УДК 316.4
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Н.А. Кондратенко, С.Н. Шашкова
Рассматривается процесс профессионального самоопределения учащейся молодежи; анализируются факторы, влияющие на выбор направления обучения и профессии в целом; анализируются изменения, происходящие с молодыми людьми в период обучения в вузе; даются рекомендации по оптимизации процесса профессионального самоопределения учащейся молодежи.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивы, ценностные ориентации, жизненные планы, выбор профессии, профориентация.
Во все времена проблема выбора жизненного пути, получения профессии для молодежи являлась весьма актуальной, ведь от правильного старта во многом зависит дальнейшее продвижение по карьерной лестнице, скорость достижения жизненного успеха, содержание профессиональной и личной жизни. В связи с этим большое значение приобретает исследование профессионального самоопределения учащейся молодежи.
Самоопределение - это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Образовательная мотивация отражает одно из ключевых звеньев в системе смыслообразующих жизненных ценностей, во многом (если не в основном) определяющих стратегию и тактику поведения молодого человека, его настоящее и будущее. Образовательная мотивация тесно связана с профессиональной ориентацией. При этом выбор профессии (специальности) как решение, принимаемое в соответствии с внутренними потребностями, интересами и способностями личности обычно опосредуется конкретной социально-экономической и демографической ситуацией в стране, прежде всего, престижностью определенных профессий в обществе, а также спросом на определенных специалистов на рынке труда.
Рассмотрим, как протекает процесс профессионального самоопределения учащейся молодежи г. Тулы в разных возрастных группах. Сначала проанализируем профессиональные планы выпускников 9-х и 11-х классов [1], а затем рассмотрим особенности профессионального становления студенческой молодежи.
В старшем школьном возрасте особенно интенсивно проявляются профессиональные интересы, происходит их развитие, становление, закрепление и переход в профессиональные намерения. Психологической особенностью этого возраста является устремленность в будущее, а важнейшим фактором развития личности - стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмыслить профессиональные перспективы.
Рассмотрим подробнее жизненные планы выпускников тульских школ.
Так, две трети выпускников 9-х классов (62,7 %) собираются продолжить свое обучение в центрах образования, поступить в учреждения среднего профессионального образования планирует четверть (26%) опрошенных, в учреждения начального профессионального образования - только 1 % девятиклассников. Что касается выпускников 11-х классов, то среди них большинство нацелено на поступление в вузы - 74,5 %, учреждения СПО и обучение на вечернем, заочном отделении выбрали незначительное количество респондентов: 2,6 и 4,5 % соответственно. Служить в армии готовы только 7 одиннадцатиклассников и один девятиклассник, пойти работать - 1,5 и 0,5 % соответственно.
Наиболее значимым мотивами продолжения образования после окончания школы выпускники назвали желание освоить профессию (67,3 %), около трети респондентов привлекает сам факт получения диплома (30,0 %) и возможность вести самостоятельную жизнь (32,3 %).
Остановимся подробнее на тех сферах профессиональной деятельности, которые интересны старшеклассникам. Наиболее привлекательными видами деятельности для 9- и 11-классников являются «искусство и культура», «наука», «органы госуправления», «финансы и кредит». Надо заметить, что у выпускников разносторонние интересы и все сферы деятельности в той или иной степени были выбраны. Мало популярными оказались «ЖКХ», «фермерство и сельское хозяйство», «соцобеспечение», «общественное питание». Одиннадцатиклассники чаще, чем девятиклассники, выбирают такие сферы деятельности как «финансы и кредит», «промышленность», «органы госуправления», другие профессиональные сферы деятельности привлекают выпускников практически в равной степени (рис. 1).
Во время проведения опроса (апрель 2016 г.), около половины выпускников 11-х (57,1 %) и 9-х классов (49,0 %) утверждали, что выбрали будущую профессию. Вместе с тем, большая доля учащихся (40,8 и 46,1 % соответственно) еще не сделала этот выбор. Можно отметить, что 2/3 девушек (60,4 %) знают, какую профессию хотели бы осваивать, из юношей чуть меньше половины опрошенных выбрали будущую профессию (45,0 %). Интересно, что около половины (56,5 %) респондентов, обучающихся в профильном классе, и столько же (54,0 %) учащихся общеобразовательных классов определились с профессиональным выбором.
Кроме того, следует отметить, что 36,3 % девятиклассников и 42,3 % одиннадцатиклассников не испытывали никаких трудностей в выборе профессии. В основном, каждый пятый выпускник переживает из-за того, что не сможет правильно оценить свои способности (21,6 и 21,4 % соответственно), испытывает неуверенность в собственных силах (17,2 и 20,9 %). Каждый шестой респондент сообщил о недостатке знаний о профессиях, специфике работы в целом (16,2 и 12,8 %). Каждый десятый учащийся признался, что не может самостоятельно выбрать профессию, причем представители одиннадцатых классов (9,2 %) реже отвечали утвердительно, чем девятых (11,8 %).
Рис. 1. Сферы профессиональной деятельности, вызывающие интерес школьников, в %
Примечательно, что тульские педагоги, принимавшие участие в данном опросе, назвали такие причины, как недостаточное знание своих способностей, склонностей и интерес к нескольким профессиям (по 48,2 %). Определяющими причинами, препятствующими учащимся сделать правильный выбор будущей профессии, каждый второй педагог (39,5 %) считает инфантильность выпускников, а каждый третий (33,3 %) - отсутствие умения выбирать профессию и неуверенность в собственных силах (27,2 %).
Рассмотрим еще одну сторону профессионального самоопределения -ценностное отношение к труду. Так, молодежь, выбирая профессию, представляет трудовую деятельность, ее содержание и отождествляет с определенной сферой профессионального труда. Следовательно, профессионально самоопределяясь, учащиеся выбирают тот или иной труд, а также усваивают систему
ценностных установок, объясняющих не просто необходимость трудовой деятельности, а его ценность, высший смысл.
Проведенный опрос выпускников школ выявил следующую иерархию ценностей профессионального труда. Более половины девяти- и одиннадцатиклассников отметили такие позиции, как «высокая оплата труда» и «возможность заниматься любимым делом». Для каждого третьего важен карьерный рост, а каждый пятый желает приносить пользу обществу. Как видно из рисунка 2, требования, предъявляемые к особенностям организации профессионального труда, практически одинаковы как у девятиклассников, так и у одиннадцатиклассников, исключение составляют такие позиции, как «востребованность специалистов на рынке труда», которая для одиннадцатиклассников значима в три раза больше, чем для девятиклассников, и «престиж профессии», в два раза более важный для девятиклассников.
Рис. 2. Мнение школьников о ценности профессионального труда, в %
Важным является определение факторов, под влиянием которых учащиеся школ сделали свой профессиональный выбор. Так, для половины опрошенных школьников детерминантным оказался вариант ответа «стремление получить профессию в соответствии со своими интересами и способностями». Вместе с тем, для современной молодежи важна высокая заработная плата, престижность профессии и востребованность профессии на рынке труда. Наряду с этим немногим более определяющим для девятиклассников является престиж профессии, а для одиннадцатиклассников - высокая заработная плата представителей этой профессии и востребованность специалистов в регионе. Представители одиннадцатого класса в два раза чаще поддаются влиянию медиакуль-туры, чем девятиклассники, в частности, это связано с прочитанной о профессиях литературой и просмотром фильмов (см. рис. 3.).
Рис 3. Факторы, повлиявшие на профессиональный выбор школьников, в 0%
Трудности профессионального самоопределения современной российской молодежи в значительной степени связаны: с коммерциализацией высшего образования (недоступностью платного высшего образования для широких слоев населения); с деформацией мотивации получения высшего образования (главное - это просто его иметь); с неадекватной профессиональной ориентацией (главное - престиж профессии, а не ее востребованность на рынке труда) и т.д.
Кроме того, на профессиональное самоопределение влияют и такие факторы как неоднородность развития и распределения университетов по стране. После введения в стране в 2009 г. Единого государственного экзамена возросла мобильность выпускников школ, связанная с переездом в другие регионы для получения образования. В частности, увеличился поток абитуриентов из про-
винциальных городов в крупные центры с развитыми университетскими системами. Подобная картина совпадает и с общими миграционными тенденциями в стране, которые свидетельствуют о «западном дрейфе», распространяющемся на территорию всей страны с концентрацией в крупных мегаполисах - Москве и Санкт-Петербурге. Решение выпускника школы поступать в университет другого региона связано с целым спектром социально-экономических факторов, однако главную роль в привлекательности региона для молодежи играет его экономическое развитие.
По результатам расчета показателя востребованности вузов региона среди выпускников школ других регионов, проведенного группой исследователей НИУ ВШЭ, 20 региональных систем являются востребованными, т.е., четверть региональных систем высшего образования привлекает больше студентов, чем система среднего общего образования региона их выпускает. Лидируют три региона: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Томская область. Среднее значение показателя востребованности равно 0,79 (медиана равна 0,75), что свидетельствует о том, что для российских регионов в большей степени характерен отток абитуриентов и концентрация их в отдельных крупных регионах с развитой системой высшего образования. При этом 13 регионов имеют значение данного показателя, близкое к 1, то есть в пределах 0,1 в большую или меньшую сторону. Тульская область в этом списке занимает тридцатое место с коэффициентом 0,75 [2].
Причем Тульская область, наряду с Брянской, Тверской, Рязанской, Калужской, Орловской, Владимирской, Тамбовской и Смоленской областями, является лидером по трудоустройству своих выпускников в Москве и Московской области - в московском регионе работает 24 % выпускников тульских вузов [3].
Еще одной региональной особенностью профессионального самоопределения выпускников школ тульского региона можно считать одну из самых низких в стране численность учащихся СПО в стране на 10 000 чел. - 179 человек. Для сравнения, наиболее высокие значения этого показателя имели в 2015 г. следующие регионы: Республика Алтай (297 студентов СПО на 10 000 населения), Ненецкий автономный округ (291), Республика Тыва (276), Республика Бурятия (269), Амурская область (267), Республика Саха (Якутия) (265), Пермский край (258), Забайкальский край (254), Свердловская область (253), Республика Коми (249), Астраханская область (249), Иркутская область (247), Омская область (246), Республика Башкортостан (245), Магаданская область (242), Ярославская область (240), Оренбургская область (239), Хабаровский край (238), Республика Калмыкия (237), Курганская область (236) [4]. Данное явление можно объяснить высокой концентрацией вузов в ЦФО, хорошей транспортной доступностью вузов, нацеленностью на работу в столичном регионе.
Важнейшими компонентами ценностных ориентаций личности являются мотивы, что обуславливает целесообразность их изучения. По мнению многих ученых, мотивы получения высшего образования современных молодых людей носят преимущественно прагматический характер и основной целью получения
образования является, преимущественно, получение диплома («корочки»). Попробуем разобраться, относится ли это к студентам Тульского государственного университета. Для этого обратимся к результатам мониторингового исследования «Социальная адаптация студентов», проводимого на базе лаборатории социально-политических исследований ТулГУ (март 2017 г.) . Так, для половины (52,8 %) опрошенных учащихся высшей ступени основной причиной выбора профессии явился непосредственно интерес к этой деятельности. Треть студентов выбрали такие варианты как «понимание того, что специальность востребована на рынке труда» (34,4 %), «наличие склонностей и способностей к обучению по этой специальности» (34,1 %) и «престижность специальности в обществе» (28 %).
За несколько лет, проведенных молодыми людьми в вузе, происходит некоторое изменение ценностных ориентаций в сфере образования. Во -первых, меняется значимость различных компонентов образования: на первый план выходят стремление расширить кругозор и эрудицию, повысить свои коммуникативные навыки, осознание необходимости самообразования, стремление лучше подготовиться к профессиональной деятельности, осознание важности высшего образования. Это обусловлено целями, которые ставят перед собой многие студенты, - иметь гарантию стабильности и материального благополучия.
В зависимости от образовательных мотивов, можно условно выделить 3 группы студентов, соответствующие трем моделям поведения. Первую - патерналистскую и / или амбивалентную - составляют те, кто поступал в вуз по совету родителей или по случайным причинам, то есть, руководствуясь не образовательными мотивами. У них к моменту поступления в вуз не было внутренней, осознанной потребности в получении образования. Заметим, что чаще всего в процессе обучения она все же появлялась. Таких учащихся меньшинство, их доля постепенно сокращается. Вторая группа соответствует индивидуально-карьерной модели поведения. Это молодые люди, потребности которых в образовании носят инструментальный характер. Другими словами, человек выбирает специальность потому, что видит в ней средство достижения успеха, получения более престижной и высокооплачиваемой работы, более быстрого социального продвижения. Этих учащихся интересует не сам процесс обучения, а его результат, который они видят не в усвоении знаний, а в получении диплома. Это достаточно многочисленная группа, численность которой постепенно снижается. В третью группу можно объединить студентов, для которых характерна профессионально-результативная модель поведения, доля которых постепенно увеличивается. Образование для них оказывается самоцелью, внутренней потребностью. Можно предположить, что существующее положение сохранится достаточно долго.
В связи с этим мы можем предложить следующие рекомендации: для первой группы - проведение мероприятий, направленных на изменение мотивации молодых людей путем усиления профориентационной работы, целью которой является повышение уровня информированности о специальностях, предлагаемых вузом, и положении профессий на рынке труда, так как, предпо-
ложительно, такое поведение связано с их профессиональной неопределенностью. Для второй группы следует разнообразить методические приемы и средства проведения занятий, чтобы повысить заинтересованность студентов в процессе обучения.
Среди студентов, выбирающих специальности, потребность в которых на региональном рынке труда недостаточно велика, можно условно выделить 2 категории. Первая - «неопределившиеся» - студенты не имеют достоверной информации о потребностях рынка труда. С этой категорией также целесообразно проводить профориентационные мероприятия. Вторая - «определившиеся» -студенты, осознавая реальное положение дел на рынке труда, тем не менее, выбирают невостребованные специальности, рассчитывая на нетребовательность рынка труда к профилю образования, руководствуясь при этом интересом к специальности (а не наличием способностей к ней), по которой они изначально не собираются работать, этим объясняется тот факт, что им не важны практические навыки [5].
Оптимизация процесса профессионального самоопределения и становления молодежи обусловливает необходимость учета комплекса факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций, что позволит оказывать регулирующее воздействие на формирование образовательных интересов молодежи с учетом их способностей и социально-экономических потребностей общества. Низкий уровень заинтересованности молодежи в выборе специальности, создает напряженность на рынке труда, препятствует успешной самореализации молодежи [6].
Учащимся и студентам необходимо более обдуманно подходить к выбору будущей профессии, учитывая не только наличие интереса к данной специальности, но и положение выбранной профессии на рынке труда. Еще до поступления в вуз абитуриенты должны более рационально выстраивать свои образовательные и профессиональные стратегии, учитывая, что для успешности личности в современном обществе важно не только наличие диплома и высокооплачиваемой работы, но и обладание определенными знаниями и умениями, что будет способствовать более успешной самореализации в современном российском обществе.
Список литературы
1. Аналитический отчет по итогам социологического исследования "Особенности профессионального самоопределения выпускников 9 и 11 классов" (апрель 2016 г.)/ МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования города Тулы». 82 с. [Электронный ресурс] URL: http://tulaedu.ru/data/documents/Prof savoopr 2016.pdf (дата обращения: 15.08.2017).
2. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Д. В. Козлов, Д. П. Платонова, О. В. Лешуков;
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 32 с.
3. Там же.
4. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 гг.: влияние демографических факторов / Ф. Ф. Дудырев, В. А. Козлов, Ю. В. Кузеванова, А. И. Шабалин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 28 с.
5. Кондратенко Н.А., Шашкова С.Н. Изменение ценностных ориентаций молодежи в сфере образования: факторы и тенденции // Наука и образование в современных условиях [Электронный ресурс] / Научно-издательский «Мир науки»: Электрон. текст. дан. (8,70 Мб). Нефтекамск: Научно-издательский «Мир науки», 2017. С. 698-706.
6. Кондратенко Н.А., Шашкова С.Н. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в системе «школа-вуз-рынок труда» в современной России // Научный альманах. 2016. № 4 - 4. С. 170 -173.
Кондратенко Наталья Александровна, канд. социол. наук, доц., nkondratenko@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Шашкова Светлана Николаевна, канд. социол. наук, доц., 2902svetlana@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
N.A. Kondratenko, S.N. Shashkova
The article examines the process of professional self-determination of students in Tula, examines the factors that influence the choice of the direction of study and the profession as a whole, analyzes changes that happen to young people during the period of study at the university, and gives recommendations for optimizing the process of professional self-determination of students.
Key words: professional self-determination, motives, value orientations, life plans, career choice, vocational guidance.
Kondratenko Natalia Aleksandrovna, candidate of sociological sciences, docent, nkon-dratenko@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,
SHashkova Svetlana Nikolaevna, candidate of sociological sciences, docent, 2902svetlana@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University