Научная статья на тему 'Управление развитием образовательных программ в региональной системе непрерывного профессионального образования на основе системного подхода'

Управление развитием образовательных программ в региональной системе непрерывного профессионального образования на основе системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / EDUCATIONAL PROGRAMS / CONTINUING EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUITY OF CONTINUING EDUCATION / A MODEL OF THE SPECIALIST / MODEL OF SPECIALIST TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахренов В. Н.

В статье рассматриваются проблемы развития образовательных программ в региональной системе непрерывного профессионального образования. Автором анализируются направления и средства реализации процесса непрерывного обучения, методы проектирования непрерывного образования, рассматривается принцип преемственности непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахренов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE REGIONAL SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF A SYSTEMATIC APPROACH

This article discusses the problems of development of educational programs in the regional system of continuing professional education. The author analyzes the trends and means to implement lifelong learning process, methods of designing continuing education, is considered the principle of continuity of continuous education.

Текст научной работы на тему «Управление развитием образовательных программ в региональной системе непрерывного профессионального образования на основе системного подхода»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^ф^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

мы. Негативные информационные факторы при их длительном воздействии провоцируют аномальную типологическую изменчивость.

Мониторинг динамического изменения энергоинформационной системы человека в неблагоприятных условиях информационной среды предоставляет возможность своевременно регистрировать аномальную изменчивость процессов и механизмов психолого-психофизиологического функционирования, что позволит на начальных этапах предотвратить аномальные личностные и поведенческие расстройства у подростков. Информационные воздействия, оказывающие деструктивное влияние на энергоинформационную структуру личности, могут быть объективизированы в качестве «образцов» информационного воздействия средств массовой информации в виде аномальной психологической или психофизиологической изменчивости.

Рекомендации результатов исследования заключаются в том, что разработанные с помощью СПФИ энергоинформационные диагностические и дифференциально-диагностические подходы к оценке гармоничности — дисгармоничности, стабильности — нестабильности механизмов конституциональной защиты можно использовать в целях определения кон ституционально-континуальных диапазонов психологической нормы-акцентуации и ПАЛ. Взаимосочетание энергоинформационных маркеров специфично и зависит от внешних воздействий, позволяя на ранних этапах утверждать о деструктивной психотипологической и энергоинформационной аномальной изменчивости, обусловленной, в частности, информационными факторами средств массовой информации.

Литература

1. Безносюк Е.В., Смирнов И.В. Психокорреция, психопрофилактика, психотерапия // Медицинская психология и психогигиена. М., 1990.

2. Безносюк Е.В., Михайлов А.Н., Сараджаева О.П. Особенности личности и когнитивных процессов у студентов с пограничными расстройствами субклинического уровня и задачи психокоррекции: Сб. науч. тр. «Методы нелекарственной терапии, диагностики и коррекции здоровья». М., 1993.

3. Боев И.В., Ахвердова О.А Условия формирования пограничной личностной патологии: Сб. науч. тр. (I конгресс Юга России). Ставрополь, 1998. Т 2.

4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практ. руководство. М., 2001.

5. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

6. Карпенко М. Вселенная разумная. М., 1992.

7. Назаретян АП. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

8. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.

1 См.: Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Карпенко М. Вселенная разумная. М., 1992; Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

2 См.: Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.

3 См.: Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Рос. монитор. 1995. № 6.

4 См.: Боев И.В., Ахвердова О.А Условия формирования пограничной личностной патологии: Сб. науч. тр. (I конгресс Юга России). Ставрополь, 1998. Т. 2.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

В.Н. АХРЕНОВ,

заместитель министра образования правительства Московской

области, кандидат педагогических наук

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития образовательных программ в региональной системе непрерывного профессионального образования. Автором анализируются направления и средства реализации процесса непрерывного обучения, методы проектирования непрерывного образования, рассматривается принцип преемственности непрерывного образования.

Ключевые слова: образовательные программы, непрерывное образование, профессиональное образование, преемственность непрерывного образования, модель деятельности специалиста, модель подготовки специалиста.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

MANAGING OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN

THE REGIONAL SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF A SYSTEMATIC APPROACH

V.N. AHRENOV,

Deputy Minister of Education Government of Moscow region,

candidate of pedagogical sciences

Annatation. This article discusses the problems of development of educational programs in the regional system of continuing professional education. The author analyzes the trends and means to implement lifelong learning process, methods of designing continuing education, is considered the principle of continuity of continuous education.

Key words: educational programs, continuing education, vocational education, continuity of continuing education, a model of the specialist, model of specialist training.

Непрерывное образование — альтернатива существовавшей ранее дискретной системе образования как новая гуманистически ориентированная ее конструкция и как ведущий принцип реформирования образования, нашло свое первое осмысление в работах П. Ленгранда, в докладе комиссии Э. Фора «Учиться, чтобы быть» (1973), трудах Р. Даве (1976) и Гуммеля (1977).

В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования, гуманистическая идея ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на периоды учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

Перспективным направлением становится интеграция учреждений среднего профессионального образования с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой основе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих помимо подготовки специалистов среднего звена квалифицированных рабочих.

Взаимодействие регионального рынка труда и системы профессионального образования Московской области определены программно-целевой моделью, предусматривающей:

Ф прогнозирование кадрового обеспечения социально-экономического развития области;

Ф формирование регионального заказа на подготовку кадров;

Ф конкурсное размещение заказа в учреждениях профессионального образования области.

Система среднего профессионального образования Московской области представлена 120 учреждениями. Важной характеристикой среднего профессионального образования в Московской области являются его высокая доступность за счет развитой сети средних специальных учебных заведений, их достаточно равномерная территориальная расположенность, относительно короткий срок обучения, обеспечивающее более раннее включение выпускников в трудовую деятельность, более низкую стоимость бюджетного обучения в сравнении со стоимостью обучения в вузе.

Процесс непрерывности образования может быть реализован по двум траекториям: по вертикали и по горизонтали. Под вертикальной траекторией мы понимаем обеспечение непрерывности подготовки, связанной с переходом из одной ступени профессиональной подготовки на другие, более высокие. Например, с уровня среднего профессионального образования на уровень высшего профессионального образования. Реализация непрерывности образования по вертикали возможна в интегрированных учебных заведениях, реализующих интегрированные учебные планы, или в разных учебных заведениях, где дальнейшее обучение производится, как правило, в рамках сокращенных сроков обучения.

Под непрерывностью образования по горизонтальной траектории мы понимаем углубление знаний, умений и навыков на одном из уровней профессионального образования (постоянное повышение своей профессиональной квалификации). Необходимость непрерывного образования по горизонтальной траектории вытекает из быстрой девальвации приобретенных знаний и умений. По специальностям, связанным с новыми информационными и другими передовыми технологиями, девальвация знаний, умений и навыков происходит очень быстро. За 3—4 года вносятся большие изменения или происходит полное обновление информационных систем. Одни информационные системы заменяются другими, более совершенными.

В педагогике одним из возможных методов проектирования непрерывного образования является моделирование. При моделировании, как правило, определяют модель деятельности специалиста и модель подготовки специалиста. Модель деятельности представляет собой описательный аналог деятельности будущего специалиста, ее наиболее основные характеристики, условия труда, необходимые знания, умения и личностные качества. Модель подготовки есть отражение деятельности специалиста в учебном процессе; содержание образования, формы и методы обучения, формы связи обучения с производством. Разрабатываемые ранее автономно, эти две модели все более и более сближаются в современных исследованиях. Стало очевидным, что разработка модели деятельности специалиста является неотъемлемой частью разработки модели подготовки.

Происходящие в настоящее время инновационные процессы в системе среднего и высшего профессионального образования позволяют оптимизировать пр

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^ф^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

офессионально-образовательные программы, построенные по блочно-модульному принципу, посредством организации учебного процесса в ССУЗах (профилированные группы, индивидуальные планы и т.п.) и в ВУЗах ( планы ускоренного обучения, индивидуальные планы для выпускников ССУЗов).

Преемственность как основной принцип непрерывного образования — сложное явление. Можно рассмотреть несколько видов преемственности:

A) структурная (преемственность образовательных структур);

Б) содержательная (преемственность содержания ступеней профессионального образования);

B) процессуальная (преемственность форм и методов обучения).

Структурная преемственность, или преемственность образовательных структур, реализуется с помощью согласования учебных планов и программ учебных дисциплин и практической подготовки. Каждому из уровней профессионального образования соответствует целая образовательная структура со своими видами учебных заведений.

Содержательная преемственность обеспечивается посредством согласования содержания профессионального образования на различных уровнях: среднего и высшего профессионального образования.

Процессуальная преемственность представляет собой преемственность форм и методов обучения. Так, для студентов колледжей лекционная форма занятий является непривычной. Преемственность в формах обучения может быть достигнута путем введения на старших курсах ССУЗов лекционных и семинарских занятий, а также практических работ исследовательского характера.

Комплекс связей включает в себя: преемственность в структуре учебных планов и программ; преемственность в содержании учебных дисциплин; преемственность в видах учебных занятий, в содержании практик. Все формы реализации структурной преемственности можно подразделить на законодательные и диагностические. Законодательной формой является Закон Российской Федерации «Об образовании», который регламентирует переход с одного уровня профессионального образования на другой, а также гарантирует такую возможность. К организационным формам реализации преемственности можно отнести порядок проведения выпускных государственных экзаменов, защиту дипломных проектов и работ, проведение вступительных экзаменов (правила приема в ССУЗы и ВУЗы), порядок и правила перевода из одного учебного заведения в другое и т.д.

Преемственность содержания профессионального образования может быть реализована в учебной литературе; в методических пособиях и материалах к учебным занятиям; в оборудовании лабораторий и объектов производственной практики преподавателей ССУЗов и ВУЗов. Для обеспечения обоснованных и эффективных связей в содержании профессиональной подготовки необходимо создание совместных методических издательских комиссий из преподавателей родственных специальностей ССУЗов и ВУЗов. Опыт преподавателей ССУЗов может быть полезен с точки зрения реализации принципов доступности и последовательности.

Для координации такой работы может быть создана совместная цикловая или предметная комиссия по направлению, специальности или учебному предмету.

Единство объектов практики создает предпосылки для реализации преемственности профессиональной подготовки. Целесообразно создание совместной методической комиссии по производственной практике, под руководством которой удалось бы наиболее эффективно использовать опыт и знания преподавателей ССУЗов и ВУЗа, а также руководителей практики от предприятий.

Преемственность процесса обучения на различных этапах системы многоуровневого профессионального образования реализуется в методах обучения и в различных видах учебной деятельности. Использование метода проблемного обучения в учебном процессе среднего специального учебного заведения создает хорошую базу для успешной учебно-исследовательской работы студентов ВУЗов. Начиная с 2000 г., в Московской области ведется работа по формированию сети многоуровневых образовательных учреждений СПО гуманитарно-экономическ ого и технического профилей, реорганизованных ранее из учреждений начального профессионального образования. Такие ССУЗы, наряду с реализацией программ СПО, успешно продолжают подготовку высококвалифицированных рабочих по профессиям НПО. Министерство считает необходимым сохранение контингента обучающихся по программам НПО в этих ССУЗах от 30 до 50%. К функционирующим ранее семи таким учреждениям СПО в 2005 г. прибавился Московский областной профессиональный колледж, реорганизованный из ПЛ № 8 (г. Сергиев Посад). Постановление Правительства Московской области принято 01.08.2005 г.

Перспективным направлением взаимодействия учреждений профессионального образования всех уровней, обеспечивающим современное качество непрерывного профессионального образования, является сотрудничество:

# учреждений начального, среднего и высшего профобразования в части интеграции содержания реализуемых ими образовательных программ;

Ф учреждений НПО с учреждениями СПО по реализации на ассоциативной или договорной основе сопряженных учебных планов подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов со средним специальным образованием.

В условиях стремительного обновления знаний и динамичных изменений современной жизни, включая интеграцию в европейское образовательное пространство, опыт деятельности образовательных учреждений, реализующих многоуровневую подготовку квалифицированных кадров по сопряженным учебным планам, требует дальнейшего изучения и научного обобщения. Важно, чтобы система непрерывного образования приобрела более гибкий и динамичный характер, способствовала учебе человека в течение всей жизни, выбору индивидуальной траектории образования и формы обучения. Системный подход к развитию непрерывного образования должен обеспечить преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования, поддержание качества трудовых ресурсов на необходимом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.