Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование: региональный аспект'

Дополнительное профессиональное образование: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / REGIONAL ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баширова Зульфия Гельмановна

В статье представлены современные направления организации и содержания дополнительного профессионального образования в условиях педагогического вуза с учетом региональных особенностей всей системы образования. Организация дополнительного профессионального образования в условиях педагогического вуза способствует повышению эффективности его деятельности и создает условия встраивания его в программы и планы регионального развития в качестве полноценного партнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баширова Зульфия Гельмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION: REGIONAL ASPECT

The author of the article focuses on the modern directions of the organization and content of additional vocational education in pedagogical universities taking into account regional features of all education system. The arrangement of the additional vocational education in pedagogical universities promotes the increase of its activity efficiency and creates conditions of its embedding into the programs and plans of regional development as the full-fledged partner.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование: региональный аспект»

УДК 378

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

З.Г. Баширова

Аннотация. В статье представлены современные направления организации и содержания дополнительного профессионального образования в условиях педагогического вуза с учетом региональных особенностей всей системы образования. Организация дополнительного профессионального образования в условиях педагогического вуза способствует повышению эффективности его деятельности и создает условия встраивания его в программы и планы регионального развития в качестве полноценного партнера.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, региональное дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации педагогов.

ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION: REGIONAL ASPECT Z. Bashirova

Abstract. The author of the article focuses on the modern directions of the organization and content of additional vocational education in pedagogical universities taking into account regional features of all education system. The arrangement of the additional vocational education in pedagogical universities promotes the increase of its activity efficiency and creates conditions of its embedding into the programs and plans of regional development as the full-fledged partner.

Keywords: additional vocational education, regional additional professional education, professional development of teachers.

В настоящее время происходит обновление всех уровней образовательной системы с учетом приведения ее в соответствие с социально-политическими потребностями страны и с социально-экономическими условиями развития каждого региона.

Дополнительное профессиональное

образование (ДПО) является важной составляющей всей системы российского образования [4]. С учетом постоянно меняющихся количественных и качественных отраслевых показателей развития конкретного региона особую актуальность приобретает выявление принципов региональной образовательной политики, в частности в сфере управления и содержания ДПО.

Общая педагогика рассматривает принцип как исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Система принципов представляет собой руководящие идеи в конкретной области науки, которые позволят выявить эффективные условия

функционирования науки, области знаний и т.п. В то же время выявление определенной группы принципов в сфере конкретной области педагогического образования, в частности ДПО, позволят определить механизмы и условия решения многих проблем этой системы, в том числе региональных.

В настоящее время необходимо совершенствование профессионального уровня педагогов образовательных организаций

различного уровня образования и профиля подготавливаемых специалистов. Создание комфортной развивающей образовательной среды, представление качественного образования отмечены федеральными государственными образовательными

стандартами (ФГОС), профессиональным стандартом педагога как приоритетные задачи. В связи с этим очевидна проблема разработки условий совершенствования организации и содержания дополнительного

профессионального образования

педагогических кадров. Однако зачастую в ДПО применяются исторически сложившиеся традиционные подходы как в содержании, так и в организации педагогического процесса (большое количество лекционных аудиторных занятий, стандартные сроки обучения, жесткие требования к выполнению заданий без дополнительного сопровождения

консультациями и т.д.). Так, создание эффективных педагогических условий для профессионального развития педагогов (слушателей) в настоящее время представляется актуальным.

Таким образом, взаимообусловленность развития региона и профессиональной компетентности педагога образовательной организации зависит от многих факторов профессионально-педагогической деятельности педагога, способного обеспечить эффективные условия для развития

обучаемых, их успешной социализации на региональном рынке труда.

ДПО является важной составляющей образовательной деятельности вузов как показатель качественно доступного

образования с инновационным подходом в обучении взрослых и учетом региональных потребностей. Анализ исследований проблемы регионального дополнительного

профессионального образования в условиях вуза показал наличие интереса к ней со стороны исследователей. Так, многие аспекты регионального развития образования рассматривались В.Н. Аверкиной, В.В. Гаврилюком, Р.Б. Квеско, Н.П. Корнюшкиной, В.В. Рубцовой, проблемы организации ДПО в вузах освещены в работах Н.Н. Аниськиной, Р.З. Богоудиновой, Н.Ш. Валеевой, А.М Кочнева, В.А. Кузнецовой, И.А. Мосичевой, Н.А. Морозовой, Р.С. Сафина, А.В. Сенаторовой, Е.С. Сженова и др. Однако нельзя признать достигнутый уровень рассмотрения проблем исчерпывающим. Значительная часть имеющихся работ - это труды, выполненные либо в рамках экономико-правового дискурса, либо в русле проблематики научного менеджмента, чаще всего, с ярко выраженной маркетинго-исследовательской и операционно-практической доминантой в условиях профильных вузов. Практически не учтены в работах исследователей специфика регионализации системы образования, педагогические условия, способствующие эффективной организации дополнительного профессионального образования

педагогических кадров в условиях педагогического вуза, региональные особенности системы образования.

Не претендуя на устранение вышеуказанных противоречий, мы рассмотрим только содержательный аспект организации ДПО в условиях вуза на примере Ульяновского государственного

педагогического университета имени И.Н. Ульянова (УлГПУ).

Дополнительное профессиональное

образование в условиях Ульяновского государственного педагогического

университета имени И.Н. Ульянова, наряду с другими учебными заведениями, развивается в соответствии с потребностями экономики региона. Проведенный анализ на протяжении последних пяти лет позволяет отметить, что программы ДПО на факультете дополнительного образования университета востребованы всеми категориями

педагогических работников региона, участвующими в реализации образовательных программ разного уровня (дошкольного, дополнительного, начального, среднего (общего) образования, среднего

профессионального, высшего образования). Немаловажное значение имеет особое внимание, уделяемое университетом внедрению личностно-ориентированного

подхода в сфере дополнительного образования; использованию

дифференцированных форм работы и методов обучения слушателей с учетом их индивидуальных особенностей.

Востребованность в ДПО педагогов в последнее время обусловлена внедрением в образовательный процесс новых стандартов, требующих методической готовности к их реализации. Формирование методической готовности педагогов является важным условием в реализации программ ДПО в университете. В содержание программ повышения квалификации включены модули, позволяющие формировать у слушателей способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их.

Таким образом, в УлГПУ определяется новое содержание обучения взрослого субъекта — педагогов Ульяновской области, нацеленное на поиск новых подходов в организации дополнительного

профессионального образования,

ориентированного на запросы педагогического социума. Мы считаем, что реализация требований, предъявляемых к

профессиональной компетентности

педагогических работников в соответствии с новыми стандартами, возможна при обеспечении совокупности организационно-педагогических условий в ДПО, учитывающих механизмы реализации образовательной политики в решении региональных социально-экономических проблем.

С нашей точки зрения, представляется актуальным рассмотрение в данной статье личностно-ориентированного подхода в обучении педагогов образовательных организаций через призму профессионально-педагогической компетентности

преподавателя ДПО. В научных кругах принято определять систему дополнительного профессионального образования как институт вторичной профессиональной социализации взрослого человека. Так, Л.В. Тарасенко характеризует его как процесс повторного вхождения в мир профессии, адаптации к

новой социально-профессиональной среде [5]. В этом аспекте важно определить такой «подход» в преподавании, как концентрация внимания на личности, на ее обучении с учетом индивидуальных особенностей (возрастных, образовательных).

Специфика обучения взрослых

заключается в предъявлении высоких требований к преподавателю ДПО, к его профессиональной деятельности.

Преподаватель в ДПО является не только «источником информации», но и диагностом и помощником в определении образовательных потребностей, цели обучения, отборе содержания в выявлении профессионального опыта обучающихся [3]. В контексте ведущей цели ДПО — профессионально-личностного развития обучающихся, важен

индивидуальный опыт профессионально-личностного саморазвития преподавателя системы ДПО. Таким образом, по мнению Л.Э. Агасандян, важно, образовывая себя, помогать в овладении технологией саморазвития обучающемуся и вместе с ним выходить на новые идеи, концепции и технологии развития объектов профессиональной деятельности [1].

Преподаватели УлГПУ, участвующие в реализации программ ДПО, применяют множество профессиональных позиций (менеджеры образовательных услуг, эксперты, тьюторы, рецензенты) и осуществляют:

- диагностику уровня сформированности различных видов профессионально-педагогической деятельности у слушателей ДПО;

- оказывают слушателям ДПО помощь в профессионально-личностной рефлексии в их самостоятельном проектировании и выборе индивидуальных образовательных программ ДПО;

- способствуют созданию комфортной психологической атмосферы обучения;

- обеспечивают научно-методическое сопровождение образовательного процесса.

В этой связи следует отметить особую значимость диверсификации в

дополнительном профессиональном

образовании, которая понимается как удовлетворение потребности в необходимости повышения качества профессиональной подготовки; потребности личности в многообразии образовательных услуг и расширение свобод образовательных учреждений в предоставлении

образовательных услуг [2]. Среди основных факторов, отражающих значимость

диверсификации в УлГПУ, мы выделили следующие условия, учитывающие

профессиональные запросы слушателей:

- реализация разных подвидов дополнительного профессионального образования;

- реализация разнопрофильных дополнительных профессиональных программ с учетом требований ФГОС;

- реализация различных форм обучения;

- разработка гибких, вариативных, блочно-модульных, индивидуальных программ обучения;

- применение интерактивных методов обучения, новых педагогических технологий;

- научно-методическое сопровождение образовательного процесса и процедуры аттестации;

- организация публичного апробирования программ слушателей с последующей рекомендацией к использованию.

Таким образом, наши исследования показали, что дополнительное

профессиональное образование играет ключевую роль в становлении единого регионального образовательного пространства. Подводя итог, необходимо отметить, что современная система дополнительного профессионального образования в регионе должна быть представлена во взаимодействии высшей школы с региональными образовательными структурами. Организация ДПО в условиях педагогического вуза, с учетом региональных особенностей всей системы образования, позволит повысить эффективность его деятельности и встроиться в программы и планы регионального развития в качестве полноценного партнера.

Литература:

1. Агасандян Л.Э. Особенности профессиональной позиции преподавателя системы дополнительного профессионального образования вуза / Л.Э. Агасандян // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. - № 1(32). -2014. - С. 9-15.

2. Коллегов А.К. Диверсификация как основная тенденция развития высшего педагогического образования в России / А.К. Коллегов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4(94). - С. 12-16.

3. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Приоритетные факторы перехода на ФГОС нового поколения в профессиональной школе / Л.Б. Набатова, Н.А.

Мазилина // Педагогические традиции народов России и зарубежья: материалы международной научно-практической конференции: 9-10 декабря 2014 г.; отв. ред. Белухина Н.Н. - Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УГПУ им. И.Н. Ульянова». - 2015. -С. 69-73.

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О концепции Федеральной

целевой программы развития образования на 2016 -2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Тарасенко Л.В. Дополнительное профессиональное образование: становление нового социального института: дис. ... докт. соц. наук: 22.00.04 / Тарасенко Лариса Викторовна. -Ростов на Дону, 2001.

Сведения об авторе:

Баширова Зульфия Гельмановна (г. Ульяновск, Россия), директор Центра международного образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, email: [email protected]

Data about the author:

Z. Bashirova (Ulyanovsk, Russia), head of the Center of International Education of Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.