Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дополнительного профессионального педагогического образования'

Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дополнительного профессионального педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / TEACHER OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / NATIONAL TEACHER GROWTH SYSTEM / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасюк Василий Петрович, Фофанов Андрей Михайлович, Родионова Марина Сергеевна

В статье анализируются современные тенденции в сфере общего и профессионального образования и вызванные ими требования к системе дополнительного профессионального педагогического образования. Раскрываются функции и структура задач региональных институтов развития образования. Представлены и анализируются исследования по определению уровня развития профессиональных компетенций педагога дополнительного профессионального педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панасюк Василий Петрович, Фофанов Андрей Михайлович, Родионова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF ADDITIONAL PROFESSIONALPEDAGOGICAL EDUCATION

The article analyzes the current trends in the field of general and vocational education and the requirements for the system of additional professional pedagogical education caused by them. The functions and structure of the tasks of regional education development institutions are revealed. Studies on determination of the development level of professional competencies of the teacher of additional professional pedagogical education are presented and analyzed

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дополнительного профессионального педагогического образования»

В.П. Панасюк

(Вологда), А.М. Фофанов (Санкт-Петербург), М.С. Родионова

(Вологда)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

В статье анализируются современные тенденции в сфере общего и профессионального образования и вызванные ими требования к системе дополнительного профессионального педагогического образования. Раскрываются функции и структура задач региональных институтов развития образования. Представлены и анализируются исследования по определению уровня развития профессиональных компетенций педагога дополнительного профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; педагог дополнительного профессионального педагогического образования; национальная система учительского роста; профессиональные компетенции педагога дополнительного профессионального педагогического образования..

The article analyzes the current trends in the field of general and vocational education and the requirements for the system of additional professional pedagogical education caused by them. The functions and structure of the tasks of regional education development institutions are revealed. Studies on determination of the development level of professional competencies of the teacher of additional professional pedagogical education are presented and analyzed.

Key words: additional professional education; teacher of additional professional pedagogical education; national teacher growth system; professional competence of the teacher of additional professional pedagogical education.

Современный этап развития общего образования, инновационные преобразования в данной сфере во многом определяются кадровым потенциалом отрасли, наличием педагогических работников, обладающих современными компетенциями, мотивацией к постоянному профессиональному и личностному развитию. В силу этого одним из приоритетов государственной образовательной политики заявлено формирование и введение в Российской Федерации национальной системы учительского роста [2, 4, 5, 6].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и будет реализовываться в 2018-2024 годах Национальный проект «Развитие образования», а в его рамках федеральный проект «Учитель будущего». К значимым изменениям, которые ожидаются в сфере построения и реализации карьеры педагога, в системе дополнительного профессионального образования, относятся:

- создание в регионах Центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования;

- введение процедуры добровольной сертификации педагогов и специалистов общеобразовательных организаций;

- нормативное закрепление уровней профессионального роста учителей и руководителей образовательных учреждений, в том числе с учетом результатов добровольной сертификации [1].

Цель национальной системы учительского роста (НСУР) - единый подход и инструменты оценки компетенций учителей, наличие которых позволило бы использовать результаты оценки для присвоения квалификационных категорий и придать импульс развитию системы подготовки и повышения квалификации учителей. Первым шагом в ее формировании стала апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики с участием ряда субъектов Российской Федерации.

Дорожная карта по формированию и введению национальной системы учительского роста также включает в себя: закрепление национальной системы учительского роста в нормативно-правовом поле; формирование новой модели аттестации учителей с использованием наборов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ); проведение комплексного исследования об уровне квалификации учителей с учетом анализа профессиональных дефицитов учителей, выявленных в результате аттестации на основе ЕФОМ; разработку методических рекомендаций и предложений по вопросам введения НСУР, в том числе подготовку предложений в проект отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2018-2020 годы по вопросам использования ЕФОМ для оценки квалификации учителей, разработку методических рекомендаций по условиям введения в штатное расписание образовательных организаций должностей, основанных на должности «учитель» [4].

Одной из значимых составляющих национальной системы учительского роста

является повышение квалификации учителей, ведущая роль в котором по-прежнему принадлежит региональным организациям дополнительного профессионального педагогического образования.

Региональные институты развития образования выполняют ряд важных функций, направленных на совершенствование кадрового корпуса и связанных с прогнозированием изменений в структуре потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников; определением концептуальных основ развития регионального образования, направлений повышения его качества; участием в разработке региональных нормативных правовых документов по аттестации педагогических работников и проведением аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории; экспертизой основных и дополнительных образовательных программ; совершенствованием и обновлением содержания и методик преподавания, модернизацией предметных областей; оказанием помощи молодым педагогам и сопровождением их профессионального становления; организацией и проведением региональных и межрегиональных профессиональных конкурсов для педагогических работников. Особо значимой функцией этой системы является разработка инновационных интенсивных методических систем, методов и средств организации обучения и воспитания, информационных и коммуникационных образовательных технологий, дистанционных и сетевых форм образования. Актуальными являются научно-методическое обоснование модернизации системы дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров региональной системы образования, создание условий для их непрерывного профессионального роста, формирование кадрового резерва для назначения на руководящие должности.

Эти многоплановые, инновационные по своей сути направления деятельности об-

разовательнои организации дополнительного профессионального педагогического образования не могут быть реализованы, если она сама не обладает необходимым кадровым потенциалом.

От современного педагога дополнительного профессионального образования требуются не только знание стратегических направлении преобразовании в системе общего, дополнительного и профессионального образования, вовлеченность в процесс их осуществления в региональном образовании, но и владение новыми технологиями, умение применять их в работе с педагогическими и управленческими кадрами, проектировать дополнительные профессиональные программы с учетом актуальных и перспективных потребностей образовательных организации, учительского сообщества, реализуемых инновационных проектов.

В рамках плана подготовки к внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с целью определения направлений профессионального развития педагогических работников образовательных организаций дополнительного профессионального педагогического образования проведено специальное

исследование, в ходе которого получены данные о степени проявления ряда профессионально-значимых компетенций, позволяющих им эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Основным методом исследования являлось анкетирование. Общее количество респондентов из числа профессорско-преподавательского состава, принявших участие в исследовании, составили 37 человек. Для проведения анкетирования была разработана специальная анкета, включавшая 20 вопросов и предполагавшая ответы на вопросы по пятибалльной шкале - знания, навыки, умения, компетенции сформированы и проявляются в реальной профессиональной деятельности:

1 балл - на самом минимальном уровне;

2 балла - на недостаточном уровне;

3 балла - на среднем уровне;

4 балла - на достаточно высоком уровне;

5 баллов - на самом максимальном уровне.

По результатам анкетирования проведена обработка его результатов, выполнен их анализ, в том числе с целью выявления проблемных зон, профессиональных дефицитов педагогических работников дополнительного профессионального педагогического образования. Данные результаты представлены в табл. 1 и 2, на рис. 1.

Таблица 1

Результаты опроса по исследованию компетенций педагогических работников дополнительного профессионального образования

Компетенции Средний балл по 5-балльной шкале Среднее квадратичное отклонение Доля участников анкетирования, оценивших проявление у себя той или иной компетенции на уровне «4» и «5» баллов

Использование программы Prezi при подготовке учебных презентаций 1,4 3,7 35%

Использование платформы дистанционного обучения MOODLE 3,1 1,4 43%

Проведение организационно-деятельностных игр со слушателями 3,4 1,7 65%

Компетенции Средний балл по 5-балльной шкале Среднее квадратичное отклонение Доля участников анкетирования, оценивших проявление у себя той или иной компетенции на уровне «4» и «5» баллов

Разработка дополнительной профессиональной программы 4,1 1,9 48%

Научно-методическое руководство инновационными проектами муниципального или регионального уровня 3,4 1,0 30%

Использование социальных сетей для решения образовательных задач 2,9 1,5 65%

Руководство исследовательской деятельностью слушателей 3,7 1,6 74%

Методическое консультирование образовательных организаций, педагогических работников - победителей региональных, всероссийских конкурсов 4,1 1,7 35%

Подготовка заявки на получение федерального гранта на выполнение НИР, реализацию инновационного проекта 3,1 1,7 65%

Проведение экспертизы образовательной программы, учебника, программы развития образовательной организации 3,7 1,8 70%

Разработка программы и проведение мониторингового исследования, подготовка аналитического отчета 4,0 1,7 48%

Выступление с докладом, сообщением на заседании коллегии Департамента образования, совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, региональных Координационных, Экспертных советах (ФГОС, ИД) и др. 3,4 1,3 57%

Разработка программы и организация учебной стажировки слушателей программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации 3,6 1,6 57%

Проведение мастер-класса по собственному выбору 3,5 1,9 52%

Разработка современных контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями квалиметрии, тесто-логии 3,2 1,5 48%

Экспертиза материалов педагогических работников на присвоение первой, высшей квалификационной категорий 3,2 1,5 70%

Разработка проектных заданий для слушателей курсов профессиональной переподготовки, повышения квалификации 3,8 2,2 0%

Владение интерактивной доской 1,8 2,3 39%

Работа с ресурсами Президентской библиотеки, научной электронной библиотеки, образовательными порталами, платформами 3,1 1,3 13%

Работа с Big Data, статистикой с применением табличного редактора Excel, статистического пакета SPSS, других инструментов 2,0 2,0 35%

Таблица 2

Группировка компетенций педагога дополнительного профессионального образования и данные об уровне их развития, проявления

Группы компетенций Компетенции, вошедшие в группу Средний балл развития, проявления компетенций по группе (по 5-балльной шкале)

Информацион-но-коммуника-ционные компетенции Использование программы Prezi при подготовке учебных презентаций 35% 43% 65% 48%

Использование платформы дистанционного обучения MOODLE

Использование социальных сетей для решения образовательных задач

Владение интерактивной доской

Информацион-но-аналитиче-ские компетенции Работа с ресурсами Президентской библиотеки, научной электронной библиотеки, образовательными порталами, платформами 30% 65% 74% 35% 65%

Работа с Big Data, статистикой с применением табличного редактора Excel, статистического пакета SPSS, других инструментов

Разработка программы и проведение мониторингового исследования, подготовка аналитического отчета

Экспертиза материалов педагогических работников на присвоение первой, высшей квалификационной категорий

Проведение экспертизы образовательной программы, учебника, программы развития образовательной организации

Учебно-методические Проведение организационно-деятельностных игр со слушателями 70% 48% 57% 57%

Руководство исследовательской деятельностью слушателей

Разработка проектных заданий для слушателей курсов профессиональной переподготовки, повышения квалификации

Разработка современных контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями квалиметрии, тесто-логии

Научно-методические, консалтинговые Научно-методическое руководство инновационными проектами муниципального или регионального уровня 52% 48% 70%

Подготовка заявки на получение федерального гранта на выполнение НИР, реализацию инновационного проекта

Методическое консультирование образовательных организаций, педагогических работников - победителей региональных, всероссийских конкурсов

Организацион- но-методиче- ские Разработка программы и организация учебной стажировки слушателей программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации 0% 39%

Разработка дополнительной профессиональной программы

Группы компетенций Компетенции, вошедшие в группу Средний балл развития, проявления компетенций по группе (по 5-балльной шкале)

Презентационные Выступление с докладом, сообщением на заседании коллегии ОИВ субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, региональных Координационных, Экспертных советах (ФГОС, ИД) и др. 13% 35%

Проведение мастер-класса по собственному выбору

Проведенное исследование и полученные результаты показывают, что достаточно высокий уровень владения зафиксирован по таким компетенциям, как:

- разработка дополнительной профессиональной программы;

- методическое консультирование образовательных организаций, педагогических работников - победителей региональных, всероссийских конкурсов;

- разработка программы и проведение мониторингового исследования, подготовка аналитического отчета.

На минимальном уровне сформированы и проявляются в реальной профессиональ-

ной деятельности педагогов дополнительного профессионального образования компетенции:

- использование программы Prezi при подготовке учебных презентаций;

- владение интерактивной доской;

- работа с Big Data, статистикой с применением табличного редактора Excel, статистического пакета SPSS, других инструментов.

В задачи исследования входили группировка компетенций и определение их соотношения по уровню развития, проявления. Условно выделены следующие 4 группы компетенций (см. таблицу 2).

Н Информационно-коммуникационные компетенции

И Информационно-аналитические компетенции

В Учебно-методические компетенции

Н Научно-методические, консалтинговые

И Организационно- методические компетенции

U Презентационные компетенции

Рис. 1. Соотношение в развитии отдельных групп компетенций педагога дополнительного профессионального образования

Из табл. 2 и рис. 1 следует, что отдельные группы компетенций педагога дополнительного профессионального педагогического образования получают различное развитие, имеют неодинаковый уровень проявления. В большей мере выражены группы организационно-методических компетенций (удельный вес в обобщенной агрегированной модели - 19%); научно-методических, консалтинговых (18%); учебно-методических (18%); презентационных (17%).

Как показало проведенное исследование, различия в уровне проявления отдельных групп компетенций педагога дополнительного профессионального педагогического образования являются весьма незначительными. Это означает, что его деятельность носит комплексный, универсальный

характер, характеризуется многовариантностью проявлений и многозадачностью.

Получен вывод о том, что педагог дополнительного профессионального педагогического образования должен обладать широким спектром компетенций для успешной работы в инновационной среде, обеспечения выполнения региональными институтами развития образования многоплановых задач, прежде всего в области построения системы учительского роста. Это обеспечивается их непрерывным обновлением в соответствии с запросами образовательной практики, требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3].

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Поручение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2017 года № ОП-П8-3959 о формировании и введении национальной системы учительского роста.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (источник - http://base.garant.rU/71202838/#ixzz5NPRLc9rH).

4. Приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 года №703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Компания «Кон-сультантПлюс».

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 года №ТС-1331/08.

6. Национальная система учительского роста: реформа системы образования продолжается [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://fulledu.ru/ articles/1281_nacionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta-reforma-si.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.