УДК 159.9 ББК Ю937
Шляпникова Ирина Андреевна
соискатель г. Челябинск Shlyapnikova Irina Andreevna
Applicant for a Degree Chelyabinsk
Структура личностной зрелости в период взрослости Personal Maturity Structure in Adulthood
Статья посвящена теоретическому и эмпирическому обоснованию феномена личностной зрелости взрослого человека. В статье анализируются различные подходы к определению понятия зрелости, описывается структура и содержание эмпирической факторной модели личностной зрелости.
The theoretically and empirically substantiated phenomenon of personal maturity in adulthood is presented in the article. Different approaches to the determination of the maturity concept are analyzed; the structure and the content of the empirical factor model of personal maturity are described in the article.
Ключевые слова: взрослость, нормативный кризис, личностная зрелость, идентичность, факторная модель.
Key words: adulthood, normative crisis, personal maturity, identity, factor model.
В современной психологии утвердилась в своих правах идея непрерывности онтогенеза, согласно которой развитие человека осуществляется на всем жизненном пути, и период взрослости, так же как и детство, состоит из определенных стабильных этапов, между которыми существуют переходные периоды - нормативные кризисы. Поэтому предметом исследования психологов все чаще становятся закономерности развития взрослого человека в периоды нормативных кризисов.
Одну из наиболее разработанных в настоящий момент теорий нормативных кризисов взрослости является концепция нормативных кризисов развития личности взрослого человека Е.Л. Солдатовой [5, 6]. В ней на основе глубокого теоретического анализа и эмпирической проработки описаны содержание и структура нормативных кризисов, а также создана динамическая модель нормативного кризиса развития личности во взрослом периоде.
Выделим ключевые моменты теории нормативных кризисов Е.Л. Солдатовой, которые будут являться отправными точками для нашего исследования.
1. Нормативный кризис развития личности — это процесс проживания личностью кризисного обязательного этапа между возрастными стадиями взрослого периода развития.
2. Суть нормативного кризиса состоит в преобразовании социальной ситуации развития, то есть всей системы отношений личности.
3. Возрастные новообразования латентно формируются в предшествующий кризису стабильный период, но носят несистемный характер, а во время проживания нормативного кризиса они интегрируются в структуру личности. Новообразованиями возраста выступает изменившаяся система ценностей, структура жизненных целей, отношение к жизни, временная трансспектива и т.д.
4. Новообразованием нормативного кризиса развития личности взрослого человека является достигнутая эго-идентичность. Достигнутая эго-идентичность является также показателем сформированной психологической готовности к переходу на новый этап развития.
На наш взгляд, те процессы перестройки структуры личности, которые происходят во время нормативного кризиса развития, приводят к появлению нового качества личности, которое возникает вследствие интеграции возрастных новообразований в структуру личности и идентификации, принятия «себя нового». То есть речь идет о достижении взрослым человеком определенного уровня личностной зрелости, что и определяет его готовность к переходу на новый этап развития.
Изучение структуры и содержания личностной зрелости в период взрослости и является целью нашего исследования.
Однако следует отметить, что понимание феномена личностной зрелости в психологии не отличается однозначностью и универсальностью. Если обратиться к психологическим теориям, можно обнаружить множественность подходов к пониманию проблемы зрелости, поскольку она рассматривается в разных контекстах, для ее объяснения используются разные системы психологических понятий и категорий. В самом общем плане можно выделить две методо-
логические позиции: 1) изучение зрелости как возрастного этапа развития и 2) характеристика зрелости как качества, уровня психического развития человека. Однако зачастую при определении зрелости оба аспекта выступают слитно, поэтому, на наш взгляд, можно выделить еще и третий «акмеологический» подход, который объединяет в себе первые два, поскольку рассматривает пики, вершины в развитии различных сторон человека, достигаемые к определенному возрасту. Важно отметить, что каждый из выделенных подходов описывает зрелость через определенную систему содержательных критериев.
В логике нашего исследования больший интерес представляет понимание зрелости как качества развития психики и личности. Как правило, такой подход к изучению личностной зрелости акцентирует внимание на степени сформиро-ванности различных компонентов личности, и перечень сторон зрелости, упоминаемых в теориях и экспериментальных исследованиях, очень широк. В этом случае чрезвычайная многомерность и вариативность определений зрелости затрудняет целостное осмысление этого феномена.
Среди всего многообразия представлений о личностной зрелости, отдельно следует отметить подходы, где зрелость личности трактуется исследователями как сформировавшаяся идентичность. Например, В.В. Столин обращает внимание на то, что такие феноменальные свойства, как самоидентичность и самотождественность рассматриваются многими теоретиками личности как критерий личностной зрелости, эффективности [7]. С позиций нашего исследования этот взгляд на проблему личностной зрелости представляется особенно интересным.
Последователи теории развития личности Дж. Ловингер говорят о том, что личность современного взрослого человека на Западе не может считаться зрелой и интегрированной, пока она не наделена Я-качеством идентичности (Me-quality of identity). Идентичность обеспечивает Я единством и целью, высокой ценностью индивидуации личности, но не предлагает универсальных рецептов достижения этого. Идентичность говорит человеку, кто он есть, и как он приспосабливается к взрослому миру [9].
Дж. Марсиа также рассматривает зрелость как состояние идентичности, которое обозначается достигнутой идентичностью. Зрелая, достигнутая идентичность формируется через преодоление кризиса, когда личность формулирует определенную совокупность значимых для нее целей, ценностей и убеждений. Обладающий достигнутой идентичностью (т.е. зрелый) человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно организует и структурирует свою жизнь. Ему свойственны чувства доверия, стабильности, оптимизма в отношении будущего. Осознание трудностей не снижает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленного движения (развития) и осмысленности жизни - этим, соответственно, и характеризуется зрелая личность [1].
Представления о зрелости как состоянии или качестве эго-идентичности связаны с определенной исследовательской позицией по отношению к личности, которая предполагает трактовку человека как «незавершенного проекта». При таком подходе зрелость рассматривается, во-первых, как обратимое состояние: она может снижаться, быть утраченной и вновь приобретенной, а, во-вторых, как качество в развитии личности, которое лежит в основе определения относительного начала и завершения любой стадии онтогенеза человека. Такое понимание личностной зрелости является наиболее релевантным нашим представлениям, поскольку мы полагаем, что те процессы преобразования, которые происходят во время нормативного кризиса, приводят к появлению нового системного качества личности, возникающего вследствие интеграции возрастных новообразований в структуру личности и выработки нового отношения к себе. То есть речь идет о достижении взрослым человеком определенного уровня личностной зрелости, которая в большой степени определяется рефлексивными процессами, направленными на осознание и принятие себя нового, то есть процессами формирования эго-идентичности. При этом личностная зрелость является динамичной, ее структура меняется на разных этапах развития взрослого человека. Формируясь в результате проживания нормативного кризиса, лично-
стная зрелость выступает показателем психологической готовности к переходу на новый этап развития.
Для создания модели, объясняющей структуру и содержание личностной зрелости в период взрослости, был осуществлен факторный анализ всего массива эмпирических данных, который включал следующие показатели: значимость и доступность терминальных и инструментальных ценностей, сферы реализации значимых терминальных ценностей; особенности временной транс-спективы жизни; уровень осмысленности жизни; уровень удовлетворенности жизнью; особенности структуры эго-идентичности; выраженность симптоматики нормативного кризиса; особенности образа будущего; значимость различных сфер жизни в настоящем и будущем.
Факторы извлекались методом главных компонент. Вращение факторов производилось методом Varimax с нормализацией по Кайзеру. Статистическая обработка производилась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows. В качестве значимых рассматривались нагрузки заданий, по абсолютной величине превосходящие 0,4.
Выборка для факторизации составила 198 человек. В выборку вошли респонденты в возрасте от 20 до 60 лет, из них 122 женщины и 76 мужчин. Социально-демографические характеристики выборки соответствуют таковым в популяции.
В результате факторизации всех данных было выделено восемь факторов, описывающих структуру личностной зрелости. Полученные факторы объясняют 63 % дисперсии, то есть более 2/3. Факторы и образующие их обобщенные личностные переменные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Факторная структура феномена личностной зрелости
№ Название фактора Содержание фактора
1 Стабильность Эго + Достигнутая эго-идентичность + Осмысленность жизни + Удовлетворенность жизнью + Позитивное отношение к настоящему - Диффузная эго-идентичность - Уровень выраженности симптомов нормативного кризиса
2 Ценность творческой самореализации и настойчивость в самосовершенствовании + Терминальные ценности: Красота природы и искусства (Ц), Творчество (Ц), Счастье других (Ц), Познание (Ц), Развитие (Ц), Развлечения (Ц), Жизненная мудрость (Ц), Наличие друзей (Ц), Общественное признание (Ц), Свобода (Ц) + Инструментальные ценности: Непримиримость к недостаткам (Ц и Д), Исполнительность (Ц и Д), Самоконтроль (Ц и Д), Эффективность в делах (Ц и Д), Твёрдая воля (Ц и Д), Рационализм (Ц), Смелость в отстаивании своего мнения (Ц), Честность (Ц), Ответственность (Ц), Аккуратность (Ц), Чуткость (Ц и Д)
3 Конструктивный образ будущего + Событийная насыщенность будущего + Продолжительность периода будущего + Вариативность линии жизни в будущем + Общая амплитуда эмоционального переживания будущего + Сфера развития и самореализации в будущем - Относительная событийная насыщенность прошлого - Относительная продолжительность периода прошлого
4 Конструктивный образ настоящего + Событийная насыщенность настоящего + Продолжительность периода настоящего + Вариативность линии жизни в настоящем + Общая амплитуда эмоционального переживания настоящего - Относительная событийная насыщенность прошлого - Относительная продолжительность периода прошлого
5 Ценность саморазвития и сохранения собственной индивидуальности в обучении и в профессиональной жизни + Значимые сферы жизни: сфера обучения и образования, сфера профессиональной жизни + Терминальные ценности: развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, социальный престиж, достижения, активные социальные контакты + Значимые сферы жизни: сфера увлечений, сфера общественной жизни, сфера семейной жизни + Терминальные ценности: Духовное удовлетворение, Креативность, Высокое материальное положение
6 Событийно насыщенный образ прошлого + Событийная насыщенность прошлого + Общая амплитуда эмоционального переживания прошлого + Вариативность линии жизни в прошлом + Событийная насыщенность жизни в целом + Позитивное отношение к будущему
-н -о + Достигнутая эго-идентичность по шкалам «Эмоциональная зре-
ао & лость», «Творческая сила личности», «Сила Эго», «Осознанность цен-
° 2 л о 2 н ностей»
° ^ о + Ценность независимости
Р « Щ о 8 л + Количество позитивных сдвигов в эмоциональной оценке событий в
7 О р эт Эй« прошлом
чоа Ё к - Диффузная эго-идентичность по шкалам «Осознанность ценностей»,
Я Ц § «Принятие настоящего», «Соответствие себе»
? (9 и - Предрешенная эго-идентичность по шкале «Осознанность ценно-
2 8 стей»
- Стабильность жизни в прошлом
8 Ценность самореализации в сфере семьи + Терминальные ценности «Счастливая семейная жизнь» (Ц и Д), «Любовь» (Ц и Д) + Значимость реализации в сфере семьи в настоящем и будущем + Количество «семейных» событий в образе будущего + Количество событий, связанных с другими людьми, в образе будущего + Количество конкретных событий в образе будущего
Условные обозначения: «+» - положительный полюс переменной, «-» - отрицательный
полюс переменной; Ц - ценностность ценности; Д - доступность ценности.
Исходя из результатов факторного анализа, можно выделить восемь показателей зрелости личности, каждый из которых образован своим набором переменных: 1) «Стабильность Эго»; 2) «Ценность творческой самореализации и настойчивость в самосовершенствовании»; 3) «Конструктивный образ будущего»; 4) «Конструктивный образ настоящего»; 5) «Ценность саморазвития и сохранения собственной индивидуальности в обучении и в профессиональной жизни»; 6) «Событийно насыщенный образ прошлого»; 7) «Эго-идентичность: осознанность ценностей и эмоциональная зрелость»; 8) «Ценность самореализации в сфере семьи». Рассмотрим содержание полученных факторов более подробно.
Первый фактор определяется положительными полюсами переменных, свидетельствующих о наличии смысла в жизни, об удовлетворенности жизнью, о позитивном восприятии периода настоящего и о выраженности автономии -показателя достигнутой эго-идентичности, а также данный фактор конституируется отрицательными полюсами переменных, говорящих о высоком уровне сомнения - показателя диффузной эго-идентичности, о выраженности симптоматики нормативного кризиса. Таким образом, переменные данного фактора описывают человека с достигнутой эго-идентичностью, находящегося в гармоничном состоянии самотождественности, принимающего свое настоящее и удовлетворенного жизнью в целом, чувствующего вкус и смысл жизни и способного управлять ею. Поэтому данный фактор был идентифицирован как «Стабильность Эго».
Второй фактор был назван «Ценность творческой самореализации и настойчивость в самосовершенствовании», он образован терминальными (ценности-цели) и инструментальными (ценности-средства) ценностями, которые рассматривались респондентами с точки зрения их значимости и доступности. Если проанализировать переменные, вошедшие в данный фактор, то можно увидеть среди терминальных такие ценности: «Красота природы и искусства», «Творчество», «Счастье других», «Познание», «Развитие», «Жизненная мудрость», «Общественное признание», «Свобода». Ценности, вошедшие во второй фактор, свидетельствуют о направленности на развитие и самореализацию в творчестве, искусстве и познании. Эти ценности соотносятся с более высоким уровнем самоактуализации, если ориентироваться на иерархию потребностей А. Маслоу. По А. Маслоу, самоактуализирующимся, зрелым людям присущи мотивы роста, или метапотребности, то есть потребности в предельных, подлинных, бытийных ценностях. В своей работе «Мотивация и личность» А. Маслоу выделяет 14 таких метапотребностей, которые побуждает человека к развитию, росту, самоактулизации, среди них - совершенство, красота, истина, творчество и др. [3].
Среди инструментальных ценностей (ценностей-средств) наибольшую факторную нагрузку имеет ценность «Непримиримость к недостаткам», причем и с точки зрения значимости, и с позиции доступности. Наряду с ней данный фактор образуют такие инструментальные ценности как «Исполнительность», «Самоконтроль», «Эффективность в делах», «Твердая воля», «Рационализм», «Смелость в отстаивании своего мнения», «Честность», «Ответственность» «Чуткость», «Аккуратность». Важно отметить хорошую согласованность и гармоничность в структуре инструментальных ценностей, большинство из них являются как значимыми, так и доступными для респондентов. Характер перечисленных инструментальных ценностей говорит о критичном отношении к собственному несовершенству и недостаткам других людей и об определенных способах организации своей жизни, характеризующихся рациональным подходом, смелостью и твердостью.
Обозревая весь фактор в целом, можно отметить, кажущуюся противоречивость в ценностях-целях и используемых средствах. Как будто бы освоенные и усвоенные инструменты деятельности и организации себя и своей жизни не согласуются с целями, требующими других средств. Сложно представить себе человека, который смело, рационально и решительно подходит к восприятию природы и искусства, творит и отдыхает. Но подобная рассогласованность может объясняться несколькими причинами. Во-первых, она может быть проявлением гетерохрон-ности в развитии ценностной системы, когда новые терминальные ценности (ценности-цели) уже возникли, а средства их достижения (инструментальные ценности) еще не сформировались. Во-вторых, рассматривая предложенную модель в контексте личностной зрелости, следует вспомнить многочисленные указания исследователей на относительность самого понятия и общественно-историческую природу зрелости. Так, П.М. Якобсон отмечал, что «личностная зрелость человека есть феномен общественно-исторический, поскольку понятие зрелости в разных общественных условиях имеет различное содержание» [8, С. 188]. Таким образом, ценностная структура, полученная в данном факторе, может быть отражением требований современного общества к зрелости личности.
Третий, четвертый и шестой факторы образованы показателями временной трансспективы жизни. В третий фактор вошли особенности субъективной картины будущего, в четвертый - критерии восприятия настоящего, в шестой - параметры образа прошлого. Для того чтобы понять и иметь возможность интерпретировать структуру взаимосвязей между переменными, входящими в эти факторы, необходимо прояснить основные критерии анализа особенностей временной трансспективы жизни.
Концепт временной трансспективы был введен В.И. Ковалевым и обозначает взгляд на течение времени жизни из настоящего в прошлое и будущее [2]. Отдельными критериями для изучения особенностей восприятия жизненного пути выступают показатели: насыщенность жизни в целом и отдельных периодов, эмоциональный фон, продолжительность периодов прошлого, настоящего и ожидаемого будущего, вариативность линии жизни. Опираясь на приведенные критерии, проанализируем содержание трех «временных» факторов.
Третий фактор образован переменными, свидетельствующими об особенностях субъективной картины будущего, то есть временной перспективы жизни. Анализ содержания данного фактора позволяет констатировать такие особенности образа будущего: высокая насыщенность событиями, большая протяженность периода будущего, разнообразие в эмоциональной оценке, большая вариативность, «изломанность» линии будущего. Полученный психологический «портрет» будущего отличается высокой осознанностью, продуктивностью и реалистичностью, что позволяет идентифицировать этот фактор как «Конструктивный образ будущего».
Четвертый фактор аналогичен третьему по своей структуре, но его содержание определяется представлениями о настоящем. Этот фактор был назван как «Конструктивный образ настоящего». Субъективная картина настоящего очень похожа на уже описанный образ будущего, поскольку также характеризуется высокой насыщенностью и продуктивностью, большой протяженностью, разнообразием в эмоциональной окраске, большой амплитудой эмоциональных переживаний, значительной вариативностью. Подобную тенденцию
К.Н.Василевская [4] называет «онтологизацией» настоящего, когда настоящее для человека является осознанным, самостоятельным и важным этапом жизненного пути.
Содержание шестого фактора определяется показателями временной ретроспективы, то есть описывает субъективный образ прошлого. И этот образ характеризуется большой насыщенностью как позитивными, так и негативными событиями, разнообразием и интенсивностью эмоциональных оценок. Этот фактор получил название «Событийно насыщенный образ прошлого». Следует отметить, что количество событий прошлого определяет и событийную насыщенность всей жизни. Об этом говорит присутствие показателя «Событийная насыщенность жизни в целом» в структуре данного фактора.
Следует обратить внимание на присутствие в структуре «временных» факторов переменных, говорящих о взаимосвязи представлений о себе в прошлом, настоящем и будущем. Так, в фактор прошлого входит пункт «Позитивное отношение к будущему», в факторы настоящего и будущего - «Событийная насыщенность прошлого» и «Относительная продолжительность периода прошлого». Приведенные примеры свидетельствует о том, что опыт прошлого вносит свой вклад в отношение к настоящему и будущему, и разные периоды жизни оказываются сопряженными. Следовательно, зрелое отношение к времени своей жизни определяется принятием и конструктивным отношением к себе в прошлом, настоящем и будущем, то есть речь идет о тождественности себе во времени.
Пятый фактор был назван «Ценность саморазвития и сохранения собственной индивидуальности в обучении и в профессиональной жизни», он образован терминальными (ценности-цели) ценностями, которые рассматривались респондентами с точки зрения их реализованности в разных областях жизни. Если проанализировать переменные, вошедшие в данный фактор, то можно увидеть, что наибольшие факторные нагрузки имеют пункты «Сфера обучения и образования» и «Сфера профессиональной жизни». В этих областях жизни происходит преимущественная реализация важных для человека ценностей.
Причем среди значимых терминальных ценностей наибольшие нагрузки на данный фактор получили такие ценности как «Развитие себя» и «Сохранение собственной индивидуальности». Характер превалирующих по весу ценностей и сфер их реализации предопределили название фактора, который является отражением одной из генеральных линий развития человека в период взрослости - ценность самореализации в профессиональной деятельности.
Содержание седьмого фактора представлено в основном отдельными шкалами и показателями эго-идентичности, что позволяет идентифицировать его как «Эго-идентичность: осознанность ценностей и эмоциональная зрелость». На положительном полюсе данного фактора находятся переменные, свидетельствующие о принятии своих чувств и доверии своим эмоциональным проявлениям, а также о рационально-реалистическом взгляде на ценности, цели и собственные убеждения и гибкости в оценке собственных приоритетов. Кроме того, в структуру седьмого фактора входят пункты, связанные с восприятием прошлого, что может говорить о вкладе опыта переживания событий прошлого в формирование и становление системы актуальных ценностей человека.
Последний фактор был назван «Ценность самореализации в сфере семьи». Как видно из таблицы 1, все переменные, образующие данный фактор, ориентированы на самореализацию в семье. Значимые и доступные ценности «Счастливая семейная жизнь» и «Любовь», выделенная респондентами сфера семьи как значимая область жизни в настоящем и будущем, превалирование в образе будущего конкретных событий, связанных с членами семьи, свидетельствуют о ярко выраженном «семейном» характере данного фактора. То есть последний фактор представляет один из самых главных компонентов социальной ситуации развития в период взрослости - ценность самореализации человека в системе семьи и семейных отношений.
Таким образом, анализ полученной эмпирическим путем факторной модели позволяет говорить о том, что структура личностной зрелости в период взрослости определяется следующими личностными переменными: эго-идентичность - стабильность эго, эмоциональная зрелость и осознанная сис-
тема ценностей; центральные компоненты социальной ситуации развития -самореализация в профессиональной деятельности, в сфере семьи и творческая самореализация; особенности временной трансспективы - конструктивный образ прошлого, настоящего и будущего и тождественность себе во времени.
Библиографический список
1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 131-143.
2. Ковалев, В.И. Личностное время и жизненный путь личности [Текст] / В.И. Ковалев // Психология личности и время жизни человека. - Черновцы: ЧГУ, 1991. - С. 5-14.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
4. Нуркова, В.В. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены / В.В. Нуркова, К.Н. Василевская // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 93102.
5. Солдатова, Е.Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития / Е.Л. Солдатова [Текст] // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 75-84.
6. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости [Текст] / Е.Л. Солдатова. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2007. - 267 с.
7. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: Издательство МГУ, 1983. - 284 с.
8. Якобсон, П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности [Текст] / П.М. Якобсон // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб: Питер, 2000. - 480 с.
9. Personality Development: Theoretical, Empirical, and Clinical Investigations of Lo-evinger's Conception of Ego Development [Text] // Editors Augusto Blasi, Lawrence D. Cohn, P. Michiel Westenberg. - Mahwah, NJ: Publisher Lawrence Erlbaum Associates, 1998.
Bibliography
1. Antonova, N.V. Problem of Personal Identity in the Interpretation of Contemporary Psychoanalysis, Interactionism and Cognitive Psychology [Text] / N.V. Antonova // Voprosy Psy-chologii. - 1996. - № 1. - P. 131-143.
2. Jacobson, P.M. Psychological Components and Criteria for Becoming a Mature Person [Text] / P.M. Jacobson //Psychology of Personality in the Writings of Domestic Psychologists. -St. Petersburg: Piter, 2000. - 480 p.
3. Kovalev, V.I. Personal Time and Human Lifetime [Text] / V.I. Kovalev // Psychology of Personality and Human Lifetime. - Chernovtsy: ChSU, 1991. - P. 5-14.
4. Maslow, A. Motivation and Personality [Text] /A. Maslow. - St. Petersburg: Piter, 2008. -352 p.
5. Nurkova, V.V. Autobiographical Memory in Difficult Situations: New Phenomena / V.V. Nurkova, K.N. Vasilevskaya // Voprosy Psychologii. - 2003. - № 5. - P. 93-102.
6. Personality Development: Theoretical, Empirical, and Clinical Investigations of Lo-evinger's Conception of Ego Development [Text] // Editors Augusto Blasi, Lawrence D. Cohn, P. Michiel Westenberg. - Mahwah, NJ: Publisher Lawrence Erlbaum Associates, 1998.
7. Soldatova, E.L. Structure and Dynamics of Normative Crisis in Transition to Adulthood [Text] / E.L. Soldatova. - Chelyabinsk: South Ural State University, 2007. - 267 p.
8. Soldatova, E.L. Ego-Identity in Normative Crises of Personal Development [Text] / E.L. Soldatova // Voprosy Psychologii. - 2006. - № 5. - P. 75-84.
9. Stolin, V.V. Personal Self-Consciousness [Text] / V.V. Stolin. - Moscow: MSU, 1983. -
284 p.