Научная статья на тему 'Предпринимательство в планах выпускников школ'

Предпринимательство в планах выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАМЕРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Вера Степановна

Данная статья посвящена готовности подростков (выпускников школ Томской области) к такой форме экономического поведения, как предпринимательство, и основана на результатах ежегодного социологического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в планах выпускников школ»

B.C. Иванова. Предпринимательство в планах выпускников школ

задач надо исходить из того, что первостепенное значение в современной организации имеет человек со своими потребностями, стимулирование которых является основанием производительности. Поэтому удовлетворение потребностей работника в организации есть средство увеличения производительности, но это средство становится целью в масштабах региона и страны в целом, так как само производство товаров и услуг - инструмент удовлетворения потребностей человека.

Вместе с тем социальные условия, обеспечивающие гуманизацию труда и качество трудовой жизни, требуют корректировки со стороны государственных, местных органов управления и профсоюзов, должны основываться на принципах социального партнерства, основные цели которого - содействие решению актуальных экономических и социальных проблем, укреплению демократии, сохранению социальной стабильности, достижению согласия между всеми сторонами в отношении важнейших характеристик экономической и социальной стабильности общества, что выходит за рамки непосредственно социально-трудовых отношений, в том числе и на уровне предприятий.

Разработка современной, адекватной условиям каждой страны, системы мероприятий по совершенствованию гуманизации труда и выработке показателей качества трудовой жизни позволит не только определить состояние отдельных социальных параметров, сопоставить их с нормативными значениями, выявить угрозы, но и определить тенденцию их развития. Социальные параметры окажут влияние на формирование социальных стратегий по их первоочередному исправлению, а в соглашениях по социальному партнерству появится возможность устанавливать конкретные социальные показатели.

Примечания

1 См.: Управление человеческими ресурсами. СПб., 2003.

С. 167.

УДК 316.346.32-053.6

предпринимательство в планах выпускников школ

B.C. Иванова

Томский государственный университет E-mail: [email protected]

Данная статья посвящена готовности подростков (выпускников школ Томской области) к такой форме экономического поведения, как предпринимательство, и основана на результатах ежегодного социологического мониторинга. Ключевые слова: предпринимательство, намерения школьников, востребованность профессии.

2 См.: Веснин В.Р. Менеджмент. М., 2009. С. 51.

3 См.: Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. О.Л. Пелявского. М., 2006. 432 с.

4 См.: Drucker P.F. Managing for the Future: The 1990s and Beyond Truman. Talley Books. Plume, 1992. 320 р.

5 ПалацциМ., СтарчерДж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент. 1998. № 7. С. 33.

6 См.: Иванов А.Л. Соотношение технических, организационных и социальных факторов роста производительности труда // Социальное развитие трудовых коллективов - важный фактор повышения эффективности производства на современном этапе: материалы науч.-практ. конф. М., 1987. С. 89-93.

7 См.: Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда. Актуальные вопросы социологии труда. М., 1989. С. 23.

8 Там же. С. 85.

9 См.: Служба социального развития предприятия: практ. пособие. М., 1989. С. 30.

10 См.: ЗахаровН.Л. Бизнес в России. Специфика управления. М.; СПб., 2006. С. 205.

11 Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Докл. ИЭ РАН // Вопросы экономики. 1998. № 6. С. 10.

12 См.: Захаров Н.Л., Пономаренко Б.Т., Перфильева М.Б. Управление настроем персонала в организации. М., 2009. 287 с.

13 Там же.

14 См.: Беленький В.Х. Трудовой коллектив как социальный субъект. Красноярск, 1990. С. 153.

15 См.: Социальные регуляторы развития малого бизнеса российских регионов в контексте социологии управления (историко-социологический анализ) / М.Б. Перфильева [и др.]. СПб., 2008. 93 с.

16 См.: Захаров Н.Л., Пономаренко Б.Т., Перфильева М.Б. Указ. соч.

17 См.: Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. М., 2010. 263 с.

Enterprising in Purposes of Graduates V.s. Ivanova

The article is devoted to readiness of teenagers (graduates in schools of Tomsk region) for such form of economic behaviors as enterprising and based on the results of annual sociological monitoring. Key words: enterprising, intentions of graduates, demand in profession.

© Иванова B.C., 2011

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 1

Для России сегодня, как и для каждого цивилизованного общества, модернизация - это не только новый термин, новая идеология, но и жесткая необходимость. Это ответ на те вызовы, которые связаны с процессами глобализации, с мировым сообществом, с ситуацией в экономике и других сферах в самой стране. Вслед за исследователями управленцы, сторонние наблюдатели и публицисты интерпретируют модернизационные процессы и как технологическое перевооружение, и как социальные инновации. Одним из таких необходимых для российской (постсоветской) действительности нововведений по-прежнему остается предпринимательство.

Проблемы предпринимательства, бизнеса, в частности малого бизнеса, востребованы (пусть дискретно) последние двадцать лет, но актуализация этих вопросов в контексте модернизации России значительно возросла именно сейчас1. Можно установить дату начала (чему посвящено немало исследовательских работ) предпринимательства как социально-экономической инновации, но, к сожалению, трудно назвать финальное время. Является ли предпринимательство социальной инно-ватикой в полном смысле слова? Как преобразуются представления об этом виде социальной практики, становится ли она социально-культурной нормой или каким-либо из образцов поведения для российского населения, особенно молодежи? Вот небольшой перечень вопросов, которые не устают задавать государственные служащие и не перестают формулировать исследователи.

Так, вопросам готовности молодежи к предпринимательской деятельности посвящено немало исследований и статей. Ключевым фактором подобного интереса, по мнению социологов, являются: а) «социокультурные и экономические особенности современного общества», б) «исторические особенности формирования российской бизнес-среды», в) «вызовы и риски ближайших перспектив российского предпринимательства»2.

Особый интерес к проблемам предпринимательства, как жизненной стратегии молодого поколения Томской области, обусловлен научно-образовательным потенциалом Томского региона, точнее его поколенческой составляющей (Томск - город учащихся и студентов).

Данная статья посвящена вопросам готовности подростков (выпускников школ Томской области) к такой форме экономического поведения, как предпринимательство, и основана на результатах ежегодного социологического мониторинга (размер генеральной совокупности две тысячи человек, выборка гнездовая) жизненных планов выпускников школ, проводимого с середины 90-х гг. и по сегодняшний момент областным Центром профориентации населения при поддержке Департамента образования Администрации г. Томска. Фокус внимания в мониторинге (помимо основных целей) был сосредоточен на следующих задачах:

- есть ли место предпринимательской деятельности в планах и намерениях выпускников школ области;

- как оценивают престиж и востребованность данного рода деятельности подростки;

- какие свойства труда являются наиболее привлекательными для выпускников.

Неотъемлемой частью планов и намерений подростков является профессиональное самоопределение. Выбор профессии превращается в наиболее ответственный из всех других выборов, так как он не только предпосылка самореализации личности в трудовой деятельности, но и средство обеспечения успеха в других сферах жизни. Посредством профессионального самоопределения молодой человек включается во множество социальных процессов: и по формированию образа, стиля жизни, и адаптации к современным непростым условиям, и социальной мобильности (перемещению в социальном пространстве) и т.д.

Через оценки различных профессий формируется отношение школьников и к самим профессиям и к ее выбору. Выбор является внутренним компонентом свободы личности, ее возможностью поступать, так или иначе, сопоставлять внешние обстоятельства внутренним потребностям, а в целом - стремлением к самореализации.

Одной из задач мониторинга являлось отслеживание динамики отношения респондентов к различным профессиям: школьники отвечали на ряд вопросов, связанных с их желаниями и намерениями относительно будущей профессии, а также им было предложено оценить престиж и востребованность той или иной профессии на рынке труда.

Анализ результатов показал следующее. Постоянными лидерами выбора будущей профессии современных выпускников являются профессии экономиста и юриста (1-е и 2-е места). Этим профессиям отдают предпочтение в среднем 6-7% опрошенных из числа указавших будущую профессию, причем особых расхождений в зависимости от пола и места проживания (городские или сельские школьники) не наблюдается. Далее расположились программист и врач, но эти профессии имеют расхождения по тендерному признаку. Так, юноши чаще желают быть программистами (1-е место в этой группе), а у девушек эта профессия - только на 9-м месте, и наоборот, профессия врача более привлекательна для слабого пола (3-е место), у юношей - только 8-е место.

В середине рейтинга находятся профессии менеджера и дизайнера. Эти профессии чаще выбирают выпускницы школ областного центра (4-е и 5-е места, соответственно), значительно реже - юноши из городов области (12-е и 14-е места). В зависимости от места проживания по-разному оценивается профессия инженера, ее чаще выбирают школьники из городов Томской области (9-е место) и значительно реже из сельской мест-

B.C Иванова. Предпринимательство в планах выпускников школ

ности (17-е место). По отношению к инженерным специальностям у современных подростков в последние три года наблюдается устойчивый интерес. С 2008 г. профессия инженера в группе юношей занимает одну из лидерских позиций

С одной стороны, рейтинг профессии «предприниматель» (хотя предпринимательство в узком смысле не является профессией, это скорее вид активной социальной практики, позволяющей реализовать свои материальные и социокультурные потребности, но школьники могли указывать на этот вид деятельности как на профессию), как выбираемой желаемой профессии на будущее, не очень высок.

Но рейтинг предпринимателя, как престижной профессии, в последние годы значительно возрос. Так, если в конце 1990-х «предприниматель» по своей значимости занимал в перечне престижных профессий только 16-е место, то в 2001 г. в рейтинговых «гонках» за престиж «вышел» на 7-е место, и последние три года удерживал эти позиции, опережая такие профессии, как журналист, бухгалтер, психолог и дизайнер.

Данный факт роста престижа предпринимательства немаловажен, так как на выбор профессии помимо различных факторов влияет такая характеристика профессии, как престиж, которая выражает социальную значимость профессии, ее публичное признание, является основой социального статуса и социального влияния. Обеспечивается это влияние за счет того, что престиж, как ценность вида деятельности (важность занятия), предоставляет индивиду возможности, которых нет у других, дает доступ к получению тех или иных социальных благ, тем самым для молодых престиж специализированной деятельности может являться точкой отсчета, которая определит вектор выбора будущей профессии, следовательно, перспективы предпринимательства как желаемого профессионально-экономического поведения молодежи неограниченны.

(2-е место), да и у девушек с двадцатых мест (в начале 2000 г.) переместилась на 14-е место (в этом году). Профессия предпринимателя в рейтинге реально выбираемых профессий занимает лишь двадцатые места (табл. 1).

Имея возможность сравнить рейтинг выбираемых и престижных профессий, можно установить частоту совпадений, которая свидетельствует о том, что общественное признание, популярность профессии в значительной степени влияют на профессиональные намерения современных школьников. Практически полное совпадение в оценках имеют «лидеры выбора» выпускников - профессии экономиста, юриста, программиста, врача, менеджера. Профессия предпринимателя, наоборот, показывает значительные различия в оценках значимости и будущности намерений школьников, в рейтинге престижных она занимает 7-е место, но как реальную будущую профессию школьники ее практически не рассматривают.

Другой характеристикой профессии, влияющей на профессиональные планы подростка, является ее востребованность на рынке труда. Ведь, если не учитывать того, что сегодня «нужная профессия» за время подготовки к ней может стать ненужной, непопулярной, то в последующем потребуются значительные дополнительные усилия от индивида для того, чтобы успешно встроиться в социальную жизнь.

По мнению школьников, самыми востребованными через пять лет будут профессии врача и программиста, так считает 15-17% респондентов независимо от пола и возраста. Каждый десятый опрошенный предположил, что также необходимыми будут профессии юриста и учителя. Предприниматель же опять находится в нижнем ярусе рейтинга, занимая 14-е место.

Сравнение перечня привлекательных для подростков профессий и необходимых, по их мнению, на рынке труда через три-пять лет показывает меньшую степень совпадений. Школьники высказывают сомнения по поводу спроса

Таблица 1

Рейтинги профессий по оценкам школьников (по годам)

№ Профессия Реально выбираемая Престижная Востребованная

1996 2001 2005 2009 1996 2001 2005 2009 2001 2005 2009

1 Экономист 1 1 1 1 2 2 2 2 2 7 4

2 Юрист 2 2 3 2 1 1 1 1 4 5 3

3 Программист 7 3 2 3 5 4 3 3 3 1 2

4 Врач 4 5 4 4 3 6 7 4 1 2 1

5 Менеджер 15 6 7 5 15 3 5 6 17 11 9

6 Дизайнер - 18 10 6 - 15 9 9 - 17 12

7 Инженер 10 5 6 7 14 11 10 8 15 7

8 Нефтяник - 16 9 8 - 17 6 5 7 3 8

9 Психолог 9 8 5 9 9 5 13 11 15 16 14

10 Учитель 5 7 14 10 6 16 17 12 5 5 6

11 Предприниматель 19 21 23 24 16 7 8 7 13 8 14

Социология

25

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 1

на такие профессии, как экономист, менеджер, дизайнер, психолог и предприниматель (в списке востребованных профессий они занимают более низкие позиции).

Хотя востребованность профессии является некоторым аргументом в пользу ее выбора, но все-таки до конца эта характеристика не заменяет такие свойства профессии, как возможность сделать карьеру, творческий характер труда, достойный заработок и т.д. Поэтому во взаимодействии человека с профессией существенным является не только его оценки ее значимости и востребованности, но и характеристики самой профессии, а также отношение к ним субъекта выбора.

Мотивы выбора профессии

В связи с этим в мониторинге планов школьников отслеживались мотивы выбора профессии, в качестве которых учитывались следующие характеристики. Прагматические, обеспечивающие витальные потребности индивида (хорошая зарплата, комфортные условия труда и легкость трудоустройства); статусно-рыночные (престиж профессии, возможность сделать карьеру и проявить предприимчивость) и социальные (творческий характер труда и возможность приносить пользу людям).

В иерархии мотивов выбора профессии лидирующее положение, причем с большим отрывом от других характеристик профессии, занимает хороший заработок (табл. 2).

Таблица 2

(по группам опрошенных, %)

Мотивы выбора Место жительства Пол Класс

Томск Города области Районы области Юноши Девушки 9-й 11-й

Хороший заработок 68 65 60 68 61 68 63

Карьера 46 42 38 40 43 40 40

Престиж профессии 39 39 35 35 40 38 36

Приносить пользу людям 26 27 37 26 34 34 35

Комфортные условия 28 29 29 34 24 28 2

Творческий характер 23 25 16 14 27 18 21

Легко найти работу 20 17 18 23 15 18 19

Требует предприимчивости 7 8 7 7 7 6 10

Вторые и третьи места принадлежат статусным характеристикам: карьере и престижу. Тендерные различия накладывают отпечаток на оценки привлекательности профессии. Среди юношей большая доля тех, кого интересуют прагматические характеристики труда: заработок, легкость трудоустройства и условия труда (в среднем на 8-10%). У девушек чаще доминируют аспекты социальной и творческой направленности: приносить пользу людям, возможность заниматься творчеством и престиж профессии. Но объединяет и тех и других низкая оценка такой характеристики работы, как возможность проявить предприимчивость. Причем мониторинг позволяет выявить следующую тенденцию: в мотивационной структуре выпускников школ усиливаются из года в год мотивы материального порядка, а также все более привлекательными являются статусные аспекты профессиональной деятельности. Такой мотив выбора профессии, напрямую связанный с предпринимательством, как возможность проявить предприимчивость, по сравнению с 2000 г. снизил свои показатели почти в два раза (так, если в прошлые годы 15% опрошенных указывали на него как важное условие выбора профессии, то сегодня только 8%).

Респондентам также было предложено ответить на вопрос в свободной форме, что они понимают под предпринимательством и хотели

бы они заниматься этим видом деятельности. Современные подростки достаточно полно характеризуют предпринимательство, по мнению большинства, это «вид активной экономической деятельности, направленной на получение прибыли». 57% опрошенных сделали акцент именно на получение прибыли, каждый пятый, кроме личного обогащения, включает в свое понимание предпринимательства - «производство товаров или услуг». Часть респондентов дополняет свои описания такими характеристиками: «предприниматель работает только на себя», «эта деятельность связана с риском», «она требует самостоятельности», «очень престижна, отражает твою независимость и твой статус» и т.д.

Из тех, кто ответил на открытый вопрос, больше половины (61%) выразили не только свои сомнения по поводу занятия бизнесом, но и высказали определенное нет. В качестве основных причин треть респондентов указывали на отсутствие у себя необходимых специальных качеств, которые бы позволили заниматься этим родом активности. Некоторые уточняли, что «не хотелось бы брать на себя ответственность». Каждый десятый акцентировал внимание на жесткой конкуренции и нежелании подвергать себя риску. Часть школьников (9%) откровенно высказывались: «бизнес - это слишком сложно» или «мне это не интересно». И, наконец, 7% респондентов указывали, что в

СЮ. Привалова. Саморегуляция учебной деятельности и личное развитие студента

государстве, где «нет гарантий и стабильности», предпринимательство «не может быть привлекательной сферой» деятельности. «Апофеозом» мнений выпускников школ о бесперспективности включения себя в бизнес может служить цитата одного одиннадцатиклассника: «откровенно сырая законодательная база и довольно неопределенная политика государства».

Таким образом, результаты мониторинга позволили выявить следующее: с одной стороны, высказывания выпускников школ о предпринимательстве схожи с интерпретациями исследователей, но с другой - данный вид деятельности явно не входит в планы и намерения нынешних подростков. Причиной подобного противоречия, на наш взгляд, является то, что образ предпринимательской деятельности не стал частью общественного сознания, а значит, пока не появились предпосылки (или рано говорить о них, или они уже упущены) для формирования нового соци-

УДК 159.9

ального субъекта (актора), способного изменять «заведенный порядок» и способного «изменять социальные структуры».

Возможно, через несколько лет предпринимательство как будущее поле приложения усилий молодых будет не только привлекательно, но и реально. Собственно одна из таких задач и стоит перед нашим обществом.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См.: Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепу-ренко, В.В. Буева. М., 2003. 220 с.; РадаевВ.В. Экономическая социология. М., 2005. 603 с; Верховин В.И., ЗубковВ.И. Экономическая социология. М., 2005. 457 с.

2 Кашпур В.В. Предпринимательство как жизненная перспектива современной молодежи (на примере Томской области) // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2009. № 1 (5). С. 54.

саморегуляция учебной деятельности и личное развитие студента

С.Ю. Привалова

Новосибирский государственный университет экономики и управления E-mail: [email protected]

В статье затрагиваются актуальные вопросы развития личности студента и саморегуляции его учебной деятельности. Приводятся интересные данные социологического исследования, отражающие состояние проблемы. Особое внимание уделяется взаимосвязи личностного развития и саморегуляции деятельности. Ключевые слова: развитие личности, саморегуляция деятельности.

Personal Development as a Factor of student's Educational Activity self Regulation

s.Yu. Privalova

The actual questions of the student's personal development and self regulation of its educational activity are mentioned in this article. The interesting data of sociological research which reflect the state of this problem are given. Particular attention is given to the interrelationship of personal development and activity self regulation. Key words: personal development, self regulation of activity.

С переходом российских вузов на новые модели обучения, в связи с изменениями учебных планов и введением новых курсов, повышается роль самостоятельной работы в учебной деятельности студентов и, следовательно, возникает необходимость в формировании у них оптимального стиля саморегуляции учебной деятельности. От того, как развивается и формируется у конкретной индивидуальности система саморегуляции, зависит ее личностное становление, успешность

учебной деятельности и профессиональное самоопределение. С другой стороны, личностное развитие оказывает влияние на способность к саморегуляции учебной деятельности.

В 2008-2009 гг. в г. Новосибирске были проведены исследования в сфере изучения учебной деятельности студентов. По результатам этих исследований были изучены личностные качества студентов и их влияние на саморегуляцию учебной деятельности.

Выбор новосибирских вузов для таких исследований объясняется тем, что Новосибирск является мегаполисом, самым крупным промышленным центром Сибири и одним из крупнейших городов России. Исходя из этого, представлялось вполне корректным предполагать типичность результатов, а соответственно обоснованность результатов анализа и выводов, полученных в ходе проведенных эмпирических исследований, как для любого современного города, так и для любого высшего учебного заведения вообще. Новосибирск - типичный пример крупного российского города с большим количеством студентов, являющихся городскими жителями и приезжими из сельской местности. Подавляющее большинство студентов России учатся именно в таких вузах.

Объектом наблюдения были студенты 1-2-х курсов трех новосибирских вузов разных направлений обучения: экономического, технического и гуманитарного (Новосибирский государственный

© Привалова СЮ., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.