УДК 159.923
ББК Ю88.37
СВЯЗЬ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Исследована роль эго-вдентичности в структуре личностной зрелости с позиций концепции Е.Л. Солдатовой о нормативных кризисах взрослого развития как переходных периодах от одного возраста к другому Рассмотрены связи особенностей эго-идентичности и личностной зрелости в контексте понимания нормативных кризисов как условий формирования достигнутой эго-идентичности. Показано, что эго-идентичность в кризисе изменяется от статуса предрешенной эго-идентичности - к диффузной, и от диффузной эго-идентичности - к достигнутой.
Представлена эмпирическая проверка сформулированной в терминах концепции динамики нормативных кризисов гипотезы о системообразующей роли эго-идентичности в формировании личностной зрелости. Результаты исследования по психодиагностическим методикам «Опросник терминальных ценностей», «Тест смысложизненных ориентаций», «Само-актуализационный тест», «Опросник личностных ориентаций Э. Шострома», «Тест жизнестойкости», «Тест статусов и структуры эго-идентичности» свидетельствуют, что личностная зрелость как системное качество включает в себя возрастные новообразования личности и автономную эго-идентичность, достигнутую в результате проживания кризиса. Результаты факторного анализа тестовых данных представлены выделением шести факторов, образующих личностную зрелость: «Достигнутая эго-идентичность», «Жизнестойкость», «Осмысленность жизни», «Ценность ориентации на социум», «Ценности духовного удовлетворения и креативности» и «Неудовлетворенность самореализацией».
Множественные тесные и значимые корреляции между показателями достигнутой эго-идентичности и другими компонентами личностной зрелости свидетельствуют о том, что этот статус играет ведущую роль в структуре личностной зрелости.
Ключевые слова: эго-идентичность, личностная зрелость, статусы идентичности, нормативные кризисы как переходные периоды, взрослость.
Исследования особенностей эго-идентичности и личностной зрелости широко представлены в психологии личности и опираются на идеи Э. Эриксона (2006) и Дж. Марсиа (1966) о том, что эго-идентичность формируется в период юности; что статусы эго-идентичности могут изменяться в течение жизни, определяя социальную зрелость или незрелость индивида. Вместе с тем, механизмы и условия изменений в этих концепциях не были исследованы (Солдатова, Бенко, 2013).
Теоретической основой исследования связей особенностей эго-идентичности и личностной зрелости являются представления о нормативных кризисах взрослого развития как переходных периодах от одного возраста к другому. При этом нормативные кризисы являются условием формирования достигнутой эго-идентичности, которая в кризисе изменяется от статуса предрешенной эго-идентичности - к диффузной, и от диффузной
эго-идентичности - к достигнутой (Солдатова, 2007).
В контексте вышеизложенного эго-идентичность понимается как глубинная личностная структура, которая выполняет регулирующую, управляющую и оценивающую функции с целью сохранения самотождественности, непрерывности и интегративности личности в условиях системных преобразований структуры личности и социальной ситуации развития в период нормативных кризисов.
В процессе проживания нормативного кризиса в результате интериоризации личностных новообразований в структуру личности и выработки нового отношения к себе формируется психологическая готовность личности к переходу на следующий этап развития, основанная на достижении личностной зрелости на этом этапе.
Процесс достижения личностной зрелости связан с формированием соответствующих возрасту свойств личности и их интегра-
Общая психология, психология личности, история психологии
цией. Эту интегрирующую функцию выполняет эго-идентичность. Достигнутая эго-идентичность является необходимым, но не достаточным компонентом и условием достижения личностной зрелости. Личностная зрелость представляет собой систему, включающую в себя личностные психологические новообразования (соответствующие определенному возрасту ценности, смыслы, направленность) и достигнутую эго-идентичность.
Цель исследования - определить место эго-идентичности в структуре личностной зрелости.
Выборка исследования: 356 человек в возрасте от 20 до 55 лет, в том числе 165 мужчин и 191 женщина. Стратификация возрастной периодизации и численности подвыборок представлена следующим образом: возраст молодости (20-27 лет) - 101 человек; возраст взрослости (28-37 лет) - 134 человека; возраст зрелости (38-52 лет) - 121 человек.
Методики и методы исследования
Проводилась диагностика (тестирование) участников исследования по следующим психодиагностическим методикам: «Опросник терминальных ценностей» (ОТС, Сенин, 1991), «Тест смысложизненных ориентацию» (СЖО, Леонтьев, 2000), «Самоактуализаци-онный тест» (САТ, Гозман, 1995): русскоязычная версия опросника личностных ориен-таций Э. Шострома (POI); «Тест жизнестойкости» (ТЖС, Леонтьев, 2006); «Тест статусов и структуры эго-идентичности» (СЭИ-тест, автор Е.Л. Солдатова).
Для обработки полученных данных использовались компьютерные статистические программы в составе стандартного приложения Microsoft Excel и SPSS. В связи с целью исследования (определения структуры личностной зрелости и места эго-идентичности в ней) основным методом статистической обработки первичных данных психологической диагностики по вышеперечисленным методикам являлся факторный анализ по итогам анализа главных компонент, варимакс-вращения полученных факторных решений. Статистическая оценка входных данных и полученной факторно-аналитической модели проводилась на основании значений коэффициентов КМО (меры выборочной адекватности Кайзера-Мейера-Олкина, Kaiser-Meyer-lkin Measure of Sampling Adequacy), теста Барлетта (критерию сферичности Бартлетта, Bartlett's Test of Sphericity); тесту goodness-of-fit. По каждому
выделенному фактору определялась доля объясняемой дисперсии (ДОД). Учитывая наличие ранее доказанной связи между исследуемыми переменными, выполнялась процедура облического факторного анализа с расчетом коэффициентов корреляции между выделенными факторами.
Результаты исследования
и их обсуждение
По результатам факторного анализа данных в качестве наиболее оптимального было выбрано шестифакторное решение (значения КМО=0,788; по тесту Барлетта p<0,001; по тесту goodness-of-fit p=0,113; доля объясняемой дисперсии ДОД=61,5 %). Описание факторов приводилось нами ранее (Шляпникова, 2014).
Фактор 1 «Достигнутая эго-идентичность» образован показателями СЭИ-теста: осознанность жизненного пути, эмоциональная зрелость, сила эго, ответственность за выбор, соответствие себе, осознанность ценностей, принятие настоящего (ДОД = 16,7 % of Variance).
Фактор 2 «Жизнестойкость» образован показателями теста жизнестойкости и шкалы поддержки самоактуализационного теста (ДОД = 11,2 %).
Фактор 3 «Осмысленность жизни» образован показателями теста смысложизнен-ных ориентаций: цели, локус - жизнь, локус -Я, процесс (ДОД = 10,9 %).
В факторе 4 «Ценность ориентации на социум» наибольший вес имеют ценности собственного престижа и активных социальных контактов, которые указывают на стремление к признанию, уважению и одобрению со стороны окружающих, к завоеванию положения в обществе посредством следования определенным социальным требованиям, стремление к установлению благоприятных отношений с окружающими и расширению межличностных связей (ДОД = 9,7 %).
Фактор 5 «Ценности духовного удовлетворения и креативности» включает одноименные ценности и ценность развития себя (ДОД = 7,3 %).
Фактор 6 «Неудовлетворенность самореализацией» включает в себя (с отрицательными нагрузками) показатели удовлетворенности самореализацией в прошлом (шкала «Результат» теста смысложизненных ориен-таций) и компетентности во времени (шкала ориентации во времени самоактуализацион-ного теста). В целом содержание этого факто-
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology.
2015, vol. 8, no. 1, pp. 29-33
ра свидетельствует о неудовлетворенности реализацией в прошлом и связанной с этим дискретности восприятия своего жизненного пути (ДОД = 5,7 %).
Коэффициенты корреляции между выделенными факторами приведены в таблице.
Эмпирически выявленные положительные взаимные корреляции между факторами «Жизнестойкость», «Осмысленность жизни» и «Достигнутая эго-идентичность» свидетельствуют о наличии своеобразного рефлексивно-регуляторного комплекса в структуре личностной зрелости, который указывает на тесную связь между рефлексивными процессами личностной интеграции и такими регуляторными проявлениями личностной зрелости, которые можно назвать жизненным самообладанием (способность к саморегуляции, готовность противостоять трудностям, способность к осмысленному управлению своей жизнью). Достигнувший эго-идентичности человек, пройдя путь самопознания, формирует собственную систему ценностей, целей и убеждений, которая определяет зрелые формы личностной саморегуляции, наличие внутренней опоры на себя и обеспечивает чувство осмысленности и направленности жизни. Фактор «Неудовлетворенность самореализацией» отражает возможное появление дисфункций в структуре личностной зрелости, поскольку имеет отрицательные взаимосвязи с центральными факторами достигнутой эго-идентичности, осмысленности жизни и жизнестойкости.
Выделившийся в структуре личностной зрелости комплекс, образованный отрицательными взаимосвязями показателя неудовлетворенности самореализацией с достигнутой эго-идентичностью, жизнестойкостью и осмысленностью жизни, вероятно, отражает особенности функционирования зрелой личности в момент встречи с жизненными трудностями.
Как следствие, можно сделать вывод о том, что зрелость личность проявляется не отсутствием противоречий и трудностей, а способностью принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их.
Индикаторами возможных трудностей и противоречий является наличие внутренних конфликтов, несогласованность побуждений и действий (нетождественность себе, размывание эго-идентичности), потеря ощущения смысла происходящего (снижение осмысленности жизни), возникновение чувства неудовлетворенности (неудовлетворенност ь самореализацией), отсутствие внутренних ресурсов для совладания с собой и с ситуацией (сниженная жизнестойкость).
Ресурсами для преодоления трудностей и разрешения противоречий могут стать стремление к восстановлению самотождественности, к согласованию внутренних побуждений и требований ситуации; обнаружение смысла в том, что происходит, либо поиск новых смыслов; осознание причин неудовлетворенности текущим положением дел и поиск новых направлений самореализации; поиск внутренних ресурсов для совладания с ситуацией.
В структуре личностной зрелости обособленный комплекс составляют факторы «Неудовлетворенность самореализацией», «Ценности преимущественной ориентации на социум» и «Достигнутая эго-идентичность». Исходя из особенностей взаимосвязей между компонентами этого комплекса, можно прогнозировать снижение личностной зрелости в том в случае, если человек не проходит по пути осмысления и формирования собственной системы ценностей и целей, а подчиняет свою жизнь только социальным требованиям, что порождает ощущение неудовлетворенности результатами своей жизни.
Еще один комплекс в структуре личност-
Матрица интеркорреляций между факторами, формирующими личностную зрелость
Переменные 1 2 3 4 5 6
1. Достигнутая эго-идентичность 1 0,358*** 0,451*** -0,28*** 0,07 -0,358***
2. Жизнестойкость 1 0,387*** 0,093 0,270*** -0,393***
3. Осмысленность жизни 1 0,080 0,240** -0,407***
4. Ценности преимущественной ориентации на социум 1 0,470*** 0,190*
5. Ценности духовного удовлетворения и креативности 1 -0,040
6. Неудовлетворенность самореализацией 1
Примечание. *** р<0,001; ** р<0,01; * р<0,05.
Общая психология, психология личности, история психологии
ной зрелости образован положительно коррелирующими между собой факторами «Жизнестойкость», «Осмысленность жизни» и «Ценности духовного удовлетворения и креативности». Этот комплекс свидетельствует о наличии положительного функционального полюса личностной зрелости и подтверждает имеющиеся в современной психологической науке представления о том, что личностные формы регуляции связаны с потребностью в активном созидании, с поиском и созданием нового и творчеством.
Для понимания структурных особенностей личностной зрелости и особенностей функционирования зрелой личности необходимо отметить положительную корреляционную связь между факторами «Ценности ориентации на социум» и «Ценности духовного удовлетворения и креативности», представляющие разные по своему содержанию ценностные элементы личностной зрелости. Их прямая согласованность, во-первых, свидетельствует об особенностях организации системы ценностей: внутренне ориентированные ценности духовного удовлетворения и креативности сочетаются с внешне ориентированными ценностями. Во-вторых, вероятно, личностная зрелость предполагает определенный баланс между ценностями различной направленности. Изменение баланса в сторону преимущественной ориентации на социальные нормы и требования приводит к формированию нетождественности себе и неудовлетворенности, то есть к снижению личностной зрелости. Своеобразным «противовесом» этому являются ценности духовного удовлетворения и креативности, то есть внутренне ориентированные ценности, связанные с ощущением осмысленности жизни.
Заключение
Множественные тесные корреляции между показателями достигнутой эго-идентич
ности и другими компонентами личностной зрелости свидетельствуют о том, что этот статус играет ведущую роль в структуре личностной зрелости. Достигнутая эго-идентич-ность связана с большей осмысленностью жизни и жизнестойкостью и отрицательно коррелирует с неудовлетворенностью в самореализации и социально-зависимой позицией личности.
Литература
1. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 44 с.
2. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
3. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. -М.: Смысл, 2000. - 18 с.
4. Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): руководство / И.Г. Сенин. - Ярославль: Психодиагностика, 1991. - 19 с.
5. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография /Е.Л. Солдатова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 267 с.
6. Soldatova, E.L. Methods of measuring of ego-identity / E.L. Soldatova, E.V. Benko // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2013. - Т. 6, № 3. -С. 13-16.
7. Шляпникова, И.А. Структурные особенности личностной зрелости взрослого человека / И.А. Шляпникова // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук: материалы 66-й науч. конф. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2014. -С. 1558-1565.
8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; общ. ред.и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.
9. Marcia, J.E. Development and validation of ego identity status / J.E. Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. - 1966. - № 3. -Р. 551-558.
Солдатова Елена Леонидовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), elena_soldatova@rambler.ru
Шляпникова Ирина Андреевна, доцент кафедры психология развития, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), ishlyapa@gmail.com
Поступила в редакцию 21 февраля 2015 г.
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology.
2015, vol. 8, no. 1, pp. 29-33
CORRELATION BETWEEN EGO-IDENTITY AND MATURITY OF PERSONALITY
E.L. Soldatova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, elena_soldatova@rambler. ru
I.A. Shlyapnikova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, ishlyapa@gmail.com
The paper deals with the phenomenon of ego-identity as seen from the conceptual perspective of the dynamics of ego-identity in the normative developmental crises of an adult personality (E. Soldatova). This concept describes the peculiarities of an ego-identity development beyond adolescence and the process of the ego identity formation as obligatory, and determining the general logic of a normative adult development.
The article is devoted to empirical testing of a hypothesis on a system-forming role of ego-identity from the conceptual perspective of the dynamics of ego-identity in the normative developmental crises of an adult. Structurally the personality maturity is a system that includes personal new-formation and achieved ego-identity.
Questionnaire of terminal values (by I. Senin), Life-purpose orientations test (adapted by D. Leontiev, Self-actualization test (L. Gozman, M. Kroz, M. Latinskaya), Hardiness test (D. Leontiev, E. Rasskazova), Statuses and ego-identity structure test (SEI-test of E. Soldatova).
The elements of the system are the factors "Achieved ego identity", "Viability", "Life mea-ningfulness", "Values of predominant society orientation", "Values of spiritual satisfaction and creativity ", "Dissatisfaction with self-realization". The achieved ego-identity is a necessary component, and condition for the achievement of personality maturity.
Multiple close correlations between the achieved ego-identity, and other components of personality maturity indicate that the achieved ego-identity is crucial in the structure of personality maturity.
Keywords: ego-identity, personality maturity, statuses of identity, normative crises as transitional periods, adultness.
References
1. Gozman L.Ya., Kroz M.V., Latinskaya M.V. Samoaktualizatsionnyy test [Self-actualization Test]. Moscow, Russian Pedagogical Agency, 1995, 44 p.
2. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Testzhiznestoykosti [Hardiness Test]. Moscow, Smysl, 2006, 63 p.
3. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO) [Life-purpose Orientations Test]. Moscow, Smysl, 2000, 18 p.
4. Senin I.G. Oprosnik terminal'nykh tsennostey (OTeTs): rukovodstvo [Terminal Values Questionnaire (TVQ): instruction]. Yaroslavl, Psychodiagnostics, 1991, 19 p.
5. Soldatova E.L. Struktura i dinamika normativnogo krizisa perekhoda k vzroslosti: [Structure and Dynamics of a Normative Crisis of Maturity Transition]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2007, 267 p.
6. Soldatova E.L., Benko E.V. [Methods of measuring of ego-identity]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2013, vol. 6, no. 3, pp. 13-16.
7. Shlyapnikova I.A. [The structure of personality maturity in adulthood]. Science SUSU. Section of Social and Humanities Sciences: Proceedings of the 66 Science Congress of Psychology. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2014, pp. 1558-1565 (in Russ.)
8. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: adolescence and crisis; general edition and introduction of A.V. Tolstykh. 2nd ed.]. Moscow, Flinta, MPSI, Progress, 2006, 352 p.
9. Marcia J.E. Development and validation of ego identity status. Journal of Personality and Social Psychology, 1966, no 3, pp. 551-558.
Received 21 February 2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Солдатова, Е.Л. Связь эго-идентичности и личностной зрелости / Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8, № 1. -С. 29-33.
REFERENCE TO ARTICLE
Soldatova E.L., Shlyapnikova I.A. Correlation between Ego-Identity and Maturity of Personality. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2015, vol. 8, no. 1, pp. 29-33. (in Russ.)