Литература
1. Брунер Джером. Культура образования (пер. Л.В. Трубициной, А.В. Соловьева). - М., 2006.
2. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и система народного образования в России. - М., 1959.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976. .
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. - М.,2000.
5. Зимина Е.А. Педагогические основы подготовки специалиста международного уровня в неязыковых вузах. На материале иностранного языка: Дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2000.
6. Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск 2005.
7. Князьков С.А., Сербов Н.Н. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. - M., 1910.
8. Кузнецова Р.А. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе. - Казань,
1979.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.;
10. Макарова Т. С. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению специалистов-нефилологов в системе дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2003.
11. Массон К. Секретные записки о России и в частности о конце царствования Екатерины II. Екатерина II в воспоминаниях современников, оценках историков. - М., 1998.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - Спб, 1999.
13. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. - М., 1966.
14. Торндайк Эдвард. Принципы обучения, основанные на психологии. Э. Торндайк. Психология как наука о поведении/Дж.Б. Уотсон. - М., 1998.
15. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам. Обзор основных направлений методической мысли в России // Под редакцией Л.В. Московкина. - СПб, 2008.
16. Фоломкина С.К. За дальнейшее развития метода обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Иностранные языки в высшей школе. 1989. № 21, с. 46-49.
17. Чудинов А.Н. Очерк истории языкознания в связи с историей обучения родному языку. - Воронеж, 1872.
Т.Н. Сахарова
СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
THE CONTENT AND DIRECTION OF VITALLY MEANINGFUL ORIENTATIONS
OF THE PERSON IN THE MIDDLE-AGED
Аннотация: описываются исследования смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста. Дается авторское определение понятия смысложизненные ориентации личности. Рассматривается содержание смысложизеннных ориентаций людей зрелого возраста. Проводится анализ полученных данных, делается попытка
© Т.Н. Сахарова, 2012
описания обобщенного содержания смысложизненных ориентации личности людей зрелого возраста.
Ключевые слова: зрелость, смысл жизни, смысложизненные ориентации.
Abstract: this article describes the research of vitally meaningful orientations of middle-aged people. The author considers the content of vitally meaningful orientations of middle-aged people and creates her definition of vitally meaningful orientations of personality. The author also conducts analysis of the data obtained and tries to make an attempt to describe the generalized content of vitally meaningful orientations of personality of middle-aged people.
Keywords: maturity, vitally meaningful orientations, the meaning of life.
Зрелость является наиболее продолжительным и значимым периодом в жизни человека. Это время когда человек может раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах. Основная тенденция развития личности в зрелости - это достижение наивысшего уровня духовных, интеллектуальных и физических способностей. Период зрелости - это время, исполнения человеком своего предназначения как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Социальная ситуация развития в период зрелости связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.
По мнению К.Г. Юнга [5], человек в период зрелости должен осуществлять переход от экстенсивной к интенсивной позиции, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своей «самости». И тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния.
Личность в зрелом возрасте способна к развитию. Это прежде всего связано с процессом социализации. Социализация взрослого субъекта по своей сути, это саморазвитие через осуществления выборов: кем быть, каким быть, с кем быть и т.д. На наш взгляд, интересной является также позиция Э. Эриксона [4], который считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют прогрессивную и регрессивную линии развития. Продуктивность связана, по Э. Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Реализация жизненного плана или жизненного замысла порождает развитие личности в зрелости. Согласно представлениям отечественного ученого Б.Г. Ананьева зрелость - это противостояние инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов развития [1].
Большое значение кризису жизни в зрелости придавал Э. Эриксон. В этом возрасте, по его мнению, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. Успешное развитие кризиса, по Э. Эрикосну «приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление к росту, заботе о следующем поколении и собственном вкладе в развитие жизни на земле. В противном случае появляется застой, которому соответствует чувство опустошения, регрессия.
Человек может начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы был собственным ребенком [4, с. 211].
В целом большинство зарубежных и отечественных исследователей рассматривают зрелость как динамический период жизни человека, когда человек оценивает достигнутое, пересматривает жизненную стратегию, ищет новое содержание и смысл жизни. Именно смысл жизни (его наличие или отсутствие, его содержание и реализация и т.п.) является тем критерием, который и характеризует развитие личности в зрелости.
Смысл жизни и смысложизненные ориентации отражают жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. Смысл жизни также является психологическим способом переживания жизни в процессе ее существования. Смысл жизни - это не только будущие, не только жизненные цели, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Именно поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем смысл жизни, а наоборот, усиливаем его. Смысложизненные ориентации - это не только будущие, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям.
Осмысленность, придание смысла собственному существованию является одной из главных духовных потребностей человека в любом возрасте. Она формируется еще в детстве и проходит через все этапы жизненного цикла [2, с. 18]. Смысл жизни человека вытекает из его ощущения своего места в обществе, его интересов и целей, представлений о возможности их реализации. В структуре жизненного смысла присутствуют как постоянные компоненты, так и вариативные компоненты. Последние наполняются новым содержанием по мере закономерного движения человека по возрастной лестнице и решения им задач на предыдущем жизненном этапе, а также в связи с незапланированными социальными трансформациями. На смысл каждого возрастного периода жизни человека оказывают влияние не только конкретные обстоятельства настоящего, но и то, как проходило развитие на предыдущем этапе.
Смысложизенная концепция, начиная впервые складываться к подростковому возрасту, пройдя дальнейшее развитие в юношеском возрасте, претерпевает перестройку и переосмысление в зрелом возрасте. Зрелость предполагает реалистичный взгляд на вещи, понимание того, что не любая цель достижима, а это способствует гибкости в выборе целей и адекватной замене их в случае необходимости. К зрелому возрасту формируются твердые моральные принципы, уверенность в своих целях и адекватная самооценка. Главным признаком зрелости является сознание своей ответственности и стремление к ней. Под ответственностью имеется в виду способность к собственному обоснованию суждений и умение выбирать линию поведения, отвечая за результаты как в случае благоприятного, так и неблагоприятного исхода. Смысложизенные ориентации зрелой личности главным образом ориентированы на семейную и профессиональную сферу. Основной особенностью, является то, что они (жизненные смыслы) представлены в зрелом возрасте в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей.
Смысл жизни и смысложизненные ориентации, будучи с одной стороны критерием развития личности, а с другой - его задачей в зрелости, и стали предметом нашего эмпирического исследования. Основываясь на вышеизложенных идеях, нами были сформулированы следующие задачи эмпирического исследования смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте:
1 - диагностика и анализ результатов смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте;
2 - построение обобщенного социально-психологического портрета изучаемой возрастной группы на основе средневыборочных представлений о смысложизненных ориентациях;
3 - анализ содержания смысложизненных ориентаций личности в зрелости в зависимости от различных факторов (пол, уровень образования, семейное положение, включенность в профессиональную деятельность, наличие детей).
В исследовании приняли участие люди зрелого возраста от 35 до 45 лет. Всего в исследовании приняло участие 368 человек: 184 женщины и 184 мужчины, проживающие в Москве, г. Люберцы Московской области, г. Железнодорожный Московской области, г. Смоленске, г. Вязьма. На момент проведения исследования все респонденты были работающими; практически все состояли в браке; у половины были дети. Почти 2/3 респондентов имели высшее образование и 1/3 респондентов были со средне - специальным образованием.
Для реализации поставленных в исследовании задач нами были использованы следующие методы: анкетирование, методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, методы статистической обработки данных [3]. Данные полученные нами по результатам проведения методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева были проанализированы по каждому выделенному в методике фактору. Рассмотрим полученные значения по каждому фактору.
Первый фактор - «Цели в жизни». У женщин зрелого возраста наблюдается высокий показатель по данному фактору - 34,98 баллов, а =3,37. Это позволяет характеризовать испытуемых как достаточно целеустремленных людей, имеющих определенные цели в будущем, придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У мужчин зрелого возраста также высокий показатель - 32,98 балла, а = 4,87. При этом статистически значимых различий между обеими группами испытуемых по данному фактору не выявлено - Х-критерий Стьюдента показал их отсутствие: X = 2,3 р > 0,05. И женщины и мужчины на данном возрастном этапе, имеют сформулированные цели на будущие, которые придает их жизни осмысленность, направленность, временную перспективу; имеют определенный, индивидуальный смысл жизни, на реализацию которого направлена их жизнедеятельность.
Второй фактор - «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Женщины зрелого возраста демонстрируют по данному фактору высокий показатель - 31,96 балла, а =3,48. На наш взгляд, это может означать, что, в целом, для них свойственно восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Также они удовлетворены своей жизнью в настоящем. Мужчины зрелого также демонстрируют высокий показатель удовлетворенности процессом жизни - 30,87балла, а = 4,24. Как показал Х-критерий Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически не значимы: X = 1,3, р > 0,05. Исходя из этого, можно заключить, что женщины и мужчины зрелого возраста одинаково в равной степени удовлетворены процессом своей жизни. Образ их жизни способствует ощущению эмоциональной насыщенности жизни и наполненности ее смыслом.
На наш взгляд, наличие смысла жизни и удовлетворенности процессом своей жизни связано с возрастными особенностями данного периода. В норме у людей зрелого возраста должен быть сформирован смысложизненный компонент. В состав нашей выборки вошли в основном состоявшиеся зрелые люди, которые имеют работу, семью, детей, многочисленные социальные контакты. Все эти составляющие человеческой жизни позволяют человеку воспринимать свою жизнь как эмоционально насыщенную и интересную. В связи с этим, большинство людей удовлетворены процессом своей жизни, при этом отметим, что смысл жизни для каждого человека остается индивидуальным.
Третий фактор - «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией». Женщины зрелого возраста показали по данному фактору высокие показатели - 28,22 баллов, а = 2,73. У мужчин показатель ниже, чем у женщин, но также является высоким и составляет - 25,16 баллов, а = 3,55. Как показал Х-критерий
Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически значимы: 1 = 3,3, р < 0,01. Таким образом, для обеих групп испытуемых характерна высокая степень удовлетворенности прожитой частью жизни, а также высокая степень ощущения продуктивности и осмысленности пройденного отрезка жизни.
Наличие различий в показателях мужчин и женщин зрелого возраста подтверждает тот факт, что мужчины и женщины ставят одинаково высокие, но при этом разные цели в жизни. Мужчины, прежде всего, определяют целью в жизни построение карьеры, признание окружающих, счастье семьи и близких, воспитанием детей, использование «даров» жизни. Большинство женщин ориентированы в первую очередь на семью и на признание близких людей. Смысл жизни мужчины и женщины ищут в разных вещах. Для мужчин он находится, как правило, в социально-экономической сфере, карьере, а для женщин - в семье. Статистически значимые различия по данному фактору могут быть связаны с тем, что в состав выборки вошли в основном семейные люди, но при этом для женщин наличие семьи является показателем удовлетворенностью жизнью, её результативностью, то для мужчин этого не достаточно. Мужчины помимо семьи хотят иметь хорошую высокооплачиваемую работу, многочисленные социальные контакты. В профессиональном плане мужчины самореализуются на протяжении жизни, т.е. данная проблема актуальна для них в течение всей жизни.
Четвертый фактор - «Локус контроля - Я» (Я - хозяин жизни). Результаты в обеих группах по данному фактору высокие и составляют у женщин -22,50 балла, а = 2,69; у мужчин- 21,80 балла, а = 3,47. Существенных различий между выборками также не наблюдается: 1 = 1,1, р > 0,05. Людям зрелого возраста свойственно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Как правило, люди зрелого возраста ощущают контроль над событиями своей жизни, но при этом ими осознается влияние на нее различных факторов (социально-экономические, политические). Высокий показатель по этому фактору в обеих группах испытуемых связан с тем, что в состав нашей выборки вошли в основном развитые зрелые личности, имеющие богатый жизненный опыт, который, в свою очередь, дает им возможность иметь контроль над той или иной жизненной ситуацией.
В современном мире женщины строят свою карьеру, одновременно воспитываю детей, создают домашний уют и многое другое. При этом современные женщины четко знают, чего они хотят от жизни, как им жить и как им поступить в той или иной ситуации. Сегодня женщины стали более финансово - экономически независимыми от мужчин. Возможно, именно с этим связано отсутствие гендерных различий по данному фактору.
Пятый фактор - «Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни». В обеих группах показатели немногим выше средних у женщин - 32,80 балла, а = 4,41; у мужчин - 30,57 балла, а = 4,59. Критерий Стьюдента показал отсутствие различий ! =2,4, р > 0,05. Можно сказать, что всем испытуемым свойственна убежденность в том, что человек способен контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Отметим, что, судя по баллам, которые набрали испытуемые, люди зрелого возраста здраво судят об управляемости жизни. Ими осознается тот факт, что жизнь не подвластна им в полной мере, что на нее оказывает влияние социальные, экономические, политические факторы.
Последний фактор, который мы рассмотрели, - общий показатель осмысленности жизни мужчин и женщин. По составу входящих в общую осмысленность жизни факторов большого разброса в значениях у мужчин и женщин не наблюдалось. Мужчины и женщины имели одинаково высокие показатели (105,52 балла, а = 12,85 и 111,22 балла, а = 10,22 соответственно, ! = 2,32 , р > 0,05).
На основе полученных усредненных данных можно описать черты «типичного» испытуемого. Это достаточно целеустремленный человек зрелого возраста, который контролирует свою жизнь, осознает социально-экономические, политические условия, которые происходят в данный момент в обществе. Его планы большей частью имеют реальную основу в настоящем и в достаточной мере подкрепляются личностной ответственностью за их реализацию. Жизнь его эмоционально насыщена. Интерес к жизни и желание прожить ее как можно более насыщено не пропал. Свое прошлое воспринимает, в целом, с удовлетворением. Стоит отметить тот факт, что практически по всем показателям гендерные различия не являлись существенными. Это позволяет сделать вывод о том, что в современном обществе стираются различия между мужчиной и женщиной. В настоящий момент мужчины и женщины строят одинаково высокие планы на жизнь, общество предъявляет им одинаковые требования и дает одинаковые права.
Нами было проанализировано содержание смысложизненных ориентаций личности в зависимости от уровня образования, семейного положения и наличия детей. Респонденты с высшим и средне-специальным образованием имеют различные средние значения по общему показателю осмысленности жизни (высшее образование - 112,45 балла, g = 10,78 и средне-специальное 99,77 балла, g = 9,55). Как показал t-критерий Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически значимы: t = 5,4, р < 0,01.
Исходя из этого, можно заключить, что люди с высшем образованием гораздо больше удовлетворены процессом своей жизни. Им присуще высокие цели в жизни, а также способность контролировать свою жизнь. Они не лишают себя удовольствия эмоционально и насыщенно проживать жизнь. Свое прошлое воспринимает, как хорошее время и на вопрос «Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас», - отвечают в основном «да».
Немного другая ситуация с респондентами имеющими средне-специальное образование. Там показатели намного ниже. Мы не можем говорить о том, что осмысленность жизни у респондентов со средне-специальным образованием ниже, чем у респондентов с высшем образованием, она просто другая. Современное общество живет в эпоху перемен, информационных и инновационных технологий, в связи с этим большее количество требований предъявляются современному человеку. Он должен быть высокообразован, знать иностранный язык (желательно, не один), уметь разбираться в различных областях науки и культуры. Без многих из этих составляющих человек не может найти себе желаемую работу, не всегда чувствует себя признанным социумом, не чувствует себя «королем» жизни. В связи с этим человеку со средне-специальным образованием труднее реализовать себя в жизни. Управлять жизнью в такой ситуации весьма тяжело. Однако, респонденты со средне-специальным образованием также ставят высокие цели в жизни, но процесс их реализации происходит сложней, чем у людей с высшем образованием. Эмоциональная насыщенность жизни у них немного ниже, так как много сил уходит на реализацию поставленных целей. Возможно, многие люди зрелого возраста, которые имеют средне-специальное образование, ставят высокие цели в жизни, но так как не всегда имеют возможность их реализовать, то удовлетворенность жизнью у них ниже. Этим, на наш взгляд, и можно объяснить столь значимое различие по общему показателю осмысленности жизни в данной группе.
В ходе проведенного сравнительного анализа факторов по составу входящих в общую осмысленность жизни между респондентами, состоящими в браке и не состоящими, мы также наблюдали различия. Респонденты, состоящие в браке, и не состоящие в браке имеют различные средние значения по общему показателю осмысленности жизни (состоят в браке - 109,35 балла, g = 10,98 и не состоят в браке -85,55 балла, g = 10,23). Как показал t-критерий Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически значимы: t = 4,2, р < 0,01. У людей, состоящих в
браке смысложизенные ориентации гораздо выше, чем у тех, респондентов, которые не состоят. Наличие различий в показателях подтверждает тот факт, что семья очень важный фактор для человека зрелого возраста. И для мужчин, и для женщин важно иметь семью, близких людей. В семье они реализуют свои потребности, такие как признание близкими, ощущение себя нужным для кого-либо, ценным. Необходимо так же учитывать тот факт, что в этот период строятся планы на будущее, ставятся цели на воспитание детей и внуков и, конечно, в будущем хочется иметь поддержку близкого и родного человека. Данным фактом, можно объяснить столь значимое различие по показателю осмысленности жизни в данных группах.
В ходе проведенного сравнительного анализа факторов по составу входящих в общую осмысленность жизни между респондентами, с детьми и без детей, нами были выделены значимые различия. Респонденты с детьми и без детей имеют различные средние значения (с детьми -105,11 балла, g = 8,73 и без детей - 113,54 балла, g = 14,45). Как показал t-критерий Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически значимы: t = 3,4, р < 0,01. Наличие статистически значимых различий в данной группе можно объяснить тем фактом, что у людей зрелого возраста реализация в основном идет по двум сферам: семья и профессиональная деятельность. Отсутствие реализации в какой-либо из этих сфер может привести к потери смысла жизни. Именно с этим, на наш взгляд, связаны статистически значимые различия в этих группах.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволили нам построить обобщенный социально-психологический портрет изучаемой возрастной группы на основе средневыборочных представлений о смысложизненных ориентациях людей зрелого возраста, а также сделать выводы о том, что смысложизненные ориентации людей зрелого возраста отличаются рядом особенностей:
• лежат в области семьи и профессиональных интересов;
• представлены в виде существующих в настоящее время жизненных ценностей и задач развития;
• наиболее выраженной тенденцией, определяющей смысложизненные ориентации на данном этапе онтогенеза, является ориентация на результат жизни, на удовлетворенность уровнем самореализации;
• мужчины и женщины зрелого возраста имеют схожие смысложизненные ориентации;
• смысложизненные ориентации имею прямую зависимость от уровня образования;
• на содержание смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста оказывает влияние наличие семьи и детей.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 2001.
2. Волынская Л.Б. Психология зрелости и старения // Психологический журнал. 2002. № 1(17), с. 17 - 24.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизенных ориентаций (СЖО) - М., 2006.
4. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. - М., 1996.
5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 2006.