смысл новой школы как сочувствия, сомыс-лия, содействия учителя и ученика. Но что удалось В.Ф. Матвееву, главному редактору «Учительской газеты» и педагогам - новаторам, не удалось ни одному министерству - открытая программа развития школы и самих себя - педагогика сотрудничества - взорвала царящее общественное безмолвие и стала руководством к действию [3, с. 229-237]. Позже в отечественной педагогике была разработана концептуальная основа педагогики поддержки (1995г.)
О.С. Газман, его последователи и коллеги - Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, Л.М. Лузина и др. - под педагогической поддержкой понимали оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением) [4]. Педагогическая поддержка - ключевое понятие тьюторства - актуали-зорована в российском образовании уже более 20 лет и занимает определяющее место в позиции многих педагогов-современников. Поддержка направлена на развитие субъектности («самости», самостоятельности) и индивидуальности обучающихся. Совсем рядом с педагогикой сотрудничества и поддержки по времени и по духу стоит игротехническое движение 90-хгодов, когда поколение 30-40 летних встретили перестройку как время новых возможностей и личных продвижений. Методологи и игротехники обеспечивали переход от безальтернативного к поисковому образованию, открывая «зону ближайшего развития» и расчищая место «личного присутствия человека в образовании. Вот вопросы, которые волновали «агентов новой педагогики»: «Каковы особенности изменения ученика в логике его индивидуальной жизни, как он «привлекает» для этого педагога и иных «значимых других»? Можно ли индивидуальный процесс самоизменения назвать образовательным процессом? В том ли состоит образование, чтобы организационные процедуры изменения «учеников» использовались в рамках требований самих образующихся, «заказчиков» своего изменения?» [5, с.13].
В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. С этого времени наметились основные ориентиры понимания тьюторства и его идеи перешли из ранга новой практики в жизнь инновационных образовательных учреждений. Дополнительное и дистанционное образование, обладающее большей гибкостью и свободой, восприняли их можно сказать «с колес» и продуктивно реализовали в обучении взрослых. Свидетельство этому 20-летняя практика МИМ ЛИНКа (г. Жуковский) отреф-лексированная и воплощенная в учебниках, пособиях, рабочих тетрадях и методических рекомендациях. По данным доктора педагогических наук Т.М. Ковалевой первый опыт тьютор-ской практики в школе был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие»,
в которой в 1991 г. неофициально была введена должность тьютора [6]. Сегодня уже можно назвать и ряд школ, в которых живет дух тьюторства и реализуются идеи сопровождения индивидуальных образовательных траекторий и с младшими школьниками и с учащимися «старших классов» (лицей 187 Нижнего Новгорода, новая гуманитарная школа Москвы, школа самоопределения А.Н. Тубельского, общеобразовательная школа №24 Брянска, лицей 44 г. Чебоксары, ряд частных школ «Росинка», Центр «ЮССТ» и др.). Мощной базой для развития тьюторства в России стала возникшая в конце XX века инновационная образовательная сеть, объединившая региональные тьюторские практики Брянска, Ижевска, Кемерова, Красноярска, Междуреченска, Москвы и т.д. С 1996 г. в Томске стали проходить ежегодные всероссийские тьюторские конференции, которые в настоящее время объединяют тьюторов 25 регионов и опираются на деятельность пяти региональных центров в Москве, Томске, Ижевске, Волгограде и Чувашии. Созданная в 2007 г. Межрегиональная Тьюторская Ассоциация под руководством д.п.к. Т.М. Ковалевой много и плодотворно трудится над институциональным оформлением тьюторства, его продвижением в российское образование.
Что же происходит сегодня в колледже?
Введение ФГОС явилось катализатором запуска процессов социально-педагогической поддержки студентов в их личностно-профессиональном становлении. Деятельностная парадигма современного образования и его курс на индивидуализацию поставили перед профессиональным образованием задачи создания открытой практикоориентированной среды, необходимости сопровождать образовательные траектории студентов, обеспечив качественное руководство их самостоятельной работой, разрабатывать в командном режиме междисциплинарные курсы. Тьютор воспринят в СПО как педагог нового типа, который сопровождает процесс индивидуализации студентов в открытом образовательном пространстве. В деятельности тьютора реализуются ценности свободы, профессионализма, индивидуализации, самоопределения, уважения к личности и ее правам.
Анализ практики начального и среднего профессионального образования [7] в таком контексте понимания тьюторской позиции позволяет зафиксировать появление примеров тью-торского сопровождения обучающихся колледжей и выделить основные зоны ответственности тьютора. На сегодняшний день опыт сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся начал формироваться параллельно во многих учреждениях СПО (Невинно-мысский агро-технологический колледж, Губернский колледж г. Сызрани, московские колледжи Предпринимательства №11, Технологический колледж №14, Технический пожарноспасательный колледж №57, Колледж сферы услуг №32, Строительный колледж №26, Московский технологический колледж и др.). В каждом колледже модель тьюторских функций выстраивается исходя из складывающихся особенностей и потребностей обучающихся, образовательного учреждения, имеющихся ресурсов. Так в колледже предпринимательства №11 целенаправленная деятельность по стратегированию привела к решению развернуть работу по тьюторству полным фронтом. Тьютор как новая фигура в колледже, ответственная за маршру-тирование студентов, заменил институт классных руководителей. Каждая группа получила тьютора (всего их в колледже 68) а тьютор взял на себя ответственность сопровождать студентов от формирования группы, до ее выпуска на основе специально разработанной тьюторской программы. Колледж сферы услуг №32 взял за основу становления тьюторской практики индивидуализированное сопровождение студента в подготовке к конкурсам профессионального мастерства [8]. Московский технологический колледж стал обеспечивать сопровождение самостоятельной учебной деятельности студентов профессионального колледжа.
В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних учреждениях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других -сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в третьих - сопровождение внеучебной деятельности студентов и создания «выносных площадок» для удовлетворения образовательных потребностей студентов и т.д. Каждое из направлений имеет свои особенно-
сти, но объединяет их общее понимание идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов. Такой тьютор не ставит цели за студентов, не везет их «у себя на шее», он раскрывает альтернативные пути движения в образовательном пространстве, создает условия для развития компетенции через практическую деятельность, он моделирует учебные ситуации, активно применяет в своей деятельности проблемное обучение, помогает самообразованию и поддерживает мотивацию обучающихся. В основе взаимодействия тьютора и студента в данном случае лежит субъектная активность обучающихся, а ключевыми точками ответственности тьютора в образовательном процессе могут стать:
— профориентационная работа с абитуриентами на предмет актуализации из образовательных потребностей;
— сопровождение адаптации абитуриента (первокурсника) к условиям обучения в колледже;
— формирование у студентов представлений о профессиональной карьере, профессиональном росте, личной и социальной ответственности, формирование понимания значимости осваиваемой профессии/специальности и развитие учебной мотивации;
— обеспечение личного участия студента в конструировании индивидуальной образовательной программы;
— создание условий для максимального использования имеющихся и привлечения потенциально возможных ресурсов, создание дополнительных ресурсов для обеспечения образовательных потребностей студентов;
— сопровождение самостоятельной работы при освоении ОПОП профессии / специальности;
— создание условий для освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной, производственной практики;
— курирование учебных исследований, проектов, участия студентов в олимпиадах и конкурсах профмастерства;
— помощь в выстраивании концепции портфолио студентов и фиксации его достижений (результатов) в портфолио;
— сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы (проекта, исследования);
— консультационная поддержка по вопросам дальнейшего профессионального развития (по окончании колледжа).
Многообразие потенциальных «точек ответственности» закономерно актуализирует вопрос о том, сколько тьюторов нужно в колледже, нужны ли дополнения в наименовании должности тьютора, проясняющие «точки его ответственности»? Сегодня ответов на эти вопросы ни теория, ни педагогическая практика еще не дала. Тьютор в колледже осуществляет сопровождение как отдельного учащегося, так и учебной группы, специальности или профессии в целом. В этой связи, наименование его должности дополняют поясняющие слова: тьютор курса, тьютор группы, тьютор отделения. Однако, зона его ответственности не выходит за рамки сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, а эффективная деятельность строится на основе утвержденных образовательным учреждением тьюторских программ.
Не нужно пребывать в иллюзии, что введение должности тьютора в одночасье решило проблему индивидуализации образовательного процесса во всех колледжах, которые его осуществили. К сожалению, построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов еще долгое время может оставаться проблемной точкой в практике образовательных учреждений. Главных причин несколько: неготовность вчерашних школьников и студентов взять на себя ответственность за образование, за предъявление своих образовательных потребностей, за совершение выбора; неготовность педагогов занять тьюторскую позицию и отдать ответственность за процесс и результаты образования студенту; отсутствие достаточных ресурсов для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий при освоении ОПОП; слабость кооперативных связей внутри системы образования и образовательных учреждений с социальными партнерами, не позволяющая эффективно использовать имеющиеся ресурсы и создавать новые на основе их
сочетаний. Начать решение данных проблем возможно только с себя - с педагогов. Педагоги-тьюторы, способные к исследовательской деятельности, владеющие тьюторскими технологиями и умеющие создать развивающую образовательную среду, смогут осуществить переход от индивидуального подхода к индивидуализированному процессу обучения. Вопрос только в том, где взять достаточное количество подготовленных специалистов?
В настоящее время действует уже пять сертифицированных Тьюторской ассоциаций региональных центров (Москва, Томск, Ужевск, Волгоград, Чебоксары), которые осуществляют повышение квалификации педагогов, а подготовка тьюторов осуществляется пока в единственном месте - в тьюторской магистратуре Московского педагогического государственного университета. Вместе с тем масштаб курсовой подготовки тьюторов день ото дня ширится, и учреждения повышения квалификации активно реализуют программы краткосрочных курсов повышения квалификации для тьюторов (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Научно-исследовательский институт развития профессионального образования (Москва), Кузбазский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Институт развития образования Ярославской области, Чувашский республиканский институт образования, Волгодонский институт сервиса и др.).
Вместе с тем, отсутствия профессионального стандартов тьюторской деятельности оставляет открытым вопрос о роле и месте тьютора в учреждениях СПО. Педагоги среднего профессионального образование сегодня как бы «примеряют одежды тьютора», осмысливая свою новую позицию. Вот несколько рассуждений участников курсов «Технологии тьюторской деятельности в учреждениях СПО», которые проводит Центр инновационного развития колледжей (НИИ РПО г. Москвы):
«Учитель - это такой же тьютор, только с другими технологиями обучения».
«Тьютор! Звучит громко, но до безумия непонятно».
«.наш коллектив разделился на части: 60% против внедрения тьютора в учебное заведение, 25% воздерживаются, т.к. не понимают ни смысл слова, ни суть,15% - за, но с видом изменения и небольшой коррекцией».
«Думая, что я смогу стать тьютором, опираясь на свой педагогический опыт, более того, часть идеологии тьюторства, как мне показалось «вшита» в мою профессиональную деятельность».
Данные мнения потенциальных тьюторов отражают общую атмосферу настороженности и надежд педагогической общественности в связи с введением новой должности в колледжах.
Итак, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, предоставляющих возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учащимися, понимание того, что в стенах колледжа дать образование на всю жизнь невозможно и гораздо важнее научить студента учиться самостоятельно, «вооружить» инструментами познания и самопознания «широко открыло» тьюторству двери в учреждения СПО. Введение должности тьютора опирается на традиции педагогики развития, новые квалификационные характеристики должностей работников образования. Для того, чтобы тьютор стал тем звеном в образовательном процессе, с помощью которого студент сможет расширить свои права и возможности для наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов нужна еще большая работа по научно - методическому и нормативному, обеспечению его деятельности.
Библиографический список:
1. Мамардашвили М.К. Этика мышления. М.: 2001.- 216 с.
2. Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. - М.: Изда-
тельство Московского гуманитарного университета, 2004. - 352 с.
3. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах. М.: Владос, 2001. -272 с.
4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. -
М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
5. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М.: Экономика, 1991. - 415с
6. Ковалева Т.М. Тьютор-школе. //Директор школы. - 2011. - №8.- С. 87-90
7. Башкатов И.П., Сергеева Т.А. Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы // Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2011. №9. С.13-18
8. Старостина Е.А., Щеглова Е.М. Индивидуализация подготовки обучающихся колледжа к участию в профессиональных творческих колледжах./Материалы ^Международной научнопрактической и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 9-10 ноября 2011 г. - М.: МПГУ; АПК и ППРО, 2011. - 248 с.
Ключевые слова: тьютор, деятельность тьютора в образовательном процессе.
Keywords: the tutor, activity of the tutor in educational process.