Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение студентов многопрофильного колледжа'

Профессиональное самоопределение студентов многопрофильного колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
935
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / AN EARLY YOUTH / A PROFESSIONAL CHOICE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канакова Анна Евгеньевна

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы (констатирующий этап) по изучению исходного уровня профессионального самоопределения студентов СПО I и II курса на базе основного общего и среднего полного общего образования, выделены положительные и отрицательные факторы, влияющие на уровень профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Канакова Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ professional self-determination on the basis of the of the main general and secondary complete general education

The paper reports on the results of experimental work (an ascertaining stage) on studying the initial level of professional self-determination of students of the I and II courses of the establishments of secondary professional education on the basis of the main general and secondary complete general education; positive and negative factors which influence the level of professional self-determination in the teenage and early youth periods are defined.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение студентов многопрофильного колледжа»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

УДК 377

А. Е. Канакова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ МНОГОПРОФИЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы (констатирующий этап) по изучению исходного уровня профессионального самоопределения студентов СПО I и II курса на базе основного общего и среднего полного общего образования, выделены положительные и отрицательные факторы, влияющие на уровень профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

The paper reports on the results of experimental work (an ascertaining stage) on studying the initial level of professional self-determination of students of the I and II courses of the establishments of secondary professional education on the basis of the main general and secondary complete general education; positive and negative factors which influence the level of professional self-determination in the teenage and early youth periods are defined.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, среднее профессиональное образование, ранняя юность, выбор профессии, педагогические условия.

Key-words: professional self-determination, secondary professional education, an early youth, a professional choice, pedagogical conditions.

Проблемам подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в последнее время уделяется достаточно серьезное внимание в социально-экономической политике государства. Исходя из этого, профессиональное самоопределение студентов СПО представляет важный фактор, влияющий на успешность обучения и дальнейшего профессионального роста человека.

Современные исследователи Э. Ф. Зеер, А. Е. Климов, Ф. В. Повшедная рассматривают профессиональное самоопределение как сложное психолого-педагогическое явление, которое характеризует не только момент выбора профессиональной деятельности, оно охватывает такие этапы развития личности, как профессиональное образование, адаптация, профессионализация (Э. Ф. Зеер, А. Е. Климов, Н. С. Пряжников). По мнению

© Канакова А. Е., 2011

П. А. Шавира, профессиональное самоопределение молодого человека - это «существенная сторона общего процесса развития личности. Оно не сводится к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс духовного развития личности» [1]. Э. Ф. Зеер считает профессиональное самоопределение творческим процессом развития личности, который «предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности» [2]. Как «сложный, целостный, личностно-ориентирован-ный процесс, направленный на формирование индивидуальной позиции и как результат выбора и проектирования собственной профессиональной деятельности и самореализация в ней» понимает профессиональное самоопределение Ф. В. Повшедная [3].

Необходимость раннего профессионального самоопределения учащихся инициируется получением общего среднего образования в 9-м классе и полного среднего образования в 11-м классе. В этот момент для молодых людей выбор профессии является самой серьезной жизненной проблемой. Многим ученикам приходится решать ее уже в 9-м классе. И если даже для выпускников школы проблема выбора профессии нередко решается наспех, ситуативно, случайно (И. С. Кон, Э. Ф. Зеер), то выбор, сделанный в 15-16-летнем возрасте на начальном этапе профессионального самоопределения, является еще более неоднозначным. По мнению А. И. Божович, «...выбор профессии в подростковом возрасте может оказаться психологически даже не выбором, а актом подражания товарищам, родителям или решением, принятым под непосредственным влиянием внешних обстоятельств или случайно возникшего интереса» [4]. И. С. Кон подчеркивает: «Хотя раннее и твердое самоопределение обычно считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других ее аспектов. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний» [5].

А. Е. Канакова. Профессиональное самоопределение студентов многопрофильного колледжа

Е. А. Климов отмечает, что выбор профессии, часто кажущийся одномоментным решением, в реальности осуществляется по формуле: «Мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [6]. Действительно, к моменту выбора профессии и учебного заведения молодой человек уже должен обладать достаточной базой знаний о профессиях, о собственной личности, своих возможностях и способностях; от него требуется осознание необходимости труда, развития своих склонностей к определенным видам трудовой деятельности, определение реальных возможностей выбора сферы профессиональной деятельности, знание и понимание функций, выполняемых специалистами интересующих профессий, осознание меры усилий, необходимых молодому человеку, чтобы стать специалистом.

Исследование, проведенное на базе Нижегородского филиала МЭСИ в группах СПО, ставило задачу определить и сравнить уровень профессионального самоопределения студентов специальностей «Экономика и бухгалтерский учет», «Менеджмент», «Право и социальное обеспечение», «Правоведение», пришедших на базе 9-х и 11-х классов, и выявить возможные проблемы на разных возрастных этапах профессионального самоопределения.

Планирование жизни и выбор профессии -личное дело отдельного человека, проявление его свободы и ответственности за свою жизнь и судьбу. Но человек является частью общества, которое заинтересовано в том, чтобы каждый человек вносил свой вклад в его развитие. В настоящее время существуют отдельные центры профориентации, но они не многочисленны и, как правило, работают на коммерческой основе. Школа является именно тем государственным институтом, через который можно направлять выбор сферы профессиональной деятельности молодого человека. Исследование показало, что профессиональная ориентация, проводимая в стенах современной школы, мало влияет на выбор профессии учениками, а в отдельных случаях вообще не проводится: 22,1% выпускников 9-х классов и 13,7% выпускников 11-х классов ответили отрицательно на вопрос о наличии профориентационной работы в школе. Подавляющее большинство выбрали вариант «Мы заполняли какие-то анкеты». Только 6,4% всех студентов, принимавших участие в данном блоке исследования, отметили, что выбрали как раз то, что им посоветовали в школе. 7,1% категорически не согласились с советом про-фориентатора. Мы считаем, что именно эти студенты серьезно восприняли профориентационные мероприятия в школе.

Решение о выборе профессии 50,6% девятиклассников и 54,6% выпускников 11-го класса принимается накануне поступления в професси-

ональное учебное заведение. Таким образом, ученики, получающие полное среднее образование, имея в запасе два года, все же оттягивают принятие жизненно важного решения иногда до последнего момента. Это говорит о том, что проф-ориентационная работа, проводимая в школах, недостаточна и не достигает желаемого результата.

В ходе исследования нами были проанализированы информированность учащегося, сформи-рованность общественно значимых мотивов выбора профессии, наличие перспективных профессиональных намерений, осознанность и самостоятельность выбора, отношение к учебной деятельности в профессиональном учебном заведении; выявлены положительные и отрицательные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение студентов СПО.

К положительным факторам профессионального самоопределения относится интерес к конкретной профессии как основной мотив профессионального выбора. Наличие интереса к профессии отмечают 61,7% студентов I курса на базе 9-го класса, и только 47,6% первокурсников-выпускников 11-го класса. У них наблюдается более прагматичный взгляд на мотивы выбора профессии. Так, 29% будущих бухгалтеров отметили, что выбирали ту специальность, по которой смогут реально найти работу.

Уверенность в правильном выборе профессии и оптимистичность в отношении профессионального будущего влияют на целеустремленность студентов и результаты их учебной деятельности. В своем профессиональном выборе уверены 57,9% выпускников 9-го класса и 54,4% выпускников 11-го класса. Положительно воспринимают свое профессиональное будущее подавляющее большинство студентов (86,1% и 85,1% соответственно). Однако количество студентов, обучающихся с интересом и желанием, несколько выше среди выпускников 9-х классов (76,6%). Поступление в колледж они рассматривают как возможность начать самостоятельную жизнь раньше, чем это сделают их сверстники. Для них это переход на новый этап развития, ощущение новизны и свободы, что повышает мотивацию к достижению учебных успехов. Выпускники 11-го класса поставлены перед необходимостью обязательного выбора, но уверены в правильности решения (54,4%), этот факт оказывает влияние на отношение к учебной деятельности. Только 67,6% выпускников 11-го класса ответили, что учатся с удовольствием и желанием. Однако изучение продуктов учебной деятельности показало, что результаты выше у студентов, окончивших 11 классов. В силу своих возрастных особенностей они имеют более широкий кругозор, выше их когнитивные возможности.

Самостоятельность выбора существенно возрастает у выпускников 11-го класса и составляет 76,8%, в сравнении с 56,4% выпускников 9-го класса. Это закономерный процесс - за 2 года жизни молодые люди приобретают определенный жизненный опыт, несколько меньше зависят от мнения взрослых и становятся более уверенными в себе.

Существует ряд отрицательных факторов, замедляющих динамику профессионального самоопределения студентов. Так, формальное отношение к профориентационной работе в школе отмечают 86,6% выпускников 9-го класса и 89,3% выпускников 11-го класса. Ситуативность выбора присуща 63,9% бывших девятиклассников. Они выбирают не профессию, а скорее учебное заведение, имеющее хорошую репутацию и находящееся недалеко от дома. Профессиональный интерес присутствует, но выступает как сопутствующий фактор. Среди выпускников 11-го класса наблюдается снижение ситуативности при выборе профессии до 56,5%, что подтверждает их взросление, повышение ответственности и объективности самооценки.

Ряд отрицательных факторов профессионального самоопределения может быть устранен при поступлении и в процессе обучения в образовательном учреждении. В среднем около 70% опрошенных студентов отмечают недоступность качественных современных профессиограмм при поступлении; недостаточный уровень информированности о сфере деятельности выпускников; недостаточный уровень информированности об учебных дисциплинах в образовательном процессе.

Диагностика уровней сформированности общественно значимых мотивов выбора профессии показала, что у выпускников 9-го класса уже достаточно полно сформирована потребность в труде как таковом. На вопрос о причинах выбора СПО в качестве варианта получения образования 51,8% опрошенных первокурсников отметили, что как можно скорее хотели бы начать работать по выбранной специальности.

Студентам I и II курсов был задан вопрос о перспективах собственной карьеры, которая может принести им наибольшее удовлетворение. Результаты показали, что на первом месте у обоих потоков оказалась возможность работать в престижной компании, заботиться о процветании коллектива, в котором человек будет работать. На втором месте - работа, которая предоставляет возможность саморазвития. На 3-м и 4-м местах - работа, где можно приятно провести вре-

мя, и работа, повышающая личностный статус в глазах окружающих. Приобретение материальных благ студенты обоих потоков поставили только на 5-е место. Последнее место занимает ответ «готов бескорыстно служить людям». Вместе с тем важно отметить, что 24,3% студентов считают это важным фактором профессионального самоопределения.

Как показало исследование, уровень профессионального самоопределения студентов на базе 9-х и 11-х классов отличается незначительно, и эти различия некритичны для готовности к выбору профессии. Нередко они объясняются возрастными особенностями студентов двух потоков. Выпускники 11-го класса, вступая в период ранней юности, являются более независимыми и самостоятельными, у них лучше сформированы когнитивные и аналитические способности. Выпускники 9-х классов находятся на переходном этапе от подростков к юношеству. Определенные сложности возникают из-за отсутствия психолого-педагогических условий, которые способствуют развитию уровня профессионального самоопределения; недостаточной качественной информированности молодежи о мире профессий и о специфике конкретной профессии в частности.

Таким образом, уровень профессионального самоопределения студентов I и II курса колледжа НФ МЭСИ можно охарактеризовать как средний. В целом для студентов колледжа характерно оптимистичное отношение к своему профессиональному будущему в выбранной сфере деятельности, что позволяет прогнозировать положительную динамику развития процесса профессионального самоопределения при соответствующих педагогических условиях.

Примечания

1. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. С. 5.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2006. С. 117.

3. Повшедная Ф. В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. С. 66.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 368.

5. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. С. 200.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.