Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Современный выпускник школы в новых
условиях выбора
КОНСТАНТИНОВСКИЙ Давид Львович — доктор социологических наук, заведующий отделом социологии образования
ИС РАН, [email protected].
ПОПОВА Екатерина Сергеевна — MA in Sociology, научный сотрудник ИС РАН, [email protected].
Аннотация. Один из важнейших ресурсов инновационного развития нашего общества — мотивация молодежи к образованию, ее устремленность в учебные заведения. В статье представлены данные о том, какое образование молодые люди считают необходимым для жизненного успеха, какой уровень образования они предпочитают; рассмотрена мотивация предпочтения уровня образования и учебных заведений. Обсуждаются представления молодежи о мире профессий: о престижности, общественной значимости и прибыльности различных занятий; анализируется соотношение оценок по этим критериям. Приводятся результаты изучения выбора будущей профессии молодыми людьми, оканчивающими школу; описаны и проанализированы мотивы выбора. Анализируются данные об уверенности в правильности выбора профессии и отсутствие решения относительно будущего у значительной части выпускников школ. Показана дифференциация предпочтений уровня образования, оценок профессий и выбора дальнейшего пути молодежью из поселений с разным уровнем урбанизации, а также в зависимости от статуса семьи. В заключение обращается внимание на значимость массовой устремленности к высокому уровню образования в современном мире. Информационную базу составили данные опроса учащихся школ, осуществленного в рамках проекта «Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации». Выборка ступенчатая, комбинированная. Были отобраны 9 субъектов РФ; кроме региональных квот, учитывалась численность
обучающихся в образовательных учреждениях. Опрос проводился 16 сентября — 13 октября 2014 г.
Ключевые слова: образование, рынок труда, молодежь, выбор профессии, образовательные и профессиональные траектории.
Konstantinovskiy D.L., Popova E.S.
Modern school graduate
in the new conditions of choice
KONSTANTINOVSKIY David Lvovich — Doctor of Sociological Science, Head of Department of Sociology of Education, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, [email protected].
POPOVA Ekaterina Sergeevna — MA in Sociology, Junior Research Associate of Department of Sociology of Education, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, [email protected].
Abstract. The article is devoted to one of the most important resources of innovational development of our society — the motivation of young people to education, their intentions to continue it. The data about the kinds of education that young people consider essential to be successful in life, what level of education they prefer; what motives drive them in choosing this level of education and future profession is described. Young peoples' attitude towards the world of professions: the prestige, social significance and profitability of the different occupations are discussed and the ratio of estimates on these criteria is analyzed. The results of the study of future profession choices of young people leaving school and motives of such choices are also described. Confidence in the correctness of the choice of profession is analyzed. No decision about the future is significant for quite a large part of school-leavers. Differentiation of educational preferences and selection of future occupations of young people from settlements with different levels of urbanization, as well as depending on the status of the family is shown. In conclusion, attention is drawn to the importance of targeting young people to receive higher education. Mass aspirations to a high level of education get great value in today's world. Analysis carried out is based on the materials of the project
«Education, labor market and social behavior of youth in modern economic situation». The results of the survey that was conducted among school students are described. The multistage combined sample was used. Nine federal subjects of the Russian Federation were selected; the number of students in educational institutions was taken into account, besides regional quotas. The survey was conducted in September 16th — October 13th of 2014.
Keywords: еducation, labor market, youth, choice of profession, educational and professional trajectories.
До сих пор приходится встречать мнение, что достаточно определить цель и выделить средства — далее поведение людей примет нужное направление, и цель будет достигнута. Между тем многочисленные примеры показывают: если у тех, на кого возлагается достижение цели, отсутствует соответствующая мотивация, — внедрение чего-либо «сверху» может быть обречено на провал. Вот почему ориентации молодежи приобретают огромнейшее значение при анализе настоящего и будущего России. В наше время мотивация к образованию, устремленность в учебные заведения стала ценнейшим из всех ресурсов, какими страна может обладать. В современном мире решающую роль в развитии общества приобретают знания; точнее, не сами знания, а люди, которые ими обладают, количество и качество квалифицированных специалистов. Увеличить в нужный момент число специалистов и уровень их квалификации невозможно каким-либо решением, постановлением, проявлением некоей воли. Вполне правомерно утверждать, что мотивация к образованию — это ресурс более ценный, чем нефть и газ; ценность его не только не подвержена конъюнктурным колебаниям, но возрастает и будет возрастать, в соответствии с тенденциями мирового развития.
Престиж профессий интеллектуального труда, связанных с высшим образованием, — врача, учителя, инженера — издавна был высок в нашей стране. К ним относились с уважением и в столицах, и в глубинке. После 1917 г. долго сдерживавшийся порыв масс к образованию получил возможность реализации. В результате в сферу высшего образования массово пришли те, кому вход был закрыт или ограничен социальными либо нацио-
нальными барьерами. Новые задачи требовали огромного количества специалистов для индустриализации, создания военно-промышленного потенциала, становления системы здравоохранения, наконец, для борьбы с безграмотностью. Стремление масс к образованию было эффективно использовано, оно стало инструментом развития страны в избранном направлении.
Между тем десятилетиями «интеллигенция», как принято было называть людей интеллектуального труда, в официальной идеологии именовалась всего лишь «прослойкой» и всячески противопоставлялась людям труда физического, прежде всего — рабочему классу, формальному лидеру общества. Пренебрежительное отношение к интеллектуальным занятиям проявилось не только в идеологии, но и в материальном выражении: инженер, например, если он не занимал значительной руководящей должности, зарабатывал, как правило, меньше рабочего. Возможности восходящей мобильности (в том числе через членство в партии) открывались прежде всего рабочим и колхозникам или выходцам из таких семей. Престиж высококвалифицированных занятий, тем не менее, сохранился, оказавшись в условиях этих «заморозков» чрезвычайно выносливым растением.
В 1980-е — 1990-е гг. престижу высококвалифицированных занятий предстояли новые испытания. Рынок труда решительно изменился; вузовские дипломы поколений девальвировались; потеря работы, перемена интеллектуального труда на занятие типа «челночества» стали повсеместным явлением. Можно было услышать суждения такого рода: «Кому нужны твои два высших образования? Вон Петька, он девяти классов не закончил, а у него два ларька, и он на «Мерседесе» раскатывает!»
Прошло, однако, несколько лет, и на рынке труда появился сегмент, где требовались специалисты высокой квалификации. К тому же и на значительно большей части рынка труда, связанной со сферой обслуживания, торговлей и т.п., работодатель стал требовать работников с дипломом вуза, поняв, что за время пребывания в студенчестве молодой человек (независимо от того, чему его учили, да и учился ли он всерьез) прошел некий тренинг и обрел такую социализацию, что может освоить, например, навыки продавца, страхового агента или секретаря. Значимость образования, его роль в восходя-
щей социальной мобильности стали возрастать. Ориентация молодежи на поступление в вузы не только восстановилась, но и значительно усилилась.
К этому времени рухнули существовавшие административные барьеры. К тому же вузы избавились от мелочной регламентации и получили возможность (и оказались вынуждены по финансовым причинам) в большей мере пойти навстречу ожиданиям молодых людей и их родителей: значительно увеличить прием, сделать структуру подготовки по специальностям ближе к той, какая востребована непосредственными потребителями. Возможности поступления в вузы и получения диплома, таким образом, выросли. Вскоре, правда, выяснилось, что прежние барьеры сменились новыми [Константиновский 2008: 287-302], поскольку образование, особенно качественное, требует затрат, а это особенно чувствительно в обществе, где материальное расслоение весьма велико.
Конечно, привлекательность различных профессий, требующих высшего образования, значительно изменилась: молодежь (на фоне разочарования старшего поколения, оказавшегося с ненужными дипломами) стала ориентироваться на сферы, предоставляющие возможности для самореализации в условиях нового рынка труда. Если в 1960-е гг. лидерами привлекательности были ученый, космонавт, то сегодня на вершине иерархии профессий — экономист, финансист, менеджер. Прежние кумиры либо немного убавили свою привлекательность, либо потеряли ее значительно [Вознесенская 2015]. Тем не менее верхние этажи иерархии заняты преимущественно профессиями, требующими высшего образования.
Новые данные позволяют судить о том, каковы сегодня ориентации молодых людей в сферах образования и труда, отчасти подтверждая существующие мнения, а отчасти корректируя их. Далее будут приведены результаты исследования, относящиеся к старшеклассникам основной и полной средней школы1.
1 Информационную базу составили данные опроса учащихся школ, проведенного в рамках проекта Российского научного фонда «Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации». Выборка ступенчатая, комбинированная. Были отобраны 9 субъектов РФ; кроме региональных квот, учитывалась численность обучающихся в образовательных учреждениях. Опрос проводился 16 сентября — 13 октября 2014 г.
Какое образование, по мнению старшеклассников, необходимо сегодня для успеха в жизни?
Рассмотрение ответов, полученных на такой вопрос, показывает, что от 9-го к 11-му классу становится больше юношей и девушек, которые отмечают необходимость получения вузовского диплома для достижения жизненного успеха (табл. 1). 9-й класс — первая «развилка» жизненных путей молодых, и часть их уходит из общеобразовательной школы в средние специальные учебные заведения и профессиональные училища. Это, однако, не означает, что в школе остаются только устремленные в вузы (что и показывает таблица). В целом, как видно, 3/4 одиннадцатиклассников предпочитают получить дипломы о высшем образовании.
Таблица 1
Необходимый для жизненного успеха уровень образования, %
Необходимый для жизненного успеха Школьники, Школьники,
уровень образования 9 кл. 11 кл.
Основная школа 1,8 1,2
Средняя (полная) школа 7,1 5,8
Проф. курсы 1,6 1,2
Проф. училище 2,6 0,8
Среднее проф. образование 6 2,5
Высшее образование 46,5 65,12
Два высших образования 21,7 12,7
Затруднились ответить 12,7 10,7
Итого 100,0 100,0
Представления молодежи об образовании в значительной степени складываются в зависимости от места жительства и статуса семьи. Об этом свидетельствуют как зарубежные [Bloom 1976; Walker 1976; Heyneman, Loxley 1983; Keeves, Saha 1992; Redford, Johnson, Honnold 2009], так и отечественные исследования [Рощина, Другов 2002; Константиновский 2008; Шкаратан, Ястребов 2010; Константиновский, Вознесенская, Чередниченко 2014]. При анализе предпочтений наших 11-классников влияние факторов урбанизации места жительства
(окончания школы) и социально-экономического статуса семьи2 прослеживается весьма отчетливо.
Учащиеся из школ мегаполисов (Москва и Санкт-Петербург) в большинстве своем считают необходимым для достижения жизненного успеха наличие высокой квалификации: высшее образование с дипломом бакалавра, специалиста, магистра или же несколько высших. Примечательно, что на двухуровневую систему образования — бакалавриат, впоследствии магистратура — ориентированы преимущественно дети предпринимателей и бизнесменов. Таких большинство среди отметивших обучение по программам бакалавриата — 16,7%, магистратуру указали 25%. Выходцы из семей специалистов с высшим образованием, не занимающих руководящих должностей, также считают, что высшее образование с дипломом магистра необходимо для достижения успеха в жизни (28,6%). Наиболее многочисленная группа, указавшая на необходимость наличия диплома специалиста или нескольких высших образований, — это выходцы из семей руководителей (31,6 и 26,3% соответственно). Заслуживает внимания, что среднее специальное образование выбирают учащиеся из семей специалистов с высшим образованием, не занимающих руководящих должностей (21,4%). Этот уровень образования также был отмечен детьми из семей служащих со средним специальным образованием (9,1%) и рабочих промышленности (25%). Предпочитающих начальное профессиональное образование в 11-х классах мегаполисов нет. Затруднившихся с ответом больше всего среди учащихся из семей служащих со средним специальным образованием (27,2%).
Во многом сходная картина наблюдается и по региональным центрам. Высшее образование получает наибольшее
2 Агрегированный социально-экономический статус семьи складывается из показателей уровня образования и занимаемой должности родителями, а также из уровня материального благополучия семьи: руководители (директор, главный инженер, начальник отдела и т.п.); предприниматели; специалисты с высшим образованием, не занимающие руководящих должностей (преподаватель, врач, инженер и т.д.); служащие со средним специальным образованием (техник, секретарь, медсестра и т.д.); рабочие в промышленности; работники сельского хозяйства и те, кто ведет домашнее хозяйство.
число ответов. Разница заключается в том, что программы бакалавриата предпочитаются реже, чем в мегаполисах. Необходимость диплома специалиста или магистра в равной степени отмечается и учащимися из семей руководителей (25,5 и 26,6% соответственно), и предпринимателей (22,3, 22,2%). Большинство выходцев из семей специалистов указали на образование с дипломом специалиста (33,3%), меньше среди тех, кто отметил магистратуру (25,1%). Среди считающих, что для достижения успеха в жизни достаточно и диплома бакалавриата, больше всего молодых людей из семей рабочих в промышленности (36,8%). Почти не встречаются юноши и девушки, по мнению которых высшее образование не является необходимым (1,1% из семей руководителей, 4% из семей служащих, 5,3% — из семей рабочих промышленности).
В средних и малых городах старшеклассники ценят высшее образование в большей степени, нежели в региональных центрах и мегаполисах. Чуть менее половины одиннадцатиклассников из семей руководителей различных уровней (44,9%) и специалистов (48,3%) необходимым для достижения успеха в жизни считают наличие диплома специалиста. Треть выходцев из семей служащих указали, что нужно получить несколько высших образований (31,8%). Упоминания других уровней образования встречаются редко.
Данные по рабочим поселкам и селам также свидетельствуют о том, что молодых людей, достигающих уровня полного среднего образования, интересуют главным образом вузы. Состав населения здесь иной, чем в крупных и средних городах, и мы фиксируем, что среди выходцев из семей рабочих промышленности 42,1% предпочитают получить диплом специалиста, 21,1% — диплом магистра; а среди детей рядовых работников сельского хозяйства 42,9% считают необходимым закончить бакалавриат, 57,1% — специалитет.
Анализ ответов об образовании, необходимом для достижения успеха в жизни, иллюстрирует, что представления молодежи из различных социально-экономических групп в разных по уровню урбанизации поселениях по сути своей весьма близки. Главное, что отличает эти представления: молодые люди считают необходимым образованием высшее. Таковы главные устремления молодежи. Во многом это может быть
детерминировано распространением доступной информации о рынке труда, ростом стремления к восходящей социальной мобильности, увеличением числа образовательных инициатив, развитием образовательной инфраструктуры. Показательно, что, хотя в малых городах и селах меньше возможностей для дальнейшего обучения, а влияние экономического и территориального барьеров по-прежнему велико, — тем не менее и там большинство учащихся отмечает, что именно высшее образование необходимо для достижения успеха в жизни3.
Какой выбор делают старшеклассники?
Об ориентации молодежи на высшее образование свидетельствуют не только мнения о том, что необходимо для успеха в жизни, но и (несомненно, основанные на этой ориентации) вполне конкретные планы старшеклассников на будущее. Распределение ответов на вопрос о том, что юноша или девушка собираются делать в дальнейшем, свидетельствует: хотя планы учащихся девятых и одиннадцатых классов различаются, у тех и у других обучение в школе является преимущественно этапом в выстраивании стратегии получения вузовского диплома.
Преобладающее количество девятиклассников (почти 3/4) собираются продолжать учиться в школе (рис. 1). Из материалов опроса следует, что в большинстве своем (78,9%) после окончания полной средней школы они намерены поступить в вузы. Около одной пятой девятиклассников, планирующих продолжить обучение в школе, хотят после ее окончания поступать в колледж или профессиональное училище: 6,3 и 11,4% соответственно.
Из тех, кто намерен покинуть школу, но продолжать учиться, более десятой части планируют осуществить это в колледже или другом среднем специальном образовательном учреждении; менее десятой части — в профессиональном училище, техническом лицее; менее процента — на профессиональных курсах. Среди таких учащихся более половины собираются после получения профессии поступать в высшие учебные заведения.
3 По результатам других исследований сельских школьников также видна ориентация на получение именно высшего образования. Подробнее см.: [Михеев 2005; Абанкина, Красилова, Ястребов, 2012; Чередниченко 2015].
■ В школе, закончу 11 классов
На профессиональных курсах
В профессиональном училище, техническом лицее
■ В колледже или другом среднем специальном образовательном учреждении
Нет ответа
Рис. 1. Где Вы собираетесь учиться после окончания 9-го класса?
Покидая школу, немногим менее 5% девятиклассников предполагают выйти на работу. Добавим, что каждый десятый из девятиклассников не смог ответить на вопрос о том, каковы его планы на будущее.
После 11-го класса намерены продолжать учиться 92,7% выпускников; из них 4/5 — в вузах. Таким образом приближается к реализации основное направление устремлений молодых людей: оканчивать полную среднюю школу для того, чтобы в дальнейшем получить вузовский диплом.
Более десятой части выпускников, решивших продолжать учиться, планируют сделать это, поступив в колледж или другое среднее специальное образовательное учреждение, в профессиональное училище, технический лицей, на профессиональные курсы (рис. 2). Выйти сразу на работу после окончания школы намерены 2,8% учащихся, ожидают призыва в армию 1,7%, пока ничего не решили 2,2%, не дали ответ 0,6% одиннадцатиклассников.
Ориентация на продолжение обучения преобладает, каковы бы ни были социально-экономический статус семьи выпускника полной средней школы и уровень урбанизации поселения, где он заканчивает 11-й класс. Однако влияние территориального и других барьеров сказывается в выборе учебного заведения для продолжения образования. Среди выпускников школ средних и малых городов, а также сел обнаруживается наибольшая доля тех, кто собирается поступать
■ 4,6
I На профессиональных курсах
В профессиональном училище, техническом лицее
В колледже или другом среднем специальном образовательном учреждении IВ вузе
Нет ответа
5 ■ 2,7
82,3
Рис. 2. Где Вы собираетесь учиться после окончания 11-го класса?
в средние специальные учебные заведения, в профессиональные училища, на курсы. Тем не менее половина из них все равно собирается потом учиться в вузах.
Почему выбирают высшее образование?
Среди основных мотивов, определяющих формирование образовательных ориентаций старшеклассников, ключевым является — «Чтобы получить работу, соответствующую интересам и склонностям» (78,8% учащихся одиннадцатого класса отметили этот мотив как «очень важный», 98,4% — в сумме как «очень важный» и «важный»). Существенны также мотивы «Чтобы найти хорошо оплачиваемую работу» (73,6% — «очень важный», 97,4% в сумме), «Чтобы «получить престижную работу» (69,5% — «очень важный», 95% в сумме), «Чтобы легко найти работу в нашей стране» (60,7% — «очень важный», 92,6% в сумме), «Хотят стать компетентным работником» (68,4% — «очень важный», 96,5% в сумме). Молодые люди готовы инвестировать свои усилия и время в ту деятельность, которая им нравится и интересна: мотив «Мне нравится учиться» также занимает высокие позиции в общей структуре мотивов (23,6% — «очень важно», 58,3% — «важно»). Принимая «правила игры» на сегодняшнем рынке труда, старшеклассники также отмечают: «Так принято» и «Надо получить
"корочки", без этого сегодня никуда» («очень важно» — 20,5, 26,8% соответственно, «важно» — 40,5, 37,8%). При этом влияние родителей проявляется весьма существенно — мотив «Этого хотят родители» был выбран как «очень важный» в 14% случаев, как «важный» — в 40,4%. Дальнейшее образование воспринимается и как один из возможных ресурсов формирования сети необходимых контактов и, возможно, будущего трудоустройства4.
Отличается ли мотивация тех, кто выбирает поступление в вуз, от мотивации других молодых людей, например, планирующих поступить в профессиональные училища (действительно других, поскольку они в значительной степени не похожи на ориентированных на получение высшего образования — это обычно выходцы из семей с невысоким статусом, материально необеспеченных, неполных семей, имеющие не лучшие показатели академической успеваемости [Константиновский 2008: 159—160; Константиновский, Вознесенская, Чередниченко 2014: 85-189, 208-237, 298-315, 393-415]). Казалось бы, должны быть весьма существенные отличия; возможно, выбор таких юношей и девушек, например, определяется более пониманием ограниченности своих возможностей, нежели интересов, а может, они равнодушны к мотивации выбора?
На самом же деле наши данные показывают (рис. 3), что и те, и другие молодые люди имеют сходную структуру мотиваций. Избирающие образование, до недавнего времени называвшееся начальным профессиональным, также стремятся прежде всего получить работу, соответствующую их интересам и склонностям, также хотят стать компетентными работниками, найти достойную работу и т.д.; хотя мотив «Надо получить "корочки", без этого сегодня никуда» для этой группы респондентов более значим, чем для планирующих поступать в вузы.
Как школьники представляют себе мир профессий?
Инструментарий исследования включал вопрос, в котором учащихся просили оценить общественную значимость, престижность и прибыльность различных профессий по
4 Подробнее см.: [Константиновский, Попова 2015].
Рис. 3. Мотивация продолжения обучения учащихся одиннадцатых классов.
Анализ распределения ответов «очень важно».
Множественные ответы, по валидному %
10-балльной шкале, где 1 — наименьший балл, 10 — наивысший. Набор профессий представляет различные отрасли национальной экономики, в том числе занятия, весьма популярные у современной молодежи и часто встречающиеся в выбираемых ею при окончании школы. Среди них специальности, требующие высокой квалификации в современных экономических условиях, представляющие финансово-экономическую (финансист, экономист) и правовую (юрист) сферы деятельности; инженерно-технические профессии (инженер, конструктор, проектировщик); профессии, необходимые для жизнеобеспечения и безопасности общества (врач, военный, фермер); исследователи (ученый) и педагоги (преподаватель вуза) необходимы для воспроизводства че-
ловеческих ресурсов. В список профессий были включены и относительно недавние для отечественного рынка труда специальности дизайнера, модельера и менеджера, быстро обретшие популярность и часто выбираемые молодежью.
Незначительность различий в средних оценках (не более чем 0,6 балла) девяти- и одиннадцатиклассников свидетельствует о том, что между завершением основного образования и завершением полного среднего представления о мире профессий не претерпевают существенных изменений.
По этой причине в дальнейшем анализе отношения школьников к различным профессиям ограничимся рассмотрением суждений одиннадцатиклассников. При анализе средних значений оценок в целом по массиву выделим группы профессий5, получивших наивысшие оценки (10, 9, 8 баллов), средние (7, 6, 5 баллов) и низкие (от 4 и ниже баллов)6.
По критерию общественной значимости в группе высоко оцениваемых профессий оказываются врач (8,8), ученый (8,4), военный (8,2). А по критерию прибыльности сюда попадают юрист (8,1), финансист (8) и военный (8). Как видно, только профессию военного школьники оценивают без противоречий между ее общественной значимостью и прибыльностью. В группу профессий, получивших средние оценки по критерию общественной значимости, попали (перечислим в порядке убывания) преподаватель вуза (7,9), инженер, конструктор, проектировщик (7,8), юрист (7,3), финансист (7,1), фермер (6,8), менеджер (6,2), дизайнер (6,1). По критерию прибыльности — инженер, конструктор, проектировщик (7,7), дизайнер, модельер (7,5), ученый (7,1), врач (6,8), менеджер (6,8), преподаватель вуза (6,6). Инженер, конструктор, проектировщик получили одинаковые оценки по обоим критериям. Формально и преподаватель вуза оказался в этой группе по обоим критериям, хотя оценки общественной значимости и прибыльности этой профессии весьма отличаются.
5 Подобные методические принципы анализа групп профессий продиктованы нашим предыдущим многолетним исследовательским опытом. Подробнее см.: [Константиновский, 1999: 117; Вознесенская 2015: 123-184].
6 Впрочем, в последнюю группу ни одна из десяти профессий не попала.
По критерию престижности большинство профессий получили средние оценки: врач, военный и юрист получили одинаковый балл (7,8); далее следует финансист, экономист (7,7), ученый (7,5), инженер, конструктор, проектировщик (7,4), дизайнер, модельер (7,1), преподаватель вуза (7), менеджер (6,5). Напрашивается вывод, что в целом юноши и девушки имеют вполне сложившиеся представления об общественной значимости и прибыльности профессий; оценки же престижности представляют собой, как правило, промежуточные значения между первыми двумя. Наиболее низкую оценку по престижности, пограничную с группой малопривлекательных профессий, получил фермер (4,9).
Вместе с тем мы обнаруживаем два полюса в представлениях учащихся о мире профессий: профессии, которые прибыльны, а значит, престижны, и профессии, которые общественно значимы, и значит, тоже престижны. К первому полюсу относятся финансист, юрист, дизайнер и менеджер. К другому — ученый, врач, преподаватель вуза. Только у профессий инженера, военного и фермера наиболее близки оценки по критериям общественной значимости и прибыльности. Все это дополнительно свидетельствует о том, сколь сложную задачу приходится решать молодому человеку при выборе профессии. Ведь, по существу, это выбор не (только) будущего занятия, но основного контура всей жизненной карьеры.
В населенных пунктах, различающихся уровнем урбанизации, молодежь оценивает профессии не одинаково. Более детальное рассмотрение полученных данных дает возможность показать, как доступные сигналы с рынка труда и их осмысление молодыми людьми отражается в отношении к различным занятиям. Можно предположить, в частности, что оценки, которые дает молодежь мегаполисов, детерминированы некоей (порой хаотичной) смесью как общих для молодых людей настроений и устремлений, так и (отчасти) трезвым взглядом на состояние занятости, основанным на информированности жителя крупного города. Оценки сельской молодежи также могут быть продиктованы общими устремлениями возрастной когорты, но, в силу иной структуры информационного потока, скорее носят абстрактный, «мечтательный» характер, слабо связанный с реальной структурой рынка труда.
Распределение ответов, полученных в мегаполисах, демонстрирует положительное отношение к специальностям финансиста, экономиста: доля оценок в диапазоне от 1 до 6 баллов не превышает 10%; начиная с отметки в 7 баллов количество высоко оценивающих престижность и прибыльность этих профессий начинает возрастать. Старшеклассники из региональных центров и сел примерно одинаково относятся к общественной значимости специальности юриста, их ответы сосредоточены в диапазоне высоких оценок по этому критерию. А наиболее престижной профессию юриста считают в мегаполисах (около 60% учащихся присвоили ей 9 и 10 баллов).
Высоко оценивается всеми прибыльность технических профессий (инженер, конструктор, проектировщик): диапазон распределения более чем 60% ответов составляет от 8 до 10 баллов. При этом молодежь мегаполисов чаще проставляет 8 баллов (42,6%) и реже 9 и 10 баллов (16,4; 3,3%); зато старшеклассники из региональных центров и сел дали прибыльности этих профессий наибольшее количество 9-балльных оценок (23,1 и 24,1% соответственно). Общественная значимость, престижность и прибыльность специальностей дизайнера, модельера наиболее высоко оценивается молодежью как мегаполисов, так и сел. В средних и малых городах, как и в региональных центрах, оценки ниже.
Профессия ученого наиболее высоко оценивается по критерию общественной значимости всеми группами респондентов, за исключением учащихся из мегаполиса (только 1/5 старшеклассников присвоила ей 10 баллов). Высокое мнение относительно общественной значимости профессии врача разделяется всеми группами молодежи. Однако оценки школьников из мегаполисов более умеренны — примерно по трети респондентов проставили от 8 до 10 баллов. А вот ответы учащихся школ региональных центров, средних и малых городов, а также сел, напротив, сосредоточены в наивысшей точке — на оценке в 10 баллов (более половины в каждой группе). Сходным образом школьники оценивают и престижность этой профессии. Ниже всего — в мегаполисах (менее четверти 11-классников проставили оценку 7 баллов). Учащиеся из сельских школ и средних, малых городов, напротив, считают профессию врача наиболее престижной (примерно треть старшеклассников из
сел и малых городов оценивают ее 10 баллами). Иначе обстоит дело с представлениями о прибыльности этой профессии. Распределение ответов подтверждает, что престижность профессии врача скорее связана с ее общественной значимостью, нежели с прибыльностью. Примерно таково же отношение к профессии преподавателя вуза. Характерно, что большинство (44,3%) школьников из мегаполисов оценивают прибыльность этой профессии 7 баллами и менее 10% — 8, 9 и 10 баллами, в то время как оценки других респондентов распределились примерно поровну в диапазоне от 7 до 10 баллов.
Отношение к профессии военного по критерию общественной значимости столь же высокое во всех населенных пунктах, как к профессиям врача и преподавателя вуза; но по мере удаления от сел и приближения к региональным центрам и мегаполисам доля тех, кто ставит высшие баллы, снижается. Престижность этой профессии оценивается высоко в средних и малых городах, селах и в меньшей степени — в региональных центрах. Оценки прибыльности растут по мере удаления от мегаполисов (максимальное количество ответов сосредоточено в диапазоне от 6 до 10 баллов) и приближения к сельской местности. Общественная значимость профессии менеджера низко оценивается в мегаполисах и региональных центрах, в то время как в средних и малых городах, а также селах, напротив, к ней относятся гораздо лучше. Занятие фермера наиболее высоко оценивается учащимися школ мегаполисов, а оценки сельских школьников оказались весьма сдержанными. Парадокс ли это? На самом деле мы видим, что сельская молодежь дает оценки на основе непосредственного видения реальности, а городская — по материалам СМИ.
Какие профессии выбирает молодежь?
Как она поступает на основании мотивов формирования собственного будущего, особенностей видения современного рынка труда, оценок различных занятий?
Распределение ответов одиннадцатиклассников на вопрос «Какую специальность (профессию) Вы планируете получить в результате дальнейшего обучения?» отображает многообразие как самого рынка труда, так и выборов, которые молодежь
осуществляет. В структуре занятости есть отрасли, где трудятся миллионы, и есть иные, где требуется немного работников; в ответах наших респондентов есть сферы деятельности, избираемые большинством, есть и те, куда идут единицы, однако это вовсе не отражает характер потребностей рынка труда. Кластеризация решений молодых людей относительно будущей профессии позволяет выделить три группы занятий: самые предпочитаемые, средней и низкой привлекательности.
Пятерку лидеров в целом по массиву респондентов составляют (в порядке убывания популярности) специальности, связанные со здравоохранением, медициной (12,3% избравших), профессии финансово-экономической (8,3%) и правовой (7,8%) сфер деятельности. Далее следует динамичная и быстро развивающая сфера — 1Т-технологии и программирование, она приобрела значительную популярность у молодежи (5,3%). Замыкают эту группу специальности, связанные с обеспечением безопасности государства, жизнедеятельности и охраной порядка (5%).
Весьма разнообразна по своему составу группа профессий средней привлекательности. Чаще других в этой группе избирали технические специальности, профессии промышленного производства (4,7%). Исследовательские занятия, связанные с наукой, выбрали 4,5% выпускников школы. Сфера архитектуры и дизайна также популярна среди выпускников школ (4%). Педагогические профессии выбрали 2,7% одиннадцатиклассников. Специальности менеджмента (3,5%), сферы обслуживания и торговли (1,8%) и рекламы, маркетинга, связей с общественностью (1,5%) замыкают группу профессий средней привлекательности.
Наименее часто встречающиеся в выборах выпускников занятия (те, что получили менее 1%) представлены профессиями строителя, издателя, бизнесмена, спортсмена, а также специальностями сфер госуправления, культуры и искусства, транспорта и связи, сельского, рыбного и лесного хозяйства.
Предпочтения в выборе профессий дифференцированы в зависимости от уровня урбанизации места проживания молодых людей (или — поселения, где они заканчивают школу). Вот какова картина предпочтения наиболее популярных занятий. 1Т-специалистами, программистами чаще хотят стать молодые люди из мегаполисов и региональных центров. Специальностям финансовой, экономической сфер предпочитают обучаться
выпускники школ региональных центров, средних и малых городов. На профессию юриста ориентируется прежде всего молодежь региональных центров и сел. Профессии, связанные со здравоохранением и медициной, а также обеспечением безопасности и охраной порядка, чаще выбирают одиннадцатиклассники из средних и малых городов и сельской местности. У сельских школьников также наиболее популярны профессии финансово-экономической и правовой сфер деятельности.
Предпочтения занятий средней привлекательности таковы. Технические специальности и профессии, связанные с промышленным производством, наиболее распространены, как и следовало ожидать, в выборах молодежи из поселений, где развиты соответствующие отрасли: мегаполисов, региональных центров, средних и малых городов. Заниматься наукой хотят юноши и девушки мегаполисов и региональных центров. Направленность на архитектуру и дизайн, а также менеджмент более характерна для школьников из региональных центров. Образование, сферы обслуживания и торговли, реклама, маркетинг, а также связи с общественностью существенно чаще выбираются одиннадцатиклассниками из средних, малых городов, сел.
Что касается редко выбираемых профессий, то занятия, связанные с иностранными языками и массовыми коммуникациями, издательским делом чаще встречаются в ответах молодежи мегаполисов. Массовые коммуникации, издательское дело выбирают также выпускники школ региональных центров, распространены в их выборах и профессии, связанные с культурой и искусством. Профессии строителя, занятия в сферах госуправления и бизнеса, транспорта и связи, природообустройства и защиты окружающей среды, спорта, туризма, организации отдыха, в сельском, рыбном и лесном хозяйстве встречаем в решениях о будущем, которые делают выходцы из средних, малых городов, а также сел.
Чем руководствуются молодые люди при выборе профессии?
Что привлекает юношей и девушек в специальностях? Каковы мотивы выбора будущей образовательной и профессиональной карьеры?
Ответы выпускников школ показывают, что важнее всего для них интерес к профессии: он с большим отрывом лидирует среди других мотивов выбора, набрав более половины голосов (57,2% ответов учащихся одиннадцатых классов). Вдвое реже (25%) школьниками отмечается мотив «Работа по этой специальности высоко оплачивается» (завышенные требования к оплате труда, на которые жалуются работодатели, возможно, формируются у молодых людей позднее). Далее следуют «Работая по этой специальности, я смогу приносить пользу своей стране, обществу» (18,5%) и «Полное совпадение моих способностей, наклонностей с характером выбранной специальности» (18,3%). Соседствуют с ними и такие мотивы, как «Эта специальность престижна» (19,5%) и «С этой специальностью можно сделать хорошую карьеру» (16,3%). Другие мотивы, например, связанные с влиянием семьи, трудоустройством в нашей стране и за рубежом, отмечались школьниками редко. Среди них, увы (и реже всех других) — возможность заниматься наукой (хотя у молодежи мегаполисов и региональных центров мы встретили, как было отмечено выше, желание заниматься исследованиями).
Весьма распространено мнение, что молодежь, которая после полной средней школы решает поступать в средние специальные учебные заведения и профессиональные училища (а также на профессиональные курсы, в технические лицеи и т.п.), выбирает профессии, в отличие от поступающих в вузы, вынужденно, не испытывая тяги к будущей специальности, либо по совершенно иным, нежели у тех, кто устремился в вузы, мотивам: более прагматическим, «приземленным», например, в первую очередь для того, чтобы поскорее получить верный заработок. По информации, которую мы получили от наших респондентов, это не вполне соответствует действительности (рис. 4). Данные о мотивах выбора профессии теми, кто решил поступать в вузы, средние специальные учебные заведения и профессиональные училища, конечно, различаются, но характер структуры у них вполне сходный.
Для всех на первом месте — интерес к профессии. У решивших поступать в профессиональные училища этот показатель имеет меньшую величину, чем у планирующих поступать в вузы, и еще несколько меньше — у тех, кто намерен учиться
в средних специальных учебных заведениях. Тем не менее этот мотив у всех набрал наибольшее количество голосов с очевидным отрывом от других. На втором месте у всех групп молодежи, независимо от того, где решено учиться, — «Работа по этой специальности высоко оплачивается», этот мотив старшеклассники отмечали практически вдвое реже (при этом поступающие в профессиональные училища действительно проявили несколько больший прагматизм, чем другие, но это отличие, как свидетельствует диаграмма, не оказывает решающего влияния на соотношение основных мотивов).
Следующие мотивы по частоте упоминаний — «Работая по этой специальности, я смогу приносить пользу своей стране, обществу» (чаще всего этот мотив отмечали планирующие поступить в вузы, реже других — те, кто предпочел профессиональные училища), «Эта специальность престижна» (явные лидеры — устремившиеся в вузы), «Полное совпадение моих способностей, наклонностей с характером выбранной специальности» (реже других этот ответ избирали решившие поступить в средние специальные учебные заведения) и «С этой специальностью можно сделать хорошую карьеру» (такого мнения придерживаются чаще планирующие поступить в вузы). Другие мотивы отмечались реже. Следует отметить, что на семейную традицию чаще указывали решившие поступать в средние специальные учебные заведения, а на благоприятные возможности трудоустройства — планирующие поступить в вузы (они верно оценили характер рынка труда). Среди немногочисленных обратившихся к мотиву «Эта специальность дает возможность заниматься наукой» выделяются предпочитающие средние специальные учебные заведения; по-видимому, здесь молодые люди, для которых это ступень к получению высшего образования (путь, весьма и весьма распространенный в последние годы).
Практически все эти данные настраивают на оптимистический лад; но обращает на себя внимание, что многие старшеклассники (31%) не ответили на вопрос, какую специальность они выбрали. А ведь времени для раздумий у них уже почти не осталось. Из планирующих поступить в средние специальные учебные заведения и профессиональные училища не выбрал будущую профессию примерно каждый пятый-шестой, в вузы — едва не каждый третий. Наибольшее количество «не
Рис. 4. Мотивы выбора специальности одиннадцатиклассников.
Анализ множественных ответов, %
определившихся» — в мегаполисах, меньше в региональных центрах, еще меньше в средних и малых городах и селах.
Довольно частое отсутствие решения о выборе дальнейшего пути накануне окончания школы настораживает. Массовая устремленность молодежи в учебные заведения, очевидное единообразие мотивов, побуждающих продолжать учебу должны бы свидетельствовать о том, что и выбор будущей специальности (которая должна бы быть целью обучения) также осуществлен. Однако ориентация на продолжение образования нередко оказывается не связанной с нацеленностью на ту или иную профессиональную деятельность.
Насколько уверены старшеклассники в правильности своего выбора?
Анализ ответов на соответствующий вопрос свидетельствует, что и принятое старшеклассником решение не всегда
следует принимать как совершенно основательное. Наиболее уверенными в своем выборе оказываются планирующие продолжать обучение в профессиональных училищах, таких юношей и девушек — 77,3%. Среди ориентирующихся на поступление в высшие учебные заведения — 67,9%. Еще меньше таких респондентов среди планирующих продолжать обучение в средних профессиональных учебных заведениях (58,1%).
О том, что происходит с уверенностью в выборе профессии в дальнейшем, можно судить (с определенными допущениями) по результатам нашего исследования, приведенным в табл. 2. Показатели уверенности в правильности выбора профессии наиболее высоки у тех, кто оканчивает профессиональные училища, меньше — у студентов средних профессиональных учебных заведений, а реже других уверены в правильности своего выбора студенты вузов.
Данные нашего исследования вполне согласуются с результатами опроса студентов российских вузов, проведенного порталом Career.ru7. Опрос показал, что годы, проведенные в вузе, весьма многих студентов приводят к разочарованию в выбранной профессии. При этом число разочарованных растет с каждым курсом. На 1—2 курсе разочаровывается только каждый десятый, а к выпуску — уже 25%. Разочарование студентов чаще всего вызвано осознанием того, что выбранная специальность не соответствует возложенным на нее ожиданиям (56%), а сама профессия представлялась совсем иначе (28%). При этом 23% молодых специалистов разочаровываются в профессии из-за низкого, по их мнению, качества образования. Довольны своей специальностью больше других студенты-медики (34%), на втором месте будущие юристы (29%), на третьем — маркетологи и рекламисты (26%). А в целом довольных выбором профессии на первом курсе 44%, на втором — 32%, на более старших курсах — 22%, а к выпуску — 20%.
Едва ли всю вину за описанные выше неопределенность в планах на будущее и последующие разочарования следует возложить на молодежь. Дело, скорее, в том, что отсутствуют надлежащие связи между рынком труда и его ресурсом, теми,
7 Опрос проведен 13 января дентов — 2112.
— 2 февраля 2015 г. Количество респон-
Таблица 2
Уверенность оканчивающих обучение в образовательных организациях в том, что они правильно выбрали профессию, % от числа оканчивающих
обучение
Учащиеся проф. училищ Студенты ср. проф. учебных Студенты вузов
заведении
Уверен(а) полностью 74,1 65,5 57,8
Не совсем уверен(а) 21 28,5 33,8
Не уверен(а) 4,7 6 8,3
Нет ответа 0,2 0,0 0,0
Итого 100,0 100,0 100,0
кто может прийти в национальную экономику в качестве квалифицированных работников. Эта связь должна осуществляться прежде всего через институт образования, путем постоянной профориентационной работы. Молодежь нуждается в надежных, не допускающих искажений каналах получения информации о содержании профессий, условиях и оплате труда, о существующих и перспективных потребностях по профессиям и особенностях обучения. Молодежь хочет учиться, овладевать профессиями высокой квалификации; нужно помочь юношам и девушкам в выборе конкретных занятий.
К выводам
Нетрудно заметить, что приведенные данные показывают: устремленность молодежи в учебные заведения соответствует мировым тенденциям развития. Кроме того, ее позитивная мотивация к труду является залогом завтрашнего прогресса и важным ценностным компонентом нашего социального самочувствия. Таким образом, материалы исследования подтверждают, что аспирации молодежи заслуживают высокой оценки. Это не означает, даже в идеале, что каждый должен получить все, что задумал (например, вузы должны принять всех желающих). Потребности национальной экономики и возможности сферы образования многое определят соответственно объективной реальности. Однако пренебречь совре-
менными устремлениями молодежи означало бы уничтожить главное богатство, которым обладает наша страна.
Возможно, следует идти встречными путями. С одной стороны, проводить разнообразную работу по профессиональной ориентации, делая ее массовой, всеобъемлющей, помогая каждому выстроить образовательную и профессиональную карьеру в нынешних реалиях. С другой стороны, ускоренными темпами поднимать национальную экономику на все более высокий технологический уровень, предполагающий занятость образованных, квалифицированных работников, касается ли это промышленных технологий или разнообразных технологий в сфере сервиса. Нужно использовать и возможности компромисса, который предлагает некоторое изменение роли высшего образования. Так, в ходе исследования жизненных траекторий молодые люди [Константиновский, Вахштайн, Куракин 2007], окончившие вузы несколько лет назад, говорили, что не жалеют, что провели годы в вузе и получили специальность, которая не понадобилась; они рады, что получили образование, которое дает широкий взгляд на мир, помогает в жизни; а потом они окончили курсы и приобрели профессию, которая нужна рынку труда. А молодой рабочий [Константиновский, Вознесенская, Чередниченко 2014: 401], занятый в цехе тяжелым физическим трудом, говорил исследователям, что даст своим детям высшее образование, хотя оно, наверное, не будет востребовано, он сделает это, чтобы дети были образованными людьми, кем бы ни довелось им работать.
Да, сегодня национальной экономике более нужны строители, рабочие других специальностей, и сегодняшние задачи должны решаться безотлагательно. Однако это не означает, что нужно жестко вынуждать молодых людей занижать планку их ожиданий от предстоящей жизни, например, ограничивая возможности поступления в вузы. Следует думать и о завтрашнем дне, готовиться к тому времени, когда массовая устремленность к высокому уровню образования понадобится в полной мере. Главное — в интересах страны, стремящейся занять достойное место в будущем мире, не потерять ценнейший ресурс.
Литература
1. Абанкина Т.В., Красилова АН, Ястребов Г.А Образование как старт для жизни: жизненные планы сельских школьников в России // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 87-120.
2. Вознесенская Е.Д. Молодежь и профессии // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: монография / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСП и М, 2015. С. 123-184.
3. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдито-риал УРСС, 1999. — 344 с.
4. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы — начало 2000-х). М.: Центр социального прогнозирования, 2008. — 552 с.
5. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Социологические аспекты мониторинга: методология, методика, практика // Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 178-340.
6. КонстантиновскийД.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. — 548 с.
7. Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 91-94.
8. Рощина Я.М., Другов М.А. Выбор профессии: по любви или по расчету? Препринт. Серия WP3 Проблемы рынка труда. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2002. — 43 с.
9. Чередниченко Г.А. Особенности образовательных стратегий сельской молодежи // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: монография / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСП и М, 2015. С. 210-229.
10. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Социокультурная преемственность в российской семье // Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 5—27.
11. Bloom B.S. Human characteristics and school learning. New York: McGraw-Hill, 1976. - 284 p.
12. Heyneman S.P., Loxley W.A The effects of primary school quality on academic achievement across twenty-nine high- and low-income countries // American Journal of Sociology. Vol. 88 (6). 1983. P. 1162-1194.
13. Keeves J.P., Saha L.J. Home background factors and educational outcomes // Keeves J.P. (ed.) The IEA study of science III. Changes in science education and achievement. Oxford: Pergamon, 1992. P. 165-186.
14. Redford J., Johnson J.A., Honnold J. Parenting Practices, Cultural Capital and Educational Outcomes: The Effects of Concerted Cultivation on Academic Achievement // Race, Gender & Class. 2009. Vol. 16, № 1/2. P. 25-44.
15. WalkerD. A. The IEA Six-Subject Survey: An Empirical Study of Education in Twenty-One Countries / D.A. Walker Stockholm: Almquist & Wiksell; New York: John Wiley & Sons, 1976. — 312 p.