Научная статья на тему 'Подходы к разработке и реализации профессиональных образовательных программ сокращённых сроков обучения'

Подходы к разработке и реализации профессиональных образовательных программ сокращённых сроков обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОКРАЩЁННЫЕ СРОКИ ОБУЧЕНИЯ / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUING EDUCATION / SHORTENED TERMS OF TRAINING / THE TIER SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко В. Р., Сафонов С. В., Антипов С. А., Долгачев А. А., Полухина И. В.

Статья посвящена проблеме обеспечения непрерывности профессионального образования и качеству подготовки специалистов на базе среднего профессионального образования в условиях перехода на уровневую систему ВПО. Затрагивает вопросы совершенствования структур непрерывного профессионального образования, обеспечивающих наиболее полную защиту социальных прав обучающихся и быструю адаптацию выпускников в новых социально-экономических условиях функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко В. Р., Сафонов С. В., Антипов С. А., Долгачев А. А., Полухина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHERS TO DEVELOPING AND IMPLEMENTING PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMMES OF SHORTENED TERMS OF TRAINING

The paper is devoted to the problem of ensuring the continuity of professional education, to quality of training secondary vocational education (non-university level higher education) graduators during the transition to the tier system of Higher professional education (HPE). It deals with ways of improving structures for continuing professional education which ensure full protection of graduators' social rights and their adaptation in new economic and social conditions

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке и реализации профессиональных образовательных программ сокращённых сроков обучения»

ББК 74.4

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОКРАЩЁННЫХ СРОКОВ ОБУЧЕНИЯ

В.Р. Петренко, С.В. Сафонов, С.А. Антипов, А.А. Долгачев, И.В. Полухина

Статья посвящена проблеме обеспечения непрерывности профессионального образования и качеству подготовки специалистов на базе среднего профессионального образования в условиях перехода на уровневую систему ВПО. Затрагивает вопросы совершенствования структур непрерывного профессионального образования, обеспечивающих наиболее полную защиту социальных прав обучающихся и быструю адаптацию выпускников в новых социально-экономических условиях функционирования

Ключевые слова: непрерывное образование, сокращённые сроки обучения, уровневая система образования

В условиях перехода высшего профессионального образования РФ на уровневую систему возникает вопрос о необходимости и возможности разработки и реализации основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования (ВПО) подготовки бакалавров в сокращённые сроки на базе среднего профессионального образования (СПО).

Законодательной основой для освоения ООП ВПО на базе СПО на сегодняшний момент является Приказ Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725 «Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего

профессионального образования в сокращённые сроки».

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2008г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» раздел 3:

• лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата;

• по решению ученого совета высшего учебного заведения лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата, могут допускаться к освоению таких программ бакалавриата;

• получение высшего профессионального

образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.

Петренко Владимир Романович- ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (473) 221-09-19

Сафонов Сергей Владимирович - ВГТУ, канд. пед. наук, доцент, тел. (473) 221-09-19

Антипов Сергей Анатольевич - ВГТУ, д-р физ.-мат. наук, профессор, тел. (473) 246-59-98

Долгачев Александр Александрович - ЕТК ВГТУ, канд. физ.-мат. наук, профессор, тел. (473) 243-76-61 Полухина Ирина Васильевна - ЕТК ВГТУ, преподаватель высшей категории, тел. (473) 243-76-80

Нормативные сроки освоения ООП ВПО указываются в лицензии, выдаваемой образовательному учреждению на право ведения образовательной деятельности (статья 32 Закона «Об образовании»).

Взаимодействие и взаимосвязь среднего профессионального образования и высшего профессионального образования имеет в нашем вузе длительную историю. Созданный в 1937 году Воронежский радиотехникум спустя 20 лет был реорганизован в факультет среднетехнического образования (с 1993 года Естественно-технический колледж (ЕТК)) Воронежского политехнического института (сейчас Воронежский государственный технический университет (ВГТУ)).

Интеграционные процессы, активно развивающиеся в российском образовании, способствовали появлению и бурному развитию новых моделей организации непрерывного многоуровневого профессионального образования. Потребность в разработке и реализации сквозных образовательных программ подготовки специалистов с ВПО на базе СПО возникла ещё во второй половине 20 века. В этой области в ВГТУ имеется большой потенциал, а также более чем десятилетний успешный опыт работы.

В 2001- 2002 годах по заказу Минобразования РФ коллектив ВГТУ, опираясь на опыт и потенциал Естественно-технического колледжа, выполнил научно-исследовательскую работу по проекту «Методологические, теоретические и методические основы формирования сквозных образовательных программ высшего инженерного и технического образования на базе СПО», рассматривающую вопросы проектирования учебных планов ВПО с сокращённым сроком обучения на базе родственного СПО.

На данный момент эти программы могут быть реализованы в нашем вузе по разным формам обучения по 21 специальности: 030602, 080502,

110302, 140104, 140601, 140604, 151001, 151002,

150202, 160201, 200503, 210104, 210201, 210302,

210107, 220201, 220501, 230101, 230104, 230202,

280103 и по направлению подготовки 080500, выбор которых был обусловлен реализацией принципа преемственности программ подготовки выпускников ЕТК ВГТУ и выпускников самого вуза. Большинство специальностей представлены на

факультете вечернего и заочного обучения. Очная ВГТУ. Соотношение поступивших в разные годы в

форма обучения представлена в 2010г. по 6 ВГТУ на полный и сокращённый сроки обучения

специальностям: 080502, 140604, 151002, 210302, (ССО) по всем формам представлено в таблице 1.

230101, 230104 на четырёх из семи факультетов

Таблица 1

_________________________________________Данные о приёме в ВГТУ____________________________________________

Год Форма обучения

Очная Заочная Очно-заочная по всем формам

всего в т.ч. на ССО % всего в т.ч. на ССО % всег о в т.ч. на ССО % всего в т.ч. на ССО %

2008 1543 145 9,4 907 613 67,58 153 56 36,6 2603 814 31,27

2009 1181 79 6,69 896 607 67,74 98 80 81,63 2175 766 35,21

2010 1172 50 4,26 834 625 75 86 70 81,4 2092 745 35,61

Таблица 2

Данные о выпуске ЕТК ВГТУ__________________________________________

Годы

Специальность 2008 2009 2010

230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» 69 62 44

210306 «Радиоаппаратостроение» 28 36 21

080501 «Менеджмент» 24 22 20

210406 «Сети связи, системы коммутации» 36 43 25

151001 «Технология машиностроения» 15 19 11

150203 «Сварочное производство» 6 11 2

060101 «Лечебное дело» 18 11 12

060109 «Сестринское дело» 24 23 23

Итого 220 227 158

Итого за три года 605

Данные, в приведённых таблицах, говорят о том, что программы ССО востребованы у выпускников ссузов. За последние годы набор в ВГТУ на указанные программы составлял более 30% от общего числа студентов. Выпускники ЕТК ВГТУ составляют от 16% до 19% всего набора на ССО по показателям за 2008-2010гг.

На данный момент в ВГТУ обучается более 3000 студентов по программам ССО, поэтому считаем, в условиях перехода на уровневую систему, целесообразным и экономически оправданным соблюдать принцип преемственности и непрерывности образования и разработать программы, предусматривающие сокращённые сроки получения высшего образования для выпускников ссузов.

За последние годы прослеживается снижение набора на ССО по очной форме обучения, что объясняется экономическим кризисом и снижением финансовых возможностей населения. Это подтверждается увеличением числа поступивших на ССО по заочной форме обучения, которая позволяет совмещать трудовую и учебную деятельности студентов. Наличие у них СПО и специальности, востребованной на местном рынке труда, даёт им возможность успешного устройства на работу.

ВГТУ ставит для себя задачу в планомерной, поэтапной работе с абитуриентами региональных ссузов, которая состоит из организации профессиональной ориентации, организации

приёма, обучения и воспитания в условиях ЕТК ВГТУ, организации взаимодействия участников образовательного процесса родственных ссузов, организации приёма в вуз на сокращённые сроки обучения, последующее обучение по программам ВПО.

Непосредственно на количество поступающих в ссузы и вузы оказывает влияние демографический спад. В период после переписи 2002г. население России продолжало убывать, сократившись к началу 2009г. на 3,3 млн. человек, или на 2,2%. В период с 2001—2005гг. убыль составляла порядка 0,5% в год, достигнув наибольшего значения в 2003г. (-5,5%). Отрадно, что убыль населения России за последние три года стала уменьшаться. А в 2009г. впервые сложился небольшой прирост населения — на 23,3 тыс. человек. [1]

Что касается численности населения Воронежской области, то на начало 2010г. составило лишь 2261,6 тыс. человек, т.е. меньше на 8,4 тыс. чел. по сравнению с 2009г. или на 9,8 по сравнению с 2008г. [2].

В связи со сложившейся демографической ситуацией, министр образования и науки РФ А. Фурсенко говорит о том, что численность выпускников в российских школах к 2012г. сократится по сравнению с 2006г. вдвое. По прогнозам к 2012г. количество выпускников средних общеобразовательных школ сократится до 700 тысяч, тогда как в 2006г. их было примерно 1,3 миллиона.

Оценивая результаты набора студентов 2010г. в вузы страны, А. Фурсенко отметил: «Из тенденций - наиболее приятное это то, что появился спрос на технические профессии... За счёт перераспределения контрольных цифр приёма мы определяем госполитику, а именно поддерживаем те профессии, которые востребованы экономикой и наоборот -уменьшаем набор по невостребованным специальностям».

К началу 2015г. прогнозируется сокращение численности трудоспособного населения до 8 млн. по сравнению с 2008г., а ещё через десятилетие - на 18-20 млн. человек, а отсюда - необходимость со стороны государства выдерживать пропорции в отношении подготовки рабочих с начальным профессиональным образованием (НПО), техников с СПО и специалистов с ВПО.

К сожалению, сложившийся стереотип восприятия специалистов с НПО и СПО, отрицательно сказывается на желании и возможности получения практико-

ориентированного образования, тем не менее, для работодателя наличие у потенциального сотрудника совокупности практических навыков работы и фундаментальных научных знаний в соответствующей области является приоритетом.

Значительная часть поступающих в ссузы в 2010 году являлась выпускниками 9 классов. Больше половины из них поступили в учреждение СПО с желанием за один и тот же период получить среднее общее (полное) образование и овладеть профессией, что подтверждает опрос студентов ЕТК ВГТУ, которые также отмечали и другие мотивы: необходимость смены учебного заведения (по ряду причин), желание родителей или законных представителей, не уверенность в успешном прохождении итоговой аттестации в школе (ЕГЭ) и др.

Большинство студентов учреждения СПО это юноши и девушки от 16 до 19 лет. Согласно общепринятой возрастной периодизации этот возраст относится к, так называемому, «периоду юности». Трактовка понятия «юность» имеет разные подходы, но все они определяют этот возрастной период между отрочеством (подростковый возраст) и зрелостью (взрослением). «Юность -

напряжённый период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности». [3]

На данном этапе у человека происходит процесс формирования самостоятельности, самосознания, ухода от зависимости от взрослых (автономность, эмансипация), формируется

общественная активность, желание трудиться, определиться в профессиональной сфере, т.е. происходит процесс созревания личности.

Анисимов П.Ф.[4], говоря о сути функции СПО, отмечает: «.прежде всего, следует отметить его роль как мощного источника знаний, обеспечивающего культурно-образовательное развитие населения. . среднее профессиональное

образование должно стать по-настоящему действенным институтом, формирующим . интеллектуальный, культурный и моральноэтический общественный менталитет, основанный . на демократических принципах уважения и защиты прав граждан всех слоёв и групп».

Стоит отметить, что студенты учреждения СПО, как правило, принадлежат к

малообеспеченным слоям нашего общества и по ряду причин ограничены в возможностях самореализации в современном мире. Для них получение СПО, а затем ВПО является своеобразным социальным лифтом, дающим им эти возможности.

Учитывая выделенные социальные

особенности, а также качественно иной тип взаимодействия формирующейся личности с обществом, при обучении данного контингента необходимо использовать такие образовательные технологии, которые выступают средством приобщения к профессии, достижения определенного социального статуса, определения и реализации жизненных целей и ценностей. Характерным отличием профессионального образования от общего образования является не просто необходимость его получения, но и осознание этой необходимости. Наиболее успешно это прослеживается и реализуется при многоступенчатой подготовке в условиях университета в системе «ссуз-вуз».

Становится очевидным, что интегрированная непрерывная многоуровневая система подготовки специалистов в настоящий момент должна включать в себя сквозные профессиональные образовательные программы всех уровней, учитывающие систему «ссуз-вуз» и обеспечивающие принцип

преемственности. Только такая система дает возможность доступа к профессиональному образованию различного уровня как можно более широким группам населения.

Большинство выпускников ЕТК ВГТУ 2011 года намерены продолжить своё обучение в ВГТУ по ООП, реализуемых в сокращённые сроки. Выпускники других ссузов г. Воронежа и Воронежской области, имеющие СПО соответствующего профиля, также изъявляют желание повысить уровень своего образования в ВГТУ, а именно выпускники: Воронежского

авиационного техникума, Воронежского

государственного профессионально-

педагогического колледжа, Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа, Воронежского колледжа строительных технологий, Воронежского механического

техникума, Воронежского электромеханического колледжа железнодорожного транспорта,

Воронежского энергетического техникума,

Борисоглебского техникума информатики и

вычислительной техники, а также выпускники ссузов Липецкой, Курской, Белгородской и других областей.

В 2011г. профессиональные образовательные учреждения России всех уровней переходят на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые

предусматривают значительное обновление

действующих учебных планов и методического обеспечения всех дисциплин, пересмотра подходов к контролю, мониторингу и измерению результатов образовательного процесса.

Новые образовательные стандарты

предусматривают реализацию ООП, состоящей из обязательной и вариативной частей. Последняя, как правило, является профильной и определяется самим вузом. Каждое профессиональное учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП, в соответствии с предложенной структурой.

Главной целью проведения реформ фундаментального характера, которые закладывают предпосылки для будущего, является развитие непрерывного образования в свете реализации концепции способности и готовности человека к образованию в течение всей жизни, с целью более полного удовлетворения потребностей рынка труда, а также профессионального и личностного развития граждан, что обусловило появление многоуровневых учебных заведений

профессионального образования.

Для успешного и планомерного перехода Воронежского государственного технического университета на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового, третьего поколения, в нашем вузе был разработан план перехода ГОУ ВПО «ВГТУ» на уровневую систему высшего профессионального образования и ФГОС. Данный документ предусматривает проведение поэтапной работы, цели и задачи которой - своевременное, полноценное и качественное обеспечение учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, а именно:

• определение стратегии;

• разработка нормативной базы;

• организация информационно-аналитического сопровождения;

• организация повышения квалификации сотрудников;

• выработка единых рекомендаций по разработке ООП;

• оформление документации для лицензирования по новым ООП;

• определение пропорций, объёмов и структуры приёма;

• организация обновления материальнотехнической базы и разработка учебнометодического обеспечения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мониторинг структур вуза по переходу на уровневую систему ВПО и ФГОС;

• организация и осуществление приёма в ВГТУ и реализация учебного процесса по ООП;

• оптимизация структуры ВГТУ для качественного выполнения стоящих задач, в связи с переходом на уровневую систему ВПО и ФГОС.

С учётом имеющегося опыта и полученных результатов в ВГТУ в 2011 году планируется организация приёма по подготовке бакалавров в сокращённые сроки на базе СПО.

Литература

1. Население России 2008 [Текст]: Шестнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А. Г. Вишневский; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 352 с.

2. 65 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. Стат. сборник. / Воронежстат. -Воронеж., 2010. 52 с.

3. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. М.: Академический проект Трикста, 2006. 256 с.

4. Анисимов П.Ф. Регионализация среднего про-фессиионального образования (вопросы теории и практики) / П.Ф. Анисимов - М: Высшая школа, 2002. 224 с.

5. Александров А.А., Федоров М.П. Уровневая система, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные стандарты высшего профессионального образования России. / А. А. Александров, М.П. Федоров и др. — СПб.; Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 186 с.

6. Антипов С.А., Сафонов С.В. Интеграционная система обеспечения качества подготовки специалистов на базе среднего профессионального образования: Монография. - Воронеж: ВОИПКРО, 2003. 57 с.

7. Сафонов С.В. Проектирование сквозных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (на примере специальностей машиностроительного профиля): Дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2002. 170 с.

Воронежский государственный технический университет

Естественно-технический колледж Воронежского государственного технического университета APPROACHERS TO DEVELOPING AND IMPLEMENTING PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMMES OF SHORTENED TERMS OF TRAINING

V.R. Petrenko, S.V. Safonov, S.A. Antipov, A.A. Dolgachev, I.V. Polukhina

The paper is devoted to the problem of ensuring the continuity of professional education, to quality of training secondary vocational education (non-university level higher education) graduators during the transition to the tier system of Higher professional education (HPE). It deals with ways of improving structures for continuing professional education which ensure full protection of graduators’ social rights and their adaptation in new economic and social conditions

Key words: continuing education, shortened terms of training, the tier system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.