ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ
МОКРОВА И.И.
Одним из перспективных направлений средней профессиональной школы в современных условиях является построение программ личностного и профессионального развития студентов и их сопровождение. В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией тьюторства в профессиональном колледже.
One of perspective directions of average vocational school in modern conditions is construction of programs of personal both professional development of students and their support. In article the questions connected with realization of the tutor in professional college е are considered.
В современных условиях образовательный процесс средней профессиональной школы направлен на выполнение социального заказа - на формирование самостоятельной, активной, инициативной, творческой личности, личности готовой к сотрудничеству, к самостоятельной организации пространства деятельности. Следовательно, система среднего профессионального образования должна стать гибкой и открытой готовой для принятия новых технологий образовательного процесса. Введение ФГОС нового поколения переход к организации учебного процесса основанного на компетенциях потребовало значительных изменений в структуре, содержании и технологиях подготовки учащихся в условиях учреждения среднего профессионального образования. Одним из перспективных направлений средней профессиональной школы в современных условиях является построение программ личностного и профессионального развития студентов и их сопровождение. Немаловажное значение приобретает тьюторское сопровождение деятельности учащихся в их профессиональном становлении.
Тьюторское сопровождение» - термин, несмотря на частое употребление, достаточно новый: в отечественной педагогической науке еще только формируется его четкое и однозначное понимание. Под тьюторским сопровождением целесообразно рассматривать процесс обеспечения эффективного взаимодействия тьютора и обучающегося, ориентированный на достижение прогнозируемых результатов деятельности. Это объясняется теми широкими возможностями, которые предоставляет тьюторство для осуществления в педагогической практике индивидуально-ориентированного, личностно - ориентированного и гуманитарного подходов.
Термин «тьютор» (англ. tutor от лат. tueor - наблюдаю, забочусь) получил распространение в профессиональном языке всего несколько лет назад, несмотря на то, что тьюторская система обучения была принята ещё в средневековье. Идея тьюторства как одна из институционализированных форм наставничества возникла в первых британских университетах - Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых являлась подготовка духовенства. К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая главным образом за воспитание подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора значительно расширяется: большое значение начинают приобретать его образовательные функции; тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняя профессорскую.
В Русскую педагогическую практику слово «тьютор» было введено англофилом М.Н. Катковым (13 января 1868 г. был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность). Главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему студентов. В советской системе образования тьюторство не было принято, длительное время была распространена система наставничества, которая получила массовое признание в конце 50-х начале 80-х гг. XX века.
Отечественные педагоги (М.Ф. Зарецкий, Н.М. Таланчук и др.) рассматривали наставника
как человека, наставляющего другого на путь истинный, а также передающего свой профессиональный и жизненный опыт младшим. В правительственных и государственных документах того времени отмечалось, что наставники - это не только кадровые рабочие, обладающие высоким мастерством, богатым жизненным опытом, они также являются талантливыми педагогами.
Широкое распространение в нашей стране идеи тьюторства начали распространяться в начале 90-х годов [1] XX века (Т.М. Ковалева; Н.В. Рыбалкина; П.Г. Щедровицкий др.) и были обусловлены запросом на индивидуализацию обучения и воспитания, развития, отдельных навыков - и способностей, формирование креативных, социальных и специальных компетентностей; важных для информационного общества. Следовательно, система среднего профессионального образования; должна стать гибкой и открытой для введения субъектов образовательного процесса.
Возникновение тьюторского движения и оформление его как педагогической практики в России тесно связано с именем д.п.н. Ковалевой Татьяны Михайловны, которая создала в г. Томске школу «Эврика-развитие».
Тьютор, как особая педагогическая позиция современного образования принципиально, качественно отличается от учителя. Главным образом, это связано с совершенно иным взглядом тьютора на смысл и результат обучения. Для тьютора важны не сформированные навыки и умения, а овладение учеником обобщенными способами познавательной деятельности. Соответственно, образовательное учреждение должно быть готово на уровне доминирующей педагогической позиции, на уровне концепции школы к «тьюторскому» взгляду на ученика. Хорошо соотносятся с идеями и принципами тьюторского сопровождения компетентностный подход в образовании, личностно-ориентированные модели образования, технологии развивающего обучения.
Согласно мнению А.Г. Чернявской тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, играющего роль консультанта наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется, прежде всего, выстраиванием пространства совместной деятельности педагога-тьютора и обучаемого. В работах Л.В. Бендовой тьютор- это преподаватель-консультант в области организации образовании и самообразования. Мы придерживаемся мнения Т.М. Ковалевой, что тьютор - педагог, работающий на основе принципа индивидуализации и сопровождающий процесс построения индивидуализации образовательной программы. Тьюторское сопровождение - это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.
Таким образом, тьюторская деятельность в средней профессиональной школе представляет собой совместную [1] деятельность тьютора и тьюторируемого, направленную на понимание студентами возможностей использования' ресурсов образовательного и воспитательного пространства колледжа для построения и реализации программ личностного и профессионального развития (самоопределения) в социально значимой деятельности.
В Московском технологическом колледже есть опыт внедрения технологии тьюторского сопровождения в учебный процесс.
Преподаватели колледжа, использующие технологию тьюторского сопровождения, считают первостепенной задачей поддержку активности студентов - первокурсников, направленное на их личностное развитие, проявление инициативности, ответственности, формирование творческой активности. Для четкого представления об уровне их познавательных интересов, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях и жизненных ориентиров проводится анкетирование, которое определяет дальнейшие действия педагога по определению форм тьюторского сопровождения в урочной и внеурочной деятельности со студентами, что, в свою очередь, помогает становлению и развитию личностных качеств и осознанию собственной позиции. Исходя из образовательной программы коллед-
жа, проектируется индивидуальный образовательный маршрут, опирающийся на индивидуальные особенности студента во всех формах и методах обучения. Индивидуальный образовательный маршрут проектируется по конкретной дисциплине (в нашем исследовании - физика и электротехника) и представляет собой целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую студенту возможности выбора, личностного роста и ориентации на профессиональную деятельность. При обучении по индивидуально-образовательному маршруту студент выполняет требования федерального и регионального образовательного стандарта путем достижения определенного уровня образованности.
В Московском технологическом колледже создан консультационный центр, в котором принимают участие студенты 2-4 курсов, и оказывают помощь преподавателю в сопровождении студентов - первокурсников . Это способствует быстрой адаптации студентов к новым условиям учебного процесса в колледже, стимулируя проявление социальной и творческой активности, инициативности.
Есть положительный опыт проведения «образовательных экскурсий» с использованием технологии тьюторского сопровождения. В рамках тьюторной технологии перед экскурсией каждый студент составляет план экскурсии, знает какие проблемные вопросы он решает, в каком виде необходимо представить отчет. Составляя план экскурсии, преподаватель предусматривает формы включения учащихся в активную деятельность в процессе проведения экскурсии и способы подведения итогов экскурсии с использованием принципов вариативности, интеграции, деятельностного и индивидуального подходов.
Основной задачей среднего профессионального образования в процессе формирования как общих, так и профессиональных компетенций является формирование творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Это предполагает усиление роли самостоятельной работы учащихся означает принципиальный пересмотр ее организации в учебно-воспитательном процессе. В рамках технологии тьюторского сопровождения самостоятельная работа организуется педагогом-наставником (тьютором) непосредственно в процессе классных занятий, вне рамок расписания, на консультациях по учебным вопросам, при выполнении студентами внеаудиторной работы, в ходе реализации творческих проектов, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
Самостоятельным работам придается гибкость путем вариативности в изменении содержания и методов преподавания, форм организации учебных и внеаудиторных занятий; одновременного сочетания разных методик для разных групп обучающихся; возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности, с варьированием для каждого обучаемого темпа, объема, меры самостоятельности; расширения наборов применяемых учебных задач и управления их решением и т.д.
Преподавателем создается электронный банк заданий и задач для самостоятельного решения, что позволяет создавать индивидуальные самостоятельные работы для учебной и внеаудиторной работы по дисциплине, разноуровневые лабораторно-практические работы, интенсивно разрабатываются индивидуальные тесты, реализуется программа создания научноисследовательского пространства для развития творческого потенциала через максимальное наполнение содержания курса дисциплины исследовательскими формами работы, активно внедряются методы интенсивной педагогики, технологии контекстного обучения.
Накопительные оценки, рейтинговая система оценки знаний выполняемой самостоятельной работы в учебное и внеаудиторное время, нестандартные экзаменационные процедуры, учитывающие все аспекты индивидуальной деятельности студентов в течение учебного семестра, вызывают стремление к состязательности, снижают остроту проблем, связанных с чувством неудачи в учении и обеспечивают положительный эмоциональный фон.
Необходимо подчеркнуть, что особым фактором, способствующим активизации самостоя-
тельной работы, является личность педагога, выполняющего сопровождение студента в процессе выполнения самостоятельной работы. Педагог-наставник (тьютор), работает не с учащимся «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача тьютора — увидеть и развить лучшие качества. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д.
Необходимо также отметить, что успех внедрения технологии тьюторского сопровождения учебно-воспитательного процесса в колледже зависит гибкости администрации, от наличия единомышленников в коллективе, от уверенности педагогов в правильности выбранного направления работы и от продуманной системы психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.
Библиографический список:
1. Зарецкий М.Ф. Наставник и педагогика Текст. / М.Ф. Зарецкий. — Л., 1876-15 с.
2. Пьянин В.С., Теория и технология сопровождения учащихся педагогом-наставником (тьютором) в образовательном учреждении. Методические рекомендации. — М.: УЦ «Перспектива», 2009.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тьютор, особая педагогическая позиция, индивидуальный образовательный маршрут.
Keywords: support by the tutor, the tutor, a special pedagogical position, an individual educational route.