Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения выпускников 2010 г. Общеобразовательных учебных заведений'

Особенности профессионального самоопределения выпускников 2010 г. Общеобразовательных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПРЕСТИЖНЫЕ ПРОФЕССИИ / ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / MOTIVES TO CHOICE AN OCCUPATION / PRESTIGIOUS TRADES / DEMANDED TRADES / INFORMATION SOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунина Елена Владимировна

Проведен анализ профессионально-образовательных планов выпускников общеобразовательных учебных заведений Алтайского края. Рассмотрены основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение». Основное внимание акцентируется на факторах, под влиянием которых формируются эти намерения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Professional Self-Determination of Graduates of 2010 from General Educational Institutions

The author analyzes professional-educational plans of graduates from general educational institutions in the Altai Territory. The basic approaches to concept defnition «professional self-determination» are considered. The main attention is focused on factors under which infuence on these intentions are formed.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения выпускников 2010 г. Общеобразовательных учебных заведений»

особенности профессионального самоопределения выпускников 2010 г. ... ББК 74.205

Е.В. Петунина

Особенности профессионального самоопределения выпускников 2010 г. общеобразовательных учебных заведений

E.V. Petunina

Features of Professional Self-Determination of Graduates of 2010 from General Educational Institutions

Проведен анализ профессионально-образовательных планов выпускников общеобразовательных учебных заведений Алтайского края. Рассмотрены основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение». Основное внимание акцентируется на факторах, под влиянием которых формируются эти намерения.

Ключевые слова профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, престижные профессии, востребованные профессии, источники информации.

The author analyzes professional-educational plans of graduates from general educational institutions in the Altai Territory. The basic approaches to concept definition «professional self-determination» are considered. The main attention is focused on factors under which influence on these intentions are formed.

Key words: professional self-determination, motives to choice an occupation, prestigious trades, demanded trades, information sources.

Проблема профессионального самоопределения актуальна для молодежи во все времена и эпохи. Современное состояние рынка труда делает сложным процесс ориентирования молодежи на определенные профессии. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. С одной стороны, это расширяет возможности выбора, с другой - имеющееся многообразие рождает трудности в его совершении. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является его полипрофессионализм. Экономический кризис обострил ситуацию. Особенно сложно приходится выпускникам школ, которым предстоит сделать правильный профессиональный выбор.

Процесс формирования профессиональных планов учащихся является неотъемлемым звеном механизма воспроизводства общественных структур за счет нового поколения. Чем точнее сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни и тем большая вероятность того, что общество получит профессионала.

Профессиональное самоопределение учащихся является сферой согласования интересов индивида и общества. В настоящем исследовании изучались образовательные планы на решающем этапе процесса социального самоопределения молодежи - на пороге средней школы. Анализ этого процесса позволит выявить степень согласованности образовательных и профессиональных намерений учащихся с ситуацией на рынке труда и скорректировать профориентационную работу в образовательных учреждениях.

В настоящее время существуют различные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения. Е.А. Климов, анализируя профессиональное самоопределение, понимает его как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Весьма интересной является мысль Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [1, с. 40]. Существенный вклад в теорию и практику изучения профессионального самоопределения внес Н.С. Пряжников. Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социальноэкономической) ситуации» [2, с. 17]. По мнению И.С. Кона, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности [3, с. 25]. Профессиональное самоопределение на этапе старшего школьного возраста - это возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда [4, с. 17]. Профессиональные намерения мы рассматриваем как осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности,

философия, социология и культурология

включающее знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование [5, с. 17].

В рамках проведенного исследования изучались профессиональные и образовательные намерения учащихся, мотивы выбора профессии, источники информации о рынке образовательных услуг, профессиях, престижные и выбираемые учащимися профессии, предпочтения учащихся относительно сфер деятельности. В исследовании приняло участие 1200 респондентов - учащиеся 9-х и 11-х классов школ Алтайского края.

Образовательные планы одиннадцатиклассников. Согласно полученным результатам большинство опрошенных (71,4%) планируют поступить в вузы (в 2009 г. - 70%). Таким образом, представление о высшем образовании как одной из социальных ценностей стало в России общепринятым. Диплом о высшем профессиональном образовании рассматривается как необходимое условие для получения «хорошей работы», обеспечивающей «приличный» заработок, стабильное и высокое положение в обществе.

Одним из путей получения профессионального образования выпускниками общеобразовательных школ являются учреждения среднего профессионального образования (СПО), ведущие подготовку специалистов среднего звена. Необходимо отметить, что в 2008 г. данный уровень образования выбрали 20% выпускников, в 2009 г. произошло снижение интереса к учреждениям СПО до 16,5%, в 2010 г. -16,6%. Таким образом, число желающих обучаться в техникумах и колледжах за последние два года находится практически на одном уровне.

Начальное профессиональное образование ориентировано на подготовку рабочих на базе основного общего (9-летнего) образования (ст. 22 Закона РФ «Об образовании»). Только по отдельным профессиям начальное профессиональное образование базируется на среднем общем (полном) образовании. В связи с этим немногие юноши и девушки после окончания 11 классов планируют продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования (НПО). Так, в 2010 г. 5,8% учащихся (в 2009 г. - 5,4%) выбрали данный уровень образования. Около 2,4% планируют устроиться на работу (в 2009 г. - 2,8%), затруднились ответить на вопрос 3,8%.

Образовательные планы девятиклассников. Образовательные намерения учащихся 9-х классов выглядят следующим образом: 64,7% желающих пойти учиться в 10-й класс (в 2009 г. - 66,4%), 17,1% выбрали среднее специальное профессиональное образование (в 2009 г. - 16,7%), 15,5% - начальное профессиональное образование (в 2009 г. - 14,4%). Таким образом, количество желающих пойти в 10-й класс снизилось, а доля выпускников, выбравших СПО и НПО, немного

увеличилась. Те школьники, которые решили пойти в 10-й класс, - это потенциальные абитуриенты вузов.

Число выпускников, определившихся с выбором профессии, составило 67,6% (в 2009 г. - 56,10%), среди одиннадцатиклассников - 67,6%, среди девятиклассников - 53,5%. Независимо от выбранного уровня образования, респонденты демонстрируют одинаковые показатели определенности выбора профессии. Основные причины невыбора профессии: «не знаю, как выбирать», «мало знаю о профессиях», «не знаю о своих способностях и склонностях», «не знаю о востребованных профессиях». Таким образом, каждый третий учащийся 11-го класса за четыре месяца до окончания школы еще не определился с выбором профессии, что может негативно сказаться на его дальнейшей судьбе.

Изучение профессионально-образовательных намерений учащихся может быть плодотворным в том случае, когда этот процесс рассматривается в широком социальном контексте, в сложной сети детерминирующих его факторов и условий. В связи с этим в исследовании проанализированы мотивы профессионального самоопределения выпускников. Мотивы выступают побудителями к деятельности. Важнейшим источником мотивов являются потребности человека. Поэтому были выбраны 9 мотивов, а именно: хороший заработок, возможность обучиться интересующей профессии, возможность сделать карьеру, престиж, условия труда, возможность приносить пользу людям, возможность трудоустройства, творческий характер труда, семейные традиции. В реальной практике поведения человек довольно редко мотивируется какой-то одной потребностью, поэтому выпускникам было предложено выбрать несколько вариантов ответов. Так, 79,8% выпускников отметили возможность получить хороший заработок. Следующим по значимости выступает профессиональный интерес - 55%. Почти половина выпускников - 45% - руководствуются возможностью карьерного роста. Это стремление объясняется тем, что восхождение по карьерной лестнице дает возможность увеличить свой доход и, следовательно, реализовать свою основную потребность. Наименее значимые мотивы: престиж - 21,6%, условия труда -20,3%. Связь мотивов с образовательными планами учащихся выглядит следующим образом:

- те, кто планируют поступать в вуз, руководствуются возможностью хорошо зарабатывать, построить карьеру и получить престижную профессию;

- те, кто выбрал учреждения СПО, мотивированы возможностью хорошо зарабатывать, построить карьеру и благоприятными условиями труда;

- те, кто выбрал НПО, мотивированы хорошей заработной платой, перспективой карьерного роста и возможностью приносить пользу людям.

Особенности профессионального самоопределения выпускников 2010 г.

Таким образом, статусные характеристики профессии являются для школьников наиболее значимыми при выборе дальнейшего пути, особенно для тех, кто ориентирован на получение высшего образования.

В ходе исследования были проанализированы источники информации о профессиях, которые используют выпускники. Источники информации делятся на формальные и неформальные. Формальные включают представителей профессиональных учебных заведений, СМИ, Интернет. Неформальные источники информации - родители, друзья, родственники. В 2009 г. основным источником информации выступали родители школьников - 37,2%, второе место занимал Интернет - 36%. В 2010 г. Интернет поднялся на первое место - 44,5%, на втором месте справочник «Куда пойти учиться?» - 24,5%, родители на третьем месте - 23,3%, затем (с небольшим отрывом) СМИ -22,8%, представители учебных заведений - 18,4%, друзья - 15,7%, учителя - 12,7%. Если учесть, что интерес молодежи к информационным технологиям продолжает расти, то вполне вероятно, что в будущем году Интернет будет играть еще более существенную роль в профессиональном самоопределении выпускников. Стоит отметить, что одиннадцатиклассники используют одновременно несколько источников информации. В группе девятиклассников доминируют Интернет (43%) и родители (30,2%).

По результатам ответов учащихся был составлен рейтинг профессий, который выглядит следующим образом: 1-е место среди выбираемых выпускниками профессий занимает врач, 2-е место - юрист, 3-е - программист, 4-е - экономист, на 5-м месте -менеджер.

В сравнении с 2009 г. перечень профессий, на которые ориентируются школьники, практически не

Сравнительный анализ показал, что школьники при выборе профессии ориентируются преимущественно на ее престиж на рынке труда, который является важным аргументом в пользу ее выбора. При этом престиж таких профессий, как банкир и предприниматель, значительно снизился.

Школьникам задавался вопрос о сфере экономики, в которой они хотели бы работать, так как любая про-

изменился. Однако в число пятнадцати самых упоминаемых профессий вошла профессия автослесаря. Она занимает 14-е место в рейтинге. В 2010 г. среди самых популярных у школьников появились такие профессии, как музыкант, автослесарь, архитектор, кинолог, технолог, милиционер. Таким образом, относительно устойчивый интерес у школьников наблюдается в отношении профессий врача и юриста. Высокий рейтинг профессий врача и учителя в сельских районах края, возможно, связан с реализацией национальных проектов в области образования и здравоохранения.

Профессии, выбираемые выпускниками 9-х классов: медицинский работник, повар, помощник водителя электровоза, программист, метеоролог.

Для тех школьников, кто определился с выбором профессии, в анкету был внесен вопрос о том, была ли у них возможность поработать по выбранной профессии. Утвердительно ответили 23,4%, не было возможности получить практические навыки и умения у 76,3% школьников. Из всех школьников, получивших некоторый профессиональный опыт, 2,6% отказались получать эту профессию в дальнейшем. Возможность получить практический опыт очень важна для школьника, так как дает представление о специфике профессии, ее достоинствах и недостатках, помогает соотнести свои способности и интересы с особенностями профессии и в результате способствует сознательному, обоснованному выбору. Кроме того, это позволяет изменить взгляды на сделанный выбор в период профессионального самоопределения.

Выпускникам было предложено отметить престижные, по их мнению, профессии. На основании полученных результатов был составлен сравнительный анализ выбираемых и престижных, с точки зрения школьников, профессий (табл.).

фессия является частью той или иной сферы деятельности. Лидирующее место среди отраслей занимают здравоохранение (11,8%), юриспруденция (11,1%). Далее по мере убывания расположились компьютерные технологии (9,8%), культура и искусство (9,6%), финансы (8,6%). При этом выявлено неправильное сопоставление учащимися выбранной профессии и сферы деятельности. Был составлен рейтинг

Сравнительный анализ востребованных и престижных профессий, по мнению учащихся

Востребованные профессии, по данным центра занятости Выбираемые учащимися профессии Престижные профессии, по мнению учащихся

Медицинская сестра Врач Юрист

Врач Юрист Врач

Военнослужащий Программист Экономист

Страховой агент Экономист Программист

Менеджер Менеджер Менеджер

ФИЛОСОФИЯ, социология и культурология

10 выбираемых школьниками сфер экономики, согласно которому привлекательными остаются престижные отрасли. Несмотря на то, что Алтайский край является сельскохозяйственным регионом, в рейтинге предпочтений выпускников сельское хозяйство занимает последнюю строчку даже в сельских районах края. Строительство и производство (промышленность) также не пользуются популярностью у школьников. В настоящее время активно развиваются сфера услуг и общественное питание, это оказывает влияние и на выбор школьников. В малых городах края эта сфера деятельности поднялась на 1-е место.

На основе проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Профессиональная ориентация по-прежнему обусловлена социальной обстановкой: выпускники сначала выбирают уровень образования и только потом - профессию.

2. Структура образовательных намерений повторяет ситуацию прошлых лет. Сравнение образовательных планов выпускников 2010 г. с планами их сверстников в 2008-2009 гг. не дает оснований говорить о каких-либо серьезных качественных изменениях. Однако стоит отметить небольшое увеличение доли выпускников, выбравших систему начального профессионального образования: среди одиннадцатиклассников - на 0,2%, среди девятиклассников - на 1,1%.

3. Анализ связи мотивов с образовательными планами выпускников показал, что мотив «возможность приносить пользу людям» выявлен только у учащихся, ориентированных на уровень начального профессионального образования.

4. Сохраняется несоответствие профессиональных ориентаций и требований рынка труда Алтайского края, это проявляется в том, что школьники выбирают профессии, не востребованные на рынке труда края.

Библиографический список

1. Климов Е.А. Психология профессионального са- 3. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.

моопределения. - М., 2000. 4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2003.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное 5. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение

самоопределение. - М., 1996. // Вестник высшей школы. - 2003. - №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.