ART 171048 УДК 377.1
Набатова Лидия Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск [email protected]
Управленческие факторы регионализации профессионального образования
Аннотация. В статье обосновывается один из главных факторов регионализации профессионального образования, способствующих формированию систем профессионального образования, адаптированных к потребностям рынка труда, осмыслению связей между учреждениями различного уровня образования, входящих в состав региональных профессионально-образовательных комплексов, проектированию региональных образовательных комплексов.
Ключевые слова: регион, региональные рынки труда, система профессионального образования, региональный профессионально-образовательный комплекс, педагогический принцип регионализации, диверсификация, многоуровневая система подготовки специалистов.
Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Современные социально-экономические, социокультурные и экологические условия жизни общества требуют переориентации в приоритетах целей, управления и содержания образования всех уровней, обозначенных в ФЗ «Об образовании в РФ». Среди ведущих парадигм образования, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе, в структуре управления профессиональным образованием следует обозначить в первую очередь функционалистическую парадигму образования, которой принадлежит ориентирующая роль в решении социального заказа общества на подготовку востребуемых по уровню квалификации и профиля кадров. В исследованиях российских ученых Н. А. Алексеева и Э. Ф. Зеера подтверждается, что именно профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность и предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание [1, 2]. Естественно, что реализовываться эта парадигма может либо по когнитивной парадигме (подготовка специалиста), либо по личностно ориентированной парадигме (профессиональное развитие личности). Не случайно одним из основных направлений государственной политики развития высшего и среднего профессионального образования является создание механизмов прогнозирования и государственного регулирования пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов [3]. В связи с этим начиная с 2001 . на основе прогнозируемой потребности в выпускниках и заявок федеральных органов исполнительной власти, правительством Российской Федерации был введен конкурсный порядок размещения государственного задания на подготовку специалистов в высших учебных заведениях, имеющих аккредитацию.
Динамичные условия рыночных преобразований в различных регионах РФ также требуют соответствующих изменений не только в сфере профессионального образования, но и в общеобразовательной школе - на ступенях предпрофильной подготовки
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
и профильного обучения. Следует отметить особую роль управления профориента-ционной работой в общеобразовательной школе, предполагающей последовательную ориентацию деятельности всего образовательного учреждения, опосредованно влияющей на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения [4, 5].
Учитывая общественный запрос на профилизацию школы, основной целью которой является расширение возможности социализации обучающихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, в условиях напряженного баланса региональных трудовых ресурсов особенно важен фактор научного управления организацией профильного обучения. Целью последнего является оказание психолого-педагогической и методической помощи школе в подготовке обучающихся к сознательному и правильному выбору будущей профессии, и, следовательно, соответствующего уровня образования и профиля профессионального учебного заведения, обеспечение согласованности профессиональных намерений выпускников школ с потребностями кадровой политики области [6, 7].
Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время рынок труда региона диктует свои условия не только к подготовке квалифицированных кадров в профессиональных образовательных организациях различного уровня образования, но и к созданию оптимальных условий в общеобразовательной школе, соответствующих одновременно и личностным особенностям, и запросам регионального рынка труда. В связи с этим обеспечение эффективного использования кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда отчасти становится и основной задачей общеобразовательной школы [8, 9].
Новые социально-экономические условия существенным образом влияют на изменение содержания профессионального образования, осуществляемого в различных учебных заведениях: техникумах и колледжах, высших учебных заведениях.
Одним из условий изменения содержания профессионального образования является его регионализация, подразумевающая прежде всего подготовку рабочих и специалистов, наиболее востребованных в конкретном регионе [10]. Для многих профессиональных учебных организаций различного уровня образования это означает переход от их ведомственной ориентации к региональной. В настоящее время профессиональные учебные организации ориентируются на подготовку кадров для удовлетворения потребностей регионов, где они расположены. Одним из определяющих факторов перехода на региональные потребности является изменение самой структуры содержания образования в направлении организации многоуровневого, многопрофильного и многофункционального содержания профессионального образования.
Указанные направления позволяют в одном учебном заведении получать разноуровневое и широкопрофильное профессиональное образование, а выпускники таких учебных заведений имеют большую возможность трудоустройства, так как компетентны в решении широкого круга профессиональных проблем, следовательно, имеют большую социальную защищенность.
В условиях решения многопрофильности подготавливаемых профессий и специальностей важным остается совмещение и интеграция их по основанию будущей сферы профессиональной деятельности. Примером такой интеграции может служить подготовка педагога профессионального обучения в педагогических вузах. Выпускник этого профиля (преподаватель и/или мастер производственного обучения) обеспечивает приобретение профессии по программам среднего профессионального образования обучающимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организа-
научно-методический электронный журнал
ций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения. Объектами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса. Педагог профессионального обучения реализует обучающую, воспитывающую и развивающую функции.
Педагог профессионального обучения - это специалист двойной квалификации. Например, подготовка педагога профессионального обучения по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»: профиль «Технология и организация ресторанного сервиса»; профиль «Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта» и др. Основными видами деятельности педагога такого профиля являются: учебно-профессиональная и организационно-технологическая.
Педагог профессионального обучения должен быть профессионально компетентным, с одной стороны, в области содержания техники и технологии, знать содержание инженерных дисциплин, с другой - в области методики и технологии преподавания технических или технологических дисциплин, уметь методически грамотно отбирать учебный материал для изучения, организовывать качественный образовательный процесс, осуществлять мониторинг обученности, организовывать различного вида практики, в том числе педагогическую и производственную и т. п.
Исследования содержания деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций показывают первостепенную значимость их педагогических умений. Результаты анкетирования профессионально-педагогических кадров также определили, что в большей мере у них вызывает затруднение решение проблем психолого-педагогического характера; педагоги профессиональной школы больше склонны к тому, чтобы иметь педагогическое образование с техническим направлением специализации. С учетом изложенного подготовка специалистов двойной квалификации - инженера-педагога (педагога профессиональной школы) - наиболее целесообразна в учебных заведениях педагогического профиля.
Востребованность специалистов названного профиля приобретает региональный характер. Здесь следует отметить все возрастающее количество профессиональных образовательных организаций в конкретных регионах России. Например, в Ульяновской области за последние пять лет были организованы четыре профессиональных учебных заведения, занимающихся подготовкой специалистов различного уровня квалификации и уровня образования.
В то же время, как отмечают социологи Ульяновской области, в профессиональных образовательных организациях наблюдается стареющий корпус педагогических кадров. Учитывая сложившуюся ситуацию в области, в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И. Н. Ульянова разработана учебно-программная документация и получена лицензия на подготовку специалиста - педагога профессионального обучения. На основании этой лицензии университет также осуществляет повышение квалификации педагогов профессиональных образовательных организаций и активно сотрудничает со многими образовательными учреждениями Ульяновской области: строительным и автомеханическим колледжами, учебно-курсовым комбинатом «Строитель», Карсунским технологическим техникумом, филиалом Самарского торгово-экономического колледжа, многими учебными центрами области по подготовке специалистов различного уровня квалификации.
Университет плодотворно сотрудничает с образовательными организациями системы среднего профессионального образования в части организации на их базе педагогической практики студентов - будущих педагогов профессионального обучения.
научно-методический электронный журнал
Во время педагогической практики студенты оказывают методическую помощь педагогам в разработке диагностического материала, проектов по совершенствованию материально-технического обеспечения учебных кабинетов, учебных мастерских, активно участвуют в создании учебных макетов, тренажеров и т. п.
Важным примером сотрудничества является систематическая организация на базе университета курсов повышения квалификации педагогических кадров, в том числе и мастеров практического обучения. На сегодняшний день в Ульяновске и Ульяновской области многие профессиональные образовательные организации системы СПО имеют хорошую материально-техническую базу, в том числе лабораторную, которая по взаимному сотрудничеству с университетом используется в подготовке будущих педагогов профессионального обучения. Здесь следует отметить, что именно в лабораториях и мастерских студент выбирает свой будущий профиль профессиональной деятельности: быть педагогом профессионального обучения или продолжать осваивать отраслевой профиль будущей специальности [11]. По результатам опроса выпускников многие из них трудоустраиваются по второй специальности - по отраслевому профилю на различных предприятиях города и области.
Выпускники отмечают высокий уровень практической значимости получения специальности двойной квалификации, что является надежным щитом их социализации в условиях современного рынка труда. Так, по результатам трудоустройства 2013— 2016 гг. 41 % выпускников работают на должностях мастеров производственных участков, 24% - в различных профессиональных образовательных организациях г. Ульяновска и Ульяновской области.
Таким образом, подготовку специалистов двойной квалификации следует также отнести к важным региональным факторам в управленческой политике в сфере профессионального образования, позволяющего обеспечивать потребности в компетентных и мобильных кадрах, востребованных в регионе.
Чтобы быть по-настоящему конкурентоспособной, отвечать задачам построения инновационного общества и «экономики знаний», система профессионального образования Ульяновской области должна обрести новое качество в своем развитии. Это означает, что вся система профессионального образования должна работать на комплексное развитие человеческого потенциала, быть максимально открытой к требованиям общества и всех отраслей экономики, внедрять новые, адекватные современным требованиям управленческие и финансово-экономические механизмы. Наконец, и это главное, ключевым показателем качества профессионального образования должна стать конкурентоспособность и востребованность каждого выпускника техникума, колледжа, вуза, чему во многом способствует эффективное взаимодействие социальных партнеров, учебного заведения и профильных, базовых предприятий и организаций [12].
В современных социально-экономических условиях образовательные организации среднего профессионального образования только в тесном контакте с работодателями (непосредственными потребителями их продукции) смогут выполнить свою главную задачу - осуществлять подготовку квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда. Поэтому решение проблемы обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами возможно при совершенствовании и развитии партнерских отношений с работодателями. В целях определения общих подходов для решения вышеуказанной проблемы многие учебные профессиональные организации разрабатывают организационно-педагогические мероприятия по реализации такой взаимосвязи, в том числе пер-
научно-методический электронный журнал
спективного востребования в кадрах. Как правило, в середине учебного года Департамент образования Ульяновской области (отдел профтехобразования) организует проведение круглых столов с участием руководителей образовательных учреждений и работодателей отраслей машино- и авиастроения, строительства, сельского хозяйства и др. Результатом таких совещаний являются рекомендации по совершенствованию и дополнению содержания подготовки востребованных для конкретных отраслей будущих специалистов. Это помогает учебному заведению уже к новому учебному году отредактировать вариативную часть рабочего учебного плана по подготовке будущих специалистов с участием работодателя.
Здесь же обговариваются и организационно-содержательные вопросы по поводу прохождения производственных практик студентами, использования технологической базы предприятий. В настоящее время большинство предприятий существенно совершенствует свою производственную базу, подводя её к современным требованиям, и выпускник, находясь на производственной практике, оперативно осваивает новые техники и технологии. В таком тесном сотрудничестве сейчас находятся Ульяновский профессионально-педагогический колледж и Ульяновский автомобильный завод «УАЗ», авиационный колледж и авиастроительный завод в Ульяновске «Авиастар», который входит в структуру «Объединенной авиастроительной корпорации» и др. Значимыми являются организация совместного контроля качества подготовки выпускников при проведении их итоговой аттестации и содействие трудоустройству выпускников путем заключения с работодателями договоров о трудоустройстве в соответствии с полученной профессией или специальностью (квалификацией).
Таким образом, партнерство как один из значимых факторов управленческой политики в области среднего профессионального образования ориентируется не только на приближение уровня подготовки специалистов и рабочих к потребностям отраслей экономики региона, но и на повышение эффективности деятельности государственных организаций среднего профессионального образования, повышая тем самым престиж этих образовательных организаций.
Следует отметить важность содержания партнерских отношений в части оптимизации дидактики процесса профессионального (практического) обучения, способствующих созданию наилучших условий для реализации в образовательном процессе принципа моделирования будущей профессиональной деятельности. Это позволяет педагогу профессионального обучения реально трансформировать типовые производственные задачи в учебно-производственные задачи, подбирать конкретные формы организации и методы обучения, которые позволяют раскрывать особенности технологических операций или процессов, используемых на конкретном предприятии или производстве. Реализация принципа моделирования в учебном процессе позволяет также получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действия и методов обучения, разработки (дополнения, корректировки) профессионально-квалификационных характеристик, учебных планов, программ и учебников [13]. Переход абстрактного характера учебной деятельности в реальный предмет предстоящей профессиональной деятельности наиболее оптимально осуществляется с точки зрения реализации технологии контекстного обучения в период организации производственной практики [14, 15].
Вследствие решения названных направлений и реализации обозначенных факторов регион получает возможность прогнозировать потребности в количестве и качестве выпускаемых на рынок труда города, района необходимого профиля специалистов, кроме того, осуществлять мониторинг их трудоустройства, учитывать систему обращений и заполнения вакансий.
научно-методический электронный журнал
Принципиально важной составляющей направления деятельности в сфере профессионального образования, благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование», является создание ресурсных центров профессиональных компетенций для опережающей подготовки квалифицированных кадров по ключевым отраслям региона: сельского хозяйства, машиностроения и строительства. Эта работа уже активно осуществляется на базе Старокулаткинского механико-технологического техникума, Ульяновского профессионально-педагогического колледжа и других. С 2015 г. активно работает вновь созданный ресурсный центр профессиональных компетенций для отрасли авиастроения и промышленного строительства. В целях создания необходимых условий для успешного развития центров профессиональных компетенций планируется перевод ресурсных центров в автономные некоммерческие организации.
Таким образом, проработка адекватных управленческих решений в сфере подготовки востребованных кадров различного уровня образования, специализации и квалификации с учетом современного состояния социально-экономической политики в конкретном регионе будет способствовать не только реструктуризации самих профессиональных образовательных организаций, но и совершенствованию дидактических особенностей содержания учебной и учебно-производственной деятельности обучаемых.
Кроме того, реализация региональной политики по формированию устойчивого избирательного спроса на получение высококачественного профессионального образования, адаптивно ориентированного на меняющиеся условия рынка, позволит сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы самих образовательных организаций: принимать активное участие в части модернизации структуры программ среднего профессионального образования, модернизации содержания и технологий обучения для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся заказам компаний. Например, следует выделить ряд отличительных особенностей современной региональной системы среднего профессионального образования: переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием; процесс децентрализации, когда региональные и местные органы сосредоточивают свои усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных и других проблем; разгосударствление системы профессионального образования и диверсификация образовательных профессиональных организаций и т. д.
Таким образом, регионализацию профессионального образования следует рассматривать в профессиональной педагогике как равноценный принцип среди других управленческих принципов образования в целом. Реализация этого принципа позволит образовательной организации эффективно и целенаправленно функционировать при решении задач подготовки современных профессионально компетентных специалистов различного уровня квалификации, и структуру регионального управления образованием следует рассматривать как составляющую целостной сложной организационно-структурной системы управления образованием.
Ссылки на источники
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
2. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 211 с.
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2013-2020 годы / Правительство Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
4. Большакова Г. И. Региональный образовательный комплекс как новая форма интегрированного многоуровневого непрерывного образования // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. Девятой Междунар. науч.-практ. интернет-конф.: сб. Ч. 2. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2011. - С. 125.
5. Григорьева Л. Г. Использование национально-регионального компонента в трудовом воспитании младших школьников (на примере Чувашии) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3(6). - С. 87-90.
6. Клочева Г. М. Управление образовательными системами: учеб.-метод. пособие для студ. пед. вузов по общепрофессиональной подготовке. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 109 с.
7. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамовой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 384 с.
8. Клочева Г. М. Указ. соч.
9. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие для вузов.
10. Там же.
11. Гайнеев Э. Р. Формирование творческо-конструкторского потенциала обучающихся во взаимодействии с базовым предприятием // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 4. - С. 26-28.
12. Там же.
13. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие для вузов.
14. Зеер Э. Ф. Указ. соч.
15. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие для вузов.
Lidia Nabatova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogics Chair, Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
Management factors of professional education regionalization
Abstract. The article explains one of the main factors of professional education regionalization, contributing to the development of professional education systems, adapted to the needs of labor market, the understanding of connections between educational institutions of different educational levels included in the regional professional educational complex, and the designing of educational complexes.
Key words: region, regional labor markets, professional education system, regional professional-educational complex, pedagogical principle of regionalization, diversification, multi-level system of specialists training. References
1. Zeer, Je. F. (2006). Psihologija professional'nogo razvitija, Akademija, Moscow, 240 p. (in Russian).
2. Zeer, Je. F. et al. (2005). Modernizacija professional'nogo obrazovanija: kompetentnostnyj podhod: ucheb. posobie dlja vuzov, Moskovskij psihologo-social'nyj institut, Moscow, 211 p. (in Russian).
3. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2013-2020 gody / Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii ot 23 maja 2015 g. № 497 (in Russian).
4. Bol'shakova, G. I. (2011). "Regional'nyj obrazovatel'nyj kompleks kak novaja forma integrirovannogo mnogourovnevogo nepreryvnogo obrazovanija", Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke: tr. Devjatoj Mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf.: sb. Ch. 2, Rost. gos. un-t putej soobshhenija, Rostov n/D, p. 125 (in Russian).
5. Grigor'eva, L. G. (2011). "Ispol'zovanie nacional'no-regional'nogo komponenta v trudovom vospitanii mladshih shkol'nikov (na primere Chuvashii)", Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universi-teta. Serija: Pedagogika, psihologija, № 3(6), pp. 87-90 (in Russian).
6. Klocheva, G. M. (2014). Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov po obshheprofessional'noj podgotovke, Cicero, Cheljabinsk, 109 p. (in Russian).
7. Shamova, T. I. (ed.) (2002). Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., Izd. centr "Akademija", Moscow, 384 p. (in Russian).
8. Klocheva, G. M. (2014). Op. cit.
9. Zeer, Je. F. et al. (2005). Op. cit.
10. Ibid.
11. Gajneev, Je. R. (2008). "Formirovanie tvorchesko-konstruktorskogo potenciala obuchajushhihsja vo vzaimodejstvii s bazovym predprijatiem", Srednee professional'noe obrazovanie, № 4, pp. 26-28 (in Russian).
12. Ibid.
13. Zeer, Je. F. et al. (2005). Op. cit.
14. Zeer, Je. F. (2006). Op. cit.
15. Zeer, Je. F. et al. (2005). Op. cit.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 13.10.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 01.11.17
Принята к публикации Accepted for publication 01.11.17 Опубликована Published 30.11.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Набатова Л. Б., 2017
www.e-koncept.ru
977230412017311