УДК 378:377 ББК 74.58 Б 79
Г.И. Большакова,
доцент кафедры государственного и муниципального управления Ростовского государственного университета путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, тел.: 8-918-505-79-58, e-mail: [email protected]
М.В. Коваленко,
доцент кафедры социальных технологий Ростовского государственного университета путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, тел.: 8-918-508-6724, e-mail:
kovmo@rambler. ru
Профессиональное образование: социальные проблемы регионализации
(Рецензирована)
Аннотация: В статье обосновывается формирование принципиально новых и более гибких, адаптированных к потребностям регионального рынка труда целостных региональных систем профессионального образования. Значительное место отводится осмыслению целей, задач, этапов социального проектирования образовательных комплексов, связей между учебными учреждениями различного типа, входящих в состав региональных профессионально-образовательных комплексов.
Ключевые слова: регион, региональные рынки труда, системы профессионального образования, региональный профессионально-образовательный комплекс, многоуровневая система подготовки специалистов, непрерывное образование, преемственность образовательных программ, высшие и средние профессиональные учебные заведения.
G.I. Bolshakova,
Associate Professor of the Department of State and Municipal Management of Rostov State Transport University, Rostov -on-Don, tel.: 8-918-505-79-58, e-mail: [email protected]
M.V. Kovalenko,
Associate Professor of the Department of Social Technologies of Rostov State University of Railways, Rostov-on-Don, tel.: 8-918-508-6724, e-mail: [email protected]
Professional education: social problems of regionalization
Abstract: This article explains the formation of a fundamentally new and more flexible holistic regional vocational education adapted to the needs of the regional labor market. Significant place is given to understanding the goals, objectives, stages of social engineering educational complexes and links between educational institutions of various types, members of the regional vocational- educational complexes.
Keywords: region, regional labor markets, the system of vocational education, regional vocational-educational complex, multilevel system of training, long-life education, continuity of educational programs , higher and secondary vocational institutions.
Формирование региональных рынков труда, а также изменение системы связей и структур управления приводят к перераспределению социально-экономических функций и соответствующей ориентированности деятельности профессионального образования в пользу регионов. Необходимость самостоятельного трудоустройства, усиленная общими социально-экономическими трудностями, ориентирует выпускников профессиональных учебных заведений на поиск работы в районе постоянного места жительства, к выходу их на региональные рынки труда.
На наш взгляд, все это ведет к необходимости более полного и динамичного перехода от концепции единой централизованной системы профессионального образования к формированию принципиально новых и более гибких, адаптированных к потребностям регионального рынка труда целостных региональных систем профессионального образования и, в том числе, одной из возможных ее содержательно-организационных единиц-регионального профессионально-образовательного комплекса.
«Реализация идеи региональной образовательной системы, - считает А.П. Беляева, -означает создание укрупненных территориальных профессионально-образовательных учебных заведений для обеспечения молодежи и взрослых (нуждающихся в этом) профессиональной подготовкой в избранной области труда и на межотраслевом уровне.
Научно-практическое обоснование потребности региональной системы определяется ограниченностью существующей профессиональной подготовки, необходимостью обеспечения большей доступности профессионального образования для людей различного возраста в связи с рынком труда, интеграцией и дифференциацией образования, комплексным материально-техническим и кадровым обеспечением» [1].
Анализ функционирования таких комплексов свидетельствует, что они имеют следующий ряд преимуществ [1]:
• обеспечение преемственности непрерывного профессионального образования и образовательных структур, входящих в комплекс, появление возможности последовательно оценить результаты и сделать корректировку педагогической и учебно-производственной деятельности;
• создание условий для интеграции учебной, учебно-производственной, научнометодической, воспитательной и коммерческой деятельности;
• возрастание возможностей совершенствования учебно-производственной и социальной базы за счёт концентрации средств, входящих в образовательный комплекс учебных заведений;
• оптимальное использование материально-технической базы и трудового потенциала, обеспечение социальной защиты педагогов и студентов учебных заведений за счет коммерческой деятельности;
• появление возможностей достижения высокого качества образования, расширения профиля обучения, развития творческого мышления студентов.
Как правило, главным субъектом регионального образовательного комплекса является вуз. А вуз сам по себе является многопрофильным учебно-научным центром. Как мы видим, в настоящее время, существующие региональные вузы начали выступать инициаторами принципиально новых связей как между собой, так и с учебными заведениями среднего общего и профессионального образования. Некоторые ведущие вузы России, в том числе и вузы Южного федерального округа (ЮФО), пошли по пути создания в своем составе техникумов, колледжей, разнопрофильных учебных институтов, интегрирующих технические, естественнонаучные и гуманитарные специальности в рамках многоуровневой системы подготовки специалистов [2].
По мнению А.А. Грекова, «совершенствование структуры вузов, включение в нее лицеев, гимназий, колледжей требует многоканального финансирования образования. Такая практика существует во всем мире и внедряется сейчас в Россию. Ведомственная разобщенность образовательных учреждений, несогласованность деятельности вузов и колледжей, находящихся в системе местного и федерального управления, не способствуют переходу к многоуровневому образованию, совершенствованию его качеств» [3].
Так, например, анализ рациональности размещения сети государственных средних профессиональных учебных заведений показывает, что подготовка специалистов распределена по субъектам Российской Федерации достаточно равномерно и осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках.
П.Ф. Анисимов и А.Л. Коломенская отмечают, что «характерной особенностью современного периода развития образовательной системы является развитие взаимосвязей
между различными уровнями образования, региональный аспект которого находит свое отражение, прежде всего, в расширении взаимодействия между учебными заведениями различных типов в рамках регионов, создании многоуровневых региональных комплексов»
[4].
Средние профессиональные учебные заведения играют значительную роль в этом процессе. Развиваются связи средних профессиональных учебных заведений с вузами. Виды таких связей характеризуются значительным разнообразием: от самостоятельных средних профессиональных учебных заведений, взаимодействующих с вузами в методическом, кадровом и других аспектах, до структурных подразделений, непосредственно входящих в состав высших учебных заведений (в настоящее время количество таких структурных подразделений составляет более 80).
Так, Новгородский многоуровневый комплекс (созданный на базе Новгородского государственного университета) включает в себя многопрофильный колледж, гуманитарнопедагогический колледж, медицинский колледж, технико-экономический колледж и Старорусский политехнический колледж;
Оренбургский образовательный комплекс (на базе Оренбургского государственного университета) - колледж электроники и бизнеса и индустриально-педагогический колледж;
образовательный комплекс Хакасского государственного университета - медицинский, музыкальный, педагогический и сельскохозяйственный колледжи;
региональный округ при Мордовском государственном университете объединяет в своем составе 90 образовательных учреждений различных типов, в том числе 4 вуза, 13 средних специальных учебных заведений и ПТУ;
Новочеркасский региональный образовательный комплекс (созданный на базе Новочеркасского промышленно-гуманитарного колледжа) - объединяет более 50 профессиональных лицейных классов (ПЛК) в общеобразовательных учреждениях и профильные лицейные группы (ПЛГ) в профтехучилищах, обучающиеся по совместным учебным планам и др. [5].
На наш взгляд основной целью создания регионального профессиональнообразовательного комплекса является возможность осуществления структурных компонентов модели, помогающих личности в выборе эффективных образовательно-профессиональных программ, наиболее полно отвечающих ее способностям и возможностям, развивающих личность как таковую и повышающих ее конкурентоспособность на рынке труда [5].
В региональном образовательном комплексе отрабатываются принципы непрерывного образования и интеграция различных типов образовательных учреждений.
Ступени профессиональной ориентации и подготовки в комплексе осуществляются начиная с профильного лицейного класса и завершаются в вузе по сквозным программам непрерывного обучения.
Хотелось бы более подробно остановиться на последовательности социального проектирования регионального профессионально-образовательного комплекса.
Реализация основных направлений по стабилизации и развитию профессиональнообразовательного комплекса, по нашему мнению, должна происходить поэтапно: первый этап: анализ среды и ресурсов для создания реальной картины наиболее значимых изменений среды;
второй этап: создание организационно-экономических и нормативно-правовых (на уровне компетенции региона) предпосылок для принятия решений, какие новые образовательные программы разработать, какие рынки освоить;
третий этап: разработка стратегий развития;
четвертый этап: осуществление качественных преобразований и устойчивое развитие региональной системы профессионального образования.
Целью первого этапа реформирования является изучение внешней и внутренней среды региона, в котором будет функционировать комплекс, направленное на преодоление негативных процессов в системе профессионального образования, повышение качества профессиональной подготовки кадров, усиление ориентированности профессионального
образования на региональные потребности, а также анализ сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей развития системы непрерывного профессионального образования.
С этих позиций, основными направлениями реформирования на первом этапе должны
стать:
формирование личностно-ориентированного профессионального образования; диверсификация содержания профессионального образования по уровням и срокам обучения, формам и методам организации образовательного процесса; непрерывность профессионального образования; преобразование сети профессиональных образовательных учреждений; создание нового поколения учебного и научно-методического обеспечения образовательного процесса.
При реализации такого подхода на первом этапе могут быть разрешены наиболее болезненные проблемы профессиональных образовательных учреждений, но это потребует осуществления комплекса конкретных действий, направленных, прежде всего, на повышение качества профессиональной подготовки кадров. Так, преобразования в регионе профессионального образования, ориентированные на повышение качества профессиональной подготовки кадров; должны включать в себя:
оптимизацию сети профессиональных образовательных учреждений; создание условий для инновационных педагогических технологий; создание единой информационной сети образовательных учреждений; разработка и внедрение в практику учебных планов и программ по совмещенным и интегрированным профессиям всех уровней образования, востребованных региональным рынком труда;
развитие кадрового потенциала профессионального образования.
Часть средних профессиональных учебных заведений может войти на правах самостоятельных или подчиненных в состав ВУЗов и выполнять функцию первой ступени высшего образования.
Первый этап должен закончиться разработкой основных нормативных документов по реформированию. По мере реформирования экономики регионов будет усиливаться необходимость опережающего удовлетворения потребностей в специалистах. Эта задача в перспективе должна решаться как за счет подготовки новых кадров специалистов, так и за счет дополнительного образования и переподготовки. Углубление экономических реформ, социальные и политические преобразования настоятельно требуют реорганизации, радикального обновления содержания всей работы системы, профессионального образования и переподготовки кадров.
Исходя из лучших традиций отечественной системы подготовки и повышения квалификации специалистов и из опыта индустриально развитых стран, главной целью реорганизации и обновления высшего и послевузовского профессионального образования региона можно считать переход на новый уровень качества обучения, рост интеллектуального потенциала, целевое обеспечение потребностей региона в конкурентоспособных специалистах широкого профиля.
На втором этапе реформирования предполагается завершить реорганизацию сети учебных заведений, стабилизацию потоков распределения молодежи по каналам профессионального обучения, обработку взаимодействия комплекса с производством и службой занятости, с одной стороны, и сферами образования, с другой. Для осуществления этой задачи целесообразно создать при администрациях субъектов Федерации отделы маркетинга профессионального образования.
Существенные изменения должны произойти в содержании профессионального образования. Должен быть осуществлен переход ядра на инновационные педагогические технологии развивающего обучения, а также обеспечен переход от массовой, обезличенной подготовки специалистов к индивидуализированной, целевой для конкретных
производственных и предпринимательских структур, на основе методик дистанционного обучения.
На этом же этапе должен быть достигнут такой уровень учебно-производственной деятельности комплекса, а также дополнительных образовательных услуг, который мог бы стать заметным источником внебюджетных средств учебных заведений, входящих в комплекс.
Обязательным условием реформирования сети, структуры и содержания должно стать сохранение числа студенческих мест или их развитие в зависимости от тенденций, происходящих в городах региона в демографическом плане. При этом любые изменения должны быть согласованы с перспективным развитием региона.
Таким образом, на втором этапе будут созданы условия для формирования механизма саморазвития профессионального образования региона.
На третьем этапе должен получить дальнейшее совершенствование механизм саморазвития комплексов профессиональных учебных заведений.
На наш взгляд, стратегия развития комплекса должна соответствовать и быть направлена на решение следующих задач:
- необходимость оперативного отклика на новые социально-экономические потребности личности и запросы общества;
- расширение спектра специальностей и специализаций с учетом тенденций и перспектив развития национальной и региональной экономики;
- ускоренную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров региона;
- удовлетворение профессиональных и культурно-образовательных потребностей личности более старшего, чем традиционный студент, возраста, разных уровней подготовки, способностей и запросов;
- переориентацию с сосредоточенности на собственных интересах на деятельность, учитывающую возможности и пожелания потребителей;
- просвещение и социальную защиту населения региона.
На четвертом этапе предполагается осуществление качественных преобразований, направленных на обеспечение функционирования системы управления образованием, формирование принципиально новых подходов к финансированию комплекса профессионального образования. Процесс реформирования должен быть подкреплен соответствующими действиями со стороны управленческих структур различного уровня, а также должна быть разработана организационная модель для успешной реализации выбранной стратегии.
Анализ проведенного исследования показал, что достаточно равномерное размещение подготовки специалистов различных профилей и уровней высшего и среднего профессионального образования по территории России, развитие связей с образовательными учреждениями других типов, включение средних профессиональных учебных заведений в многоуровневые региональные образовательные комплексы, соответствующая организационно-правовая структура системы профессионального образования - все это создает необходимые условия для усиления направленности высших и средних профессиональных учебных заведений на региональные условия и потребности.
Примечания:
1 Беляева А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. 1993. № 4. С. 68-71.
2 Большакова Г.И. Региональный образовательный комплекс как новая форма интегрированного многоуровневого непрерывного образованияи // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды Девятой Междунар. науч.-практ. Интернет-конференции: сборник.
Ч. 2. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2011. С. 125.
3 Греков А.А. Из опыта взаимодействия ростовских вузов со средними учебными
заведениями // Известия вузов. Сев.-Кав. регион. Общественные науки. 1995. № 3. С. 35.
4 Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Среднее профессиональное образование. 1998. № 4. С. 2-5.
5 Большакова Г.И. Региональные профессионально-образовательные комплексы: социальные особенности формирования: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2001. 166 с.
References:
1. Belyaeva A.P. Regional system of vocational education // Pedagogy . 1993. № 4. pp.
68-71
2. Bolshakova G.I. Regional educational complex as a new form of integrated multilevel long-life education // high school teachers in the XXI century: proceedings of the Ninth Intern. scientific-practical Internet conference: compilation. Part 2 . Rostov n/D: Rost. State Reg. Univ. of Railways, 2011 . P. 125.
3. Grekov A.A. From the experience of interaction with Rostov universities and secondary schools // Proceedings of the universities. North-Caucasian region. Social Sciences. 1995 . № 3 . P. 35.
4. Anisimov P.F., Kolomenskaya A.L. Secondary vocational education in the educational system of regionalization // Vocational education . 1998 . № 4. pp. 2-5.
5. Bolshakova G.I. Regional vocational and educational complexes: social peculiarities of formation: dis... cand. sociol. sciences . Rostov n / D , 2001. 166 p.