Научная статья на тему 'Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности'

Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5264
776
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОЗРАСТНОЙ ЭТАП / THE MEANING OF LIFE / VITALLY MEANINGFUL ORIENTATIONS / AGE STAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сахарова Т. Н.

Проводятся анализ понятия «смысл жизни» и смысложизненные ориентации личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE DYNAMICS OF VITALLY MEANINGFUL ORIENTATIONS OF THE PERSONALITY

This paper describes the concepts of the meaning of life and vitally meaningful orientations of the personality.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности»

УДК 37.013.77

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ Т.Н. Сахарова

Проводятся анализ понятия «смысл жизни» и смысложизненные ориентации личности Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориентации, возрастной этап

Смысл жизни и связанные с ним смысложизненные ориентации являются отличительной особенностью человека.

Осмысленность, придание смысла

собственному существованию одна из главных духовных потребностей человека в любом возрасте. Она формируется еще в детстве и проходит через все этапы жизненного цикла. Смысл жизни человека вытекает из его ощущения своего места в обществе, его интересов и целей, представлений о возможности их реализации. В структуре жизненного смысла присутствуют как постоянные компоненты, так и вариативные компоненты. Последние наполняются новым содержанием по мере закономерного движения человека по возрастной лестнице и решения им задач на предыдущем жизненном этапе, а также в связи с незапланированными социальными трансформациями.

На смысл каждого возрастного периода жизни человека оказывают влияние не только конкретные обстоятельства настоящего, но и то, как проходило развитие на предыдущем этапе, анализ прошлых жизненных ситуаций.

Смысл жизни человека в каждый

конкретный возрастной период времени включает в себя ряд компонентов, одни из которых еще только зарождаются, другие достигают своего апогея, а третьи уже отмирают. Поэтому задача заключается в нахождении таких смыслов, которые

одновременно являлись бы и новыми, и, тем не менее, выступали бы как развитие предыдущих. Нахождение новых личностных смыслов в соответствии со своей меняющейся идентичностью является постоянной задачей человека на протяжении всего жизненного цикла.

При этом, смысложизненные

ориентации представляет собой частный случай смысложизенной концепции личности, проявляясь в повседневных условиях жизни.

Признавая за смыслом жизни и

смысложизненными ориентациями ведущую

Сахарова Татьяна Николаевна - МШУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: sakharova@mail.ru

роль в развитии личности, отметим, что смысл жизни не всегда несет в себе только положительную направленность, но может быть и разрушительным [10].

Помимо возможной двойственной природы смысла жизни отметим, также еще два показателя, характеризующие смысл жизни -это его реалистичность и конструтивность. Под реалистичностью понимают насколько смысл жизни присущий конкретному человеку соответствует объективным условиям окружающей действительности и

индивидуальным возможностям самого человека. Вторая характеристика,

конструктивность рассматривается с точки зрения положительного или отрицательного влияния смысла жизни на процесс развития личности человека[10]. В процессы жизнедеятельности человека и развития его личности происходит становление и развитие смыслов жизни, в каждом возрасте складывается определенная иерархия смыслов жизни: выделяются ведущие и подчиненные смыслы жизни.

В зависимости от соотношения между ведущими и подчиненными смыслами жизни рядом авторов выделяются следующие типы структур смысла жизни: 1) «конгломерат»

жизненных смыслов (мирное существование или противостояние жизненных смыслов); 2) «монолитная» структура жизненных смыслов (один смысл становится ведущим и поглащает остальные); 3) «авторитарная» иерархия (ведущий компонент, находясь внутри иерархии начинает занимать в ней преувеличенно ведущее положение и тем самым деформирует всю структуру); 4) «разорванная» структура смысла жизни (главный смысл существует в отрыве от остальных, тем самым образуя двухполюсную систему); 5) «номинальная» структура (происходит усиление компонентов,

противоположных главному смыслу, который остается лишь прикрытием нового неадекватного ему, но реально сформированного смысла жизни); 6)

«распадающаяся структура» смысла жизни (главный смысл распадается на ряд второстепенных смыслов); 7) «гармоничная иерархия» (главный смысл является ведущим, но при этом остется элементом всей системы и не только воздействует на нее, но и сам испытывает ее влияние; может происходить смена ведущего смысла жизни) [7]. Смысл жизни будучи категорией подверженной возрастной динамике, остается тем личностным образованием, которое помогает субъекту преобразовывать собственную жизнь в единое целое, помогает воспринимать ее через единую линию. Все это способствует развитию высшего уровня рефлексии, от переживания отдельных поступков, событий своей жизни к рефлексии ее в целом [6].

Смысложизенная концепция начинает складываться к подростковому возрасту, так как это наиболее сензитивный период для формирования глубинных личностных образований. Именно в период взросления перед подростком встают вопросы связанные с поиском себя, своего места в мире, решаются задачи принятия своей новой взрослой идентичности. Все эти лини развития наряду с высоким уровнем рефлексии настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла. Доминирующей смысложизненной

ориентацией в подростковом возрасте является ориентация на процесс жизни. Это означает, что выраженное чувство взрослости заставляет подростков совершать как можно больше действий и поступков для его демонстрации. Однако, так как именно в подростковом возрасте происходит рождение «жизненной перспективы», для подростков значимой становится и ориентация на цель. Но нельзя забывать, что подросток живет настоящим и ориентирован на получение удовлетворения и интереса от значимых событий «здесь и сейчас». Отсюда, наименее значимой в подростковом возрасте выступает ориентация на результат, что объяснятся психологическими особенностями развития личности на данном этапе онтогенеза.

Мы видим, что уже к подростковому возрасту начинается складываться

смысложизненная концепция личности, т.е. стержневая направленность, ее смысл жизни. Она содержит в себе те ценности, которые и составляют основу личности. Переход от подросткового возраста к юношескому связан с выделением из всего разнообразия существующих смыслов иерархии смыслов, появлением главного, ведущего смысла.

Не менее значимой проблема поиска смысла жизни оказывается в юношеском возрасте. Этот возрастной период связан с актуализацией проблемы личностного самоопределения. В юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Потребность в смысле жизни раскрывается в сознании своей жизни не как серия случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Одной из задач развития личности в юношеском возрасте становится принятие молодым человеком ответственности за собственную жизнь на себя. Задаваясь вопросом о смысле жизни, молодой человек думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. В юношеском возрасте осуществляется выработка ценностей, ценностных ориентаций, жизненных планов, утверждается

самостоятельность, то настраивает личность на поиск жизненного смысла, направленного на будущее. В отличие от подросткового возраста, где взрослеющий человек как бы открывал все разнообразие существующих смыслов и примеривал их на себя, юноша уже выстраивает для себя некую иерархию смыслов, выделяя ведущие и второстепенные. Вопрос о смысле жизни в юношеском возрасте, часто видится как план, который следует осуществить в ближайшее время. В юности смысложизненные представления, будучи с одной стороны категорией индивидуальной, а с другой подверженной социальному влиянию (как и все другие личностные категории), лежат в области образовательной сферы и сферы увлечений.

Смысложизенная концепция, начиная впервые складываться к подростковому возрасту, пройдя дальнейшее развитие в юношеском возрасте, претерпевает

перестройку и переосмысление в зрелом возрасте. Зрелость предполагает реалистичный взгляд на вещи, понимание того, что не любая цель достижима, а это способствует гибкости в выборе целей и адекватной замене их в случае необходимости. К зрелому возрасту формируются твердые моральные принципы, уверенность в своих целях и адекватная самооценка. Главным признаком зрелости является сознание своей ответственности и стремление к ней. Под ответственностью имеется в виду способность к собственному обоснованию суждений и умение выбирать линию поведения, отвечая за результаты как в

случае благоприятного, так и неблагоприятного исхода. Смысложизенные ориентации зрелой личности главным образом ориентированы на семейную и профессиональную сферу. Основной особенностью, является то, что они (жизненные смыслы) представлены в зрелом возрасте в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей

Зрелость, как правило, является наиболее продолжительным периодом в жизни человека. Это не только один из самых длительных периодов, но и один из самых значимых периодов в жизни человека. С одной стороны в зрелости происходит анализ определенного пройденного пути, а с другой закладывается вектор развития на будущее. Именно от успешности развития в зрелости зависит как будет проходить самый поздний этап онтогенеза человека, к какому жизненному итогу придет человек в своем развитии. В период зрелости человек может полностью раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах. Основная тенденция развития личности в зрелости - это достижение наивысшего уровня духовных,

интеллектуальных и физических способностей. Период зрелости - это время исполнения человеком своего предназначения как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Социальная ситуация развития в период зрелости связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.

К зрелому возврату формируются твердые моральные принципы, уверенность в своих целях и адекватная самооценка. Главным признаком зрелости является сознание своей ответственности и стремление к ней. Под ответственностью имеется в виду способность к собственному обоснованию суждению и умение выбирать линию поведения, отвечая за результаты как в случае благоприятного, так и неблагоприятного исхода. Смысложизенные ориентации зрелой личности главным образом ориентированы на семейную и профессиональную сферу. Основной особенностью, является то, что они (жизненные смыслы) переставлены в зрелом возрасте в форме существующих в настоящее время

жизненных ценностей [3]. Тенденция поиска смысла жизни заменяется его реализацией.

Изменение смысложизненных

ориентаций, происходят и в пожилом возрасте. Данный возраст характеризуется множеством психологических изменений,

интеллектуальными и эмоциональным «уходом» в собственный внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением уже прожитой жизни, самого процесса старения. Анализ собственного смысла жизни связан с пересмотром ценностей жизни. Для людей пожилого возраста

свойственно доминирование межличностных отношений и снижение профессиональной самореализации. Жизненные смыслы в пожилом возрасте в первую очередь связаны с семейной жизнью, поддержанием своего

здоровья, общение с близкими и друзьями. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди видят смысл жизни в счастье близких, поддержании здоровья и в общении. На содержание смысла жизни в пожилом возрасте начинают оказывать влияние

различные негативные факторы: снижение

физических сил, социальных контактов, материального обеспечения и т.п. На смысл жизни в пожилом возрасте начинают оказывать влияние двойной кризис: возрастной и

социальный, который переживает стареющий человек. В этой ситуации возможно разделение пожилых на две группы: у одной смысл жизни сосредотачивается вокруг цели выжить, у других ведущими становятся широкие социальные смыслы(передача опыта, воспитание, творчество и т.п.) [7].

Вопрос смысложизненных ориентаций особенно остро встает в пожилом возрасте. Это связано как с потерей профессии, любимой работы и в связи с этим невозможностью в полной мере участвовать во всех сферах общественной и семейной жизни, так и с «ломкой» устоявшихся точек зрения, переосмыслением прошлого. И именно пожилые люди испытывают наибольшую степень фрустрации, которая связана с мыслями о том, что их жизнь не удалась, что их труды оказались не правильными и никому не нужными. Такие рассуждения очень часто приводят к попытке «свести счеты с жизнью». И очередной пик суицидов наблюдаются именно в этот период жизни людей. Любые реакции на стресс сопровождаются чувством одиночества, неуверенностью в себе, житейской беспомощностью, тревожностью, снижению интересов и желаний.

Но главным в этом возрасте все-таки остается осуществление внутренней работы в системе жизнь - смерть, так как именно в период старости наиболее остро человек начинает воспринимать неизбежность и приближение смерти. В этот момент у многих обостряется страх смерти, а некоторые принимают этот факт как данность. Очень важную роль на этой стадии играют не только близкие и родные, но и то, как человек оценивает свою прожитую жизнь (с позитивной или негативной точки зрения). Согласно Н.А. Бердяеву, «великая задача человеческой жизни состоит в том, чтобы человек научился выходить из себя, из поглощенности собой к другим людям, к ценностям, имеющим сверхличное значение» [1].

Именно за старостью как возрастным этапом развития закреплено право и необходимость выбора смысла и цели жизни, а следовательно, возможности прогрессивного или регрессивного изменения личности. В целом свободный и трудный выбор позволяет характеризовать старость как возраст развития и позволяет противостоять тотальному угасанию. Итоговый выбор является не чем иным, как определением цели на оставшуюся жизнь, нахождением её смысла. В соответствии с этим выбором, а следовательно и с выбранной стратегией дальнейшей жизни, ведущая деятельность может быть направлена либо на сохранение личности человека, либо на обособление, индивидуализацию и

«выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания всех функций организма. Оба варианта старения подчинены закону адаптации, но обеспечивают разное качество и продолжительность жизни человека.

Сохранение себя как личности, реализация потребностей и передача накопленного опыта связаны с осмыслением своего прошлого и настоящего. Б.Г. Ананьев показал, что размышления, связанные с вопросом о смысле жизни, оказывают огромное влияние на суть завершающих фаз жизненного пути. По мнению автора, «умирание» форм человеческого существования происходит раньше, нежели «физическое одряхление» [8]. Важно создать оптимальные условия для сопротивления личности условиям социальной изоляции, дабы предотвратить деградацию личности. Важно осознание и переживание смысла жизни, а так же результат этого осознания и выбранного дальнейшего пути. Так, В.Э. Чудновский, рассматривая смысл жизни, как обобщенное итоговое отношение к

жизни, в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, указывает, что в старости убывающие силы направляют человека на поиск смысла жизни [9].

Согласно К.Г. Юнгу, появление новой жизненной позиции является результатом определенной психологической перестройки. А успешность, адаптивность старения

определяется, по его мнению, тем, на сколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу жизни, к тем задачам, которые несет поздний возраст.

Задача человека пожилого возраста по Э. Эриксону, состоит в том, чтобы достичь целостного развития своего «Я». Осуществление этой задачи приводит к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некоей ценности, которая не может быть подвергнута никаким изменениям»

[4].

Но у людей пожилого возраста плохо формируются новые ролевые отношения, они трудно привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других. Это связано с трудностями в формировании новых знаний, окрашивание их эмоциональными

переживаниями. С этим связан и тот факт, что все новое сопоставляется пережитому прошлому, ассимилируется в его рамках и, как правило, вызывает негативную реакцию.

Главным является позитивное отношение к собственной старости. Как отмечал Н.Ф. Шахматов, отношение к собственному старению - это активный элемент психической жизни в старости [5]. Определяющим является моменты осознания возрастных изменений, признание естественности физического нездоровья. Последующие этапы старения выявляют новые изменения, и отношение к ним складываются уже на основе

сформировавшейся новой позиции, нового уровня самосознания. Принятие собственной старости есть результат активной творческой

работы по переосмыслению жизненных

установок и позиций, переоценке жизненных ценностей. При неадекватном отношении к старости у пожилых людей возникает

ощущение неудовлетворенности жизнью, оскуднение чувств, что вместе с хроническим недомоганием приводит к негативным изменениям личности.

Смысл жизни и смысложизненные

ориентации отражают жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. Смысл жизни

также является психологическим способом переживания жизни в процессе ее существования. Смысл жизни - это не только будущие, не только жизненная цели, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Именно поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем смысл жизни, а наоборот усиливаем его. Смысложизненные ориентации - это не только будущие, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям.

Подводя итог, всему выше сказанному, можно отметить следующее:

1)Смысложизенные ориентации, как и любые психические образования, имеют свою динамику;

2) в процессе жизни человека

смысложизненные ориентации изменяются по содержанию, эмоциональной окрашенности;

3) на стадии ранней взрослости

большинство людей имеют дело с выбором профессии, карьеры и супруга, намечают жизненные цели, и начинают их осуществлять;

4) в процессе профессиональной

деятельности и реализации новых ролей (супружеской, родительской, гражданской и т.д.) происходит дальнейшее развитие смысловой сферы личности;

5) наиболее остро проблема смысла жизни стоит в пожилом возрасте в связи с адаптационными процессами старения. Смысложизенные представления в пожилом возрасте выступают как рационализация пройденного жизненного пути. При не возможности реализовать себя в какой-либо из желаемых сфер, происходит изменение смысла жизни, которое играет роль компенсации.

В целом, картина возрастной динамики смысложизненных ориентаций личности и их направленности выглядит следующим образом:

• впервые смысложизненные ориентации как личностные образования начинают складываться в подростковом возрасте. На данном этапе онтогенеза они направлены в

основном на процесс жизни и связаны с поиском собственной жизненной перспективы;

• в юношеском возрасте происходит трансформация сложившихся в подростковом возрасте смысложизненных ориентаций, которая связана с появлением определенной иерархии смыслов: выделением ведущих и второстепенных смыслов;

• в зрелости трансформация

смысложизненных ориентаций связана с реализацией смысла жизни в отличие от его активного поиска на предыдущих этапах онтогенеза. Важным становится цель и результат собственной жизни, возможность самому управлять своей жизнью. Именно в зрелости закладываются варианты развития личности в старости.

• в пожилом возрасте наличие и

содержание смысложизненных ориентаций является способом адаптации личности к условиям старости и связано с задачами принятия собственного жизненного пути как уникального.

Литература

1. Бердяев Н.А. О самоубийстве - М., 1992

2. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека//Психологический журнал, 1998, № 5

3. Волынская Л.Б. Психология зрелости и старения//Психологический журнал, №1(17), весна 2002, С. 24 - 30

4. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. психолог. фак. Высш. учеб. заведений/ сост. Краснова О.В., Лидерс А.Г. - М., 2003

5. Психология развития /под редак. Болотовой А.К. И Молчановой О.Н. - М., 2005

6. Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни(материалы 1-11 симпозиумов) - М., 1997

7. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни (материалы III -V симпозиумов). -М., 2001

8. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб.пособ. для студ. / под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, дополн. - М., 1996

9. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: изб. Труды. - М.; 2006

10. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: учеб. пособие; Пер. с нем. А. М. Боковикова. - 2 изд . - М., 2006

Московский педагогический государственный университет

AGE DYNAMICS OF VITALLY MEANINGFUL ORIENTATIONS OF THE PERSONALITY T.N. Saharova

This paper describes the concepts of the meaning of life and vitally meaningful orientations of the personality.

Key words: the meaning of life, vitally meaningful orientations, age stage

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.