УДК 159.923
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА © Б. М. Емалетдинов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: + 7 (347) 229 96 05.
E-mail: ehr2015@yandex. ru
В статье предпринято онтогенетическое исследование смысла жизни человека в русле деятельностного подхода. Исходя из структуры деятельности (А. Н. Леонтьев, 1975; А. В. Карпов, 2004) дано определение понятия «смысл жизни человека». На основе периодизации развития человека Л. С. Выготского и Э. Эриксона выделяются особенности «смысла жизни человека» в каждом возрасте. Показано, что его объективный аспект задан биологически инвариантной компонентой (выживание и воспроизводство индивида) и обусловлен культурно-исторически, а субъективно-осознаваемый аспект появляется в подростковом возрасте.
Ключевые слова: смысл жизни человека, личность,
социализация, деятельность, самоопределение, кризис.
возраст, сознание, мотив,
Понимание мира (мировоззрение, субъективная, или концептуальная, картина мира) охватывает 3 области знаний: описание (идентификация), или чувственный образ, предписание поведения (схема действия) и оценка назначения [1, С. 179]. Их критерии соответственно - истина, возможность исполнения и соответствие мотиву (цели). Понимание как мировоззренческая ориентировка включает в себя познавательный, операционный и мотивационный компоненты - неявное (личностное) знание (М. Полани, 1958) о том, «что такое» жизнь человека (людей), «как» жить и «зачем» жить. Содержание «смысла жизни человека» (далее сокращенно - «СЖЧ») циклически изменяется при переходах из одного возраста в другой (Е. Дюринг, 1894). Э. Эриксон составил расписание жизни среднестатистического человека, указав противоречия каждого возраста [2]. Это позволило прояснить механизмы формирования СЖЧ. Каждый возраст связан с локальным СЖЧ, а интегральный СЖЧ обобщает все состоявшиеся смысложизненные переживания (Д. В. Пивоваров, 2004), поэтому, кроме противопоставления осмысленности и бессмысленности (абсурдности) жизни, необходим и анализ возрастной динамики смысла жизни.
На наш взгляд, СЖЧ - когнитивно-мотивационный компонент его личности и сознания (шире -мировоззрения), показывающий ради (во имя) чего необходима предписываемая социальными нормами этого мировоззрения деятельность человека. Назначение (ведущий мотив) деятельности на данном отрезке жизни - это личностно значимая для него и превратившаяся в главный регулятор его поведения ценность; функция мотива не операции, действия, инфрадеятельности, автономной деятельности, а - «метадеятельности» (А. В. Карпов, 2004). Поиск СЖЧ - функция самосознания, состоящая в интеграции и координации мотивационной сферы. Структура СЖЧ включает смысложизненные «архетипы» - слои коллективного бессознательного (К. Г. Юнг) и «ценностные ориентации»
- слои индивидуального предсознания и сознания человека. Если опредмеченные потребности человека (на каком-либо из 5 уровней «пирамиды» А. Маслоу) не удовлетворяются, то они мотивируют его поведение и обусловливают смысл его «жизни»
- систему его деятельности в данный период. Появление вопроса о СЖЧ - симптом неудовлетворенности, «вакуума» в деятельности и отношениях с другими людьми. Человек сталкивается с ним в кризисных ситуациях, изменяющих направление его жизни, - нормативных (возрастных) и ненормативных (чрезвычайных, индивидуальных обстоятельствах жизни). Никто не реализует себя полностью, но сознание своей конечности усиливает стремление к реализации того, что кажется человеку ценным в надежде, что это дело продолжат другие. Но СЖЧ прямо не связан с достижениями человека в течение жизни, с оценкой его современниками и потомками. Успех - результат стараний и удачи или везения (А. Лэнгле, 2004).
СЖЧ - эффект социализации, феномен личности. Если «характер» созревает к концу юности (1920 лет), то «личность» человека - к концу средней взрослости (33±3 лет). Психическая и личностная периодизации жизненного пути человека начиная с юности расходятся - развитие происходит по индивидуальной траектории. Наследственность, среда и собственная деятельность, взаимодействуя, направляют людей по разным жизненным путям. Критерии зрелости человека (З. Фрейд) - способность трудиться, любить, справляться с критическими ситуациями жизни (сдерживая страх или гнев). Еще 2 критерия - способность самостоятельно мыслить, имея по любому вопросу (включая понимание СЖЧ) свое мнение, основанное на своей системе ценностей; готовность принять ответственность за свои поступки (не перекладывая ее на других или обстоятельства). В истории люди отдавали жизнь за «хлеб», свободу, любовь и веру [3, С. 24].
Фактором, опосредующим социальные воздействия на человека, выступает его смысловая сфера [1, С. 145-149]. СЖЧ - центральная часть его смысловых образований складывается из прирожденного «эгоцентризма» и 3-х элементов направленности личности, выделенных Б. С. Братусем [4]. В ходе социализации «группоцентрическая направленность» (результат децентрации) появляется в подростковом возрасте и юности, «просоциальная» (гуманистическая) компонента - в периоды ранней и средней взрослости. «Духовная» компонента зарождается в периоды поздней взрослости и зрелости. При успешной социализации человек адаптируется к обществу и способен противостоять его негативным воздействиям, продуктивно выполнять свою ведущую деятельность и удовлетворять социогенные потребности. При «неудачной социализации» (Н. Смелзер) человек полностью идентифицирует себя с обществом - становится «конформистом» или не адаптируется к обществу (противостоит ему или уходит от него), т. е. становится «девиантным» (А. В. Мудрик, 1997). Разные формы неудачной социализации в детском возрасте [1, С. 298] возникают вследствие социальной изоляции и эмоциональной депривации, социальной и педагогической запущенности, искаженных детско-опекунских отношений в семье или детских учреждениях. Их объединяет несформированность или диф-фузность «Я»-концепции, что характерно для некоторых типов расстройств личности [5]. Так, одобрение и похвала - смысл жизни, т. е. ведущий смыслообразующий мотив жизни людей с гистри-онным (истерическим) расстройством личности [6]. Условие его формирования - «негативистическая демонстративность» (А. Л. Венгер, 1985) вследствие недостатка внимания, любви взрослых к ребенку с высокой потребностью в эмоциональных контактах («избалованность»).
Элементы СЖЧ закладываются еще в детстве и "прорастают" во "взрослый" смысл под влиянием семьи (опекунов). В онтогенезе человека 4 периода осмысления своей смертности совпадают с периодами перестройки ценностно-смысловой сферы: детство, отрочество-юность, зрелый возраст и старость [7, С. 184-187].
1) На наличие смысла жизни у детей указывали В. Франкл, А. Адлер, К. Обуховский (1981). Представление о смерти и ужас небытия возникает в возрасте около 3-х лет. С помощью взрослых вырабатываются механизмы, защищающие сознание от нее, - представление о временности и обратимости смерти, сходстве её со сном, вера в собственное избранное бессмертие (умирают другие, я бессмертен), персонификация смерти. СЖЧ остается бессознательным, но человек чувствует свою жизнь осмысленной независимо от своей способности сформулировать её.
2) Этап становления смысла жизни (подростковый возраст и юность). Здесь формируется абстрактное мышление, появляется рефлексия - человек занимает позицию «вне жизни» (С. Л. Рубинштейн, 1957). Осмысление себя и своего места в мире позволяет осознать возможность своей смерти, начинается включение смерти в картину мира, и человек идет по пути цинизма, нигилизма или сознательного построения жизни. Переход от подросткового к юношескому возрасту - диффе-ренцировка " больших" и "малых" СЖЧ, движение от конгломерата смыслов к их иерархии и выделению главного СЖЧ.
3) Этап оптимального функционирования смысла жизни (зрелый возраст). Здесь тенденция поиска смысла жизни вытесняется тенденцией его реализации или переосмысления и коррекции. Страх смерти остаётся в области бессознательного, оказываясь в фокусе сознания в виде тревоги, кошмарных сновидений при острых болезнях, несчастных случаях, смерти близких. Кризис создаёт необходимость осознания СЖЧ. И оценивая прожитую жизнь, человек может остаться неудовлетворённым ею: возникает проблема поиска нового, адекватного смысла или пересмотра старого. Эта ситуация может привести к экзистенциальной фрустрации и ноогенному неврозу [8, С. 63-65]. После середины жизни при первых признаках старения, росте вероятности серьезных болезней, смерти родителей, родственников, друзей задача развития - принятие неизбежности своей смерти, переосмысление своего места в мире. Вновь встаёт вопрос о смысле прожитой и будущей жизни.
4) Этап поддержания (или удержания) смысла жизни (старость). В старости человек подводит итоги прожитой жизни, сравнивает достижения и стремления, вырабатывая чувство удовлетворённости или разочарования результатами, готовится к смерти, которая может наступить в любой момент. Здесь решается задача поиска смысла прожитой и текущей жизни, своего места и значимости в обществе. На содержание СЖЧ влияют неблагоприятные факторы: ухудшение здоровья, убывающие жизненные силы, укороченная биологическая перспектива. У одних людей выступают широкие социальные смыслы, у других - сужение смысла жизни до стремления выжить.
Поиск смысла жизни - задача всей жизни человека, а кризисы - его катализаторы. Э. Эриксон (1974) выявил 4 жизненные задачи - в подростковом возрасте, ранней взрослости, среднем и пожилом возрасте. Попытаемся выявить возрастные особенности СЖЧ [2].
СЖЧ в пренатальный период (от зачатия до рождения) - формирование анатомо-физиологиче-ских предпосылок для выживания в воздушной среде, т. е. систем организма для жизни, отдельной от организма матери. Здесь жизнь человека физи-
чески и биологически слита с жизнью другого взрослого человека (матери) и сводится к максимуму растительных (вегетативных) и минимуму ани-мальных (животных) функции.
В период новорожденности (от рождения до 1 месяца) жизнь ребенка становится психической и индивидуальной, отделенной от организма взрослого, социальной «жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена и воткана в социальную жизнь окружающих ребенка людей» [9, С. 274]. Новообразование этого периода
- низшие формы сознания, связанные с работой подкорковых структур головного мозга («кора» структурно и функционально незрела). Это сплав влечений, эмоций и ощущений, когда не различаются образы и вещи, социальные и физические объекты, всё переживается как субъективное состояние. Из них дифференцируется «комплекс оживления».
СЖЧ в младенческом возрасте (от 1 месяца до 1 года) - образование «привязанности», аффективно-личностной связи с опекуном. Это продукт ведущей деятельности данного возраста - ситуативно-личностного общения, возникающего на базе «комплекса оживления». Возникает сознание «пра-мы», психической общности ребенка и взрослого [9, С. 305]. Младенец не выделяет своего тела из окружающих вещей, относится к частям своего тела как к посторонним вещам и не имеет представления о себе. Он живет, не осознавая своей жизни, без самосознания. Но имеет смутно чувствуемые, сознаваемые впечатления (пассивное сознание), находится на животно-образной стадии отсутствия сознания своей деятельности и себя. Его социальные отношения и отношения к предметам слиты. Он воспринимает мир необъективно, отдельно от «я», его сознание образует структуру «я и другой» - «мы». Итак, он не знает своего «я», его личность не выделена из социального мира.
СЖЧ в этой стадии - формирование баланса доверия и недоверия, в результате чего вырабатывается стержневое качество личности - «надежда». Надежда - это ожидание, что, несмотря на прошлые и текущие фрустрации, будущее положительно (Э. Эриксон). Если ребенок чувствует, что действия взрослых предсказуемы и надежны, то у него возникает чувство доверия к ним. Признак доверия опекуну - «позволение» ему удалиться без чрезмерной тревоги или негодования. Если опекун непредсказуем, его нет рядом при необходимости, то ребенок пугается и плачет при его уходе, - это признак недоверия. Доверие ребенка зависит и от уверенности опекунов в правильности их действий, умения показать ребенку, что их поступки осмыслены. Поступать «правильно» здесь - поступать так, чтобы ребенок чувствовал «любовь» к себе. Борьба доверия и недоверия доминирует в этом возрасте, но длится всю жизнь человека. Ее разре-
шение - твердое или слабое и неустойчивое чувство надежды - определяет энергию жизни в следующих возрастах.
СЖЧ в раннем детском возрасте (1-3 года) -овладение культурными действиями с предметами, локомоциями, речью. Ребенок реализуется в пред-метно-манипулятивной деятельности или ситуативно-деловом общении со взрослыми и сверстниками. В удерживании и отталкивании объектов тренируется чувство автономии - управление поведением. Оно формируется в попытках вставать и сидеть, употреблять личные и притяжательные местоимения («мне», «мое») и отрицательные частицы («нет») против внешнего контроля. Противоречие между автономией ребенка и нормами общества (через опекунов) движет его развитие. Источник автономии - внутренний, биологический: развитие способности контролировать мышцы сфинктера, стоять на ногах, пользоваться руками.
Дети адаптируются к социальной реальности (нормам), не теряя чувства автономии, если опекуны ненавязчиво помогают им (без гиперопеки). Если же они чрезмерно стыдят детей, ломают их оппозиционные действия, высмеивают проявления самостоятельности, то у детей фиксируется чувство стыда и сомнения - барьер будущему самоопределению. Если «кризис» разрешается позитивно с преобладанием автономии над стыдом и сомнением, у них вырабатывается простая воля (качество Эго).
СЖЧ дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) -образование иерархии мотивов и личностного поведения, опосредованного представлением его результатов; речевого общения в ходе усвоения предметных действий и правил поведения в игре. Игра охватывает здесь почти все поведение ребенка. Назначение игры - развитие и упражнение задатков и способностей.
Значение (смысл жизни) периодов от рождения до кризиса 6/7 лет - усвоение исходных знаний, умений личности для жизни в обществе: речи, предметных действий, ориентировки в пространстве и времени, основ взаимоотношений с людьми.
СЖЧ в среднем (втором) детстве (6/7 лет-11/12 лет) - образование произвольности психических процессов и внутреннего (умственного) плана действий. Это способность к организации своей деятельности, контроля выражения чувств в зависимости от отношений и оценок взрослых - результат усвоения человеческого опыта в форме знания и мышления. Игра и труд (или школьное учение) -два пути деятельности. Разрешение кризиса «трудолюбие - неполноценность» формирует такое качество Эго как «компетентность» - интеллект и навыки для решения задач жизни без избыточного чувства неполноценности (Э. Эриксон). В примитивных культурах дети учатся ориентироваться на местности, находить пищу, изготавливать пред-
меты обихода под руководством старших. В современных культурах они осваивают интеллектуальные навыки - чтение, письмо и счет. Если нет обучения и воспитания с примерами для подражания (педагогическая запущенность), то детский «примитивизм» сохраняется.
СЖЧ в подростковом возрасте (11/12-16/17 лет) - формирование самосознания - стремления понять себя, свои способности и особенности, общее и различия с другими людьми. Здесь происходит осознание своей индивидуальности и завершение психо-сексуальной идентификации. Это результат ведущей в этом возрасте деятельности -самоутверждения и общения со сверстниками и взрослыми на базе чувства «взрослости». Поведение переходит от послушания опекунам к скрытому неповиновению им. Если дети воспринимали мир «глазами» своих опекунов, то теперь у них выстраивается параллельная система ценностей сверстников. Профессиональное (кем быть?) и моральное (каким быть?) самоопределения слиты. Жизненные планы сводятся к намерению учиться, заниматься интересной работой, иметь верных друзей и путешествовать. Но эти образы будущего не ориентированы на средства их достижения. Общественные и личные ценностные ориентации развиваются и осознаются позже, чем интересы и способности.
Подростки с «неудачной социализацией» не имеют увлеченности значимой деятельностью, неуверены в своих способностях, а стремления к подражанию и к компенсации своего дефекта ведут к разным типам девиантного поведения.
СЖЧ в юности (16/17-19/20 лет) - выбор профессии и пути («плана») жизни, определение себя как представителя поколения людей. Это возраст рефлексии о ценностях и смысле жизни, и, возможно, ведущая деятельность этого возраста - ценностно-ориентационная деятельность (М. С. Каган). Задача юности, по Э. Эриксону, - обретение чувства идентичности Эго, т. е. нахождение себя и своего места в социуме. Здесь развивается такое качество Эго, как «верность» - способность выполнять взятые на себя обязательства. Человек стремится к идентификации с группой (политической, религиозной и др.), обрести идентичность и ценности. Требуется решать много и быстро, уменьшая будущие альтернативы. Поэтому часто человек не принимает долговременные обязательства, избегает предопределения идентичности, что ведет к частой смене места учебы, работы. Человек «примеряет» разные социальные роли, не выбирая окончательно, что порождает раздумья и сомнения. Философская форма этих раздумий - вопрос о смысле жизни. Потребность в понимании (осознании) своей жизни как связанных событий, имеющих направление, -«смысл», - одна из ориентировочных психологических потребностей человека [3, С. 146]. Чувство
идентичности формируется всю жизнь посредством идентификации и достижений. Многие долго ищут свое призвание. Еще не поняв, кто они и что будут делать в жизни, чувствуют изоляцию, неспособность найти смысл в какой-либо деятельности. Итак, задача юности - социальное самоопределение, выбор жизненного пути, выработка мировоззрения, включая решение вопроса о смысле жизни.
СЖЧ в ранней (19/20-23/24 лет) и средней (23/24-30/31 лет) взрослости - завершение формирования идентичности и достижение интимной взаимной близости с человеком другого пола. По мере обучения в колледже (вузе) показатели «счастья» у женщин снижаются, а у мужчин повышаются. Обучение многие рассматривают как способ самореализации, приобретения социальной компетентности, что редко помогает достижению этой цели. Многие девушки на старших курсах обучения видят свою главную цель жизни в замужестве и материнстве (символ социальной состоятельности), которые становятся для них таким же элементом идентичности, каким для юношей выступает профессиональная самореализация (К. Изард, 1999). При неспособности достичь взаимности возникает чувство изоляции - одиночество, остракизм. Некоторые здесь вступают в брак, надеясь обрести чувство идентичности, найти себя в браке. Но супружеские и родительские обязательства тормозят их развитие, и брак обычно распадается. «Близость» -готовность двух людей делиться друг с другом и совместно регулировать аспекты своей жизни. Если она сильнее естественного антагонизма, то развивается такое качество Эго, как «любовь» - взаимная преданность, устраняющая антагонизм.
СЖЧ в поздней взрослости (30/31-40/42 года) и зрелости (40/42-50/56 лет) - забота о своих детях, создание вещей и идей в труде, участие в совершенствовании мира для следующего поколения людей, возможно, принесение в жертву своих потребностей. Это выход за рамки интересов двоих, достигших близости. Другой полюс - «стагнация», человек поглощен собой и своими успехами, пренебрегая долгом заботы о других. «Кризис середины жизни» (40-45 лет) - осознание человеком того факта, что молодость (первая половина жизни) прошла и надо смириться с приближением старости. Во второй половине жизни возникает потребность «найти и оправдать смысл своего существования» (К. Г. Юнг, 1953). Здесь люди связывают младшее (часто их детей) и старшее (стареющих опекунов) поколения. Если младшие направлены на будущее, старшие - на прошлое, то они «должны» себе и этим двум поколениям действовать «здесь и сейчас». Это возраст реализации семейной жизни, карьеры или творческих способностей, передачи опыта следующему поколению. Происходит осознание границ возможностей в будущем, упущенных возможностей в прошлом, своей смертности и
уменьшения времени жизни, снижения функции организма. Выделено 4 проблемы зрелого возраста: 1) из-за ослабления физического здоровья энергия переключается на умственную деятельность - признается ценность «мудрости» над физической силой; 2) изменение отношения с представителями обоих полов - акцент на общении и товарищеских отношениях, а не на сексуальной близости и конкуренции; 3) эмоциональная гибкость или обеднение
- при разрушении семьи, уходе друзей, сужении интересов; 4) умственная гибкость или ригидность [10, С. 787-788].
СЖЧ пожилого возраста (50/56-68/72 г.) и старости (более 72 г.) - ретроспективная оценка своей жизни, ее смысла с чувством несоответствия жизни идеалу, невозможности апробировать другие стили жизни или чувством осуществления планов и целей, приятия прошлого. Из этой борьбы возникает такое качество Эго, как «мудрость», отражающая попытку найти ценность и смысл жизни перед близкой смертью. Выявлены 2 задачи этого возраста: 1) самоопределение из-за перехода на пассивную работу, ухода детей из дома; 2) транс-ценденция тела и Эго или поглощённость ими -избегать сосредоточения на физических недугах старости, мыслей о смерти [10, С. 867]. Они ориентируются на познание и культуру, продолжение профессиональной жизни, опеку внуков, накопительство, отдых и радость от жизни в настоящем, религию или лечение своих болезней (Г. С. Сухоб-ская, Н. М. Божко, 1999).
Итак, объективный СЖЧ заключен во «экзотерическом» [11, С. 202] мире - в контексте природ-
ной и социальной среды людей (производная задачи возраста). Субъективная (эзотерическая) сторона СЖЧ возникает в возрасте около 3-х лет и становится функцией развивающегося самосознания в подростковом возрасте. Оба компонента СЖЧ - предпосылка его жизни и социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
2. Эриксон Э. Г. Детство и общество. / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2002. - 416 с.
3. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / Пер. с польск. СПб.: Речь, 2003. - 296 с.
4. Братусь Б. С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. - 60 с.
5. Галяутдинова С. И., Емалетдинов Б. М. Расстройства личности: Спецкурс по клинической психологии / В 2-х кн. Уфа: БИРО, 2005. - 361 с.
6. Емалетдинов Б. М. Психические отклонения в детстве как фактор девиации смысла жизни человека // Психологические чтения. Образование как институт социально-психологической защиты детства: Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 3. М.: Владос, 2006. - С. 149-150.
7. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - 336 с.
8. Франкл В. Е. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений: В 6-ти т. / Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243-385.
10. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб: Питер, 2000. - 992 с.
11. Галимов Б. С., Мусин Г. Х. Биосоциосистема: Опыт по-требностного подхода / БашГУ. Уфа, 2000. - 284 с.
Поступила в редакцию 13.08.2007 г.