ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
I 59
Дуальный подход в профессиональной подготовке современного квалифицированного рабочего
ГАЙНЕЕВ
Эдуард Робертович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий профессионального обучения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновск
Аннотация
Статья посвящена организации дуального творче-ско-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и профильных предприятий в рамкахресурс-ного центра в совместной профессиональной подготовке квалифицированных рабочих
Ключевые слова:
квалифицированный рабочий, профессиональная подготовка, дуальное обучение, социальное партнерство, ресурсный центр, дорожная карта
Широкомасштабное обновление оборудования и технологий, непрерывная модернизация в сфере производства требуют совершенствования системы подготовки квалифицированные рабочих. В этом отношении важное место занимает система дуального обучения, когда за счет увеличения практической части будущие рабочие и специалисты осваивают востребованные виды профессиональной деятельности уже на стадии обучения.
Отметим, что отдельные регионы Российской Федерации начали реализовывать проекты, направленные на развитие системы дуального обучения, задолго до появления федеральной инициативы [4, с. 95].
Успешность реализации данной системы напрямую зависит от эффективности взаимодействия социальных партнеров и прежде всего образовательного учреждения (организации) со сферой производства, что является приоритетным направлением деятельности структурного подразделения Ульяновского профессионально-педагогического колледжа (УППК) — отраслевого регионального ресурсного центра (ОРРЦ).
Ресурсный центр данного учебного заведения был создан в 2008 году в результате участия колледжа в приоритетном национальном проекте «Образование». Его основными социальными партнерами являются крупнейшие отраслевые профильные промышленные предприятия Ульяновска: ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», АО «Ульяновский механический завод», ОАО «Автодеталь-Сервис».
Причиной создания ресурсного центра явилась то обстоятельство, что Ульяновская область входит в пятерку ведущих машиностроительных регионов России. В связи с этим возникла необходимость концентрации материально-технических и учебно-методических ресурсов. Центр предоставляет профильным образовательным учреждениям возможность коллективного пользования высокотехнологичным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием для
Гайнеев Э. Р Дуальный подход в профессиональной подготовке современного квалифицированного рабочего // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 2. — С. 59-62.
60 | 2/2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
внедрения новых технологий, в том числе с элементами дуальной системы обучения [1, с. 28].
Под дуальной системой профессионального обучения мы понимаем «инновационную форму организации профессионального обучения, предполагающую взаимовыгодное взаимодействие учебного заведения и профильных предприятий в целевой подготовке рабочих и специалистов в соответствии с потребностями конкретного отраслевого предприятия» [2, с. 283].
Скажем прямо, взаимодействие с социальными партнерами, особенно с представителями работодателя, складывается непросто, но постепенно определяются взаимовыгодные точки взаимодействия, взаимопонимания в совместном решении задачи подготовки квалифицированных кадров.
Многие элементы «дуальности» присутствовали и в советской системе подготовки рабочих кадров, отличительной особенностью которой была социально и личностно ориентированная направленность и высокая эффективность взаимодействия социальных партнеров, социальная защищенность учащихся профтехучилищ [3, с. 9]. Так, для обучающихся профтехучилищ было предусмотрено трехразовое горячее питание, выдавались одежда, обувь, спецодежда и др. Достаточно эффективно функционировала и система материальной заинтересованности. Например, в период прохождения учащимися профтехучилищ производственной практики их заработная плата перечислялась предприятием в учебное заведение. От этой суммы практикант получал 33% в качестве заработной платы. При добросовестном выполнении учебно-производственных показателей 10% от перечисленной суммы выдавалось мастеру производственного обучения в виде премии. Оставшаяся часть (более 50%) направлялась на материально-техническое развитие учебного заведения. В настоящее время производственная практика студентов ступени НПО, как правило, не оплачивается.
Основными видами деятельности ресурсного центра являются:
- реализация программ в части профессионального обучения студентов региональной системы СПО;
- реализация программ переподготовки и повышения квалификации, нацеленных на обучение современным производственным технологиям;
- распределение студентов по профилям подготовки в соответствии с потребностями конкретных отраслевых предприятий;
- обеспечение повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей междисциплинарного курса;
- организация и проведение сертификации профессиональной квалификации выпускников СПО с участием работодателей региона;
- реализация программ дополнительного профессионального образования по современным производственным технологиям для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
- учебно-методическое обеспечение учебных программ по современным технологиям для использования в системе СПО Ульяновского региона;
- внедрение в образовательный процесс новых учебных тренажеров,
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 2 ^ 2018 1 61
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Дорожная карта по реализации дуальной системы обучения
2015 2016
№ п/п Мероприятия 09 10 11 12 01 02 03 04 05 06 07 08
1 Согласование, корректировка соглашения УППК и ОАО «УАЗ» о дуальном взаимодействии в подготовке кадров
2 Определение потребностей предприятия (ОАО «УАЗ») в кадрах
3 Определение наиболее оптимальных баз практики на ОАО «УАЗ»
4 Подбор наставников из числа наиболее квалифицированных работников
5 Корректировка учебных программ с учетом требований ОАО «УАЗ»
6 Повышение квалификации производственного и педагогического персонала
7 Заключение договоров на проведение отдельных занятий на предприятии
10 Проведение отдельных теоретических занятий специалистами предприятия
11 Совместное проведение конкурсов профессионального мастерства
12 Совместная реализация проекта «Трудовые династии»
13 Совместное проведение профориетацион-ной работы с учащимися школ
14 Разработка критериев оценки дуальной системы обучения
15 Анализ эффективности дуального взаимодействии УППК и ОАО «УАЗ»
16 Участие представителей ОАО «УАЗ» в аттестации студентов УППК
17 Мониторинг трудоустройства выпускников ОГБОУ УППК
18 Обобщение и трансляция опыта реализации дуальной системы обучения
технических средств обучения, приборов, инструментов и приспособлений;
- обеспечение потребителей информационными материалами;
- совместная организация профориентации и профконсультирова-ния;
- проведение совместных маркетинговых исследований территориального рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг;
- координация взаимодействия учреждений СПО и профильных предприятий, организаций;
- профессиональный отбор, формирование профессиональной элиты для кадрового обеспечения высокотехнологичных производств;
- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства;
62 | 2/2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
- оказание услуг по профессиональной подготовке специфическим целевым группам (безработные, учащиеся общеобразовательных школ и др.).
В 2014 году в рамках ресурсного центра на основе договора о сотрудничестве колледжем и автозаводом была совместно разработана дорожная карта по реализации дуальной системы обучения, в которой пошагово представлен сценарий развития данной системы (см. таблицу).
В заключение хотелось бы отметить, что успешность внедрения дуального обучения в значительной степени зависит от эффективности взаимодействия учебного заведения с предприятиями — социальными партнерами, определения взаимовыгодных направлений совместной деятельности в подготовке будущих рабочих и специалистов.
Литература
1. Гайнеев Э. Р. Дуальное взаимодействие в освоение бережливого производства // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 7. — С. 28-29.
2. Гайнеев Э. Р. Дуальное творческо-педагогическое взаимодействие как инновационное направление в подготовке современного квалифицированного рабочего // Понятийный аппарат педагогики: коллективная монография. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. — Вып. 9. — С. 283-296.
3. Захарченко Л. В., Некрасов С. И., Некрасова Ю. А. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 4. — С. 9-15.
4. Соловьева С. В. Дуальная система профессионального образования в Германии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — № 4 (32) — С. 95-99.