УДК 159.99
ДИСГАРМОНИЧНАЯ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Андреева Н.Ю.
Аннотация. Обсуждается проблема взаимосвязи феноменов эго-идентичности и профессионального выгорания, обосновывается понимание дисгармоничной эго-идентичности как системообразующего фактора профессионального выгорания. Профессиональное выгорание рассматривается как системное качество, как деструктивный вариант выхода из нормативного кризиса развития личности.
The problem of interrelation of phenomena ego-identity and professional burnout is discussed; the author justifies her understanding of ego-identity as the system-forming factor of professional burnout. Professional burnout considered as the system quality, as the destructive variant of emerging of normative crisis of adult personal development.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, эго-идентичность, дисгармоничная эгоидентичность, системообразующий фактор, нормативные кризисы развития личности взрослого человека.
Professional burnout, ego-identity, disharmonious ego-identity, system-forming factor, normative crises of adult personal development.
Проблема профессионального выгорания -одна из наиболее острых и актуальных проблем в современном профессиональном мире, особенно среди педагогов. Феномен выгорания широко известен на Западе и недостаточно изучен в отечественной науке.
Анализ имеющихся в психологии представлений о феномене профессионального выгорания позволяет обнаружить множественность подходов к его описанию, которые объединяются в большие категории в зависимости от источника его возникновения. Одни исследователи профессиональное выгорание понимают как синдром, представляющий собой механизм психологической защиты (В.В. Бойко); другие выгорание рассматривают как личностную деформацию (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк); третьи относят его к профессиональным видам
девиаций (Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич).
В настоящее время существует точка зрения на сущность психического выгорания, которой придерживаются многие исследователи (Н.В. Клюева, В.Е. Орел, С. Ма81аеЬ). Феномен выгорания принято рассматривать как сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки [9, 17], а также как профессиональный кризис, связанный с работой в целом [19]. Подобное многообразие представлений о профессиональном выгорании рождает потребность в конкретизации составляющих профессионального выгорания и выделении системообразующего фактора.
Актуальность изучения проблемы профессионального выгорания обусловлена как потребностями науки, так и требованиями самой жизни. Требования к личности учителя как исполнителю социального заказа - всестороннего, гармоничного развития человека, самореализующегося в разных сферах жизни общества, постоянно возрастают по мере развития и усложнения социальных условий жизни. От эффективности труда педагога, от развития его личности во многом зависит психическое здоровье детей, будущее общества.
Профессиональная деятельность оказывает серьезное влияние на все стороны жизни взрослого человека и развитие личности. В профессиональной жизни даже успешного специалиста периодически возникают так называемые кризисы профессионального развития, вызванные несовпадением личности с профессией. После нескольких лет выполнения одной и той же деятельности специалист неизбежно перерастает нормативно одобряемые способы осуществления профессиональных функций, что приводит к необходимости поиска новых перспектив профессионального роста. Поиск новых форм и способов самоосуществления в профессиональном труде неизбежно приводит
человека к противоречию с реальностью, что порождает внутренний конфликт и ведет к кризисам развития личности. Отказ от поиска новых перспектив профессионального роста влечет за собой профессиональную стагнацию, существенное снижение активности личности, профессиональное выгорание. Таким образом, решение проблемы понимания, структуры профессионального выгорания, выделения системообразующего фактора, предупреждения и коррекции выгорания позволит обеспечить сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса.
В настоящей статье предпринята попытка обобщить имеющиеся в психологии представления о профессиональном выгорании, определить понятие профессионального выгорания с точки зрения представлений о динамике эгоидентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека Е.Л. Солдатовой [11, 12, 13] и обосновать системообразующую роль эго-идентичности в структуре профессионального выгорания.
Феномен профессионального выгорания в психологии
Работы разных исследователей посвящены изучению признаков, симптомов (В.В. Бойко, С. Ма81аеЬ, '.8. Рате), факторов (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк) и последствий профессионального выгорания (Л.Н. Корнеева, К. КоМо).
Анализ признаков, симптомов профессионального выгорания, выявленных разными исследователями, позволяет определить ключевые признаки:
— усталость, утомление, истощение;
— психосоматические недомогания;
— бессонница, нарушение аппетита;
— негативное отношение к ученикам и коллегам, к самой работе;
— депрессия, подавленное настроение, тревожность, беспокойство, чувство безнадежности и раздражительность [14].
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и прежде всего — эмоциональной [21].
Достаточно большое внимание уделено выявлению причин и факторов возникновения и развития синдрома «психического выгорания» (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, В.Е. Орел) [3, 10]. Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома выгорания»:
— напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
— нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
— однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
— работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру;
— немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»;
— неразрешенные личностные конфликты
[4].
Среди факторов возникновения и развития синдрома «психического выгорания» выделяют личностный, ролевой и организационный [5, 6,
7, 8]. К личностному фактору исследователи (В.М. Дружинин, В.И. Ковалев, Л.Ф. Колесников, А.В. Кондратьев, Л.Н. Корнеева, В. Реньге) относят возраст, пол, семейное положение, уровень образования, социальное происхождение и личностные особенности (личностные черты, «локус контроля», самооценка, индивидуальные стратегии сопротивления выгоранию).
Ролевой фактор подразумевает не только интенсификационную, но и качественную сторону педагогической деятельности. Он предполагает зависимость подверженности синдрому «эмоционального сгорания» от ролевой позиции, занимаемой индивидом. Значительную роль в возникновении обостренного противостояния различных участников педагогического процесса играет господствующая феминизация образования.
Организационный фактор связан с условиями организации труда. Наряду с количественной стороной труда в него включается и уровень профессиональной культуры педагогических коллективов. Он предопределяет характер взаимоотношений в группе и формирует ее эмоциональную атмосферу. Недостаток ответ-
ственности или ее неопределенность также способствуют развитию «сгорания».
Среди авторов нет единого мнения о ведущем факторе, влияющем на развитие выгорания. Отечественные исследователи (Э.Р. Ганеева и др.) выделяют в качестве главного фактора личностный, зарубежные — организационный фактор.
Синдром выгорания рассматривают как процесс, который носит стадиальный характер. Согласно концепции М. Вип8Ь, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз:
1 — предупреждающая фаза: чрезмерное участие, истощение;
2 — снижение уровня собственного участия: по отношению к сотрудникам, ученикам, по отношению к остальным окружающим; по отношению к профессиональной деятельности, возрастание требований;
3 — эмоциональные реакции: депрессия, агрессия;
4 — фаза деструктивного поведения: а) сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения); б) мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям); в) эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука);
5 — психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя;
6 — разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние [15].
Отечественными психологами чаще используется модель В. В. Бойко, согласно которой выгорание проходит в своем развитии три фазы: напряжение, резистенцию, истощение.
ЧИППКРО
Фаза напряжения характеризуется такими симптомами, как острое переживание психотравмирующих обстоятельств, связанных с профессиональной деятельностью, неудовлетворенностью собой, ощущением «загнанности в клетку», неспособностью изменить что-либо, общим состоянием тревоги и депрессии. Для фазы резистенции характерны неадекватное избирательное эмоциональное реагирование по отношению к клиенту, коллегам, эмоциональнонравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Фаза истощения описывается симптомами «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «личностная отстраненность, или деперсонализация», «психосоматические и психовегетативные нарушения» [2].
В отечественной психологии исследователи сосредоточили свое внимание на типологических, характерологических и личностнопрофессиональных особенностях, взаимосвязанных с синдромом «психического выгорания». В последние годы изучается влияние таких факторов, как рефлексивность, особенности профессиональной мотивации, защитные механизмы, состояние здоровья и др.
Синдром выгорания связывают с возникновением устойчивых изменений личности, таких, как агрессивность, личностная тревожность, неудовлетворенность собой и др. (Л.Н. Корнеева). Большинство исследований используют пятифакторную модель личности, включающую в себя личностные характеристики: нейротизм, экстраверсию, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность («Большая пятерка») [16]. Ряд исследований демонстрируют тесную связь между «Большой пятеркой» и тенденцией выгорания [20, 22]. Наиболее тесные связи со всеми характеристиками выгорания имеет нейротизм, особенно с эмоциональным истощением, а также фактор открытости опыту [23].
Среди различных моделей синдрома выгорания наиболее признанной считается трехфакторная модель Маслач-Джексона, согласно которой синдром выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущении эмо-
ционального перенапряжения и исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Деперсонализация выражается в негативном, бездушном, циничном отношении к субъектам трудового процесса. Редукция личных достижений (переживание собственной несостоятельности) часто проявляется в снижении чувства профессиональной компетентности и самооценки, в обесценивании своей профессиональной деятельности и ее результатов [18].
В целом выгорание рассматривается как симптомокомплекс, который охватывает все структурные уровни личности: социально-
психологический, отражающий изменение межличностных отношений; личностный — изменение личностных черт; мотивационный — качественное и содержательное изменение мотивации; регулятивно-ситуационный, отражающий изменение состояний и отношений.
Следует отметить, что недостаточно полно представлена структура профессионального выгорания. В подходах к изучению профессионального выгорания отсутствует четкое выделение самоотношения в структуре выгорания. В известной модели В.В. Бойко только упоминается отношение к себе (неудовлетворенность собой, личностная отстраненность).
Таким образом, в теоретическом плане требует обоснования проблема изучения профессионального выгорания как системного качества, поэтому необходимы определение и конкретизация составляющих профессионального выгорания, выделение системообразующего фактора и сведение их в единый теоретический конструкт. Профессиональное выгорание имеет специфическую динамику, связанную с профессиональным развитием и нормативными кризисами развития личности, на разных этапах которых «обогащается» деструктивными новообразованиями. На наш взгляд, наиболее полно, глубоко позволяет решить проблему концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека Е.Л. Солдатовой.
Дисгармоничная эго-идентичность как системообразующий фактор профессионального выгорания.
Согласно концепции Е.Л. Солдатовой, новообразованием возраста взрослого человека является новообразование личности, соответствующее возрастным задачам. В кризисе проис-
ходит интериоризация личностного новообразования, которое выполняет регулирующую, управляющую и оценивающую функции с целью сохранения собственной непрерывности в ходе кризиса и процесса самодвижения. Процесс интериоризации отражает понятие «эгоидентичность», то есть тождественность себе измененному. Задачи развития в периоды взрослости связываются с развитием эго-идентичности личности в определенной для каждого возраста системе социальных отношений.
Каждая фаза кризиса раскрывается через особенности эго-идентичности. Предкритиче-ская фаза кризиса (предрешенная эго-идентичность) характеризуется идеализацией будущего, отказом от прошлого, излишней уверенностью в себе, в своих ресурсах. Собственно критическая фаза (диффузная эго-идентичность) характеризуется отказом от настоя -щего, идеализацией прошлого, неверием в себя. Заключительная фаза кризиса, фаза адаптации (автономная эго-идентичность), соответствует тождественности, целостности Эго, принятию настоящего и прошлого, направленности на будущее, уверенности в собственных ресурсах. Для стабильного этапа в развитии характерна стабильная эго-идентичность (мораторий) и латентное развитие новообразований. В концепции Е.Л. Солдатовой рассматривается конструктивный вариант нормативного кризиса развития личности.
Е.Л. Солдатова отмечает, что развитие эгоидентичности проходит через преодоление кризисов идентичности как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. В рамках концепции Е.Л. Солдатовой нами рассматривается деструктивный вариант выхода из кризиса — дисгармоничное прохождение нормативного кризиса развития личности. Деструктивный вариант выхода из кризиса предполагает профессиональное выгорание. Личность с профессиональным выгоранием обладает признаками предрешенной или диффузной эго-идентичности. Она имеет деструктивные элементы в работе, свойствах личности, не эффективна в отношениях, испытывает внутриличностные конфликты. Такая личность, не достигая автономной эго-идентичности, находится в пролонгированном кризисе.
В случае недостаточной рефлексии и непринятия собственных изменений в предкритической
или собственно критической фазах нормативного кризиса личность переходит в фазу выгорания, а предрешенная или диффузная эго-идентичности становятся составляющими дисгармоничной эго-
ЧИППКРО
идентичности. Профессиональное выгорание в модели теоретического конструкта рассматривается как процесс (рис. 1).
Рис. 1. Схема теоретического конструкта профессионального выгорания
Личность не принимает себя изменившейся в соответствии с новыми задачами развития, в том числе и профессионального, или не принимает новые задачи развития, что свидетельствует о дисгармоничной эго-идентичности, а это, в свою очередь, приводит к появлению таких состояний, как истощенность жизненных сил, внутриличностные конфликты, тревога и депрессия, и упрочению таких свойств личности, как личностная тревожность, неуверенность в себе, низкая рефлексивность, конфликтность и агрессивность.
В предлагаемом теоретическом конструкте профессиональное выгорание рассматривается как совокупность дисгармоничной эго-идентичности, относительно устойчивых деформированных свойств (личностной тревожности, неуверенности в себе, низкой рефлексивности, конфликтности, агрессивности) и состояний личности (истощенности жизненных сил, тревоги и депрессии, внутриличностных конфликтов), возникающих в процессе профессионального развития и в результате дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности. Системообразующим фактором про-
фессионального выгорания является дисгармоничная эго-идентичность.
По результатам проведенного нами исследования педагогов выявлены связи между уровнем и особенностями профессионального выгорания и структурно-статусными особенностями эго-идентичности. Корреляционный анализ подтвердил теоретически смоделированный конструкт профессионального выгорания.
На рисунке 2 представлены корреляционные плеяды, которые отражают статистически значимые положительные связи показателей предрешенной и диффузной эго-идентичности с показателями уровня профессионального вы -горания, тревожности, истощенности жизненных сил, внутриличностного конфликта, деформированных свойств личности.
Наибольшее количество значимых положительных связей выявлено между показателями диффузной эго-идентичности и уровнем, особенностями выгорания, деформированными свойствами личности (шкалы опросника «Ми-ни-мульт»). Предрешенная эго-идентичность коррелирует с показателями шкалы гипомании («Мини-мульт») и симптомами выгорания.
Научные сообщения
------------- р< 0,05
------------- р< 0,01
------------ р< 0,001
Рис. 2. Корреляционные плеяды показателей предрешенной и диффузной эго-идентичности
с уровнем и особенностями выгорания
Это свидетельствует о том, что для личности в предкритической фазе нормативного кризиса (с предрешенной эго-идентичностью) характерны симптомы выгорания (неудовлетворенность собой и расширение сферы экономии эмоций) и такие свойства, как активность, поверхностность и неустойчивость интересов, нехватка выдержки и настойчивости. Для личности в собственно критической фазе (с диффузной эго-идентичностью) характерны фазы профессионального выгорания, тревожность,
истощенность жизненных сил, внутриличност-ные конфликты, высокая сензитивность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность, конфликтность, обидчивость, возбудимость, пренебрежение социальными нормами и ценностями, злопамятность, тревожность, нерешительность, боязливость, эмоциональная холодность, отчужденность в межличностных отношениях.
Факторный анализ также подтвердил теоретический конструкт профессионального вы-
горания. Он позволил определить факторную структуру профессионального выгорания, которая включает три фактора: фактор 1 «Диффузная и предрешенная эго-идентичность», фактор 2 «Личностная дисгармония и отсутствие автономии», фактор 3 «Тревожнодепрессивные состояния». Наибольший вес имеет фактор «Диффузная и предрешенная эгоидентичность». В связи с этим профессиональное выгорание определяется в большей степени дисгармоничной (диффузной и предрешенной) эго-идентичностью [1].
Таким образом, понятие профессионального выгорания может быть расширено за счет обновленного понимания с позиций концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека: профессиональное выгорание - это совокупность дисгармоничной эго-идентичности (диффузной и предрешенной эго-идентичности), относительно устойчивых свойств (личностная тревожность, неуверенность в себе, низкая рефлексивность, конфликтность, агрессивность) и состояний (истощенность жизненных сил, тревога и депрессия, внутрилично-стные конфликты) личности, возникающих в процессе профессионального развития и в результате дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности, где системообразующим фактором является дисгармоничная эго-идентичность.
Литература
1. Андреева, Н.Ю. Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания / Н.Ю. Андреева // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - Вып. 10. -№ 27. - С. 19-26.
2. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М.: Наука,
1996. - 154 с.
3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
4. Клюева, Н.В. Технологии работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.
5. Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки / В.И. Ковалев, В.М. Дружинин // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 6. -
С. 35-44.
ЧИППКР0
6. Колесников, Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда / Л.Ф. Колесников. - Новосибирск: Наука, 1985. - 264 с.
7. Кондратьев, А.В. Труд и талант учителя / А.В. Кондратьев. - М., 1989.
8. Корнеева, Л.Н. Профессиональная психология личности / Л.Н. Корнеева // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - СПб.: изд-во Санкг-Петерб. ун-та, 1991. -С. 61-84.
9. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999. -
C. 76-97.
10. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 90-101.
11. Солдатова, Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: дис. ... докт. психол. наук / Е.Л. Солдатова. - Екатеринбург, 2007. - 375 с.
12. Солдатова, Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 281 с.
13. Солдатова, Е.Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития / Е.Л. Солдатова // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 75-84.
14. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 57-64.
15. Burish, M. Das Bumout-Syndrom - Theorie der inneren Erschopfung / M. Burish. - Berlin, Heidelberg: Springer, 1989. - 60 p.
16. Martin, T.A. Development of Russian-Language NEO PI-R / T.A. Martin, J. Draguns, V.E. Oryol, A.A. Rukavishnikov, I.G. Senin, M.L. Clots. -Poster Report at 105 Convention of APA, Chicago,
1997. - 12 p.
17. Maslach, C. Burnout: A multidimensional perspective / C. Maslach // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach, T. Marek. - Washington
D. C.: Taylor & Trancis, 1993. - P. 19-32.
18. Maslach, C. Burnout Inventory Manual (Third Edition) / C. Maslach, S.E. Jackson, M.P. Le-iter. - Palo Alto, California Consulting Psychological Press, Inc., 1996.
19. Maslach, C. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in / C. Maslach, M.P. Leiter. - San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. - 186 p.
20. Mills, L.B. A prospective study of personality characteristics, occupational stressors, and burnout among school psychology practitioners / L.B. Mills, E.S. Huebner // J. Of School Psychology. -
1998. - Vol. 36 (1). - P. 103-120.
21. Paine, W.S. Job stress and Burnout / W.S. Paine. - Beverly Hills: Sage, 1982. - 87 p.
22. Piedmont, R.L. A longitudinal analysis of burnout in the health care setting: The role of personal dispositions / R.L. Piedmont // Journal of Personality Assessment. - 1993. - Vol. 61 (3). - P. 457-473.
23. Professional burnout: Resent developments in the theory and research / Ed.W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, Washington DS: Taylor & Francis, 1993. - 299 p.