Научная статья на тему 'Психологическая готовность студента к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении'

Психологическая готовность студента к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
556
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / KEY ACTIVITY / SOCIALIZATION / IDENTIFI CATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилюгайцева Ю. И.

Готовность личности к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении является одним из факторов, влияющих на успешность выполнения учебно-профессиональной деятельности. В ста- тье рассматриваются психологические особенности юношеского возраста, определяющие интеллектуальное развитие личности, процесс адаптации в коллективе и направленность профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENT TO THE EDUCATION IN THE VOCATIONAL SCHOOL

The psychological readiness of a student to the education in the vocational school is one of the factors infl uencing the result of professional work. The article deals with the psychological features, which has an impact on mentality of personality, the adaptive process and the orientation of the professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность студента к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении»

УДК 377.5

UDC 377.5

Ю.И. ПИЛЮГАИЦЕВА

аспирант, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

J.I. PILYIGAITSEVA

Graduate student, Department of arts and crafts and technical graphics, Orel State University E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENT TO THE EDUCATION IN THE VOCATIONAL SCHOOL

Готовность личности к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении является одним из факторов, влияющих на успешность выполнения учебно-профессиональной деятельности. В статье рассматриваются психологические особенности юношеского возраста, определяющие интеллектуальное развитие личности, процесс адаптации в коллективе и направленность профессионального самоопределения.

Ключевые слова: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, профессиональное самоопределение, идентификация.

The psychological readiness of a student to the education in the vocational school is one of the factors influencing the result of professional work. The article deals with the psychological features, which has an impact on mentality of personality, the adaptive process and the orientation of the professional self-determination.

Keywords: key activity, socialization, professional self-determination, identification.

В условиях обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении основная цель обучающихся - овладение профессией. Среди факторов, влияющих на выбор профессии и специальности в ранней юности, можно назвать социологические (требования общества к личности), социально-психологические (соотнесение личных потребностей с требованиями общества), личностные (индивидуальные предпочтения, направленность личности).

Период профессионального самоопределения не имеет возрастных ограничений, поскольку он может начаться в подростковый период или в юношеском возрасте.

В отечественной педагогике такие исследователи, как Н.Э. Касаткина, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др. рассматривают вопрос профессионального самоопределения личности. Разработка методологических и теоретических основ профориентации представлена в работах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, С.Т. Шацкого и др.

Профессиональное самоопределение обучающихся на современном этапе развития общества и образования происходит в условиях развивающихся противоречий:

- между представлениями личности о сфере профессиональной деятельности, их профессиональной направленностью и реальными предложениями рынка труда;

- между требованиями к уровню профессиональной подготовки студентов и недостаточной разработанностью условий практической подготовки старших школьников.

Проблема профессионального самоопределения

тесно связана с вопросом о готовности личности к обучению в среднем профессиональном учреждении. О готовности личности к учебно-профессиональной деятельности можно судить, рассматривая различные аспекты психофизиологического, психологического, социального и интеллектуального развития личности в юношеский возрастной период.

Возрастные рамки личности студента, обучающегося в среднем профессиональном учреждении, можно ограничить возрастом 16-20 лет. Согласно исследованиям возрастной психологии, период развития личности в этот период можно охарактеризовать как юношеский возраст.

Хронологические рамки юношеского возраста исследователями определяются по-разному. В.С. Мухина определяет границы юности от 15-16 до 21-25 лет. Наиболее часто исследователи (И.Ю.Кулагина) выделяют старший школьный возраст - ранняя юность (16-17 лет) и юность (от 17до 20-23 лет). Характеризуя личность студента среднего профессионального образовательного учреждения, следует рассматривать оба этапа во взаимосвязи, поскольку главные задачи взросления (профессиональные и социальные), обусловленные социальной ситуацией развития, распространяются на весь возраст в целом.

Юность - это период в развитии личности, который заключается в переходе от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Происходит личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Основные направления развития личности в юношеском возрасте связаны с будущим: окончание

© Ю.И. Пилюгайцева © J.I. Pilyigaitseva

общеобразовательной школы, выбор профессии, начало трудовой деятельности.

Студента как личность можно охарактеризовать с нескольких сторон:

- с биологической, которая предопределена наследственностью и задатками и включает тип высшей нервной системы, физическую силу;

- с социальной, которая отражает общественные отношения студента во взаимодействии с различными социальными группами;

- с психологической, которая характеризует психические свойства личности (направленность, темперамент, характер).

С психологической точки зрения каждый студент обладает уникальными особенностями, от которых зависит его поведение и которые предопределяют успешность его учебно-профессиональной деятельности.

Основными характеристиками развития личности в юношеский возрастной период являются социальная ситуация развития, ведущая деятельность, интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, включающее психические новообразования, и сфера общения.

Юность с психологической точки зрения связана с ростом самосознания, поиском своего места в жизни путем решения задач профессионального самоопределения и стремлением к самостоятельной взрослости. Социальная ситуация развития такова, что в юношеском возрасте происходит количественное и качественное развитие социальных ролей и интересов, влекущие за собой определенную степень самостоятельности и ответственности. Расширение диапазона ролей и интересов обусловлено усложнением жизнедеятельности старшего школьника: возможность вступать в брак, ответственность за уголовные преступления. У юношей возникает потребность занять позицию взрослого человека. Увеличение числа социальных ролей ведет за собой качественные изменения социальных ролей, связанные с изменением социальных требований, предъявляемых к личности старшего школьника. Старший школьник должен иметь представление о трудовой деятельности, о гражданских обязанностях.

Основное содержание и направление деятельности старшего школьника связано с выбором профессии, в связи с чем возрастает значимость юношеского возраста для профессионального развития личности и ее успешной социализации. Практически все юноши и девушки размышляют о выборе профессии, многие начинают трудовую деятельность.

Ситуация выбора профессии активизирует учебную деятельность в юношеском возрасте, в связи с чем ведущая деятельность в этот период развития личности - учебно-профессиональная. Мотивация личности на начальном этапе обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении заключается в стремлении приобрести профессию, востребованную на рынке труда, которая позволит обрести определенный социальный статус в обществе и независимость.

В юношеском возрасте молодые люди практически готовы к выполнению всех видов умственной деятель-

ности взрослого человека, развиваются способности к деятельности в различных областях.

Интеллектуальное развитие в юности имеет свои особенности и связано с протеканием отдельных психических процессов. В юности возрастает объем памяти, концентрация внимания. В юношеском возрасте, наряду с активизирующимся непроизвольным запоминанием, преобладает применение рациональных приемов произвольного запоминания, которое помогает сосредоточиться на предмете деятельности. Мышление отличается большей систематичностью по сравнению с мышлением в подростковом возрасте. Развивается абстрактно-логическое мышление, связанное с потребностью теоретизирования (анализ абстрактных идей, анализ противоречивых суждений, интерес к философским вопросам). Исходя из социальной ситуации развития в юношеском возрасте, связанной с профессиональным самоопределением, происходят качественные изменения в умственном развитии юношей. У молодых людей наблюдается более осознанное отношение к учению, познавательные интересы приобретают устойчивый характер, что выражается в избирательности к учебным предметам. Отмечается развитие абстрактно-логического мышления, которое "делает вполне возможной самостоятельную творческую деятельность в определенных областях" [2. 275]. Особенно быстро в юности развиваются специальные способности, так как интеллектуальное развитие в этом возрасте тесно связано с развитием творческих способностей. Молодые люди способны находить нестандартный подход к решению проблем, проявлять интеллектуальную инициативу.

Проблема профессионального самоопределения связана с развитием личности и психическими новообразованиями в юности. Главные психические новообразования: формирующееся мировоззрение, развитие самосознания, осознание собственной индивидуальности.

В юношеском возрасте появляются потребности "понять и оценить окружающий мир; разобраться в себе и определить свое отношение к миру" [1. 97]. Мировоззрение проявляется не только в совокупности знаний и опыта, но это еще и "система убеждений, формирование которых сопровождается чувством их истинности, правильности" [1. 97]. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте приводит к поиску личностного смысла жизни, связанным с выбором профессии (кем быть?) и нравственным самоопределением (каким быть?). Мировоззренческие поиски выражаются в жизненных планах, содержание которых зависит от направленности личности и связано с выбором профессии.

Самосознанию отводится главная роль при определении психологического содержания юношеского возраста. В.С. Мерлин выделил несколько компонентов самосознания:

- сознание своей тождественности;

- сознание собственного "Я" как активного, деятельного начала;

- осознание своих психических качеств;

- система социально-нравственных самооценок.

В юношеском возрасте происходит постепенный переход от оценки к самооценке, которая формируется несколькими способами: соотнесение уровня достигнутых результатов с притязаниями и сопоставление мнения о себе с мнениями окружающих (родителей, сверстников, преподавателей), т. е. самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. В результате такого сравнения не всегда эти образы совпадает, что вызывает у юноши неуверенность и сопровождается иногда внешней агрессивностью. По Э. Эриксону, юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности. Кризис идентичности затрагивает различные компоненты развития личности. В период ранней юности кризис в большей степени выражен в профессиональной и семейной идентичностях. Для молодых людей характерна меньшая удовлетворенность настоящими жизненными условиями и наблюдается большая склонность к риску. Психолог Д. Марш считал, что идентичность формируется, если личность пережила кризис и сделала осмысленный выбор профессии. В своих работах выделяет четыре этапа развития идентичности:

- размытая идентичность характеризуется тем, что индивид не выбрал профессию, не сформировал четких убеждений;

- преждевременная идентичность свойственна индивидам, включившимся в определенный вид деятельности, но под влиянием мнения других людей;

- период "моратория" означает период отсрочки, когда юноша исследует варианты развития для дальнейшего самоопределения;

- зрелая идентичность означает, что личность прошла стадию моратория, разрешила кризис и сделала выбор на основе решений, принятых самостоятельно.

Новая личная идентичность необходима для успешной учебно-профессиональной и социальной деятельности. Согласно Э. Эриксону, формирование идентичности является одной из главных задач юности. Молодые люди стремятся к поиску своего "я" для того, чтобы принимать решения и строить отношения с окружающими людьми. Образ собственного "я" формируется на основе самооценки физического облика и личностных качеств. Следует отметить, что "открытие своего внутреннего мира в юности влечет за собой негативные переживания, связанные с неопределенностью, расплывчатостью образа "я" [1. 41].

В юности усиливается потребность в общении со сверстниками, в ходе которого вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, формируются коммуникативные качества. Общение старшеклассников имеет личностно-эмоциональную окраску, под влиянием которого формируется личность юноши. В юношеском возрасте наблюдается возрастающая потребность в свободном общении, поскольку в этот период становится актуальным поиск единомышленников и усиливается потребность в сотрудничестве с разными референтными группами. Свободное общение выступает как средство самовыражения личности, служит для установления новых контактов. В связи с

этим повышаются требования к дружбе, наблюдается высокая избирательность в дружеских привязанностях. Подобные проявления общения в юности объясняются противоречивостью характера юноши, его неустойчивостью. Среди личностных черт выделяют: "скепсис, тенденция все подвергать сомнению и страстное стремление уверовать в кого-либо или что-либо", "максимализм, которым окрашены требования, взгляды, устремления" [2. 268].

В юности наблюдается противоречивая тенденция в сфере общения: с одной стороны, расширяется сфера общения, взаимодействия с коллективами, с другой - большая потребность в личном пространстве. Первая тенденция объясняется расширением социального пространства взаимодействия. Вторая тенденция проявляется в стремлении оградить свой внутренний мир от внешнего воздействия с целью сохранить свою индивидуальность.

Таким образом, основополагающими качествами личности в юношеском возрасте, которые имеют принципиальное значение для профессионального самоопределения, являются устремленность в будущее, рост самосознания и личностная идентификация.

По окончании девятого или одиннадцатого класса средней образовательной школы школьник оказывается в ситуации выбора - завершение обучения в школе или продолжение обучения в среднем или высшем профессиональном образовательном учреждении. У многих школьников наблюдается неосознанность выбора учебного заведения и, соответственно, будущей профессии, осуществляемого под влиянием внешних обстоятельств (учебное заведение расположено близко к дому, учеба "за компанию", востребованность на рынке труда, влияние мнения родителей) без учета индивидуальных особенностей личности и ее направленности, что в дальнейшем приводит к неудовлетворенности, снижению самооценки.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассников большое значение имеет уровень их информированности о своих возможностях и будущей профессии. Представления личности о требованиях и содержании будущей профессиональной деятельности на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов. Некоторые учащиеся не владеют достаточной информацией об особенностях конкретной профессии, что делает их выбор в значительной степени случайным.

У молодых людей складываются некоторые образы будущего профессионального учебного заведения, города, где находится колледж. Однако некоторые оказываются психологически не готовыми к осознанному выбору и планированию своей профессиональной карьеры.

Лишь немногие обучающиеся имеют четкие представления о выбранной профессии. Они обладают конкретными знаниями о целях, содержании, формах и условиях получения выбранной профессии, имеют представление о способах обретения профессии. Подобные знания способствуют более углубленному изучению данной сферы профессиональной деятельности, совер-

шенствованию собственных навыков и способностей.

Многие студенты испытывают трудности в процессе обучения, поскольку происходит резкий переход от системы школьного обучения, учащийся оказывается в новых условиях обучения. Студентами осваиваются первичные профессиональные знания и умения в новом режиме труда. Анализируя учебно-профессиональную деятельность студентов на первом курсе, можно выделить следующие трудности:

- недостаточная психологическая готовность к будущей профессии;

- отсутствие навыков самостоятельной работы с различными источниками;

- недостаточная саморегуляция в связи с отсутствием контроля со стороны родителей.

Таким образом, можно говорить о недостаточной психологической готовности личности к обучению в среднем профессиональном заведении, поэтому в процессе обучения необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на преодоление трудностей в процессе адаптации к новым условиям обучения и общения. Создание целесообразных педагогических условий способствует развитию потребностно-мотивационной сферы обучающихся и стимулированию профессионального самоопределения. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений студента и преподавателя.

На начальном этапе обучения студент испытывает адаптационные трудности, связанные с несоответствием требований в учебном заведении уровню подготовленности учащегося, недостаточной психологической готовностью к выбранной профессии, а также психическим и эмоциональным напряжением. Профессиональная адаптация предполагает приспособление к характеру, содержанию и организации учебного процесса. Для преодоления трудностей, связанных с профессиональной адаптацией, следует ознакомить учащихся со спецификой обучения в образовательном учреждении путем привлечения обучающихся к участию в конференциях, студенческих собраниях. Поскольку для юношей важную роль играет значимость выбранной профессии, следует информировать учащихся об особенностях выбранной профессии, а также сферах реализации профессиональных знаний и умений. Уже на начальном этапе обучения возмож-

но включение студентов в профессиональную деятельность с целью выявления необходимых личностных и профессионально значимых качеств.

Тип взаимоотношений между преподавателем и студентом имеет принципиальное значение, поскольку оказывает влияние на формирование системы ценностей личности, характер ее профессиональной направленности. Эффективность педагогического взаимодействия зависит от объективного понимания преподавателем студента, умения направлять коллективную студенческую деятельность. Современный тип взаимоотношений преподавателя со студентами характеризуется диалоговыми педагогическими формами, которые способствуют построению сотрудничества с обучающимися. Взаимоотношения имеют личностно-ориентированный характер. Ключевую роль в построении взаимоотношений между преподавателем и студентом играет личность преподавателя, который должен проявлять интерес к людям, работе, уметь прогнозировать педагогические ситуации. Основой построения взаимоотношений является общение. Для формирования продуктивного общения педагог реализует следующие качества и умения:

- умение вступать в положительный эмоциональный контакт;

- терпеливость, воспитанность, уважение к обучающемуся, что предполагает право студента на собственное мнение и решение;

- организаторские способности, дисциплинированность;

- коммуникативность, что включает умение управлять своим поведением и моделировать личность студента, его психологическое состояние.

Знание возрастных особенностей развития студентов, включающих физиологические и психологические характеристики, позволяет корригировать уровень психологической готовности к обучению в среднем образовательном учреждении, повышая комфортность взаимоотношений.

Рассматривая вопрос о готовности личности в период юности к учебно-профессиональной деятельности, можно говорить о необходимости создания единого образовательного пространства на основе интеграции науки, образования и производства, способствующего профессиональному самоопределению и обеспечивающего непрерывность профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Трикста, 2006. 256с.

2. Ермолаева М.В. Психология развития: Метод. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 376с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304с.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, 2006.

References

1. VolkovB.S. The Psychology of youth and adolescence: Textbook. M.: Academic Project: Trixta, 2006. 256p.

2. Ermolaeva M.V. The Psychology of development: Teacher edition to the students of postal tuition and distance learning. Voronezh: NPO «MODEK», 2003. 376p.

3. Klimov E.A. The Psychology of the professional self-determination: Textbook to the students of the institution of higher education. M.: Publishing center «Academy», 2004. 304p.

4. Pryazhnikov N.S. The professional and personality self-determination. Voronezh, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.