Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия профессионального становления студентов колледжа'

Организационно-педагогические условия профессионального становления студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL FORMATION / INDIVIDUALIZATION / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симоновская Любовь Николаевна

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия профессионального становления студентов колледжа. Приводятся данные исследования по проблемам мотивации выбора профессии и специальности, а также анализ социального портрета обучающихся. Раскрывается значение индивидуального подхода на занятиях и роль социальных партнеров в профессиональном становлении и моделировании профессиональной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симоновская Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the organizational-pedagogical conditions of professional development of students of the college. The given researches on problems of motivation of choice of occupation and profession, as well as the analysis of the social portrait of the students. Reveals the importance of individual approach in the classroom and the role of the social partners in the vocational formation and modeling career.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия профессионального становления студентов колледжа»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

КОЛЛЕДЖА

СИМОНОВСКАЯ Л.Н.

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия профессионального становления студентов колледжа. Приводятся данные исследования по проблемам мотивации выбора профессии и специальности, а также анализ социального портрета обучающихся. Раскрывается значение индивидуального подхода на занятиях и роль социальных партнеров в профессиональном становлении и моделировании профессиональной карьеры.

The article considers the organizational-pedagogical conditions of professional development of students of the college. The given researches on problems of motivation of choice of occupation and profession, as well as the analysis of the social portrait of the students. Reveals the importance of individual approach in the classroom and the role of the social partners in the vocational formation and modeling career.

В современных условиях социальных и экономических перемен в обществе начальное и среднее профессиональное образование, как и прежде, остается основным способом получения профессии для молодых людей. Не случайно на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года в Кремле Президентом РФ Д.А. Медведевым был поставлен вопрос о повышении престижа начального и среднего образования России.

Сегодня рынок труда диктует особые требования к выпускникам учреждений довузовского профессионального образования. В условиях конкуренции возрастает роль творческого потенциала молодого рабочего и специалиста, позволяющего «безболезненно» и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям труда, к новым отношениям и требованиям.

Динамика времени, воздействие инновационных преобразований на человека делают опасными проявления некомпетентности, неумения учиться в течение всей жизни. Однако следует заметить, что сегодня система довузовского профессионального образования не в полном объеме соответствует ориентации на инновационную экономику. Речь идет о подготовке кадров, способных возродить экономику, и главное в этом процессе - не объем получаемой информации, а умение пользоваться ею в профессиональной деятельности.

В учреждениях начального и среднего профессионального образования обучаются молодые люди от 14-15 и 16-17 лет. Это возраст, который, в одних случаях определяется как период ранней юности, в других - как период отрочества. Например, Л.И. Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, обращая особое внимание на развитие мотивационной сферы личности. На основании данных о возрастной периодизации мы можем говорить об устремленности в будущее. Поэтому центральным новообразованием для ранней юности является самоопределение - профессиональное (кем быть?) и личностное (каким быть?).

Нельзя не отметить, что учреждения начального и среднего профессионального образования - это образовательные учреждения, в большинстве которых, концентрируется проблемная молодежь. Анализ личных дел позволил сделать следующий вывод: в колледже в 2011 -2012 учебном году обучается 28,95% сирот, а также юношей и девушек из неполных семей; 9,2% - это молодежь из многодетных семей и семей, в которых родители инвалиды или безработные.

Проведенные исследования по проблеме мотивации выбора профессии показали, что на первоначальном этапе профессионального обучения большинство обучающихся психологически не готовы к нему. 42% первокурсников имеют полное представление о профессии и считают, что сделали правильный выбор, 38% первокурсников имеют поверхностные представления о профессии и требованиях, которые она предъявляет к личности. Для успешного профессиональноличностного становления обучающихся колледжа нами были разработаны организационнопедагогические условия, которые включают:

— организация и проведение подготовительных курсов для абитуриентов «Введение в профессию»;

— реализация в образовательном процессе личностно-ориентированных и практикоориентированных технологий профессионального обучения;

— организация развивающего профессионального взаимодействия в образовательном процессе между студентами и преподавателями, мастерами производственного обучения, масте-рами-наставниками предприятий - баз производственного обучения, которое способствует развитию и совершенствованию личности обучающегося в учебно-профессиональной деятельности;

— развитие отношений с социальными партнерами по линии «Колледж - работодатель». Реализация на практике психолого-педагогических условий успешного профессиональноличностного становления обучающихся колледжа позволяет преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обучения:

— выбирать эффективные технологии обучения;

— устанавливать продуктивные взаимоотношения с участниками образовательного процесса, например, педагоги колледжа на занятиях оказывают студентам помощь в развитии коммуникативных навыков, в выстраивании конструктивных отношений и осознании непродуктивных способов поведения, помощь в разрешении конфликтов;

— овладевать профессией и специальностью, например, помогают в осознании социальной значимости профессии и специальности; показывают пути овладения профессиональным мастерством, помогают в процессе прохождения производственной практики преодолеть отрицательное отношение к профессиональному обучению и деятельности;

— выстраивают индивидуальную траекторию профессионального роста, например, оказывают помощь в планировании продолжения образования; способствуют профессиональному развитию и совершенствованию.

Большое внимание в колледже уделяется выстраиванию индивидуальной траектории профессионального становления, а также моделированию профессиональной карьеры.

Индивидуализация обучения рассматривается нами как процесс раскрытия индивидуальности студента колледжа в специально организованной учебной деятельности, в частности, подготовки к самостоятельной работе, участии в творческих профессиональных конкурсах и проектной деятельности. Считаем, что специально организованная деятельность может рассматриваться как процесс управления развитием профессионально важных качеств, как процесс, способствующий повышению мотивации обучения по избранной профессии и специальности.

Индивидуализация ориентируется на особенности студента, его желание и индивидуальные способности.

В процессе индивидуального подхода у обучающихся наблюдается интерес к профессиональному самосовершенствованию. Например, участие студентов в конкурсах предпринимательских проектов позволило нам отметить их стремление к выделению в своей деятельности предпринимательского характера. Участие в конкурсах профессионального мастерства показало, что у студентов возникает потребность предвидеть результаты своей деятельности в момент отработки профессиональных умений. Важным фактором, на наш взгляд, является реф-

лексия, направленная на самооценку, а также на карьерный рост и повышение квалификации. В процессе рефлексии наблюдается развитие адекватного самопознания и самоанализа своих действий.

Индивидуализация обучения позволяет студентам найти свою нишу в процессе профессионального обучения, получить дополнительные профессиональные компетенции при освоении, как основной профессиональной образовательной программы, так и за счет вариативных модулей, а также обучения на курсах дополнительного профессионального образования, по окончанию которых студенты овладевают смежной профессией.

На наш взгляд, повышению профессионального становления в соответствии с запросами работодателей, способствуют социальные партнеры.

Социальное партнерство по линии «Колледж-работодатель» выстраивается по следующим направлениям:

— привлечение высококвалифицированных специалистов предприятий ресторанного и гостиничного сервиса к проведению мастер-классов; тренингов, практико-ориентированных семинаров для обучающихся, студентов Колледжа;

— работодатели оказывают помощь в организации и проведении экскурсий на предприятия, как для студентов Колледжа, так и для абитуриентов в рамках проведения курсов «Введения в профессию»;

— предоставление рабочих мест для производственного обучения и производственной стажировки, что способствует активной социализации студентов и закрепление их на предприятии;

— работодатели рецензируют рабочие программы по специальным дисциплинам;

— работодатели входят в состав квалификационной комиссии;

— представители предприятий - социальных партнеров входят в состав жюри внутриколледжных конкурсов профессионального мастерства;

— представители предприятий - социальных партнеров возглавляют комиссию итоговой государственной аттестации;

— предоставление рабочих мест выпускникам Колледжа;

В результате партнерских отношений с работодателями у студентов Колледжа формируются подходы к управлению карьерным ростом. При участии работодателей, в частности Ассоциации профессиональных поваров и кондитеров России в рамках дополнительного образования разработана программа профессиональной адаптации с выстраиванием карьерного роста.

Достаточно заметить, что за последние два года студенты занимали призовые места в творческих конкурсах профессионального мастерства и становились дипломантами конкурсов предпринимательских проектов. Например, студенты колледжа заняли:

— третье место в региональной олимпиаде по специальности Технология продукции общественного питания;

— 1 место в открытом командном чемпионате России по карвингу;

— 1 место в городском конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Повар»;

— два 3 места в XIV Международной выставке «Пир. Индустрия гостеприимства» и др.

Таким образом, реализация организационно-педагогических условий, осуществление индивидуального подхода способствуют формированию профессиональной самостоятельности, выработке способов самооценки, моделирования профессиональной карьеры и способствуют профессионально-личностному становлению обучающихся и студентов колледжа.

Библиографический список:

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологи, 1978. № 4. С. 30 - 34.

2. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учеб. Пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; - Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006. - 112 С.

3. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учрежде-нии.//Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», М.;18-19 мая 2009г. /Науч. ред. Т.М.Ковалева, М.: АПКиППРО, 2009-188 С.

4. Шеламова Г.М. Проектная деятельность студентов колледжа/Технология профессионального образования в колледжах города Москвы.- М.: ООО «ЦВТ «Ориентир», 2009. С.163-166

5. Энциклопедия профессионального образования в 3х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: РАО Ассоциация « Профессиональное образование», 1999.

Ключевые слова: профессиональное становление, индивидуализация, организационнопедагогические условия.

Keywords: professional formation, individualization, organizational-pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.