Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (12). Март 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 371.321 ББК 74.00 С128
Д. В. Савельева Иркутск, Россия
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
В статье рассматриваются психологические особенности обучающихся колледжа в зависимости от их возраста. Стремление студентов к самореализации и поиска жизненных смыслов профессиональной деятельности.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, подростковый возраст, самоопределение, смысложизненная концепция.
AGE CHARACTERISTICS OF COLLEGE STUDENTS AND THEIR INFLUENCE ON THE CONTENT OF LIFE-MEANINGFUL
ORIENTATIONS
The article discusses the psychological characteristics of college students depending on their age and the desire of students to self-realization and the search for life meanings of professional activity.
Key words: life orientation, adolescence, self-determination, meaningful concept
Исходя из понимания смысложизненных ориентаций личности как динамичной иерархической системы, которая может изменяться в зависимости от возраста, основных целей личности, обстоятельств, жизненных ситуаций, мы допускаем, что изменения, связанные с определением будущей профессии, могут ослабить или изменить ценностные ориентиры: личность вступает в новые периоды развития, а не находится в состоянии стагнации, изменяются представления о себе, о других людях, о мире, и соответственно трансформируются
© Савельева Д. В., 2017
и изменяются смысложизненные ориентации и мировоззрение в целом. Главным способом поддержания устойчивых идеалов, ценностного отношения к себе может выступить будущая профессиональная деятельность как жизненно важный ориентир.
Юношеский возраст вслед за подростковым завершает процесс становления смысложизненной сферы личности человека. Значимость данного возрастного периода определяется уровнем духовно-нравственного развития обучающихся в колледже студентов, отношением к выбору учебного заведения, отношением к себе и т. д.
Р. Хавиргхест [Цит. по: Хуторской, 2013, с. 45] выделяет следующие задачи развития в подростковом возрасте:
- принятие собственной внешности;
- усвоение мужской и женской роли, особенностей полового поведения;
- установление иных по сравнению с предыдущим периодом отношений с референтной группой;
- приобретение эмоциональной независимости от родителей или других значимых взрослых;
- профориентация;
- построение первых отношений с противоположным полом;
- трансляция своей индивидуальности (начитанность, спортивные успехи, смелость и т. д.);
- формирование социально ответственного поведения;
- построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.
Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность принципов обучения, направленных на изменение позиции ученика на позицию студента (обучающегося самостоятельно).
Критический анализ ценностей окружающей среды должен привести к формированию самостоятельной структуры ценностей.
Иные задачи развития в юношеском возрасте выделяются О. В. Хухлаевой [Хухлаева, 2002, с. 118]:
- личностное самоопределение - социальное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное, культурное;
- достижение социальной зрелости характеризуется желанием и способностью принять ответственность за свою жизнь.
Как считает Э. Эриксон [Эриксон, 2006, с. 264], в юношеском возрасте необходимо сформировать психологическую идентичность, преодолев кризис идентичности. Однако самоопределяться человек начинает еще в подростковом возрасте.
Л. И. Божович [Божович,1992, с. 135] важным новообразованием старшего школьного возраста считает потребность в самоопределении. Данная потребность включает в себя формирование смысловой системы, в которой объединяются представления о мире и о себе, поиск ответа на вопрос о смысле собственного существования. И. В. Дубровина [Цит. по: Деркач,1999, с. 119] соглашается с Л. И. Божович и также подчеркивает, что в подростковом возрасте появляется не само самоопределение, а психологическая готовность к нему. Под психологической готовностью она подразумевает формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих правах и обязанностях, ответственности, моральных принципах и убеждениях, т. е. об определенных психологических механизмах и образованиях, которые обеспечивают в дальнейшем сознательную активную жизнь.
Таким образом, в подростковом возрасте появляется потребность в самоопределении, а в юношеском возрасте - самоопределение уже должно сформироваться.
Говоря о самоопределении, необходимо отметить, что М. Р. Гинзбург [Гинзбург,1988, с. 19] разработал подход личностного самоопределения, основой которого является представление о ценностно-смысловой его природе. Самоопределение - это активная выработка собственной позиции относительно социально выработанной системы ценностей, и на основе этого
определяется смысл собственного существования. По мнению Гинзбурга, личностное самоопределение не завершается в юношеском возрасте, а в течение последующей жизни человек много раз приходит к необходимости личностного самоопределения, и в данном случае юношеский возраст является отправной точкой для дальнейшего развития.
Другое новообразование подросткового возраста выделяет Г. А. Вайзер [Вайзер,1998, с. 3]. Это смысл жизни, развивающийся на основе главного мотива, жизненной цели, выделения и формирования главной задачи, которая связана с отдаленным будущим. Однако, по нашему мнению, формирование смысла жизни можно включить в процесс самоопределения, который является более широким и объединяет в себе становление личности, ее мировоззрения в целом.
Как отмечает К. Обуховский [Цит. по: 0зеров,2010, с. 75], в юношеском возрасте особенно сильно проявляется потребность осознать свою жизнь как цельный процесс, имеющий определенную направленность и смысл.
Анализируя научные работы, отметим, что смыслы как жизненные ценности - динамичны, могут зависеть от ситуации, от какого-то события, значимой встречи, поступка или навязчивой идеи. Тем более, что подростково-юношеская психика подвижна, волевая регуляция не устойчива, система жизненно важных потребностей постоянно и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его состояния.
У Р. С. Немова выделено, что степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой» [Немов, 2003, с. 29]. При разграничении поведенческой автономии в этот возрастной период важно подчеркивать значимость таких ценностей, как: свобода и возможность брать на себя ответственность, эмоциональная автономия, моральная позиция, самостоятельность в принятии решений и ответственность за это, право на собственные взгляды и оценочные суждения и ответственность перед социальными законами и нравственными правилами и т. д.
Это позволяет, опираясь на идеи А. Г. Маслоу [Маслоу, 1996, с. 292], выделить требования, каким должна соответствовать личность в своем поведении и отношениях с окружающими, если ее смысложизненные ценности не противоречат ситуации:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ситуации;
- принятие себя и других такими, какие они есть;
- непосредственность в поступках и сосредоточенность внимания не только на внутреннем, но и на внешнем;
- развитые творческие способности;
- непосредственное подключение к новой студенческой жизни и погружение в нее;
- способность брать на себя ответственность;
- умение достигать поставленной цели, преодолевая сопротивления как внешние, так и внутренние.
Как видим, самоопределение в новой ситуации может стать основным ценностным ориентиром в новой среде.
Как указывает И. В. Дубровина [Цит. по: Деркач,1999, с. 119], к началу юношеского возраста ценностные ориентации уже должны сформироваться, чтобы стать предпосылкой для следующего новообразования личности - возникновения зрелых жизненных планов, связанных с профессиональным образованием.
В. С. Мухина [Мухина, 1999, с. 40], описывая период юности, также указывает, что в данном возрасте у человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе и другим, а также к моральным ценностям в связи с ориентацией на профессию. То есть молодой человек воспринимает, интерпретирует и присваивает некие общественные ценности более осознанно: с учетом ориентации на престижность профессии, перспективы материального благополучия, ценност-
ные перспективы творческого развития, изменение условий комфортности и т. д.
В данном случае авторами практически не разграничиваются периоды отрочества и юности при формировании ценностных ориентаций.
Проанализировав подходы к пониманию смысложизненных ориентаций в раннем юношеском возрасте, отметим, что юношеский возраст более спокойный, перед ним стоят немного иные задачи развития, но, тем не менее, юноша продолжает оценивать себя и других, свое отношение к миру, формировать главные цели и смыслы.
Итак, жизненный путь человека - это процесс формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет.
Выявление особенностей смысложизненных ориентаций стало в последнее время актуальной темой исследований. Проблемы смысложизненных ориентаций у старших школьников и процесс их формирования определяются не только тем, что подростковый возраст является одним из ответственных периодов формирования личности, когда происходит осознание смысла жизни и ее целей; этот период является сензитивным для формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. Кроме того, формирование смысложизненных ориентаций у современной молодежи происходит в период кардинальных изменений в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, что не может не отражаться на их ценностях и поступках. Именно этот факт, на наш взгляд, является актуальным для многих исследований.
В современной литературе мы не встретили прямого сопоставления уровня сформированное™ смысложизненных ориентаций и степени развитости личностной рефлексии. Однако в некоторых трудах находим сопоставление близ-
ких к этим понятиям явлений. Так, А. Г. Маслоу в своей книге «Новые рубежи человеческой природы» [Маслоу, 1996, с. 292] обсуждает проблему снижения уровня психологического здоровья сегодняшней молодежи. Психолог приходит к выводу, что внешний «реальный» мир не оставляет человеку, стремящемуся действовать в нем успешно, времени на свой внутренний нерациональный и неповторимый мир. Однако именно данное положение обуславливает тот факт, что человек, а особенно молодой человек, в редкие минуты одиночества вдруг открывает, что он живет не своей жизнью, что его цели - это лишь зарабатывание денег или внешнего престижа, что его жизнь похожа на яркую оболочку, содержимое которой давно испорчено. Именно такие минуты откровения с самим собой мы и называем личностной рефлексией, и именно открытие такого рода - это задел для формирования смысложизненных ориентаций.
Чуть дальше психолог приходит к следующему выводу: психологически здоровые люди лучше воспринимают и оценивают факты (у них более развита рефлексия), а следовательно, обладают более стройными ценностями (более четко выражены смысложизненные ориентации). Можно сказать, что смысло-жизненные ориентации представляют собой динамическую проекцию смысложизненных концепций личности на конкретные условия ее повседневной жизни. Т. В. Столина дает следующее определение смысложизненной концепции -«это, индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. В основе этой концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности» [Столина, 2002, с. 15].
Таким образом, можно сказать, что смысложизненная концепция - это стержневая направленность личности, ее смысл жизни. Она содержит в себе те жизненные смысловые универсалии, те ценности, которые и составляют основу личности. Переход из одной возрастной категории в другую обычно связан со сложными личностными переменами, сдвигами в структуре сознания, пересмотром смысложизненных целей, коррекцией жизненных планов. Следовательно, смысловая сфера студентов характеризуется процессами формирования мировоззрения и активной воли, собственных смыслов и ценностей, становле-
нием системы смысловой регуляции, характерной для зрелой автономной личности. Это означает, что к 18-19 годам личность выходит на уровень смысловой саморегуляции, основу которой составляет возможность охвата мира в целом в представлении человека; у нее появляются: собственное, независимое мнение; стремление самостоятельно принимать жизненно-важные решения и нести ответственность за их осуществление. В ее сознании выкристаллизовываются и иерархизируются несущие смысл ценности.
Педагогический процесс предполагает диалог людей, принадлежащих к разным возрастным поколениям. Ценности преподавателя как представителя иного поколения могут значительно отличаться от ценностей обучающихся. И жизненный, и культурный опыт у них различен. Проблема несовпадений, а порой и диссонанса ценностей поколений ярко прослеживается в последнее время. Педагог, настроенный на понимание, постижение ценностей своих обучающихся, невольно оказывается пока в неведомом ему будущем. Толерантная позиция помогает обучающимся глубже постичь кажущееся им далекое будущее. А. С. Макаренко писал, что воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас [Макаренко, 2013, с. 328].
Основой педагогического взаимодействия, направленного на содействие раскрытию возможностей и способностей обучающегося, является понимание. Л. С. Выготский в первой трети прошлого века предложил рассматривать процесс взросления ребенка через понятие «зона ближайшего и актуального развития» и путем анализа новообразований, которые характеризуют «самую сущность каждого возраста как новой эпохи или новой ступени в детском развитии» [Выготский, 1983, с. 15]. Именно в его работах можно найти ответы на вопросы, почему подростки так стремятся быть одновременно похожими друг на друга и не похожими на родителей, почему старшеклассники так любят рассуждать о смысле жизни, о своем предназначении в ней. И еще много других «почему».
А. Н. Леонтьев в середине прошлого века ввел понятие «ведущая деятельность» [Леонтьев, 1977, с. 240]. Каждому возрастному периоду, подчеркивал ученый, соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. Эта концепция оказала важнейшее влияние на развитие педагогических идей о том, как именно может строиться педагогический процесс с учащимися того или иного возраста.
Возрастные особенности студента - это сфера личностных смыслов, запускающая психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. И именно образовательная деятельность оказывает огромное влияние на становление и развитие смысложизненной концепции личности, так как, с одной стороны, учебные заведения (школа, лицей, колледж, вуз) являются одними из основных институтов социализации личности, общение с педагогами, сверстниками наполняет определенным смыслом жизнедеятельность обучающихся; с другой стороны, получаемые знания способствуют развитию и становлению личности, формированию субъективного мировоззрения.
Рассматривая выше психологическое содержание ценностных ориентаций, как направленность личности на те, или иные ценности материальной и духовной культуры общества, мы обратили внимание на то, что важную роль играют социальные установки семьи, общества, государства.
При этом большую смысловую нагрузку приобретают принципы, позволяющие, исходя из понимания направленности системы профессионально ценностных ориентаций, способствовать развитию смысложизненных ориентаций студентов:
- принципы целеполагания: профессиональная подготовка и ценностные ориентации являются двуединой целью профессионального образования;
- принцип единства ценностной и профессиональной направленности личности: наличие в ценностных ориентациях идеалов, установок, потребностей, интересов, мотивов;
- принцип рефлексивности, который предполагает осмысление собственного представления о профессии, оценку личностных смыслов выбора специальности, способность соотносить свои возможности и требования профессии;
- принцип активности - осознанное стремление к достижению успеха, к преодолению ситуаций затруднения, мобилизацию всех сил для самопроявления;
- принцип проективности предполагает осознанное видение своего профессионального Я как творческого специалиста, способного к свободному выбору ценностей профессионального становления;
- принцип коэволюции предполагает одновременное развитие субъективного и деятельностного, личностного и профессионального;
- принцип самостоятельности студентов в определении способов и приемов организации своей деятельности и свобода выбора решений. Педагог может лишь способствовать желаемому изменению, создавать условия для направленного самоизменения;
- акмеологического принципа, суть которого в том, что: у каждого свой пик, своя вершина профессионального развития, важно научить оценивать свои возможности и работать на пределе своих способностей;
- принцип творчества: реализация творческого потенциала будущего специалиста. Опыт показывает, что создателями производительных технических идей часто выступают представители гуманитарных наук, которые получили техническую подготовку. И в этом нет ничего странного, потому техническое творчество требует не только технических знаний, но и высоко развитого интеллекта;
- принцип гуманитаризации как формирование не только профессиональных, но и личностных качеств будущего специалиста. Гуманитаризация технического образования - система мер во время учебно-воспитательного процесса, направленная на использование возможностей каждого предмета в создании
благоприятных условий для формирования интеллектуальной, духовно-богатой личности с развитой общей и профессиональной культурой.
Выбор направлений и основных позиций в развитии смысложизненных ориентаций обусловлен тем, что не всегда выбор колледжа / института связан с ценностным ориентиром «быть специалистом высокого уровня». Опыт показывает, что мотивы выбора самые разные, и бывают совершенно не связаны со смыслом своего видения себя в жизни.
Данная проблема свидетельствует о необходимости целенаправленного обоснования смысложизненной ценности выбора будущей профессии, поиска таких качеств личности молодого человека, которые могут повысить профессиональный выбор как ценности личностно значимой и организовать прочную основу развития отношения к трудовой и профессиональной деятельности как личностно значимой ценности. Важно сориентировать в новых ценностях предметных знаний, профессионально значимых видов компетенций и средств деятельности, в умении выполнять все виды и формы профессиональной деятельности, в понимании престижа профессии, профессиональной чести и достоинства.
А для этого и отношение к студенту должно измениться: он не тот, кого надо заставить учиться, а коллега, которого надо научить профессионально планировать и мыслить, творчески решать задачи, четко организовывать время, быть ответственным за любое дело.
Следовательно, через образовательную деятельность можно влиять на формирование личности, ее образа мира, ее ценностей и мировоззрений, т. е. на формирование ее смысложизненной ориентации.
Итак, анализ научной психолого-педагогической литературы, раскрывающей возрастные особенности подростково-юношеского возраста, особенности их смысложизненных ориентаций в ситуации выбора профессиональных ценностей как личностно значимых, позволяет выделить ряд трудностей:
- сохраняются ориентации на сложившиеся стереотипы школьного обучения (жесткий контроль, конкретность задания, минимум самостоятельности в выборе информации и т. д.);
- недостаточная мотивированность студентов к саморазвитию, проявлению ответственности за качество знаний и умений в профессиональной деятельности;
- низкий интерес к творчеству как личностно-значимой ценности в профессиональной подготовке;
- преобладание обучающей функции над профессионально-развивающей.
Формирование смысложизненных ориентаций в процессе профессионального становления мы будем рассматривать как индивидуальное переживание и осмысление общего, связанного с принятием будущего как личностно значимого смысла.
Таким образом, способ решения задач формирования смысложизненных ценностей у будущих специалистов в рамках образовательного учреждения (вуза, колледжа и т. д.) требует конструктивного взаимодействия педагога и студентов, сохранение интереса ко всем предметам учебного плана, координацию усилий педагогов и студентов в оценке ориентиров в учебной и профессионально значимой деятельности на всех этапах: адаптации, становления как субъекта деятельности, формирования компетентности и включения в профессиональную и научно-исследовательскую деятельность.
При этом важно учитывать «образ Я в профессии как ценностный ориентир» студента, проявление качеств личности, соответствующих стремлению к самореализации, поиск жизненных смыслов профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 272 с.
2. Вайзер Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 3-14.
3. Выготский Л. С. Лекции по педологии / Ижевск: Удмуртский университет, 2001. 169
с.
4. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопрос психологии. 1988. № 2. С. 19-26.
5. Деркач А. А. Проблемы смысла жизни // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 119-125.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
7. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 4 т. / Изд-во «Педагогика», 2013. Т. 2. 542 с.
8. Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. М.: Смысл, 1996. 425
с.
9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: ACADEMIA, 1999. 456 с.
10. Немое Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.
11. Озеров А. А. Смысл жизни как духовная ценность // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С. 75-87.
12. Столина Т. В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002. 20 с.
13. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-метод. пособие. М.: Издательство «Эйдос», 2013. 73 с.
14. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
15. Эриксон Э. Х. Идентичность: юность и кризис. М.: 2006. 352 с. References
1. Bozhovich L.I. (1992). Stages of identity formation in ontogenesis // Vozrastnaya i pedagog-icheskaya psikhologiya. Moscow, Moscow University Publ., 1992. 272 p. (In Russian).
2. Vayzer G.A. (1998). Life significance and 'double crisis' in a man's life // Psikhologicheskiy zhurnal, 1998, vol. 19, no. 5, pp. 3-14. (In Russian).
3. Vygotskiy L.S. (2001). Lectures on Pedology. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2001. 169 p. (In Russian).
4. Ginzburg M.P. (1988). Personal self-determination as a psychological problem // Voprosy psikhologii, 1988, no. 2, pp. 19-26. (In Russian).
5. Derkach A.A. (1999). Life significance problems // Voprosy psikhologii, 1999, no. 1, pp. 119-125. (In Russian).
6. Leont'ev A.N. (1977). Activity. Conscience. Personality. Moscow, Politisdat Publ., 1977. 304 p. (In Russian).
7. Makarenko A.S. (2013). Collected works: in 4 v. Pedagogika Publ., 2013. V. 2. 542 p. (In Russian).
8. Maslow A.G. (1996). New frontiers of human nature. Moscow, Smysl Publ., 1996. 425 p. (In Russian).
9. Mukhina V.S. (1999). Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence. Moscow, Academia Publ., 1999. 456 p. (In Russian).
10. Nemov R.S. (2003). Psychology: textbook for students of higher institutions. Moscow, Vlados Publ., 2003. 688 p. (In Russian).
11. Ozerov A.A. (2010). Life significance as a spiritual value // Sotsial'no-gumanitarnye znani-ya, 2010, no. 3, pp. 75-87. (In Russian).
12. Stolina T.V. (2002). The concept of life and aggressiveness of teenaged students. Extended abstract of D.Ph. (Psychology) thesis. Saint-Petersburg, 2002. 20 p. (In Russian).
13. KhutorskoyA.V. (2013). Competence approach in education: scientific-methodical manual. Moscow, Eidos Publ., 2013. 73 p. (In Russian).
14. Khukhlaeva O.V. (2002). Psychology of development: youth, maturity, old age. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 208 p. (In Russian).
15. Erikson E.Kh. (2006). Identity: youth and crisis. Moscow, 2006. 352 p. (In Russian).