Научная статья на тему 'Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО'

Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5422
1137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ЮНОШЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / AGE PERIODISATION / YOUTH / SOCIAL PROFILE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антипов С. А., Полухина И. В., Сафонов С. В.

Материалы статьи описывают социально-возрастные особенности студентов учреждения СПО и их возможное влияние на ход и результаты учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SO

The article highlights the issues of social and age characteristics of college students, their possible impact on the educational course and its results

Текст научной работы на тему «Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО»

УДК 377.5

СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО С.А. Антипов, И.В. Полухина, С.В. Сафонов

Материалы статьи описывают социально-возрастные особенности студентов учреждения СПО и их возможное влияние на ход и результаты учебного процесса

Ключевые слова: возрастная периодизация, юношество, социальный портрет

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 23, среднее профессиональное образование (СПО) имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального

профессионального образования.

Материалы данной статьи описывают социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО на примере Естественнотехнического колледжа Воронежского

государственного технического университета. (ЕТК ВГТУ). Как показал опрос студентов, проводимый авторами в 2008-2011гг. в ЕТК ВГТУ, основная часть абитуриентов имеет именно основное общее образование (89,4%), а значит

большинству студентов колледжа от 15 до 20 лет. Данный возрастной период имеет свои ярко выраженные характерные особенности. Согласно общепринятой возрастной периодизации этот возраст принято называть «студенческий возраст», «ранняя зрелость» или «поздняя юность».

Возрастная периодизация - сложнейшая и неоднозначно решаемая задача психологии. Физиологически человек уникален, его «возрастные новообразования» (Выготский Л. С.) могут

происходить в относительно неодинаковые стадии становления и формирования. Тем не менее, можно определить общие характеристики этапов развития человека. К примеру, исследователи выделяют характеристики сформированности личности, которые присуще в той или иной мере подростковому, юношескому и зрелому периодам. табл. 1

Таблица 1

Сравнительные характеристики сформированности личности в период перехода от подростковости к зрелости

Характеристика Подростковый период Юношеский период Период зрелости

1. Сформированность чувства ответственности низкая средняя выше среднего, высокая

2. Потребность в заботе о других низкая средняя, выше среднего выше среднего, высокая

3. Способность к активному участию в жизни общества низкая, средняя средняя, выше среднего выше среднего, высокая

4. Способность к эффективному использованию своих способностей низкая средняя выше среднего, высокая

5. Способность, потребность к психологической близости с другими людьми низкая выше среднего, выше среднего, высокая

6. Способность к самостоятельному, конструктивному решению жизненных проблем низкая низкая, средняя выше среднего, высокая

7. Оценивание людей по внешности (одежда, аксессуары и т.д.) по способностям по действиям и поступкам

8. Решение проблем избегание неудач, отстранение от решения проблем достижение цели конструктивное решение проблем

Антипов Сергей Анатольевич - ВГТУ, д-р физ.-мат. наук, профессор, тел. (473) 221-02-56

Полухина Ирина Васильевна - ЕТК ВГТУ, преподаватель высшей категории, тел. (473) 243-76-80 Сафонов Сергей Владимирович - ВГТУ, канд. пед. наук, профессор, тел. (473) 221-09-19

Существующие толкования «юности»

определяют этот возрастной период между отрочеством (подростковый возраст) и зрелостью (взрослением). И.С. Кон считает, что «юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, полового созревания, а с другой — достижение социальной зрелости».[1] «Юность -напряжённый период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности». [2]

Современная психология рассматривает данный период становления человека с физиологических, социальных, культурных и других позиций. Он характеризуется развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. [3].

Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, Б.С. Волкова, является специфическим эмоционально-сенситивным этапом развития основных «социогенных потенций» человека.

В данный период у человека происходит процесс формирования самостоятельности личности, самосознания, ухода от зависимости от взрослых (автономность, эмансипация),

формируется общественная активность, желание трудиться, определиться в профессиональной сфере. Лишь к концу юношеского периода (не ранее 22-23 лет) завершаются процессы физического созревания человека. Особое внимание исследователи обращают на то, что данный этап также отмечен психологической неустойчивостью личности, т.е. кризисным протеканием.

Некоторые психологи проводят параллель с процессом рождения человека, болезненным в физическом плане, как для самого новорождённого, так и для его матери и в какой-то мере отца. Уход от зависимости от взрослых (отторжение) не менее, а может и более тяжёл в психоэмоциональном плане (душевные

переживания проходят намного ощутимее, чем физические страдания), чем появление человека на свет, и длительнее, т.к. «родовой период»

начинается ещё в подростковом возрасте.

Главная проблема 15—19 летних - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости. Эти

отрицательные моменты являются особенностями этого этапа, полного амбиций, построения планов на жизнь, с одной стороны, и с неуверенностью в их осуществлении, в боязни сделать неправильный шаг или выбор, с другой. Хотя следует отметить, что в рассматриваемом возрастном периоде мотив «достижения цели» выходит на первое место, а «избегание неудач» уходит на второй план. Этот возраст характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда

вырабатываются устойчивые свойства личности».[4]

Многие исследователи отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17—19 лет развита не в полной мере. Неоправданный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы, также характерны для данного возраста.

Стоит отметить, что у многих студентов учреждений СПО мотив «достижения цели» не сформирован, либо сформирован недостаточно, что влечёт за собой неправильное, искажённое восприятие учебного процесса. У таких обучающихся (с повышенной тревожностью), формируется «защитная установка относительно учебной деятельности».[5] Отсутствие потребности в достижении цели не даёт им возможности ощутить удовлетворение от самостоятельно достигнутых положительных результатов, успехов. Если именно в этот период не сформировать у них эту потребность, то подобное отношение к себе и своей деятельности, поступкам, действиям останется на всю жизнь, в связи с отсутствием самореализации, самоудовлетворённости. «Потребность в избегании неудач лежит в основе рутинного исполнения деятельности, в основе догматического следования инструкциям как в молодости, так и в дальнейшей жизни.»[5]

Главные новообразования этого возраста -открытие «Я», развитие рефлексии, самоанализа, осознание собственной индивидуальности и её свойств; возрастает волевая регуляция; появление жизненного плана; установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в разнообразные сферы жизни.

Исследования психологами данного возрастного периода показали, что со стороны психических процессов в юношеском возрасте (внимание, память, мышление) происходят

значимые изменения, приводящие к формированию систематичного, управляемого, контролируемого, осознанного, более критичного сознания по

сравнению с подростковым периодом. Внимание, память, мышление и другие психические процессы наиболее близки по своему качеству к взрослому периоду.

Как мы видим, на лицо ярко выраженные черты, резко отличающие период юношества от других возрастных периодизаций. И.С. Кон

отмечает что, влияние социально-экономических и других условий на психологию юношей до сих пор систематически не изучалось и не учитывается в практике воспитания и обучения, а соответственно и в современном профессиональном образовании.

Тем не менее, в ЕТК ВГТУ проводились исследования социальных особенностей

обучающихся. В качестве примера, приведём работу Сафонова С.В. [8], в которой он в 2002г. определил социально-демографическую характеристику

абитуриента ЕТК ВГТУ. Сравнивая результаты исследования Сафонова С.В. и результаты, полученные в 2011г. табл. 2, авторы отмечают положительную тенденцию к улучшению

материального положения семей обучающихся в учреждениях СПО. А именно, если в 2002г. только 41,2% определяли материальное положение своей семьи как среднее, то в 2011г. таких семей стало 70,2% от числа опрошенных, а семей с невысоким материальным достатком было 56,9% в 2002г. и стало 14,9% в 2011г. Стоит отметить увеличение числа обучающихся из Воронежской области, а именно от 12,8% (2002г.) до 29,8% (2011г.).

Как правило, поступая в учреждение СПО, абитуриент ещё является подростком, т.е. имеет все характерные для этого возрастного этапа развития человека особенности, одна из которых - незрелость в принятии решений. Как показал опрос студентов ЕТК ВГТУ, за 13,4% выбор учебного заведения произвели его родители (законные представители). Впоследствии, перейдя в другой возрастной период, некоторые осознают неверность данного решения, в связи с чем, для этой группы студентов низкая мотивация к учёбе объясняется другими профессиональными склонностями и

предпочтениями.

Немаловажным, на наш взгляд, является сам мотив поступления в колледж, который движет выпускниками общей школы. По результатам обработки анкетных данных, 43,6% опрашиваемых «решили получить данную специальность», 30,8% «хотят продолжить обучение в вузе по программам с сокращённым сроком обучения», отметим, что в ВГТУ имеется обширный опыт разработки и реализации таких программ [6], 11,7% «не уверены в успешной сдаче ЕГЭ», а отсюда неуверенность в целесообразности пребывания в школе следующие два года. Основным мотивом, в данном случае, явилось желание за тот же период получить среднее (полное) общее образование и овладеть профессией. Последовали примеру «брата, родственника, друга и т.д.» всего 9,6% респондентов.

7,4% респондентов не продолжили обучение в школе по причине своего неблагоприятного положения в классе, т.е. они указывали на свой низкий социометрический статус. Студенты

говорили о том, что социально-психологический климат в школе, классе или недоброжелательные взаимоотношения с отдельными учителями, административными работниками,

одноклассниками, повлияли на их решение уйти из школы. Эти обучающиеся отмечали качественные улучшения своего эмоционального состояния после поступления в ЕТК. Они обращали внимание на «совершенно другое к ним отношение окружающих», соответственно подтверждали правильность сделанного ими выбора. Суть ответов состояла в следующем: «здесь я чувствую себя личностью; взрослым; самостоятельным; значимым; человеком, потому что ко мне именно так и относятся».

Многие юноши (11,1%), говоря о причине поступления в колледж, отмечали возможность отсрочки своей службы в рядах Вооружённых Сил РФ. В соответствии с Федеральным законом от 06.07.2006 N 104-ФЗ: «Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения ... по программам ... среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование . на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ». [7]

Из числа студентов, обучающихся в 20082011гг. в ЕТК ВГТУ, 40,4 % опрошенных - из неполных семей, а значительная часть (70,2 %) -выходцы из семей, которые «могут позволить себе покупку продуктов питания и предметов первой необходимости». Лишь 2,1% определили финансовое состояние своей семьи как «свободное», а 14,9% - «могут позволить себе покупку только продуктов питания», поэтому получение СПО для них является своеобразным социальным лифтом, дающим им возможности самореализации в современном обществе.

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов ЕТК ВГТУ (2008-2011 гг.)

% (от числа опрошенных)

1. Ваш пол: мужчины 68

женщины 32

2. Вы из:

а. Воронежа (город, где расположен колледж) 57,4

Ь. Воронежской обл. 29,8

с. др. региона (указать какого) 12,8

3. Вы живёте:

а. С обоими родителями 55,3

Ь. С одним из родителей 40,4

с. С дедушкой/бабушкой, с родственниками 3,6

і Один (одна) 0,7

4. Ваша семья:

а. Рабочих 62,6

Ь. Работающих в агропромышленном комплексе 4,3

с. Служащих 17

^ Частного предпринимателя 8,6

е. Временно неработающих 7,5

5. Ваша семья:

а. Может позволить себе покупку только продуктов питания 14,9

Ь. Может позволить себе покупку продуктов питания и предметов первой необходимости 70,2

с. Можем позволить дорогостоящую покупку (бытовую технику, путёвку и т.д.) 12,8

^ Свободна в финансовом отношении 2,1

6. Ваши родители закончили:

а. вуз 36,2

Ь. ссуз (техникум, училище) 28,7

с. Один вуз, другой ссуз 35,1

7. Каковы ваши мотивы поступления в колледж? (можно выбрать несколько вариантов)

а. Решил(а) получить данную специальность 43,6

Ь. Так учился мой брат, родственник, друг и т.д. 9,6

с. Это было решение родителей/ законных представителей 13,8

^ Хочу продолжить обучение в вузе по программам с сокращённым сроком обучения 30,8

е. Необходимость поменять учебное заведение 3,2

£ Не был(а) уверен(а) в успешной сдаче ЕГЭ 11,7

g. Хотел отложить службу в ВС РФ 11,1

И. Другое 7,4

8. Вы поступили в колледж на базе:

а. 9 классов (среднее общее образование) 89,4

Ь. 11 классов (среднее (полное) общее образование) 8,5

с. Имели профессию перед поступлением в колледж (НПО) 2,1

Представленные социально-возрастные

особенности юношеского возраста, характерны для большинства студентов СПО. Многие преподаватели сетуют на то, что некоторые студенты колледжей и техникумов не посещают занятия и имею низкую способность к обучению, отмечают тенденцию к снижению этой способности у подрастающего поколения, т. е. фактически такие студенты учатся по принуждению, хотя В. О. Ключевский еще в середине прошлого века писал: «...Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и

самостоятельности». [9]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь И. С. Кон отмечает: «чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями, тем сложнее механизмы трансмиссии, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее, селективнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию».[1] Учёные считают, что формирование самосознания, тесно связанное с развитием интеллекта, который у современного взрослого человека формируется к 22-23 годам, тогда как 20

лет назад его сформированность отмечалась уже 1719 годам. Тем не менее, «помимо возрастных закономерностей развития существуют и

индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного

возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития». [10]

Ведущей деятельностью юношей/девушек, по мнению психологов, является учебнопрофессиональная деятельность, а ведущей

мотивацией является произвольная мотивация, т.е. осознанно поставленная цель. Если цель и пути её достижения ясны, то деятельность молодого человека или девушки наиболее активна для её достижения. Отсутствие чётко сформулированной для себя цели ведёт к безразличию и даже апатии.

Главной же задачей юности выступает формирование идентичности личности

(персонализации), т.е. способность индивида

оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях, осознавать самого себя в

качестве человеческой личности, отличающейся от других.

У современной молодёжи в возрасте 17-19 лет отмечается слабо сформированная идентичность, что влечёт за собой ряд отрицательных моментов, которые негативно отражаются на жизни молодого человека/девушки. А именно: неуверенность в себе, низкая самостоятельность, низкая социальная адаптация (ассимиляция) - наиболее характерна для студентов колледжа - пассивность, ощущение непонимания со стороны родителей и преподавателей наряду с тотальным контролем, уход в мир фантазий.

Всё это, безусловно, необходимо учитывать в практике обучения и воспитания, при разработке и реализации образовательных технологий, а также при формировании учебных планов основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, т.е. при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты СПО третьего поколения.

Литература

1. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 252 с.

2. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. М.: Академический проект Трикста, 2006. 256 с.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин: Минск: Харвест, 1998. 620 с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 672 с.

5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

6. Петренко В.Р., Сафонов С.В., Антипов С.А.,

Долгачев А.А., Полухина И.В. Подходы к разработке и реализации профессиональных образовательных программ сокращённых сроков обучения. «Вестник

Воронежского государственного технического университета», Том 7. № 6, 2011. С. 4 - 7

7. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с сокращением срока воинской службы по призыву N 104-ФЗ от 06.07.2006.

8. Сафонов С.В. Проектирование сквозных

образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (на примере

специальностей машиностроительного профиля): Дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2002. 170 с.

9. Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.: Наука, 1968. С. 334

10. Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Университет российской академии образования. Материалы предоставлены интернет - проектом ^^^^ЬЬаИека.ги

Воронежский государственный технический университет

SOOAL AND AGE FEATURES OF COLLEGE STUDENTS S.A. Antipov, I.V. Polukhina, S.V. Safonov

The article highlights the issues of social and age characteristics of college students, their possible impact on the educational course and its results

Key words: age periodisation, youth, social profile

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.