Научная статья на тему 'Особенности развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности'

Особенности развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
672
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / УЧЕБНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИИ / INITIAL PROFESSIONAL IDENTITY / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / EDUCATIONAL READINESS FOR VOCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трусова Наталья Владимировна

Представлены результаты исследования первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности. Описана модель развития первичной профессиональной идентичности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of development of initial professional identity in normative crisis of transition to youth

In this article are presented the examination's results of initial professional identity in normative crisis of transition to youth

Текст научной работы на тему «Особенности развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности»

УДК 159.922.8 ББК Ю941.1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НОРМАТИВНОМ КРИЗИСЕ ПЕРЕХОДА К ЮНОСТИ

Н.В. Трусова

Представлены результаты исследования первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности. Описана модель развития первичной профессиональной идентичности.

Ключевые слова: первичная профессиональная идентичность, социальная ситуация развития, учебная готовность к освоению профессии.

Понимание природы, структуры, динамики и функций феномена профессиональной идентичности в психологии является неоднозначным. С одной стороны, профессиональная идентичность рассматривается как процесс профессионального развития человека, связанный с профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной направленностью, включающий удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью [1, 10, 16]. С другой стороны, подходы к пониманию профессиональной идентичности, представленные в работах [9,

11, 13, 17, 24], определяют её как свойство личности, выражающееся во взаимосвязи когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристик.

Вопрос о развитии профессиональной идентичности и необходимости ее психологического сопровождения особенно остро стоит в сфере профессионального образования. Большинство авторов сходятся во мнении, что именно возрасту юности соответствуют задачи профессионального самоопределения и первичной профессиональной идентичности [3, 4, 7, 8, 12, 26, 27]. В нормативном кризисе перехода к юности происходит интериориза-ция качеств, латентно сформировавшихся в предшествующем возрастном этапе, (подростковом возрасте), соответствующих новым возрастным задачам профессионального, личностного и жизненного самоопределения и формируется структура эго-идентичности. (Е.Л. Солдатова, М.М. Смирнягина). По мере проживания нормативного кризиса развития все изменения системы отношений личности задают специфическую динамику становления профессионального развития человека и профессиональной идентичности. Особую роль в процессе освоения профессии и в ста-новлении эго-идентичности в ранней юности

играет первичная профессиональная идентичность.

Цель исследования: исследовать особенности развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность и содержание понятия «первичная профессиональная идентичность» в рамках концепции эгоидентичности в нормативных кризисах развития личности.

2. На основе теоретического исследования описать модель развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности у студентов колледжа.

3. Проанализировать результаты диагностики учебной готовности к освоению профессии.

4. Сравнить уровни развития личностных особенностей в группах с разным уровнем учебной готовности к освоению профессии.

5. Выявить связи составляющих первичной профессиональной идентичности со статусами и структурой эго-идентичности.

Исходными теоретико-методологическими основаниями исследования стали: системогенетический комплексный подход к профессиональному становлению человека [23]; концепция культурно-исторической теории развития личности [2, 4, 5, 14, 22, 25]; концептуальные положения о периодизации психического развития в детском возрасте [5, 25 и др.]; акмео-логическая концепция развития профессионала [6]; системные положения психологической концепции идентичности [26, 27]; концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взросло-го человека [18, 20]; концепции профессиона-

лизации и периодизация профессионального развития [8, 11, 15 и др.]; концепция профессиональной идентичности, как специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной реальности [24]; особенности формирования и развития профессиональной Я-концепции в юношески возрасте [4, 7, 12, 14, 25].

В исследовании для решения поставленных задач использовался формирующий эксперимент, психодиагностические и статистические методы исследования. В качестве психодиагностических методов использовались: методика диагностики структуры и статусов эго-идентичности (Е.Л. Солдатовой); опросник «Изучение общей самооценки» (Г.Н. Казанцевой); методика диагностики направленности личности «Ориентационная анкета» (Б. Басса); методика диагностики «Изучение учебной готовности первокурсника» (Л.А. Даренских). Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась на основе критерия Ф * — угловое преобразование Фишера, корреляционный анализ был проведен с помощью коэффициента корреляции г -Пирсона.

В исследовании приняли участие студенты первого года обучения Федерального государственного образовательного учреждения, среднего профессионального образования, «Уральский государственный колледж», города Челябинска, и его отделения № 2 -180 человек, в возрасте 15-18 лет (юношей -87, девушек - 93).

В кризисе перехода к юности процесс профессионального развития продолжается с поступлением в профессиональное учебное заведение — изменяются социальные отношения (объективный уровень социальной ситуации развития (сср), отношение с профессиональным сообществом). Новая социальная роль личности (учащийся, студент) характеризуется появлением новых ценностно-мотивационных взаимоотношений в коллективе, большей социальной независимостью (субъективный уровень сср: отношение к выбранной профессии и профессиональному сообществу). Эти изменения вызывают напряженность, внутреннюю работу личности по преодолению внутренних конфликтов, вызванных изменением объективной и субъективной сторон социальной ситуации развития. Изменения инициируют нормативный кризис профессионального становления личности. Именно в кризисе перехода к юности формируется психологическая готовность к первичному освоению профессии: интегра-

ция новообразований личности, латентно сформированных в предшествующем кризису этапе развития (Я-концепция, направленность личности), и присвоение новообразования нормативного кризиса (достигнутая эгоидентичность) (рефлексивный уровень сср).

Рассматривая первичную профессиональную идентичность как часть профессионального самоопределения, проявляющуюся в осознании принадлежности к определенной профессии и профессиональному сообществу, выделим следующие ее составляющие:

- отношение к себе, как к профессионалу - переживание уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств -тождественность самому себе, представление о том, кто «Я» есть, и что является «Моим», при наличии своей принадлежности социальной реальности в форме конкретных жизненных ситуаций и отношений. Профессиональная самоидентификация способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к своей деятельности и устойчивого образа «Я».

- отношение к выбранной профессии -

осознанное отношение к выбранной профессии, а также личностно-приемлемые профессиональные традиции, ценности и смыслы творческой деятельности.

- отношение к профессиональному сообществу - определяет социальное взаимодействие и специфические формы профессиональных интеракций. Профессиональная идентичность профессиональному сообществу предполагает владение умениями сотрудничать, включает в себя сформированность особого чувства сопричастности ко всему, что происходит в профессиональном сообществе, осознание себя и других в качестве единой общности - «мы».

Выделенные положения позволяют представить модель развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности (табл. 1).

Рассматриваемая модель развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности позволяет эффективно отслеживать и развивать на практике уверенность в себе, направленность на профессиональное дело и общение, изменение статуса эго-идентичности.

Результаты исследования первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности отражают результаты исследования учебной готовности, корреляционные связи показателей

Таблица 1

Модель развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности

Уров- ни ССР Первичная профессиональная идентичность I фаза кризиса предрешенная эго-идентичность II фаза кризиса диффузная эго-идентичность III фаза кризиса достигнутая эго-идентичность

III. Рефлексивный уровень Отношение к себе как к профессионалу Фиксация на будущем, его идеализация, излишняя уверенность в себе, своих силах, самомнение Отказ от настоящего, идеализация будущего, пониженная самооценка, самоуважение, сомнения в адекватности собственных проявлений Принятие прошлого, уверенность в своих силах, собственных ресурсах

Отношение к выбранной профессии Предрешенный выбор профессии, отказ от прежней деятельности Сомнения в выборе профессии, своего дела, неспособность сконцентрироваться на занятии, чрезмерная поглощенность односторонней деятельностью, которая не всегда связана с профессиональной направленностью Уверенность в своем выборе, его адекватности, тождественность своим интересам, потребностям

Отношение к профессиональному сообществу Идеализация новых (будущих) отношений, отказ от старых отношений Отказ от отношений, неверие в себя и других, изоляция от общения, идеализация прошлых отношений Повышение ценностей профессиональных отношений и их значимость

И. Субъективный уровень Отношение к выбранной профессии и проф. сообществу Отрицание прежних ценностей и потребностей, стремление к новым целям Обесценивание собственных ценностей и целей, потеря смысла, сомнение в целях Самостоятельность, гибкость и решительность в выборе собственных целей и ценностей

I. Объективный уровень Отношение с профессиональным сообществом Поступление в профессиональное учебное заведение Активное включение в профессиональное обучение. Установление профессионального взаимодействия с одногруппниками, педагогами

первичной профессиональной идентичности со статусами и структурой эго-идентичности.

Анализ уровня учебной готовности к первичному освоению профессии показал, что высокий уровень учебной готовности к освоению профессии имеют только 27,7 % (50 чел.) обследуемых студентов, у 42,2 % студентов (76 чел.) уровень сформированно-сти учебной готовности к первичному освоению профессии средний, 30 % (54 чел.) студентов имеют низкий уровень. Таким образом, 72,2 % обследуемых студентов практически не готовы к первичному освоению профессии, что повлияет на вхождение в профессиональную среду и профессиональную учебу. Нормативный кризис перехода к ранней юности будет осложнен деструктивными процессами. Учебная готовность к профессио-

нальному обучению не тождественна психологической готовности к освоению профессии (первичной профессиональной идентичности) и связана с уровнем развития силы воли, сформированное™ общеучебных и специальных умений, способности к саморазвитию.

Для более детального изучения особенностей уровней сформированное™ учебной готовности к освоению профессии были выделены группы с разным уровнем учебной готовности: ЭГ1 - низкий уровень сформированное™ учебной готовности к первичному освоению профессии, ЭГ2 - средний, ЭГз -высокий уровень.

В результате сравнения данных, полученных по методикам диагностики общей самооценки, направленности личности, статусов и структуры эго-идентичности в выделенных

группах студентов, демонстрирующих низкий, средний и высокий уровни сформированное™ учебной готовности к первичному освоению профессии с использованием критерия ф* Фишера, выявили статастически значимые различия в выраженности всех показателей.

Как видно из табл. 2, в группе с низкой учебной готовностью к овладению профессией выявлена самая высокая процентная доля по показателю «низкая самооценка». Это значит, что испытуемые не ценят и не доверяют себе, ставят перед собой цели менее сложные, чем те, которых они могут достичь, преувеличивают значение неудач. В группе со средней учебной готовностью к овладению профессией выявлена самая высокая процентная доля по показателю «средняя самооценка». Это значит, что представители данной группы находятся в поисках себя, у них не сформировано представление о себе, они склонны сомневаться в правильности выбранной профессии.

Самая высокая процентная доля по показателю «высокая самооценка» у представителей группы с высоким уровнем учебной готовности к овладению профессией. Как правило, это связано с тем, что личность с высокой самооценкой (по опроснику «Изучение общей самооценки» (Г.Н. Казанцевой), высокая самооценка считается адекватной для испытуемых) уверена в своих силах, собственных ресурсах, более успешна в учебнопрофессиональной деятельности и в стремлении к овладению профессией.

Из табл. 3 видно, что в группе с низкой учебной готовностью к овладению профессией выявлена самая низкая процентная доля по показателям: направленность на дело и на общение. Это значит, что испытуемые не стремятся поддерживать отношения с профессиональной средой, не способны сконцентрироваться на деле (профессиональное освоение профессии) и не заинтересованы в ее решении; высокая процентная доля показана представителями данной группы по направленности на себя (Я)-ориентация на удовлетворение своих личных интересов и вознаграждение безотносительно к качеству работы и интересам сокурсников. В группе со средней учебной готовностью к овладению профессией самое высокое значение показателя направленности личности - на общение. Это значит, что представители данной группы стремятся при любых условиях поддерживать отношения с одногруппниками (первичное профессиональное сообщество), пробуют себя в разных ролях, но при этом не способны к самостоятельному осознанному выбору в своей профессиональной деятельности. Высокие процентные доли по показателям направленности личности на общение и на дело выявлены у представителей групп с высоким уровнем учебной готовности к овладению профессией, как правило, это связано с тем, что социальные отношения значимы, профессиональное общение - конструктивно, у них выражена уверенность в своем профессиональ-

Таблица 2

Результаты попарного сравнения групп испытуемых по показателям самооценки

Показатели самооценки эг,/эг2 ЭГ2/ЭГз эгуэг3

Низкая % доля 66,6/31,5 31,5/0 66,6 / 0

ерэмп 4,02** 6,54** 9,72**

Средняя % доля 33,3 /57,8 57,8 /14 33,3/14

<рэмп 2,79** 5,27** 2,35**

Высокая % доля 0/10,5 10,5 / 86 0/86

(рэмп 3,70** 9,41** 12,1**

Примечание. Достоверность различий: *р < 0,05; **р < 0,01.

Таблица 3

Результаты попарного сравнения групп испытуемых по направленности личности

Показатели направленности личности ЭГ1/ЭГ2 ЭГ2/ЭГЗ ЭГ1/ЭГЗ

Направленность на себя (Я) % доля 62,9 / 32,8 32,8/4 62,9/4

(рэмп 3,43** 4,48** 7,28**

Направленность на общение (О) % доля 22,2 / 36,8 36,8/48 22,2 / 48

(рэмп 1,81* 1,24 2,80**

Направленность на дело (Д) % доля 14,8/30,2 30,2/48 14,8/48

(рэмп 2,10* 2,01* 3,77**

Примечание. Достоверность различий: *р < 0,05; **р < 0,01.

ном выборе, в осознанном отношении к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Высокое значение показателя достигнутой эго-идентичности (табл. 4) у группы с высоким уровнем учебной готовности показывает сформированность и готовность к освоению профессии, к первичной профессионализации. Группы с низким и средним уровнем учебной готовности к освоению профессии (высокие значения показателей по предрешенной и диффузной эго-идентичности), характеризуются неготовностью к освоению профессии, затруднена первичная профессиональная идентичность и прохождение нормативного кризиса перехода к юности.

Вывод: для студентов, демонстрирующих низкий и средний уровни сформированности учебной готовности к первичному освоению профессии, в большей мере характерны низкая самооценка, направленность на себя, диффузная и предрешенная эго-идентичность. Эти испытуемые не готовы к первичному освоению профессии, что влечет за собой сложности в развитии первичной профессиональной идентичности, в присвоении системы профессиональных ценностей, осознания себя представителем определенной профессии, профессионального сообщества, будет затруднено прохождение нормативного кризиса. Поскольку именно в нормативном кризисе перехода к юности формируется психологическая готовность к первичному освоению профессии - интеграция новообразований личности, латентно сформированных в предшествующем кризису этапе развития (Я-концепция, направленность личности) и новообразования нормативного кризиса (достигнутая эго-идентичность), то несформировав-шаяся эго-идентичность свидетельствует о ненормативном прохождении кризиса.

Для решения задачи о выявлении связей показателей первичной профессиональной идентичности со статусами и структурой эго-

идентичности был использован корреляционный анализ Пирсона (см. рисунок).

Выявленная статистически значимая положительная корреляционная связь между предрешенной эго-идентичностью (предкри-тическая фаза нормативного кризиса) и направленностью на себя, свидетельствует, что этой фазе соответствует эгоцентрация, высокое самомнение, отказ от старых отношений, идеализированы образ себя и профессионального будущего.

Выявленная статистически значимая отрицательная корреляционная связь между диффузной эго-идентичностью (собственно критическая фаза нормативного кризиса) и показателями самооценки, направленности на общение, свидетельствует о том, что при прохождении второй фазы нормативного кризиса самооценка понижается, повышается неверие в себя, идеализируются прошлые отношения, происходит отказ от общения.

Статистически значимые положительные корреляционные связи между достигнутой эго-идентичностью и показателями самооценки, направленности на общение, и на дело свидетельствует, что в третьей фазе нормативного кризиса на рефлексивном уровне социальной ситуации развития повышается ценность профессиональных отношений, направленности на дело, присваиваются ценности и цели будущей профессиональной деятельности, осознаются и принимаются собственные чувства, повышается уверенность в себе.

Выявленная статистически значимая отрицательная корреляционная связь между достигнутой эго-идентичностью и показателем направленности на себя, свидетельствует о том, что при прохождении фазы адаптации нормативного кризиса направленность на себя уменьшается, проявляется большая потребность в конкретном деле (учебно-профессиональная деятельность) и в отношениях с профессиональным сообществом (одногруппники).

Корреляционный анализ подтвердил мо-

Таблица 4

Результаты попарного сравнения групп испытуемых по методике СЭИ-тест

Статус ЭГ1/ЭГ2 ЭГ2/ЭГЗ ЭГ1/ЭГЗ

А % доля 0/1,31 1,31/98 0/98

фЭМП 1,28 14,4** 14,5**

С % доля 40,7/63,1 63,1 /2 40,7/2

фЭМП 2,53** 8,52** 5,60**

Ф % доля 59,2/35,5 35,5/0 59,2 / 0

фЭМП 2,69** 7,01** 8,94**

Примечание. Показатели статусов эго-идентичности: А - достигнутая, С - диффузная, Ф - предрешенная. Достоверность различий: *р < 0,05; **р <0,01.

Корреляции показателей самооценки, направленности личности со статусами и структурой эго-идентичности:

______-статистически значимая положительная корреляционная связь (р<0,05, р<0,01);

--------статистически значимая отрицательная корреляционная связь (р<0,05)

дель развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности. Первичная профессиональная идентичность имеет специфическую структуру и может быть описана в виде составляющих через отношения: отношение к себе как к профессионалу; отношение к выбранной профессии; отношение к профессиональному сообществу. Достигнутая эгоидентичность является системообразующим компонентом для первичной профессиональной идентичности.

В результате проведенного исследования первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности позволили сделать следующие выводы:

1. В широком смысле, первичная профессиональная идентичность - это процесс профессионального развития, характеризующийся изменением всех сторон системы отношений личности и результат процесса, проявляющийся в осознании принадлежности к определенной профессии и профессиональному сообществу. В узком смысле первичная профессиональная идентичность - это психологическая готовность к предстоящей деятельности, рассматривающаяся через интеграцию новообразований личности, латентно сформированных в предшествующем кризису этапе развития (Я-концепция, направленность личности), и новообразования нормативного кризиса (достигнутая эго-идентичность).

2. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что по мере проживания

нормативного кризиса перехода к юности, изменения системы отношений личности задают специфическую динамику нормативного кризиса, в ходе которого формируется психологическая готовность к первичному освоению профессии.

3. На основе теоретического исследования описана модель развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности у студентов колледжа, которая включает в себя: характеристики социальной ситуации развития (объективный, субъективный и рефлексивный уровни), составляющие первичной профессиональной идентичности (отношение к себе как к профессионалу, отношение к выбранной профессии, отношение к профессиональному сообществу) и фазы нормативного кризиса.

4. Корреляционный анализ подтвердил модель развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности.

Литература

1. Абулъханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абулъхано-ва-Славская // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. -М.: Наука, 1987. - 219 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. -М.: МГУ, 1990. - 367.

3. Бершедова, Л. И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вание критических периодов: дис. ... д-ра пси-хол. наук/Л.И. Бершедова. -М., 1999. - 314 с.

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -М. : Педагогика, 1968. -415 с.

5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -1008с.

6. Деркач, A.A. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (Психолого-акмеологические основы) /

A.A. Деркач., В.Г. Зазыкин. — М.: МААА, 1998.

7. Дубровина, ИВ. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /ИВ. Дубровина. - М.: Педагогика, 1987. -181 с.

8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. —М. : Академия, 2003.

9. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность в социально — психологических исследованиях / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2008. -№ 1. - С. 89—100.

10. Кирьянова, Е.Н. Психология формирования личности профессионала / Е.Н. Кирьянова // Психологический журнал. -1995. - Т. 16. -№ 4. - С. 26-34.

11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. — М., 1996.

12. Кон, ИС. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

13. Конева, Е.В. Пространство проблемных ситуаций и психологическая адаптация / Е.В. Конева // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования: сб. ст. —М. ; Ярославль: Ремдер, 2004. - С. 338-342.

14. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н.Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — 391 с.

15. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996.

16. Поваренков, Ю.П. Становление профессиональной идентичности студентов педагогического вуза / Ю.П. Поваренков, Т.В. Мищенко // Высшая школа на современном этапе: Психология преподавания и обучения. Т. 2: Международный сборник статей / под ред.

М.М. Каишпова. - М.; Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2005.

17. Просекова, В. М. Динамика профессионального самосознания психолога-практика (психосемантический аспект) / В.М. Просекова // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002 -№ 4.- С. 32-48.

18. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: моногр. / Е.Л. Солдатова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 267 с.

19. Солдатова, Е.Л. К вопросу о динамике эго-идентичности в нормативных кризисах развития /Е.Л. Солдатова //Ярославский психологический вестник. - 2006. - Вып. 18. — С. 91-97.

20. Солдатова, Е.Л. Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости / Е.Л. Солдатова // Вестник ЮУрГУ. - 2005. - Вып. 4. - № 7 (47). -С. 169-175.

21. Смирнягина, М.М. Психологическое содержание и сопровождение нормативного кризиса перехода к юности: дис. ... канд. пси-хол. нак / М. М. Смирнягина. — Нижний Новгород. 2008. -156 с.

22. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М., 1996.

23. Шадриков, В.Д. Проблемы системо-генеза в профессиональной деятельности /

В.Д. Шадриков. -М.: МГУ, 1999.

24. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук/Л.Б. Шнейдер. - Москва, 2001. — 64 с.

25. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. -1971.-№4.-С. 6-20.

26. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризисы: пер. с англ. / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

27. Marcia, J.E. Identity and psychosocial development in adulthood. Identity / J.E. Marcia // An International Journal of Theory and Research. -2002. -N2.-P. 7-28.

Поступила в редакцию 30 июня 2010 г.

Трусова Наталья Владимировна. Преподаватель психологопедагогических дисциплин Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального заведения «Уральский государственный колледж»: NVTrusova@mail.ru.

Natalia V. Trusova. Teacher of psycholo-pedagogical disciplines of Federal State Educational Institution of secondary professional Education «Ural State College»: NVTrusova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.