Научная статья на тему 'Возрастная динамика смысла жизни человека'

Возрастная динамика смысла жизни человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3390
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНОСТЬ / ВОЗРАСТ / СОЗНАНИЕ / МОТИВ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КРИЗИС / SENSE OF LIFE / PERSONALITY / CONSCIOUSNESS / MOTIVE / SOCIALIZATION / ACTIVITY / SELF-DETERMINATION / CRISIS / AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емалетдинов Б. М.

В статье предпринято онтогенетическое исследование смысла жизни человека в русле деятельностного подхода. Исходя из структуры деятельности (А. Н. Леонтьев, 1975; А. В. Карпов, 2004) дано определение понятия «смысл жизни человека». На основе периодизации развития человека Л. С. Выготского и Э. Эриксона выделяются особенности «смысла жизни человека» в каждом возрасте. Показано, что его объективный аспект задан биологически инвариантной компонентой (выживание и воспроизводство индивида) и обусловлен культурно-исторически, а субъективно-осознаваемый аспект появляется в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the human sense of life AGE-SPECIFIC dynamics

An ontogenetic investigation of the sense of human life in the frame of the active approach has been performed in the article. The sense of human life definition has been given reasoning from the structure of activity. The peculiarities of the human sense of life dynamics corresponding to each age have been distinguished on the basis of the classification of the human development by L.S. Vygotsky and E. Erickson. It is shown that an objective aspect is predetermined biologically as an invariant (survival and reproduction) and is caused culturally and historically, and a subjective aspect appears in adolescence.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика смысла жизни человека»

УДК 159.923

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА © Б. М. Емалетдинов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: + 7 (347) 229 96 05.

E-mail: ehr2015@yandex. ru

В статье предпринято онтогенетическое исследование смысла жизни человека в русле деятельностного подхода. Исходя из структуры деятельности (А. Н. Леонтьев, 1975; А. В. Карпов, 2004) дано определение понятия «смысл жизни человека». На основе периодизации развития человека Л. С. Выготского и Э. Эриксона выделяются особенности «смысла жизни человека» в каждом возрасте. Показано, что его объективный аспект задан биологически инвариантной компонентой (выживание и воспроизводство индивида) и обусловлен культурно-исторически, а субъективно-осознаваемый аспект появляется в подростковом возрасте.

Ключевые слова: смысл жизни человека, личность,

социализация, деятельность, самоопределение, кризис.

возраст, сознание, мотив,

Понимание мира (мировоззрение, субъективная, или концептуальная, картина мира) охватывает 3 области знаний: описание (идентификация), или чувственный образ, предписание поведения (схема действия) и оценка назначения [1, С. 179]. Их критерии соответственно - истина, возможность исполнения и соответствие мотиву (цели). Понимание как мировоззренческая ориентировка включает в себя познавательный, операционный и мотивационный компоненты - неявное (личностное) знание (М. Полани, 1958) о том, «что такое» жизнь человека (людей), «как» жить и «зачем» жить. Содержание «смысла жизни человека» (далее сокращенно - «СЖЧ») циклически изменяется при переходах из одного возраста в другой (Е. Дюринг, 1894). Э. Эриксон составил расписание жизни среднестатистического человека, указав противоречия каждого возраста [2]. Это позволило прояснить механизмы формирования СЖЧ. Каждый возраст связан с локальным СЖЧ, а интегральный СЖЧ обобщает все состоявшиеся смысложизненные переживания (Д. В. Пивоваров, 2004), поэтому, кроме противопоставления осмысленности и бессмысленности (абсурдности) жизни, необходим и анализ возрастной динамики смысла жизни.

На наш взгляд, СЖЧ - когнитивно-мотивационный компонент его личности и сознания (шире -мировоззрения), показывающий ради (во имя) чего необходима предписываемая социальными нормами этого мировоззрения деятельность человека. Назначение (ведущий мотив) деятельности на данном отрезке жизни - это личностно значимая для него и превратившаяся в главный регулятор его поведения ценность; функция мотива не операции, действия, инфрадеятельности, автономной деятельности, а - «метадеятельности» (А. В. Карпов, 2004). Поиск СЖЧ - функция самосознания, состоящая в интеграции и координации мотивационной сферы. Структура СЖЧ включает смысложизненные «архетипы» - слои коллективного бессознательного (К. Г. Юнг) и «ценностные ориентации»

- слои индивидуального предсознания и сознания человека. Если опредмеченные потребности человека (на каком-либо из 5 уровней «пирамиды» А. Маслоу) не удовлетворяются, то они мотивируют его поведение и обусловливают смысл его «жизни»

- систему его деятельности в данный период. Появление вопроса о СЖЧ - симптом неудовлетворенности, «вакуума» в деятельности и отношениях с другими людьми. Человек сталкивается с ним в кризисных ситуациях, изменяющих направление его жизни, - нормативных (возрастных) и ненормативных (чрезвычайных, индивидуальных обстоятельствах жизни). Никто не реализует себя полностью, но сознание своей конечности усиливает стремление к реализации того, что кажется человеку ценным в надежде, что это дело продолжат другие. Но СЖЧ прямо не связан с достижениями человека в течение жизни, с оценкой его современниками и потомками. Успех - результат стараний и удачи или везения (А. Лэнгле, 2004).

СЖЧ - эффект социализации, феномен личности. Если «характер» созревает к концу юности (1920 лет), то «личность» человека - к концу средней взрослости (33±3 лет). Психическая и личностная периодизации жизненного пути человека начиная с юности расходятся - развитие происходит по индивидуальной траектории. Наследственность, среда и собственная деятельность, взаимодействуя, направляют людей по разным жизненным путям. Критерии зрелости человека (З. Фрейд) - способность трудиться, любить, справляться с критическими ситуациями жизни (сдерживая страх или гнев). Еще 2 критерия - способность самостоятельно мыслить, имея по любому вопросу (включая понимание СЖЧ) свое мнение, основанное на своей системе ценностей; готовность принять ответственность за свои поступки (не перекладывая ее на других или обстоятельства). В истории люди отдавали жизнь за «хлеб», свободу, любовь и веру [3, С. 24].

Фактором, опосредующим социальные воздействия на человека, выступает его смысловая сфера [1, С. 145-149]. СЖЧ - центральная часть его смысловых образований складывается из прирожденного «эгоцентризма» и 3-х элементов направленности личности, выделенных Б. С. Братусем [4]. В ходе социализации «группоцентрическая направленность» (результат децентрации) появляется в подростковом возрасте и юности, «просоциальная» (гуманистическая) компонента - в периоды ранней и средней взрослости. «Духовная» компонента зарождается в периоды поздней взрослости и зрелости. При успешной социализации человек адаптируется к обществу и способен противостоять его негативным воздействиям, продуктивно выполнять свою ведущую деятельность и удовлетворять социогенные потребности. При «неудачной социализации» (Н. Смелзер) человек полностью идентифицирует себя с обществом - становится «конформистом» или не адаптируется к обществу (противостоит ему или уходит от него), т. е. становится «девиантным» (А. В. Мудрик, 1997). Разные формы неудачной социализации в детском возрасте [1, С. 298] возникают вследствие социальной изоляции и эмоциональной депривации, социальной и педагогической запущенности, искаженных детско-опекунских отношений в семье или детских учреждениях. Их объединяет несформированность или диф-фузность «Я»-концепции, что характерно для некоторых типов расстройств личности [5]. Так, одобрение и похвала - смысл жизни, т. е. ведущий смыслообразующий мотив жизни людей с гистри-онным (истерическим) расстройством личности [6]. Условие его формирования - «негативистическая демонстративность» (А. Л. Венгер, 1985) вследствие недостатка внимания, любви взрослых к ребенку с высокой потребностью в эмоциональных контактах («избалованность»).

Элементы СЖЧ закладываются еще в детстве и "прорастают" во "взрослый" смысл под влиянием семьи (опекунов). В онтогенезе человека 4 периода осмысления своей смертности совпадают с периодами перестройки ценностно-смысловой сферы: детство, отрочество-юность, зрелый возраст и старость [7, С. 184-187].

1) На наличие смысла жизни у детей указывали В. Франкл, А. Адлер, К. Обуховский (1981). Представление о смерти и ужас небытия возникает в возрасте около 3-х лет. С помощью взрослых вырабатываются механизмы, защищающие сознание от нее, - представление о временности и обратимости смерти, сходстве её со сном, вера в собственное избранное бессмертие (умирают другие, я бессмертен), персонификация смерти. СЖЧ остается бессознательным, но человек чувствует свою жизнь осмысленной независимо от своей способности сформулировать её.

2) Этап становления смысла жизни (подростковый возраст и юность). Здесь формируется абстрактное мышление, появляется рефлексия - человек занимает позицию «вне жизни» (С. Л. Рубинштейн, 1957). Осмысление себя и своего места в мире позволяет осознать возможность своей смерти, начинается включение смерти в картину мира, и человек идет по пути цинизма, нигилизма или сознательного построения жизни. Переход от подросткового к юношескому возрасту - диффе-ренцировка " больших" и "малых" СЖЧ, движение от конгломерата смыслов к их иерархии и выделению главного СЖЧ.

3) Этап оптимального функционирования смысла жизни (зрелый возраст). Здесь тенденция поиска смысла жизни вытесняется тенденцией его реализации или переосмысления и коррекции. Страх смерти остаётся в области бессознательного, оказываясь в фокусе сознания в виде тревоги, кошмарных сновидений при острых болезнях, несчастных случаях, смерти близких. Кризис создаёт необходимость осознания СЖЧ. И оценивая прожитую жизнь, человек может остаться неудовлетворённым ею: возникает проблема поиска нового, адекватного смысла или пересмотра старого. Эта ситуация может привести к экзистенциальной фрустрации и ноогенному неврозу [8, С. 63-65]. После середины жизни при первых признаках старения, росте вероятности серьезных болезней, смерти родителей, родственников, друзей задача развития - принятие неизбежности своей смерти, переосмысление своего места в мире. Вновь встаёт вопрос о смысле прожитой и будущей жизни.

4) Этап поддержания (или удержания) смысла жизни (старость). В старости человек подводит итоги прожитой жизни, сравнивает достижения и стремления, вырабатывая чувство удовлетворённости или разочарования результатами, готовится к смерти, которая может наступить в любой момент. Здесь решается задача поиска смысла прожитой и текущей жизни, своего места и значимости в обществе. На содержание СЖЧ влияют неблагоприятные факторы: ухудшение здоровья, убывающие жизненные силы, укороченная биологическая перспектива. У одних людей выступают широкие социальные смыслы, у других - сужение смысла жизни до стремления выжить.

Поиск смысла жизни - задача всей жизни человека, а кризисы - его катализаторы. Э. Эриксон (1974) выявил 4 жизненные задачи - в подростковом возрасте, ранней взрослости, среднем и пожилом возрасте. Попытаемся выявить возрастные особенности СЖЧ [2].

СЖЧ в пренатальный период (от зачатия до рождения) - формирование анатомо-физиологиче-ских предпосылок для выживания в воздушной среде, т. е. систем организма для жизни, отдельной от организма матери. Здесь жизнь человека физи-

чески и биологически слита с жизнью другого взрослого человека (матери) и сводится к максимуму растительных (вегетативных) и минимуму ани-мальных (животных) функции.

В период новорожденности (от рождения до 1 месяца) жизнь ребенка становится психической и индивидуальной, отделенной от организма взрослого, социальной «жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена и воткана в социальную жизнь окружающих ребенка людей» [9, С. 274]. Новообразование этого периода

- низшие формы сознания, связанные с работой подкорковых структур головного мозга («кора» структурно и функционально незрела). Это сплав влечений, эмоций и ощущений, когда не различаются образы и вещи, социальные и физические объекты, всё переживается как субъективное состояние. Из них дифференцируется «комплекс оживления».

СЖЧ в младенческом возрасте (от 1 месяца до 1 года) - образование «привязанности», аффективно-личностной связи с опекуном. Это продукт ведущей деятельности данного возраста - ситуативно-личностного общения, возникающего на базе «комплекса оживления». Возникает сознание «пра-мы», психической общности ребенка и взрослого [9, С. 305]. Младенец не выделяет своего тела из окружающих вещей, относится к частям своего тела как к посторонним вещам и не имеет представления о себе. Он живет, не осознавая своей жизни, без самосознания. Но имеет смутно чувствуемые, сознаваемые впечатления (пассивное сознание), находится на животно-образной стадии отсутствия сознания своей деятельности и себя. Его социальные отношения и отношения к предметам слиты. Он воспринимает мир необъективно, отдельно от «я», его сознание образует структуру «я и другой» - «мы». Итак, он не знает своего «я», его личность не выделена из социального мира.

СЖЧ в этой стадии - формирование баланса доверия и недоверия, в результате чего вырабатывается стержневое качество личности - «надежда». Надежда - это ожидание, что, несмотря на прошлые и текущие фрустрации, будущее положительно (Э. Эриксон). Если ребенок чувствует, что действия взрослых предсказуемы и надежны, то у него возникает чувство доверия к ним. Признак доверия опекуну - «позволение» ему удалиться без чрезмерной тревоги или негодования. Если опекун непредсказуем, его нет рядом при необходимости, то ребенок пугается и плачет при его уходе, - это признак недоверия. Доверие ребенка зависит и от уверенности опекунов в правильности их действий, умения показать ребенку, что их поступки осмыслены. Поступать «правильно» здесь - поступать так, чтобы ребенок чувствовал «любовь» к себе. Борьба доверия и недоверия доминирует в этом возрасте, но длится всю жизнь человека. Ее разре-

шение - твердое или слабое и неустойчивое чувство надежды - определяет энергию жизни в следующих возрастах.

СЖЧ в раннем детском возрасте (1-3 года) -овладение культурными действиями с предметами, локомоциями, речью. Ребенок реализуется в пред-метно-манипулятивной деятельности или ситуативно-деловом общении со взрослыми и сверстниками. В удерживании и отталкивании объектов тренируется чувство автономии - управление поведением. Оно формируется в попытках вставать и сидеть, употреблять личные и притяжательные местоимения («мне», «мое») и отрицательные частицы («нет») против внешнего контроля. Противоречие между автономией ребенка и нормами общества (через опекунов) движет его развитие. Источник автономии - внутренний, биологический: развитие способности контролировать мышцы сфинктера, стоять на ногах, пользоваться руками.

Дети адаптируются к социальной реальности (нормам), не теряя чувства автономии, если опекуны ненавязчиво помогают им (без гиперопеки). Если же они чрезмерно стыдят детей, ломают их оппозиционные действия, высмеивают проявления самостоятельности, то у детей фиксируется чувство стыда и сомнения - барьер будущему самоопределению. Если «кризис» разрешается позитивно с преобладанием автономии над стыдом и сомнением, у них вырабатывается простая воля (качество Эго).

СЖЧ дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) -образование иерархии мотивов и личностного поведения, опосредованного представлением его результатов; речевого общения в ходе усвоения предметных действий и правил поведения в игре. Игра охватывает здесь почти все поведение ребенка. Назначение игры - развитие и упражнение задатков и способностей.

Значение (смысл жизни) периодов от рождения до кризиса 6/7 лет - усвоение исходных знаний, умений личности для жизни в обществе: речи, предметных действий, ориентировки в пространстве и времени, основ взаимоотношений с людьми.

СЖЧ в среднем (втором) детстве (6/7 лет-11/12 лет) - образование произвольности психических процессов и внутреннего (умственного) плана действий. Это способность к организации своей деятельности, контроля выражения чувств в зависимости от отношений и оценок взрослых - результат усвоения человеческого опыта в форме знания и мышления. Игра и труд (или школьное учение) -два пути деятельности. Разрешение кризиса «трудолюбие - неполноценность» формирует такое качество Эго как «компетентность» - интеллект и навыки для решения задач жизни без избыточного чувства неполноценности (Э. Эриксон). В примитивных культурах дети учатся ориентироваться на местности, находить пищу, изготавливать пред-

меты обихода под руководством старших. В современных культурах они осваивают интеллектуальные навыки - чтение, письмо и счет. Если нет обучения и воспитания с примерами для подражания (педагогическая запущенность), то детский «примитивизм» сохраняется.

СЖЧ в подростковом возрасте (11/12-16/17 лет) - формирование самосознания - стремления понять себя, свои способности и особенности, общее и различия с другими людьми. Здесь происходит осознание своей индивидуальности и завершение психо-сексуальной идентификации. Это результат ведущей в этом возрасте деятельности -самоутверждения и общения со сверстниками и взрослыми на базе чувства «взрослости». Поведение переходит от послушания опекунам к скрытому неповиновению им. Если дети воспринимали мир «глазами» своих опекунов, то теперь у них выстраивается параллельная система ценностей сверстников. Профессиональное (кем быть?) и моральное (каким быть?) самоопределения слиты. Жизненные планы сводятся к намерению учиться, заниматься интересной работой, иметь верных друзей и путешествовать. Но эти образы будущего не ориентированы на средства их достижения. Общественные и личные ценностные ориентации развиваются и осознаются позже, чем интересы и способности.

Подростки с «неудачной социализацией» не имеют увлеченности значимой деятельностью, неуверены в своих способностях, а стремления к подражанию и к компенсации своего дефекта ведут к разным типам девиантного поведения.

СЖЧ в юности (16/17-19/20 лет) - выбор профессии и пути («плана») жизни, определение себя как представителя поколения людей. Это возраст рефлексии о ценностях и смысле жизни, и, возможно, ведущая деятельность этого возраста - ценностно-ориентационная деятельность (М. С. Каган). Задача юности, по Э. Эриксону, - обретение чувства идентичности Эго, т. е. нахождение себя и своего места в социуме. Здесь развивается такое качество Эго, как «верность» - способность выполнять взятые на себя обязательства. Человек стремится к идентификации с группой (политической, религиозной и др.), обрести идентичность и ценности. Требуется решать много и быстро, уменьшая будущие альтернативы. Поэтому часто человек не принимает долговременные обязательства, избегает предопределения идентичности, что ведет к частой смене места учебы, работы. Человек «примеряет» разные социальные роли, не выбирая окончательно, что порождает раздумья и сомнения. Философская форма этих раздумий - вопрос о смысле жизни. Потребность в понимании (осознании) своей жизни как связанных событий, имеющих направление, -«смысл», - одна из ориентировочных психологических потребностей человека [3, С. 146]. Чувство

идентичности формируется всю жизнь посредством идентификации и достижений. Многие долго ищут свое призвание. Еще не поняв, кто они и что будут делать в жизни, чувствуют изоляцию, неспособность найти смысл в какой-либо деятельности. Итак, задача юности - социальное самоопределение, выбор жизненного пути, выработка мировоззрения, включая решение вопроса о смысле жизни.

СЖЧ в ранней (19/20-23/24 лет) и средней (23/24-30/31 лет) взрослости - завершение формирования идентичности и достижение интимной взаимной близости с человеком другого пола. По мере обучения в колледже (вузе) показатели «счастья» у женщин снижаются, а у мужчин повышаются. Обучение многие рассматривают как способ самореализации, приобретения социальной компетентности, что редко помогает достижению этой цели. Многие девушки на старших курсах обучения видят свою главную цель жизни в замужестве и материнстве (символ социальной состоятельности), которые становятся для них таким же элементом идентичности, каким для юношей выступает профессиональная самореализация (К. Изард, 1999). При неспособности достичь взаимности возникает чувство изоляции - одиночество, остракизм. Некоторые здесь вступают в брак, надеясь обрести чувство идентичности, найти себя в браке. Но супружеские и родительские обязательства тормозят их развитие, и брак обычно распадается. «Близость» -готовность двух людей делиться друг с другом и совместно регулировать аспекты своей жизни. Если она сильнее естественного антагонизма, то развивается такое качество Эго, как «любовь» - взаимная преданность, устраняющая антагонизм.

СЖЧ в поздней взрослости (30/31-40/42 года) и зрелости (40/42-50/56 лет) - забота о своих детях, создание вещей и идей в труде, участие в совершенствовании мира для следующего поколения людей, возможно, принесение в жертву своих потребностей. Это выход за рамки интересов двоих, достигших близости. Другой полюс - «стагнация», человек поглощен собой и своими успехами, пренебрегая долгом заботы о других. «Кризис середины жизни» (40-45 лет) - осознание человеком того факта, что молодость (первая половина жизни) прошла и надо смириться с приближением старости. Во второй половине жизни возникает потребность «найти и оправдать смысл своего существования» (К. Г. Юнг, 1953). Здесь люди связывают младшее (часто их детей) и старшее (стареющих опекунов) поколения. Если младшие направлены на будущее, старшие - на прошлое, то они «должны» себе и этим двум поколениям действовать «здесь и сейчас». Это возраст реализации семейной жизни, карьеры или творческих способностей, передачи опыта следующему поколению. Происходит осознание границ возможностей в будущем, упущенных возможностей в прошлом, своей смертности и

уменьшения времени жизни, снижения функции организма. Выделено 4 проблемы зрелого возраста: 1) из-за ослабления физического здоровья энергия переключается на умственную деятельность - признается ценность «мудрости» над физической силой; 2) изменение отношения с представителями обоих полов - акцент на общении и товарищеских отношениях, а не на сексуальной близости и конкуренции; 3) эмоциональная гибкость или обеднение

- при разрушении семьи, уходе друзей, сужении интересов; 4) умственная гибкость или ригидность [10, С. 787-788].

СЖЧ пожилого возраста (50/56-68/72 г.) и старости (более 72 г.) - ретроспективная оценка своей жизни, ее смысла с чувством несоответствия жизни идеалу, невозможности апробировать другие стили жизни или чувством осуществления планов и целей, приятия прошлого. Из этой борьбы возникает такое качество Эго, как «мудрость», отражающая попытку найти ценность и смысл жизни перед близкой смертью. Выявлены 2 задачи этого возраста: 1) самоопределение из-за перехода на пассивную работу, ухода детей из дома; 2) транс-ценденция тела и Эго или поглощённость ими -избегать сосредоточения на физических недугах старости, мыслей о смерти [10, С. 867]. Они ориентируются на познание и культуру, продолжение профессиональной жизни, опеку внуков, накопительство, отдых и радость от жизни в настоящем, религию или лечение своих болезней (Г. С. Сухоб-ская, Н. М. Божко, 1999).

Итак, объективный СЖЧ заключен во «экзотерическом» [11, С. 202] мире - в контексте природ-

ной и социальной среды людей (производная задачи возраста). Субъективная (эзотерическая) сторона СЖЧ возникает в возрасте около 3-х лет и становится функцией развивающегося самосознания в подростковом возрасте. Оба компонента СЖЧ - предпосылка его жизни и социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. - 365 с.

2. Эриксон Э. Г. Детство и общество. / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2002. - 416 с.

3. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / Пер. с польск. СПб.: Речь, 2003. - 296 с.

4. Братусь Б. С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. - 60 с.

5. Галяутдинова С. И., Емалетдинов Б. М. Расстройства личности: Спецкурс по клинической психологии / В 2-х кн. Уфа: БИРО, 2005. - 361 с.

6. Емалетдинов Б. М. Психические отклонения в детстве как фактор девиации смысла жизни человека // Психологические чтения. Образование как институт социально-психологической защиты детства: Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 3. М.: Владос, 2006. - С. 149-150.

7. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - 336 с.

8. Франкл В. Е. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

9. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений: В 6-ти т. / Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243-385.

10. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб: Питер, 2000. - 992 с.

11. Галимов Б. С., Мусин Г. Х. Биосоциосистема: Опыт по-требностного подхода / БашГУ. Уфа, 2000. - 284 с.

Поступила в редакцию 13.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.