Научная статья на тему 'Развитие системы дополнительного профессионального образования в условиях вуза: региональный аспект'

Развитие системы дополнительного профессионального образования в условиях вуза: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONALIZATION OF EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баширова Зульфия Гельмановна

В работе выявлены и сформированы педагогические условия, способствующие развитию регионализации ДПО. Педагогический вуз в данном случае, выступает как единый научно-образовательный комплекс, в котором реализуются программы высшего и дополнительного профессионального педагогического образования. Регионализация дополнительного профессионального образования в условиях вуза это процесс, способный поднять профессиональное образование на качественно новый уровень, отвечающий требованиям современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the system of additional professional education in high school: regional aspect

The paper identified and formed pedagogical conditions that promote regionalization DPO. Teaching high school in this case acts as a single scientific and educational complex, which implemented a program of higher and secondary vocational teacher education. Regionalization of additional vocational training in conditions of high school a process that can raise the vocational education to a new level that meets the requirements of modern times.

Текст научной работы на тему «Развитие системы дополнительного профессионального образования в условиях вуза: региональный аспект»

УДК 378:377:371.39

З. Г. Баширова

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова,

г. Ульяновск

Развитие системы дополнительного профессионального образования в условиях вуза: региональный аспект

В работе выявлены и сформированы педагогические условия, способствующие развитию регионализации ДПО. Педагогический вуз в данном случае, выступает как единый научно-образовательный комплекс, в котором реализуются программы высшего и дополнительного профессионального педагогического обра -зования. Регионализация дополнительного профессионального образования в условиях вуза — это процесс, способный поднять профессиональное образование на качественно новый уровень, отвечающий требованиям современности.

Ключевые слова: регионализация образования, повышение квалификации педагогов, дополнительное профессиональное образование.

Развитие системы непрерывного образования и дополнительного профессионального образования (ДПО) как ее составляющей является одной из главных задач программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» [3].

Согласно современным оценкам, интенсивное технологическое развитие каждые пять лет удваи -вает общий объем информации, обновляя ежегодно 5 процентов теоретических и 20 процентов профессиональных (практических) знаний [5]. В таких условиях дополнительное профессиональное образование как часть непрерывного образования способствует развитию профессиональной культуры и росту востребованности специалиста. Дополнительное профессиональное образование позволяет специалисту быть непрерывно адаптированным к изменениям в социально-экономической сфере, влияющей на формирование мотивации работников к высокопроизводительному и творческому труду.

Система дополнительного профессионального образования, как и в целом система образования Российской Федерации, сегодня находится на пороге существенного обновления. Наиболее важным аспектом в данном вопросе является выработка принципов региональной образовательной политики в сфере дополнительного профессионального образования, которые позволят выявить механизмы и условия в решении региональных проблем.

В последние годы выполнен ряд исследований в области регионального образования, в которых рассматривались широкие аспекты развития

образования в регионе (В. Н. Аверкина, В. В. Гав-рилюк, Р. Б. Квеско, Н. П. Корнюшкина, В. В. Рубцова и другие) [2]. Проблемы развития дополнительного профессионального образования в условиях вуза исследуются в работах А. А. Чабы-кина, Е. В. Вториной, В. Багина, А. П. Егоршина и других. Однако нельзя признать достигнутый уровень рассмотрения проблем исчерпывающим. Так, изучение условий эффективного развития и реализации дополнительного профессионального образования в вузах остается недостаточно исследованным в части определения педагогических условий, способствующих эффективной организации ДПО в условиях вуза.

В данной статье предпринимается попытка обосновать, что дополнительное профессиональное образование в условиях вуза имеет место развиваться в соответствии с потребностью экономики региона. Далее приведены результаты исследования данного явления в условиях Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова (УлГПУ).

На сегодняшний день университеты расширили сферу деятельности и активно реализуют программы ДПО, что способствует быстрому реагированию высшей школы на изменяющиеся запросы государства и общества и улучшению качества образования и повышению конкурентоспособности выпускников.

Во исполнение майских указов 2012 года Президента Российской Федерации В. В. Путина [4] в Ульяновской области утвержден комплекс мер по увеличению доли занятого населения

в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и(или) профессиональной переподготовки, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов [1].

УлГПУ в регионе активно участвует в реализации программ дополнительного профессионального образования для студентов, педагогов области, специалистов предприятий, разработав собственную программу развития дополнительного профессионального образования. С 2008 года в университете создан Центр повышения квалификации и переподготовки, который вследствие увеличения функций, контингента обучаемых, спектра программ в 2013 году преобразован в факультет дополнительного образования. Сегодня деятельность факультета направлена на развитие современной системы непрерывного образования, предоставляющей каждому слушателю форми-ровать индивидуальную образовательную траекторию, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, что немаловажно для экономики региона.

Так, нам видится, что эффективными условиями реализации дополнительного профессионального образования в УлГПУ являются: реализация ком-петентностного подхода, дидактических принципов обучения взрослых, маркетинга, образовательного заказа и сетевого взаимодействия. Они позволяют осмысленно подойти к разработке содержания и форм организации учебного процесса, используемых методов, приемов, педагогических кадров, привлекаемых к преподаванию.

Зачастую в формировании программ ДПО принимают совместное участие слушатели, заказчик и УлГПУ. Так, учитываются уже имеющиеся базовые компетенции и формируется потребность на приобретение новых компетенций, практически индивидуально к каждому отдельному слушателю или группе. Таким образом, банк имеющихся программ ДПО в УлГПУ постоянно обновляется. Учебные программы ориентированы на конкретные запросы организаций и предприятий, с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда.

Основными дидактическими принципами организации образовательного процесса в УлГПУ являются применение активных форм обучения (решение проблемных задач, дискуссия, исследования, моделирование, проектирование, рефлексия), относительная «завершенность» процесса обучения, информационная достаточность.

С целью выявления потребностей в новых образовательных программах, корректировки неудачных моментов процесса обучения в университете используются маркетинговые исследова-ния. Так, университет идет по опережающему пути, мониторя потребность кадров в образовательной проблеме, через нормативно-правовые акты, трудовое законодательство, требования к квалификации специалистов, которые периодически совершенствуются, и практику. Также рассматриваются предложения конкурентов, принимается во внимание опыт реализации программ ДПО других образовательных организаций. Университет проводит входное анкетирование слушателей с целью выяснения, что они ожидают от посещения той или иной программы, и анкетирование «на выходе», с целью понять удовлетворены ли организацией обучения, содержанием программы, качеством преподавания, практикоориентирован-ностью программы, работой персонала. Взаимодействие со слушателями по завершении обучения осуществляется через сотрудничество с организацией, оказывание консультаций, сопровождение проектов, предложение новых программ.

К преподаванию на курсах привлекается качественный профессорско-преподавательский состав, способный работать со взрослым контингентом, практикующий в организациях региона. Так, занятия проводят ведущие преподаватели-практики университета, заслуженные учителя школ Ульяновской области, специалисты-практики коммерческих организаций и предприятий региона.

Важную роль играет организация самого процесса обучения и качественное содержание программы. Учитывая, что обучаться приходит взрослый человек с достаточным образовательным и профессиональным багажом, возникает большая ответственность со стороны университета и преподавателя в предложении образовательных услуг, в их новизне, содержательности, применимости в практике.

Сотрудничество университета и факультета, в частности с различными организациями, образовательными учреждениями Ульяновской области, позволяет видеть глубину профессиональных проблем этих организаций. Проявление их собственной инициативы в получении дополнительного профессионального образования позволяет предложить широкий спектр интересных программ обучения.

Вот некоторые результаты по реализации дополнительного профессионального образования

в регионе Ульяновским государственным педагогическим университетом. На факультете дополнительного образования УлГПУ ежегодно обучаются от 1500 до 1800 слушателей. Это студенты, педагоги, руководители, специалисты разных отраслей экономики региона.

Анализ реализации ДПО в университете представлен за период с 2010 по 2014 годы. За пятилетний период явно видна динамика в сторону роста контингента обучающихся по программам ДПО в университете. Данный факт связан с рядом причин. В первую очередь, с возросшей потребностью педагогами образовательных организаций Ульяновской области на большинство «точечных» программ ДПО (в объеме от 72 часов), связанных с подготовкой к ЕГЭ, ГИА, с внедрением и реализацией ФГОС, с актуальностью инклюзивного образования, с перспективой на пред-профильную подготовку. Во-вторых, это опережающее обучение студентов выпускных курсов с целью адаптации на рынке труда. В-третьих, со степенью развития вышеназванных эффективных условий реализации ДПО факультетом на рынке образовательных услуг.

□ 2010 г.

□ 2011 г.

□ 2012 г.

□ 2013 г.

□ 2014 г.

Рисунок 1 — Количество слушателей, прошедших обучение по ДПО в УлГПУ за период с 2010 по 2014 гг. (чел.)

Университет, являясь «кузницей» педагогических кадров, в большинстве реализует программы дополнительного профессионального образования для педагогов Ульяновской области и соседних регионов. На втором месте представлены программы для студентов, и на третьем — для иных категорий специалистов.

Анализ диаграммы 2 позволяет сделать вывод о том, что потребность в дополнительном профессиональном образовании в УлГПУ из года в год увеличивается. И наибольшая потребность сохранятся у педагогов и руководителей образо-

вательных организаций Ульяновской области. Однако уменьшается спрос среди иных категорий специалистов. Думается, что это связано с выбором стажировки как самостоятельного вида повышения квалификации, что дает наибольшие результаты в профессиональной деятельности. Спрос студенчества тоже снижается. Этот аспект предстоит еще проанализировать.

Следующий рисунок (рис. 3) представляет нам картину востребованности программ ДПО в университете среди педагогов региона, реализующих программы разного уровня. Данный критерий введен в отчетность в 2014 году. Анализ показывает проблемные моменты с обучением педагогов, реализующих дополнительное профессиональное образование, высшее образование, профессиональное обучение. Это направления перспективной работы УлГПУ.

Таким образом, вышеизложенное позволяет констатировать, что дополнительное профессиональное образование в условиях вуза имеет место развиваться в соответствии с потребностью экономики региона. Есть положительная динамика, есть и перспективный план дальнейшей работы над эффективными технологиями реализации ДПО в условиях УлГПУ. Вероятнее всего надо обратить внимание на информационную обеспеченность населения региона о возможности и условиях реализации программ ДПО, более детально проанализировать «производственную» потребность специалистов, проанализировать рынок труда молодых специалистов.

Эффективность системы дополнительного профессионального образования в условиях вуза нам видится в способности обеспечить современное содержание образовательного процесса, использовать современные образовательные технологии, развивать инновационные компетенции выпускников, создавая, таким образом, условия для повышения конкурентоспособности на региональном рынке труда.

1. «Комплекс мер по увеличению доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и(или) профессиональной переподготовки, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов» утвержденный Губернатором — Председателем Правительства Ульяновской области от 05.03.2014 № 31-пл.

2. Костин А. К. Регионализация образования — стратегическое направление образовательной политики / Научная онлайн-библиотека Порталус. 2007. URL: http//portalus.ru (дата обращения: 15.01.2015).

0

2000 1 S00 1 600 1 400 1 200 1 000 S00 600 400 200 0

III ^■S

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Рисунок 2 — Контингент слушателей, прошедших обучение по ДПО в УлГПУ за период с 2010 по 2014 гг. (чел.)

Рисунок 3 — Количество педагогов, прошедших обучение по ДПО в УлГПУ в 2014 г., реализующих образовательные программы (чел.)

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662р (ред. от 08.08.2009) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» / «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

5. Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании» // ДПО в России: факты, цифры, тенденции / О. К. Озерова, Д. Р. Бородина. URL: www.akvobr.ru/

1. «Kompleks mer po uvelicheniju doli zanjatogo naselenija v vozraste ot 25 do 65 let, proshedshego povyshenie kvalifikacii

i (ili) professional'noj perepodgotovki, v obshhej chislennosti zanjatogo v oblasti jekonomiki naselenija jetoj vozrastnoj gruppy do 37 procentov» utverzhdennyj Gubernatorom — Predsedatelem Pravitel'stva Ul'janovskoj oblasti ot 05.03.2014. № 31-pl.

2. Kostin A. K. Regionalizacija obrazovanija — strategicheskoe napravlenie obrazovatel'noj politiki / Nauchnaja onlajn-biblioteka Portalus. 2007. URL: http//portalus.ru (data obrashhenija: 15.01.2015).

3. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17.11.2008 № 1662r (red. Ot 08.08.2009) «O koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda»/ «sobranie zakonodatel'stva RF», 24.11.2008, № 47, st. 5489.

4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maja 2012 g. 5. Jelektronnyj zhurnal ob obrazovanii «Akkreditacija

№ 599 «o merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti v obrazovanii» // DPO v Rossii: fakty, cifry, tendencii / obrazovanija i nauki». O. K. Ozerova, D. R. Borodina. URL: www.akvobr.ru/

Z. G. Bashirova Ulyanovsk State Pedagogical University I. N. Ulyanov, Ulyanovsk

Development of the system of additional professional education in high school: regional aspect

The paper identified and formed pedagogical conditions that promote regionalization DPO. Teaching high school in this case acts as a single scientific and educational complex, which implemented a program of higher and secondary vocational teacher education. Regionalization of additional vocational training in conditions of high school — a process that can raise the vocational education to a new level that meets the requirements of modern times.

Keywords: regionalization of education, professional development of teachers, continuing professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.