УДК 378 ББК 74.480.04
Сайко Яна Витальевна
аспирант
кафедра психолого-педагогических дисциплин Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Гуслякова Нина Ивановна доктор психологических наук, доцент
кафедра психолого-педагогических дисциплин Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Saiko Jana Vitalyevna Post-graduate Chair of Psychological-and-Pedagogical Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Guslyakova Nina Ivanovna Doctor of Psychology,
Docent
Chair of Psychological-and-Pedagogical Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Исследование взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и
самооценкой личности студентов The relationship between meaning of life orientations and students’ selfconcept research
В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты смысложизненных ориентаций и самооценки личности. Приводятся и анализируются эмпирические данные динамики и связи между смысложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов.
The article deals with some theoretical aspects of sense of life orientations and self-concept. The empirical data and the connection between the dynamics of meaning of life orientations and self-concept of students personality are presented and analyzed.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, смысл жизни, самооценка, студент вуза.
Key words: meaning of life orientations, the meaning of life, self-concept, the student of the university.
Сложность и нестабильность социально-экономических условий, которые
ещё наблюдаются в нашем обществе, оказывают негативное влияние на лич-
ность, способствуют размыванию, изменению целей и смысложизненных ориентаций. Это приводит к усложнению процессов вхождения личности в социум. Поэтому необходимо и актуально изучение соответствующих смысложизненных ориентаций, выявление их особенностей и психологических проявлений. Это важно потому, что в своём содержании они «...выражают понимание личностью смысла собственной жизни. В них отражено сущностное самоопределение человека в мире, отношение к жизни в целом и понимание своего места в ней» [5].
Анализ научной литературы показывает, что значимость смысложизненных ориентаций нашла отражение в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Г.А. Вайзер, В.Н. Квин, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского и др.
В их работах отмечается, что смысложизненные ориентации - это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.
Основной единицей жизненного пути личности выступает смысл жизни, поскольку в нём отражается жизненная позиция человека, осознанный и обобщенный принцип жизни. Он даёт ощущение самостоятельности, полноты самовыражения и причастности к социуму, позволяет каждому выступить архитектором своей судьбы [7].
В.Э. Чудновский [11] утверждает, что смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности. По мнению К.А. Абульхановой-Славской [1], смысл жизни — это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нём, переживаем его.
Г.А. Вайзер [4] подчёркивает, что проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе возрастного развития.
В юношеском возрасте происходит активное формирование личности, преобразование мотивации, осознание смысла жизни и её целей. Этот возраст связан с формированием активной жизненной позиции, формированием убеждений и ценностей, расширением сферы жизнедеятельности. Юношеский возраст - это пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности [3].
В.Н. Квин [6] считает, что люди с положительными «Я» - концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Им также легче смириться с собственными неудачами. К тому же у них неудачи происходят реже, поскольку они, как правило, работают эффективнее, чем люди с низкой самооценкой. Высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность. Люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться скорее на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы.
Кроме того, самооценка как таковая является чрезвычайно важным компонентом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворенности собой [2].
Все вышесказанное побудило определить цель исследования - выявить взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и уровнем самооценки личности студентов.
В исследовании решались две задачи.
Задача первая. Нас интересовало, как происходит развитие смысложизненных ориентаций и самооценки личности у студентов младших и старших курсов, прослеживается ли динамика.
Первая гипотеза состояла в том, что уровень развитости смысложизненных ориентаций и уровень адекватности самооценки в процессе профессиональной подготовки должны возрастать. Для проверки этой гипотезы в качестве объекта исследования были приглашены студенты первого и четвертого курсов.
Задача вторая. Здесь новым моментом явилось установление связи между уровнями смысложизненных ориентаций и самооценки.
Вторая гипотеза состояла в том, что между смысложизненными ориентациями и самооценкой наблюдается взаимосвязь. У студентов с адекватным и высоким уровнем самооценки наблюдается высокий уровень выраженности смысложизненных ориентаций и, наоборот, у студентов с низким уровнем самооценки - уровень смысложизненных ориентаций недостаточно выражен.
Выборка испытуемых осуществлялась в Челябинском государственном педагогическом университете на базе естественно-технологического факультета. В исследовании приняли участие студенты первого и четвёртого курсов. Это позволяла нам сопоставить результаты испытуемых младших и старших курсов, проследить динамику изменений. Общий объём выборки составил 45 человека, возрастной состав от 17 до 23 лет.
Методика. В исследовании использовался тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [8]. Тест включает двадцать пар утверждений, отражающих альтернативные варианты отношения человека к жизни, а также пять субшкал: 1) шкала «цели в жизни» (цели) - характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей (намерений, призвания) в будущем; 2) шкала «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (процесс) - определяет удовлетворённость своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом; 3) шкала «результативность жизни или
удовлетворенность самореализацией» (результат) - измеряет удовлетворённость прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни; 4) шкала «локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» (лк — Я) - характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора; 5) шкала «локус контроля - жизнь или управляемость жизни» (лк — Ж) - отражает убеждённость в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Уровень самооценки устанавливался с помощью методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [9]. Методика позволяет определить уровни сформированности таких личных качеств, как ум, профессиональные способности, характер студентов, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе.
Результаты и обсуждения
Таблица 1
Показатели средних значений по шкалам СЖО
Шкалы СЖО
Курс Цели (балл) Процесс (балл) Результат (балл) ЛК-Я (балл) ЛК-жизнь (балл) Общий показатель ОЖ (балл)
I 29,83 29 25,54 20,42 28,37 99,04
IV 32,52 32,14 27,09 21,24 32,76 107,28
динамика +2,69 +3,14 +1,55 +0,82 +4,39 +8,24
Примечание (нормы по Д.А. Леонтьеву): цели [23,5; 35,3], процесс [24,36; 33,24],
результат [19; 27,6], лк - Я [14,73; 22,43], лк - Ж [22,9; 34,5].
Анализ результатов тестирования позволяет сделать вывод о том, что у испытуемых первого и четвертого курсов показатель смысложизненных ориентаций находится преимущественно в пределах среднего уровня (табл.1). Различие между значениями всех шкал составляет от 0,82 балла (ЛК - Я) до 4,39 балла (ЛК - жизнь). Полученные данные по шкале «цели в жизни» свидетель-
ствуют о направленности испытуемых на будущее, о наличие жизненных целей; о том, что испытуемые воспринимают сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; испытуемые данной выборки удовлетворены пройденным отрезком жизни.
Что касается шкалы «ЛК - Я», то из таблицы видно, что показатели по этой шкале самые низкие по сравнению с остальными ( 20,42 4 б. и 21,24 б. -соответственно). Это свидетельствует о том, что испытуемые в настоящий момент не в полной мере рассматривают себя в качестве полновластного хозяина своей жизни, обладающего достаточной свободой выбора. Тем не менее они верят в то, что сумеют построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями. Результаты по данной шкале имеют позитивную динамику.
Этот факт подтверждается результатами, полученными по шкале «ЛК -жизнь или управляемость жизни» (28,37 б. и 32,76 б. - соответственно). Испытуемые верят в то, что человек может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Результаты частоты низких, средних и высоких показателей субшкал теста СЖО представлены в табл.2.
Таблица 2
Степень выраженности показателей субшкал теста СЖО
Уровень Количество респондентов с соответствующим уровнем в %
Цели Процесс Результат ЛК - Я ЛК - жизнь ОЖ
I курс
Низкий 29 12 8 4 29 29
Средний 29 55 42 75 46 38
Высокий 42 33 50 21 25 33
IV курс
Низкий 5 14 10 14 5 10
Средний 43 43 38 38 52 38
Высокий 52 43 52 48 43 52
Из полученных результатов следует, что количество студентов с низким показателем СЖО уменьшается к четвёртому курсу. Большинство испытуемых
первого и четвёртого курсов показали самые высокие баллы по шкалам: «цели» и «результативность жизни». Это свидетельствует о том, что большему количеству студентов прошлое придаёт смысл жизни будущему и окружающий мир не приносит им беспокойства и растерянность.
Результаты по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан у студентов первого и четвёртого курсов представлены в табл.3 и 4.
Таблица 3
Распределение средних показателей по шкалам методики Дембо-
Рубинштейн (самооценка личности)
Курс Ум Характер Авторитет у сверстников Профессиональные способности внешность Уверенность в себе
I 61,2 67 58,5 57,6 66,4 61,6
IV 68,4 57,8 61,2 61,2 70,6 76,1
дина- мика +7,2 -9,2 +2,7 +3,6 +4,2 +14,5
Примечание: низкий уровень самооценки - менее 45 баллов, средний уровень самооценки - 45 - 59 баллов, высокий уровень самооценки - 60 - 74 баллов, очень высокий уровень самооценки - 75-100 баллов.
Таблица 4
Распределение средних показателей по шкалам методики Дембо-
Рубинштейн (уровень притязаний)
Курс Ум Характер Авторитет у сверстников Профессиональные способности внешность Уверенность в себе
I 88,6 84,7 82 85 84,7 88,5
IV 91,5 69,3 77,8 83,6 82,5 91
дина- мика +2,9 -15,4 -4,2 -1,4 -2,2 +2,5
Примечание: низкий уровень притязаний - менее 60 баллов, средний уровень притязаний - 60 - 74 балла, высокий уровень притязаний - 75 - 89 баллов, очень высокий уровень притязаний - 90-100 баллов.
Анализ табл. 3 показывает, что большинство испытуемых первого и четвертого курсов имеют выше среднего уровень самооценки, причем от первого курса к четвёртому величина самооценки возрастает, за исключением шкалы «характер». Это указывает на реальное оценивание себя как личности, на ус-
тойчивость мотивов и способов поведения. Разница между шкалами самооценки составляет от 2,7 балла («авторитет у сверстников») до 14,5 балла («уверенность в себе»). При рассмотрении табл. 4 видно, что значение высокого уровня притязаний снижается от первого к четвёртому курсу, за исключением шкал «уверенность в себе» и «ум». Мы предполагаем, что на корректировку и снижение результатов студентов четвёртого курса оказала влияние производственная практика. Студенты стали реалистичнее оценивать свой характер, профессиональные способности. У них возросла уверенность в своих профессиональных возможностях. Все показатели по уровню самооценки и притязаний соответствуют норме.
Таблица 5
Сводные данные по методике Дембо- Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Курс Уровень самооценки в % Уровень притязаний в %
I
Очень высокий 21 38
Высокий 38 41
Средний 29 17
Низкий 12 4
IV
Очень высокий 33 33
Высокий 38 38
Средний 24 15
Низкий 5 14
Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что от первого курса к четвёртому увеличивается количество студентов с высоким уровнем самооценки, а с низким уровнем самооценки уменьшается. Что касается уровня притязаний, то наблюдается обратная тенденция: к четвёртому курсу количество студентов с высоким уровнем притязаний уменьшается. Это можно объяснить тем, что студенты четвёртого курса имеют более насыщенный жизненный и профессио-
нальный опыт. Они более реалистичны, уверенны в себе и отличаются настойчивостью в достижении собственных целей.
Корреляционный анализ, проведённый между уровнем самооценки и смысложизненными ориентациями, зафиксировал статистически значимую связь между данными феноменами. Критерием оценки наличия связи между интересующими нас переменными послужил коэффициент Спирмена. Значение ранговой корреляции у испытуемых четвертого курса гэмп = 0,664 > гкрит =
0,359 (при р<0,05), у испытуемых первого курса - гэмп = 0,559 > гкрит = 0,343 (при р<0,05), следовательно, связь между степенью выраженности смысложизненных ориентаций и уровнем самооценки личности значима и достоверна. Причём на четвёртом курсе величина показателя коэффициента Спирмена выше, чем на первом.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что между уровнем самооценки и степенью выраженности смысложизненных ориентаций существует статистически значимая связь. Являясь значимыми свойствами личности, смысложизненные ориентации и самооценка личности взаимодействуют и взаимообусловливают развитие друг друга. В ходе исследования было установлено, что у испытуемых с адекватным и высоким уровнем самооценки наблюдается более высокая степень развитости смысложизненных ориентаций, и, наоборот, у студентов с низким уровнем самооценки - степень выраженности смысложизненных ориентаций снижена. Уровень смысложизненных ориентаций и адекватности самооценки в процессе профессиональной подготовки возрастает от первого к четвёртому курсу.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 158 с.
2. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник московского университета. - 2011. - № 1. - С. 54-66.
3. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко и др. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
4. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Психологический журнал. — 1998. — № 5. — С. 3-14.
5. Двойнин, А.М. Специфика ценностно-смысловых ориентаций православной молодёжи // Психологический журнал. — 2011. - Т.32. №5. - C. 23-25.
6. Квинн, В.Н. Прикладная психология. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 560 с.
7. Кочеткова, Т.Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением / Т.Н. Кочеткова. Вестник ТГПУ, 2010. - Выпуск 2 (92). - C. 118-123.
8. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации.- 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
9. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб: Речь, 2002. - 694 с.
10. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
11. Чудновский, В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии, 1999. - №2. - C. 74-80.
Bibliography
I. Abulkhanova-Slavskay, K.A. Life strategy / K.A. Abulkhanova-Slavskaya . -M.: Mysl , 1991 . - 158 p.
2 . Borozdina , L.V. The essence of self-esteem and its relation to self-concept / L.V. Borozdina / / Bulletin of Moscow University . - 2011. - № 1. - P. 54-66.
3 . Pedagogics and Psychology of Higher School : Textbook / M.V. Bulanova -Toporkova , A.V. Dukhavneva , L.D. Stolyarenko etc. - 2nd ed., Ext. and rev. - Rostov -on-Don: Phoenix, 2002. - 544 p.
4 . Weiser, G.A. The meaning of life and the "double crisis" in human life / G.A. Weiser / / Psychological Journal. - 1998. - № 5 - P. 3-14.
5 . Dvoynin, A.M. Specific character of value-semantic orientations of Orthodox Youth / A.M. Dvoynin / / Psychological Journal. - 2011. - № 5. - P. 23-25.
6. Quinn, B. Applied psychology / B. Quinn . - St. Petersburg: Publishing House "Peter", 2000 . - 560 p.
7. Kochetkova , T.N. Meaning of life orientations of people with different orientation of self-concept / T.N. Kochetkova / / Bulletin TSPU. - 2010. - Issue 2 (92). - P. 118-123.
8. Leontiev, D.A. Test on meaning of live orientations / D.A. Leontiev - M.: Smysl, 2000. - 18 p.
9. Practical trainings on psychology / L.A. Golovey, E.F. Rybalko - St. Petersburg: Rech, 2002. - 694 p.
10. Sapogova, E.E. Psychology of Human Development: Textbook / E.E.
Sapogov. — M.: Aspect Press, 2005.- 460 p.
II. Chudnovsky, V.E. About the problem of the adequacy of the meaning of life /
/ World of Psychology - 1999. - № 2. - P. 74-80.