профориентация. профессиональное самоопределение
дуальный подход
Дуально-деятельностный подход к организации профориентационной работы
Школа дает современному подростку ориентир во многих вопросах, но не всегда способствует решению задачи сознательного самоопределения выпускника, выбора его будущей трудовой деятельности. Как показывает опыт, решению данной проблемы способствует комплексный, дуальный, подход, более эффективное взаимодействие социальных партнеров, всех заинтересованных сторон в организации профориентационной работы.
ГАЙНЕЕВ
Эдуард Робертович,
кандидат педагогических наук, заведующий ресурсным центром Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Ульяновск
Аннотация
В статье обосновывается эффективность дуального профессио-нально-деятельност-ного подхода в совместной организации профориентационной работы среди учащихся выпускных классов общеобразовательных школ педагогами учебного заведения и специалистами предприятия при содействии представителей бизнеса
Ключевые слова:
профориентационная работа, социальное партнерство, дуальный подход, профессиональная деятельность, бинарное занятие-конкурс, рынок труда
Профориентационная работа стала одним из важных направлений деятельности отраслевого регионального ресурсного центра, созданного в 2011 году на базе Ульяновского профессионально-педагогического колледжа (УППК).
В рамках ресурсного центра разработана и успешно внедряется дуально-деятельностная методика организации профориентационной работа, которая дает возможность школьнику не только «увидеть» и «услышать» информацию о той или иной профессии, но и «поработать руками» в данном виде профессиональной деятельности.
Профориентация — понятие системное
Третий год на базе колледжа внедряется опыт профориентационной работы с учащимися 9-11-х классов общеобразовательных школ Ульяновска и близлежащих районов совместно с социальными партнерами — ОАО «Ульяновский автомобильный завод и обучающимися колледжа — победителями конкурсов профессионального мастерства «Мастер — золотые руки». Школьники приглашаются в колледж на День открытых дверей, где проводятся не только экскурсии, выставки, беседы, но и практическое ознакомление школьников с различными видами профессиональной деятельности будущих рабочих по основным профессиям машино строительного профиля — «Электромонтер», «Слесарь», «Сварщик», «Наладчик».
В учебно-производственных мастерских колледжа школьники получают возможность, что называется, «попробовать себя в профессии»: своими руками выполнить монтаж электрической схемы, изготовить изделие из металла, выполнить сварочную работу, поработать на станке с ЧПУ
К Дню открытых дверей педагоги колледжа и специалисты Ульяновского автомобильного завода разрабатывают программу и сценарий
по профориентации, подготавливают необходимые презентации по профессиям, а также и специальные несложные виды работ, необходимые инструменты и приспособления.
Мероприятия по профориентации проводится в следующей последовательности:
• посещение школы, беседа с учащимися выпускных классов;
• посещение родительского собрания в школе (выпускные классы);
• экскурсия на ОАО «УАЗ» (музей завода, конвейер, цеха и участки);
• музей колледжа, кабинеты, учебно-производственные мастерские;
• кабинет специальных дисциплин (презентация по профессии);
• учебно-производственная мастерская (занятие-конкурс).
Организация профориентационной работы по специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Практическое ознакомление со специальностью электромонтера проводится в увлекательной игровой форме занятия-конкурса профессионального мастерства, когда школьники выполняют несложные производственные работы и получают призы.
Погружение в профессию
Мероприятия по профориентации начинаются с кабинета электротехники, где педагоги колледжа демонстрируют презентации об одной из наиболее интересных, креативных и востребованных современных профессий — «электромонтер», знакомят с кабинетами электротехники и специальной технологии, демонстрируют презентации по профессиям, короткометражный фильм.
Ознакомление с оборудованием электротехнической лаборатории, особенностями проведения лабораторных и контрольно-проверочных работ сопровождается демонстрацией
дуальный подход
профориентация. профессиональное самоопределение
работы электроизмерительных приборов, и школьники могут самостоятельно выполнить какую-либо лабораторную работу, провести испытание пускорегулирующей аппаратуры.
Учащиеся задают вопросы. Мастер показывает электроприборы и рассказывает о свойствах электрического тока. По завершении данного этапа студенты колледжа — будущие электромонтеры — устраивают небольшой концерт.
Экскурсия продолжается в музее колледжа, где ребят знакомят с историей учебного заведения, его известными выпускниками, экспонатами постоянной выставки технического творчества учащихся.
В беседе со школьниками подчеркивается важность развития творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских умений и навыков в условиях современного высокотехнологического производства.
Затем ребята переходят в электромонтажную мастерскую колледжа, где их знакомят с различными стендами, схемами, специальным электромонтажным оборудованием, электроизмерительными приборами, инструментами и приспособлениями. Далее им предстоит в течение 15 минут в игровой соревновательной обстановке отремонтировать вышедшую из строя штепсельную вилку, а затем смонтировать несложную электрическую схему: выполнить монтаж схемы включения лампы накаливания.
В целях мотивации школьников на выбор профессии электромонтера сообщается, что в январе этого года представитель нашего колледжа обучающихся — электромонтер Николай Кондратьев стал победителем областного конкурса «Мастер — золотые руки». По завершении всех конкурсов абсолютные победители из числа ребят и мастеров производственного обучения, занявших 1-е место, получают возможность участия в проведении Дня губернатора, где они награждаются благодарственными письма и сертификатами на получение денежных премий в размере 20 тысяч рублей.
Важность социального партнерства
Далее школьникам рассказывают и об эффективности социального партнерства и приводится пример сотрудничества колледжа с Группой компаний «Сигма-СИ» — официального дилера немецкого концерна В08СН.
«Сигма-СИ» является многолетним спонсором различных творческих мероприятий, конкурсов «Мастер — золотые руки». Представители «Сигма-СИ» также организуют выставки новейших инструментов. Для организации профориентационных мероприятий по профессии «электромонтер» компания подарила колледжу комплект специальных электромонтажных инструментов на 12 рабочих мест. Более того, при содействии и финансовой поддержке «Сигма-СИ» был обобщен опыт профориентационной работы в колледже и издано учебное пособие.
Самостоятельная работа
Далее студенты колледжа — победители областных конкурсов профессионального мастерства демонстрируют школьникам фрагмент монтажа схемы реверсирования асинхронного электродвигателя с двух мест со световой индикацией. Затем мастер производственного обучения подключает стенд к питающей электрической сети и объясняет школьникам особенности работы данной схемы. Затем заведующий электромонтажной мастерской проводит инструктаж по технике безопасности, школьники занимают рабочие места и по команде мастера производственного обучения приступают к монтажу схемы включения лампы с применением специального электромонтажного инструмента (набор отверток, нож монтерский, пассатижи комбинированные, клещи для снятия изоляции типа КСИ, МБ-2, электроизмерительные приборы и т.п.). По ходу конкурса результаты по номинациям вносятся в сводную ведомость.
В заключительной части занятия подводятся итоги конкурса по отдельным номинациям и в индивидуальном зачете. Участникам демонстрируют таблицу сводной ведомости, объявляют победителей конкурса.
Опыт показывает, что дуально-деятель-ностный подход, совместная организация профориентационной работы с привлечением студентов колледжа — победителей конкурсов профессионального мастерства, специалистов предприятия, при содействии бизнес-сообщества способствует более эффективному проведению подобных мероприятий. Но главное в том, что ознакомление школьника с практической составляющей профессии способствует более точному самоопределению подростка в непростом выборе будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Гайнеев Э.Р., Набатова Л.Б. От мини-конкурсов — к вершинам мастерства /Э.Р.Гайнеев, Л.Б. Набатова // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — №11. — С. 20-21.
2. Гайнеев Э.Р. Тест-драйв или пробная поездка» по... профессии. /Э.Р.Гайнеев, // Дети, техника, творчество. — 2014. — № 1. — С. 2430.
3. Развитие технического творчества младших школьников / Под ред. П. Н. Андрианова, М.А. Галагузовой. — М. : Просвещение, 1990. — 110 с.
4. Ткаченко Е.В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ. / Е.В.Ткаченко // Профессиональное образование. Столица. -2014. — № 5. — С 4.
В рамках ресурсного центра разработана и успешно внедряется дуально-деятельностная методика организации профориентационной работы
В учебно-производственных мастерских колледжа школьники получают возможность своими руками выполнить монтаж электрической схемы, изготовить изделие из металла, выполнить сварочную работу, поработать на станке с ЧПУ