ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
КОЛЛЕДЖА
УВАРОВА Н.М., МАКСИМЧЕНКО Т.В.
В статье проведен анализ возможно стей реализации индивидуальных траекто рий студентов в образовательном процес се колледжа. Обобщены принципы по строения индивидуальных образователь ных траекторий.
The article analyzes the possibilities of realization of individual trajectories of college students in the educational process and summarizes the principles of the individual educational trajectories.
«Вся жизнь человека - это поход за профессиональным мастерством» - эти слова академика В.П. Беспалько высвечивают путь становления человека в профессии. Для этого нужна вся жизнь и постоянное движение к мастерству.
Но путь у каждого свой. Казалось бы, против этой аксиомы никто не спорит. Более того, усилилась частота повторения сочетаний «образовательная траектория», «образовательный маршрут», «образовательная программа» причем с обязательным определением «индивидуальный». И с этого момента начинаются трудности. Индивидуализация в образовании провозглашается и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОСов и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.
Парадокс заключается в том, что долгое время педагогическая общественность говорила о необходимости индивидуализации образовательного процесса, а сегодня, когда сложились необходимые условия (работодатели формулируют требования к подготовке специалистов и рабочих, исходя из особенностей деятельности своих предприятий, студенты явно обозначают свои образовательные потребности, образовательные учреждения получили относительную свободу в разработке ОПОП и возможность вести обучение по индивидуальным образовательным программам), педагогическая практика оказалась не готова к этому шагу. И хотя во многих образовательных учреждениях вводится новая должность - тьютор, рассматривающаяся как панацея в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса, для всех очевидно, что без четкого ответа на вопросы: что представляет собой индивидуальная траектория студента колледжа, на каких принципах она выстраивается, какие условия нужно создать в колледже для ее реализации (на уровне освоения студентом отдельных дисциплин, профессиональных модулей, всей основной профессиональной образовательной программы) введение данной должности останется неэффективным (но модным) нововведением.
В практическом плане можно зафиксировать нарастание вопросов по этому поводу, т.к. переход к педагогике индивидуализации не обеспечен в достаточной мере проработкой теории проблемы. Вопросы звучат так:
- как распознать врожденную предопределенность физических, физиологических и интеллектуальных особенностей студентов к определённой профессиональной деятельности?
- каким способом можно учесть темп освоения учебного материала каждым студентом?
- возможно ли адресная подготовка к профессиональной деятельности в условиях группового гетерогенного обучения?
- как одновременно всех обучать по-разному?
- можно ли говорить о технологии сопровождения индивидуальных образовательных траекторий, если каждая из них уникальна и не поддается алгоритмизации?
Известно, что потребность продвигает науку быстрей десятка университетов. И эти вопросы, которые задает практика, свидетельствуют об актуализации потребности понять, что же такое индиви-
дуальная образовательная траектория и как её выстроить для студентов колледжей. В данной статье мы попытаемся ответить на следующие вопросы:
- какова цель индивидуализации в контексте личностно-профессионального становления студентов колледжа;
- какие условия современного колледжа поддерживают процессы индивидуализации студентов;
- что новое должно проявиться в колледжах в ближайшее время, чтобы индивидуальные образовательные траектории студентов стали реальностью, а не мифом.
Непреложным законом развития каждого человека является осознание себя субъектом деятельности, автором собственной биографии. Это осознание не всегда совпадает с определенным возрастом, иногда оно приходит слишком рано («рано повзрослел» - говорят про таких), а иногда неопределенно затягивается. И тогда мы имеем дело с инфантильностью и безответственностью. Годы обучения в колледже по периодизации, предложенной в психолого-педагогических исследованиях (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцева, А.К. Маркова, Н.С. Пряников и др.) совпадают с периодом профессионального становления человека. Если в целом этот процесс занимает 15-20 лет - от зарождения профессионально-ориентированных интересов до профессионального мастерства, то на этапе профессиональной подготовки (в колледже) главной задачей становится обретение новой социальной роли и овладение основами профессии. Важно это понимать, чтобы наши претензии на подготовку профессионалов в стенах колледжей корректировались правдой жизни.
А она такова, что при выходе в профессиональный мир выпускник колледжа сталкивается с рядом системных трудностей. Во-первых, у молодых людей нет опыта трудовой деятельности, трудовой репутации, и работодатель не имеет представления о качестве рабочей силы. Во-вторых, существует проблема явно недостаточной квалификации выпускников, что делает их неконкурентоспособными со старшим поколением: время, когда у нас образование будет заменять опыт еще не пришло. В-третьих, модернизируемое образование только приступило через разработку и внедрение новых ФГОС к преодолению разрыва между динамичными технологическими изменениями в производстве и уровнем подготовки студентов в колледжах. В-четвертых, молодые люди в большинстве своем не включаются в профессиональные социальные сети, что блокирует их возможность получить доступ к рабочим местам. Этот контекст требует усиления психолого-педагогической поддержки личностно-профессионального становления студентов в колледже. И здесь подключаются идеи модульно-компетентностного подхода, личностно-ориентированного обучения и самое главное, персонифицированного образования, т.е. естественного, природосообразного, «скроенного по индивидуальным меркам» [1]. Цель индивидуализации в колледже - адресно подготовить каждого студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его природными задатками и склонностями. Эту идею можно реализовать через разработку индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента.
Следует отметить, что массовость обращения педагогов колледжей к личностноориентированному обучению (в 90-х - 2000) не смогла сделать процесс профессионального обучения индивидуализированным. Общие цели и принципы организации среднего профессионального образования продолжают делать педагогов заложниками ситуации обязательного доведения студентов до определенного уровня знаний, умений, навыков, единственно возможным путем, а студентов - заложниками обязательного прохождения всех этапов обучения, заложенных в образовательных программах. Индивидуализация «буйно проросла» лишь в способах обучения, где педагоги успешно стали реализовывать принципы индивидуального (дифференцированного) подхода и находить эффективные пути обучения даже для «профнепригодных» ребят. Вопросы о выявлении индивидуальных особенностей и способностей студентов, организации специальной поддержки этих способностей и организации сопровождения обучающихся в тех видах деятельности, в которых он может максимально себя реализовать или к которым проявляет интерес, педагоги не ставили.
Сегодня ситуация изменилась: педагогические коллективы колледжей, формулируя стратегические цели своего развития, ориентируются на становление многофункциональных, многопрофильных, многоуровневых образовательных учреждений и комплексов, создающих образовательное
многообразие, на создание открытой образовательной среды, обеспечивающей условия для максимального профессионального и личностного развития студентов, реализации ими индивидуальных образовательных траекторий.
Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного образования. Мы опираемся на ясную и емкую формулировку этого явления, которую дал А.В. Хуторской: «Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании». Из определения следует, что путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в большей степени личностным потенциалом обучающегося, т.е. его задатками и способностями.
При «определении» траектории выбору сегодня может подлежать:
- уровень освоения профессиональной образовательной программы;
- предметное поле, включающее как многообразие программ дисциплин и профессиональных модулей вариативной части, так и выбор программ дополнительного образования;
- методы и формы обучения, формы самостоятельной работы студентов;
- формы контроля результатов обучения;
- темп обучения;
- количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.);
- информационные ресурсы, отражающие содержание осваиваемой ОПОП;
- место прохождения практик;
- тематика исследовательских и проектных работ;
- тематика итоговой квалификационной работы и др.
Возможно, студентам СПО в скором времени представится возможность выбора педагога, реализующего как свою авторскую программу, так и обычную рабочую программу дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса; возможность выстраивать свой образовательный маршрут, используя ресурсы нескольких образовательных учреждений. На сегодняшний день все эти вопросы активно обсуждаются в научных исследованиях, осуществляемых в рамках профильной подготовки учащихся общеобразовательной школы, дистанционного образования, организации индивидуального обучения в ВУЗах. Одновременно с размышлениями об индивидуальных образовательной траектории возникает необходимость проектировать индивидуальные образовательные программы.
Мы рассматриваем индивидуальную образовательную программу (ИОП) как документ, форма-лизирующий индивидуальную образовательную траекторию и отражающий результат выбора студента в многообразии имеющихся образовательных возможностей. Исходя из данного понимания ИОП должна отвечать следующим требованиям:
- должна быть адресной и гибкой;
- обеспечивать возможность достижения обучающимся уровня образования, востребованного им и необходимого для реализации социального заказа;
- соответствовать ФГОС;
- способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся (проектной, исследовательской, самостоятельного обучения, творческой);
- способствовать интеграции содержания профессионального образования;
- отражать технологии, отвечающие индивидуальным образовательным запросам и особенностям студентов;
- соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям колледжа и санитарногигиеническим требованиям;
- обеспечивать максимально возможное привлечение ресурсов для развития обучающегося.
- давать студенту исчерпывающую информацию об организации образовательного процесса.
Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения (рис.1).
Ее корректная разработка позволяет педагогам формировать учебные группы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
Проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество. Однако ИОП не может быть сформирована раз и навсегда. Меняются запросы обучаемых, изменяются и внешние условия организации образовательного процесса, появляются новые образовательные ресурсы. Нормативно-методическое обеспечение ИОП должно предусматривать механизмы ее коррекции и механизмы ее сопровождения. На сегодня, одним из действенных механизмов сопровождения ИОП является разработка программ тьюторской поддержки. Такая программа отражает три пласта тьюторского сопровождения: помощь, направленная на развитие автономности и самостоятельности субъекта обучения; фасилитация (облегчение взаимодействия студента со всеми участниками образовательного процесса); сопровождение в решении проблем в профессиональном становлении. Исследование этимологии термина «сопровождение» позволяет рассматривать его в контексте тьюторской деятельности как социальное взаимодействие, функциями которого является развитие обучаемого в различных учебных, социальных, личностных ситуациях посредством специальных средств (тьюторских технологий). Целенаправленное развитие личности сопровождаемого через создание условий для успешного обучения, профессионального и саморазвития - ведущая идея тьюторского сопровождения студента колледжа.
Рис 1. Функции индивидуальной образовательной программы
Проведённый анализ возможностей организации обучения в колледжах по индивидуальным образовательным программам позволил выделить множество проблемных точек. Как отдельные блоки можно сформулировать трудности руководителей образовательных учреждений, педагогов, обучающихся, трудности различных по типу образовательных учреждений. Основная проблема руководителей образовательных учреждений, блокирующая введение индивидуальных образовательных программ - финансовое обеспечение ОУ. Как правило, в образовательных учреждениях средств не хватает даже на организацию деления групп на подгруппы и микро группы. В этой связи
необходимо уточнить и дополнить финансовые механизмы организации обучения на основе ИОП. Возможные риски реализации ИОП связаны и с недостаточным нормативно-правовым обеспечением процесса индивидуализации обучения, сетевого взаимодействия образовательных учреждений в использовании имеющихся ресурсов для реализации ИОП студентов.
Среди педагогических работников большое количество сложностей фиксируется в освоении тьюторской позиции. Педагогические кадры необходимо специально готовить к тому, чтобы помощь студентам в проектировании и реализации ИОП была эффективной. В колледжах должен появиться тьютор - как специалист по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий.
В среде студентов фиксируется малый процент обучающихся, готовый взять на себя ответственность в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов. Сегодня наши ребята не умеют брать ответственность на себя. Наиболее ярко это проявляется при комментарии ими своих учебных неудач. Среди наиболее типичных причин, выделяемых ими это отсутствие везения, предвзятость преподавателя («не повезло на экзамене», «преподаватель был слишком строг или в плохом настроении»). Процент ребят, фиксирующих недостаточность собственных усилий при подготовке к зачетным процедурам в колледжах традиционно мал.
Общей проблемной точкой в контексте развития открытости образовательного пространства учреждений СПО становится стремление колледжей максимально расширить спектр образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением, оперативно отреагировав на особые образовательные потребности каждого обучающегося. Худшим воплощением этой идеи может стать большой перечень реализуемых вариативных и дополнительных программ сомнительного качества. Колледж при этом может стать похож, по меткому выражению М.П. Черемных, «на супермаркет», в котором студенты будут хаотически двигаться между полок с изобилием товаров. Для того чтобы студент смог сделать выбор, он должен уметь хорошо ориентироваться в открытом образовательном пространстве или иметь сопровождающего, помогающего ему выстроить оптимальную образовательную траекторию маршрут - профессионального тьютора.
Эти проблемы должны уже сегодня быть осознанны педагогическими коллективами колледжей для того чтобы выстроить планомерную работу по переходу к обучению на основе ИОП, созданию условий для её эффективного использования.
Анализ научных исследований [2, 4] показывает, что ведущими условиями для реализации ИОП в колледжах должны стать:
- разработка и реализация в воспитательно-образовательном процессе колледжа образовательных программ разного уровня и направленности, создание избыточной среды ресурсов (образовательных программ);
- обеспечение преемственности содержания начального, среднего и высшего профессионального образования, позволяющего выпускам программ успешно реализовывать;
- развитие механизмов взаимодействия колледжа с учреждениями СПО, ресурсными центрами, вузами, работодателями, социальными партнерами;
- реализация моделей психолого-педагогической и тьюторской поддержки индивидуальных образовательных траекторий студентов;
- информационное и технологическое развитие образовательной среды, развитие разноуровневых информационных ресурсов;
- развитие системы мониторинга личностного продвижения студента.
Библиографический список:
1. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика: лекции по нетрадиционной педагогике проф. - М.: Народное образование, 2008. - 512 С.
2. Ерыкова В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2008. - 204 C.
3. Революция в тьюторстве : прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся / Эдвард Гордон Э, Рональд Морган, Чарльз О'Мэлли, Джудит Пон-тиселл - Ижевск: ERGO, 2010. - 332 С.
4. Черняева Э.П. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в процессе использования электронного учебника: Дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2005- 178 C.
5. Елькина А.Г. Об организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса// Профессиональное образование.-2011.-№9.-С.21-22.
6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 С.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа, тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ.
Keywords: individualization, individual educational trajectory, individual educational program, support of the tutor of individual educational programs.