18 |
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Адаптация на производстве молодого квалифицированного рабочего
ГАЙНЕЕВ
Эдуард Робертович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий профессионального обучения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновск
Аннотация
Статья посвящена проблеме адаптации выпускника системы среднего профессионального образования — квалифицированного рабочего в условиях современного высокотехнологического производства. Приведены составляющие успешности процесса адаптации в условиях эффективного социального партнерства образовательной организации и предприятия
Ключевые слова:
квалифицированный рабочий, адаптация на производстве, социальное партнерство, наставничество, профессиональное мастерство, среднее профессиональное образо-
Проблема адаптации выпускников образовательных организаций, особенно системы среднего профессионального образования, в последние годы становится все более актуальной. С одной стороны, это связано с тем, что работодатели стремятся, сразу же, желательно не прикладывая особых усилий, заполучить высококвалифицированного сотрудника, а с другой стороны — с недостаточным уровнем профессиональной подготовленности выпускника.
Среди причин недостаточной профессиональной подготовленности выпускников образовательных организаций можно выделить следующие:
- малоэффективная профориентационная работа;
- отсталая материально-техническая база учебных заведений;
- недостаточный уровень квалификации педагогических работников;
- неэффективность взаимодействия учебных заведений и предприятий;
- отсутствие комплексного, поэтапного подхода к адаптации выпускника.
Чтобы стать профессионалом в определенной деятельности, как известно, надо им «родиться», потом — «стать», а затем уже — «смочь». Чтобы выявить склонности, способности человека к определенным видам профессиональной деятельности, необходим комплексный деятельностный подход в профори-ентационной работе, которая должна быть не эпизодической, а сопровождать учащегося на всех уровнях образования, начиная с дошкольного [3]. Причем это сопровождение желательно подкреплять документально, с занесением в своеобразный «паспорт профессиональной ориентации» результатов наблюдений, тестирования, рекомендаций педагогов на каждом из этапов обучения.
Для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ обязательна деятельностная профориентация, проведение так называемых «тест-драйвов по профессии». При этом важно предоставлять учащимся максимально возможный объем информации по конкретным профессиям, не ограничиваясь лишь «парадной» стороной профессий. Завершается данный этап формированием профессионально ориентированного абитуриента.
Гайнеев Э. Р. Адаптация на производстве молодого квалифицированного рабочего // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 3. — С. 18-21.
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ
Недостаточная материально-техническая оснащенность — проблема большинства учебных заведений, что связано с широкомасштабной модернизацией современных предприятий и отставанием от этого процесса учебных заведений, которые не имеют финансовых возможностей для приобретения дорогостоящего импортного оборудования, станков с ПУ сварочного оборудования и др.
Но если новейшее оборудование «не идет» к обучающемуся, то выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы «вывести» обучающегося к новейшему оборудованию и технологиям. Подобный опыт, например, имеется у Ульяновского профессионально-педагогического колледжа (УППК): согласно договору о сотрудничестве, заключенному с профильным предприятием — ОАО «Ульяновский автомобильный завод», отдельные теоретические и практические занятия по различным профессиям проводятся на базе автозавода. Более того, совместно со специалистами завода проводятся занятия по зарубежным инновационным творческим технологиям (кайдзен, бережливого производства lean production, кан-бан и др.). Кроме того, данная задача в определенной степени решается в ресурсных центрах, связанных с направлением WorldSkills, но, как показывает практика, более успешное освоение обучающимся новейших технологий и оборудования происходит при эффективном взаимодействии учебных заведений и профильных предприятий [2, с. 59].
Проблема недостаточного уровня квалификации педагогических работников также решается посредством эффективного социального партнерства, поскольку главный педагог системы подготовки квалифицированных рабочих (мастер производственного обучения, «инженер-педагог») должен, помимо педагогических компетенций, обладать определенной рабочей профессией и постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Именно отсутствие эффективного взаимодействия системы профессионального образования с бизнес-структурами и рынком труда, как отмечает академик Е. В. Ткаченко, является одной из причин, приведших к катастрофической нехватке рабочих кадров в российской экономике [5, с. 169].
Интегратором, ключевой фигурой в организации эффективного взаимодействия является мастер производственного обучения («инженер-педагог»), так называемый «директор» учебно-производственной группы, который должен уметь не только проектировать учебный процесс, но и успешно и взаимовыгодно взаимодействовать с представителем предприятия — руководителем практики обучающегося в условиях реального производства (рис. 1).
Именно эффективное взаимовыгодное взаимодействие педагогов образовательной организации и наставников предприятия является залогом профессионального становления обучающихся и последующей их адаптации на производстве. Кроме того, в процессе взаимодействия педагога учебного заведения и наставника предприятия также успешно решается и проблема повышения квалификации: мастер производственного обучения осваивает новые технологии, оборудование и виды профессиональной деятельности, а наставник предприятия совершенствует свое педагогическое мастерство.
3/2018 | 19
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
20 | 3/2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Мастер производственного обучения (инженер-педагог)
Преподаватель междисциплинарного курса
Специальные дисциплины
Наставник базового предприятия
Производственная практика
Опыт Готовность Опыт
познавательной —► к профессиональной —► профессиональной
деятельности деятельности деятельности
Профессиональная деятельность:
система бережливого производства «кайдзен»
Рис.1. Интегративная структура формирования опыта профессиональной деятельности
Особенность организации коллективной педагогической деятельности в УППК заключается в том, что мастера производственного обучения и преподаватели специальных и общетехнических дисциплин объединены в рамках определенной профессии и эффективно взаимодействуют с наставниками практики на предприятии. В соответствии с этим данное взаимодействие было определено как сотрудничество учебного заведения и предприятия в подготовке квалифицированного рабочего на основе совместной творческо-конструкторской деятельности, обеспечивающее формирование и развитие его профессиональной компетентности, адекватной требованиям современного рынка труда.
В последние годы, в связи с внедрением в России дуальной системы обучения, приходит понимание эффективности сотрудничества, роли наставников предприятий в совместной подготовке кадров.
О важности наставничества в подготовке квалифицированных кадров можно судить по принятому Указу Президента РФ от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия „За наставничество"» [1].
Учебное заведение, ориентированное на высокий уровень профессиональной подготовленности обучающихся и их последующую успешную адаптацию на предприятии, также создает специальные условия, способствующие развитию творческих способностей мастеров производственного обучения в рамках социального партнерства (рис. 2).
Отсюда и высокие требования к профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения: наивысший (шестой) квалификационный разряд по рабочей профессии, высшее педагогическое образование, а также собственная творческо-конструкторская деятельность,
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3/2018 | 21
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
которая проявляется в участии в конкурсах, организации работы кружка технического творчества, научно-методической деятельности [4, с. 17].
Таким образом, успешность адаптации выпускника на предприятии зависит от многих факторов, начиная от профориентационной работы, выявления и подготовки профессионально ориентированного абитуриента, высокого качества профессиональной подготовки, а главное — от профессионально-педагогической компетентности основных субъектов становления будущего работника — педагога учебного заведения и наставника производственной практики на предприятии.
Литература
1. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71791182.
2. Гайнеев Э. Р. Дуальный подход в профессиональной подготовке современного квалифицированного рабочего // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 2. — С. 59-62.
3. Климов А. Е. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. — М.: Просвещение. — 1990. — 159 с.
4. Развитие технического творчества младших школьников / под ред. П. Н. Андрианова, М. А. Галагузовой. — М., Просвещение, 1990. — 110 с.
5. Ткаченко Е. В. Подготовка рабочих кадров в условиях упразднения системы начального профессионального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Уральский государственный педагогический университет. — Вып. 10. — Екатеринбург, 2018. — 484 с.