Научная статья на тему 'Дуальное взаимодействие в освоении бережливого производства'

Дуальное взаимодействие в освоении бережливого производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА "КАЙДЗЕН"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

В статье представлен опыт творческо-педагогического взаимодействия социальных партнеров — учебного заведения и предприятия в совместном формировании востребованных видов профессиональной деятельности — производственной системы бережливого производства «кайдзен»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дуальное взаимодействие в освоении бережливого производства»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дуальное взаимодействие в освоении бережливого производства

Модернизация системы профессионального образования требует приведения его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности и вряд ли возможна без эффективного взаимодействия социальных партнеров, прежде всего учебного заведения со сферой производства. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективности внедрения в России дуальной формы обучения.

ГАЙНЕЕВ

Эдуард Робертович,

кандидат педагогических наук, заведующий ресурсным центром Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Ульяновск

Аннотация

В статье представлен опыт творческо-пе-дагогического взаимодействия социальных партнеров — учебного заведения и предприятия в совместном формировании востребованных видов профессиональной деятельности — производственной системы бережливого производства «кайдзен»

Ключевые слова:

ресурсный центр, дуальная система обучения, творческо-педагогиче-ское взаимодействие, производственная система бережливого производства «кайдзен»

Чего хочет человек на работе?

Уважения — творчества — достойного вознаграждения.

Идеология кайдзен

Дуальная форма обучения — приоритетное направление деятельности регионального ресурсного центра (РРЦ) — урного подразделения Ульяновского профессионально-педагогического колледжа (УППК). Данная система подготовки кадров понимается учебным заведением как практи-коориентированная образовательная программа обучения начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования, реализуемая совместно с предприятием и способствующая решению следующих задач:

- совместная профессиональная подготовка кадров под конкретные рабочие места;

- подготовка рабочих и специалистов уровня, отвечающего квалификационным требованиям работодателей, базирующихся на ФГОС;

- сокращение дисбаланса между потребностями рынка труда и системой подготовки кадров образовательных учреждений профессионального образования;

- внедрение передовых образовательных технологий в систему профессионального образования на отраслевых предприятиях (организациях);

- разработка и внедрение практикоориен-тированных основных образовательных программ, соответствующих ФГОС и потребностям предприятия (организации).

Функции социальных партнеров

В соответствии с целями и задачами колледжем были определены функции социальных партнеров — участников дуальной формы подготовки кадров:

Образовательная организация — «УППК»:

- разрабатывает комплекты учебно-методической документации основной профессиональной образовательной программы с учетом потребностей предприятия;

- осуществляет совместно с предприятием профориентацию и набор абитуриентов;

- взаимодействует с предприятием по совместной подготовке студентов по программам

дуального обучения с учетом специализации.

Профильные предприятия — ПАО «УАЗ», АО «УМЗ», ОАО «Автодетальсервис», ОАО «Ульяновский моторный завод»:

- осуществляют переподготовку педагогов учебного заведения;

- своими силами организуют практическое обучение студентов;

- содействуют модернизации материально-технической базы колледжа, делегируют представителей в состав экспертного совета.

«Кайдзен» — постоянное совершенствование

Одним из наиболее важных направлений дуального взаимодействия является совместное обучение новым производственным видам деятельности. Это связано с тем, что система образования не всегда успевает адаптироваться к изменениям в сфере производства, новым востребованным видам профессиональной деятельности. Например, уже более 10 лет на предприятиях России действует система бережливого производства «кайдзен» (kaizen), однако не во всех учебных заведениях она изучается, да и в учебниках об этом ничего нет.

Данная система внедрена на Ульяновском автомобильном заводе (ПАО «УАЗ») и является одним из важных показателей производственных подразделений.

Понятие «кайдзен» (kaizen) пришло из Японии и является производным от японских слов kai — «изменение» и zen — «хороший», «к лучшему». Кайдзен — это постоянное стремление к совершенствованию всего, что мы делаем, воплощенное в конкретные формы, методы и технологии; подход к организации деятельности, основанный на здравом смысле, самодисциплине, порядке и экономии на внедрении положительных, незначительных изменений, реализуемых в короткие сроки и без привлечения крупных инвестиций.

Кайдзен-предложение — это идея работника, направленная на усовершенствование текущих процессов. Система подачи кайдзен-предложе-ний нацелена на вовлечение персонала в постоянный процесс улучшений. Число внесенных сотрудниками предложений рассматривается как важный критерий при оценке эффективно-

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

сти деятельности подразделений и предприятия в целом.

Деятельность системы бережливого производства регламентируется на заводе положением «Порядок подачи, рассмотрения и внедрения кайдзен-предложений». Все работники автозавода могут подавать идеи, которые должны быть нацелены на совершенствование (улучшение) процессов как на основном производстве, так и на вспомогательном.

Одним из направлений системы непрерывного совершенствования «кайдзен», видом деятельности работников автозавода, важным производственным показателем является рационализаторство — разработка и внедрение кайдзен-предложений. Все подаваемые на предприятии кайдзен-предложения классифицируются по следующим производственным показателям и категориям (см. таблицу).

Категории кайдзен-предложений

6 Рабочее место (улучшение организации рабоче- 5 го места и условий труда)

По результатам рационализаторской деятельности работников, в зависимости от суммы баллов, предусмотрено материальное вознаграждение.

Освоение системы «кайдзен» студентами колледжа

Поскольку система «кайдзен» внедрена на одном из профильных предприятий колледжа и является важным критерием при оценке эффективности деятельности подразделений автозавода, учебным заведением было принято решение об освоении «кайд-зен» студентами колледжа в совместных занятиях, проводимых педагогами колледжа (теория) и специалистами завода (практические занятия). На основе договора о сотрудничестве колледжем совместно со специалистами завода была составлена дорожная карта, разработана 42-часовая учебная программа («Основы системы «кайдзен»), издано распоряжение по заводу. Одна из учебных групп колледжа уже прошла курс занятий в Центре развития персонала на территории завода.

В настоящее время освоение системы бережливого производства, творческая, рационализаторская деятельность студента, умение разрабатывать кайдзен-предложения являются обязательной составляющей профессиональной компетентности выпускника колледжа.

№ п/п Категории Кол-во баллов

1 Безопасность (повышение безопасности труда) 10

2 Качество (улучшение качества продукции и производственных процессов) 10

3 Производительность труда 10

4 Экономия (снижение издержек производства и экономия ресурсов) 5

5 Эффективность (снижение издержек и экономия ресурсов) 5

Интегративная структура формирования опыта деятельности

Роль мастера производственного обучения

Ключевой фигурой в организации взаимодействия при формировании новых видов профессиональной деятельности является мастер производственного обучения. Он должен уметь не только проектировать учебный процесс, но и эффективно взаимодействовать с социальными партнерами, работодателем и прежде всего — с непосредственным представителем предприятия — руководителем практики обучающегося в условиях реального производства (см. схему).

Таким образом, мастер производственного обучения является «интегратором» процесса освоения системы «кайдзен» в эффективном взаимодействии колледжа и автозавода.

Литература

1. Галагузова М.А. Творческо-педагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 4. — С. 252-257.

2. Гайнеев Э.Р. «Кайдзен-технологии» в подготовке квалифицированных рабочих // Профессиональное образование. Столица. — 2010. — № 9. — С. 32-33.

3. Масааки И. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний /Масааки И.: пер. с англ. Т. Гутман. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 271 с.

4. Масааки И. Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества / Масааки Имаи// — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 345 с.

5. Положение о системе непрерывного совершенствования «Кайдзен». — Ульяновск: ОАО «УАЗ», 2006. — 14 с.

Дуальная система обучения позволяет ориентировать профессиональную деятельность на разнообразие реальных производственных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.