МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Дуальное взаимодействие в освоении бережливого производства
Модернизация системы профессионального образования требует приведения его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности и вряд ли возможна без эффективного взаимодействия социальных партнеров, прежде всего учебного заведения со сферой производства. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективности внедрения в России дуальной формы обучения.
ГАЙНЕЕВ
Эдуард Робертович,
кандидат педагогических наук, заведующий ресурсным центром Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Ульяновск
Аннотация
В статье представлен опыт творческо-пе-дагогического взаимодействия социальных партнеров — учебного заведения и предприятия в совместном формировании востребованных видов профессиональной деятельности — производственной системы бережливого производства «кайдзен»
Ключевые слова:
ресурсный центр, дуальная система обучения, творческо-педагогиче-ское взаимодействие, производственная система бережливого производства «кайдзен»
Чего хочет человек на работе?
Уважения — творчества — достойного вознаграждения.
Идеология кайдзен
Дуальная форма обучения — приоритетное направление деятельности регионального ресурсного центра (РРЦ) — урного подразделения Ульяновского профессионально-педагогического колледжа (УППК). Данная система подготовки кадров понимается учебным заведением как практи-коориентированная образовательная программа обучения начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования, реализуемая совместно с предприятием и способствующая решению следующих задач:
- совместная профессиональная подготовка кадров под конкретные рабочие места;
- подготовка рабочих и специалистов уровня, отвечающего квалификационным требованиям работодателей, базирующихся на ФГОС;
- сокращение дисбаланса между потребностями рынка труда и системой подготовки кадров образовательных учреждений профессионального образования;
- внедрение передовых образовательных технологий в систему профессионального образования на отраслевых предприятиях (организациях);
- разработка и внедрение практикоориен-тированных основных образовательных программ, соответствующих ФГОС и потребностям предприятия (организации).
Функции социальных партнеров
В соответствии с целями и задачами колледжем были определены функции социальных партнеров — участников дуальной формы подготовки кадров:
Образовательная организация — «УППК»:
- разрабатывает комплекты учебно-методической документации основной профессиональной образовательной программы с учетом потребностей предприятия;
- осуществляет совместно с предприятием профориентацию и набор абитуриентов;
- взаимодействует с предприятием по совместной подготовке студентов по программам
дуального обучения с учетом специализации.
Профильные предприятия — ПАО «УАЗ», АО «УМЗ», ОАО «Автодетальсервис», ОАО «Ульяновский моторный завод»:
- осуществляют переподготовку педагогов учебного заведения;
- своими силами организуют практическое обучение студентов;
- содействуют модернизации материально-технической базы колледжа, делегируют представителей в состав экспертного совета.
«Кайдзен» — постоянное совершенствование
Одним из наиболее важных направлений дуального взаимодействия является совместное обучение новым производственным видам деятельности. Это связано с тем, что система образования не всегда успевает адаптироваться к изменениям в сфере производства, новым востребованным видам профессиональной деятельности. Например, уже более 10 лет на предприятиях России действует система бережливого производства «кайдзен» (kaizen), однако не во всех учебных заведениях она изучается, да и в учебниках об этом ничего нет.
Данная система внедрена на Ульяновском автомобильном заводе (ПАО «УАЗ») и является одним из важных показателей производственных подразделений.
Понятие «кайдзен» (kaizen) пришло из Японии и является производным от японских слов kai — «изменение» и zen — «хороший», «к лучшему». Кайдзен — это постоянное стремление к совершенствованию всего, что мы делаем, воплощенное в конкретные формы, методы и технологии; подход к организации деятельности, основанный на здравом смысле, самодисциплине, порядке и экономии на внедрении положительных, незначительных изменений, реализуемых в короткие сроки и без привлечения крупных инвестиций.
Кайдзен-предложение — это идея работника, направленная на усовершенствование текущих процессов. Система подачи кайдзен-предложе-ний нацелена на вовлечение персонала в постоянный процесс улучшений. Число внесенных сотрудниками предложений рассматривается как важный критерий при оценке эффективно-
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
сти деятельности подразделений и предприятия в целом.
Деятельность системы бережливого производства регламентируется на заводе положением «Порядок подачи, рассмотрения и внедрения кайдзен-предложений». Все работники автозавода могут подавать идеи, которые должны быть нацелены на совершенствование (улучшение) процессов как на основном производстве, так и на вспомогательном.
Одним из направлений системы непрерывного совершенствования «кайдзен», видом деятельности работников автозавода, важным производственным показателем является рационализаторство — разработка и внедрение кайдзен-предложений. Все подаваемые на предприятии кайдзен-предложения классифицируются по следующим производственным показателям и категориям (см. таблицу).
Категории кайдзен-предложений
6 Рабочее место (улучшение организации рабоче- 5 го места и условий труда)
По результатам рационализаторской деятельности работников, в зависимости от суммы баллов, предусмотрено материальное вознаграждение.
Освоение системы «кайдзен» студентами колледжа
Поскольку система «кайдзен» внедрена на одном из профильных предприятий колледжа и является важным критерием при оценке эффективности деятельности подразделений автозавода, учебным заведением было принято решение об освоении «кайд-зен» студентами колледжа в совместных занятиях, проводимых педагогами колледжа (теория) и специалистами завода (практические занятия). На основе договора о сотрудничестве колледжем совместно со специалистами завода была составлена дорожная карта, разработана 42-часовая учебная программа («Основы системы «кайдзен»), издано распоряжение по заводу. Одна из учебных групп колледжа уже прошла курс занятий в Центре развития персонала на территории завода.
В настоящее время освоение системы бережливого производства, творческая, рационализаторская деятельность студента, умение разрабатывать кайдзен-предложения являются обязательной составляющей профессиональной компетентности выпускника колледжа.
№ п/п Категории Кол-во баллов
1 Безопасность (повышение безопасности труда) 10
2 Качество (улучшение качества продукции и производственных процессов) 10
3 Производительность труда 10
4 Экономия (снижение издержек производства и экономия ресурсов) 5
5 Эффективность (снижение издержек и экономия ресурсов) 5
Интегративная структура формирования опыта деятельности
Роль мастера производственного обучения
Ключевой фигурой в организации взаимодействия при формировании новых видов профессиональной деятельности является мастер производственного обучения. Он должен уметь не только проектировать учебный процесс, но и эффективно взаимодействовать с социальными партнерами, работодателем и прежде всего — с непосредственным представителем предприятия — руководителем практики обучающегося в условиях реального производства (см. схему).
Таким образом, мастер производственного обучения является «интегратором» процесса освоения системы «кайдзен» в эффективном взаимодействии колледжа и автозавода.
Литература
1. Галагузова М.А. Творческо-педагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 4. — С. 252-257.
2. Гайнеев Э.Р. «Кайдзен-технологии» в подготовке квалифицированных рабочих // Профессиональное образование. Столица. — 2010. — № 9. — С. 32-33.
3. Масааки И. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний /Масааки И.: пер. с англ. Т. Гутман. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 271 с.
4. Масааки И. Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества / Масааки Имаи// — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 345 с.
5. Положение о системе непрерывного совершенствования «Кайдзен». — Ульяновск: ОАО «УАЗ», 2006. — 14 с.
Дуальная система обучения позволяет ориентировать профессиональную деятельность на разнообразие реальных производственных ситуаций