Научная статья на тему 'Личностные особенности учащихся колледжа'

Личностные особенности учащихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2669
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УЧАЩИЕСЯ КОЛЛЕДЖА / САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА / КОНФЛИКТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА / АГРЕССИЯ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА / ТРЕВОЖНОСТЬ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА / ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА / Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА / SENIOR SCHOOL AGE / COLLEGE STUDENTS / SELF-ASSESSMENT / THE LEVEL OF CLAIMS OF COLLEGE STUDENTS / CONFLICTS COLLEGE STUDENTS / AGGRESSION COLLEGE STUDENTS / ANXIETY COLLEGE STUDENTS / RELATIONSHIPS COLLEGE STUDENTS WITH OTHERS / SELF-CONCEPT OF COLLEGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петренко Екатерина Анатольевна

Автор касается таких аспектов, как Я-концепция, самооценка учащегося колледжа, его уровень притязаний, невротические характеристики, отношения с окружающими, а также их роль в процессе самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF COLLEGE STUDENTS

The author touches upon such aspects as I-concept, self-evaluation of a college student, their level of claims, neurotic characteristics, relations with others and their role in the self-determination of a personality.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности учащихся колледжа»

Психология развития, акмеология

Е.А. Петренко

Личностные особенности учащихся колледжа

Автор касается таких аспектов, как Я-концепция, самооценка учащегося колледжа, его уровень притязаний, невротические характеристики, отношения с окружающими, а также их роль в процессе самоопределения личности.

Ключевые слова: старший школьный возраст, учащиеся колледжа, самооценка учащихся колледжа, уровень притязаний учащихся колледжа, конфликтность учащихся колледжа, агрессия у учащихся колледжа, тревожность у учащихся колледжа, отношения с окружающими учащихся колледжа, Я-концеп-ция учащихся колледжа.

В настоящее время в колледжах обучаются студенты на базе неполного среднего образования, после окончания 9 классов общеобразовательной школы, и на базе среднего образования, после окончания 11 классов общеобразовательной школы. Все студенты существенно различаются между собой по возрастным психологическим особенностям. На основании анализа работ по возрастной психологии можно выделить младшую возрастную группу студентов колледжа (15-16 лет) и старшую возрастную группу (17-18 лет). В связи с промежуточным общественным положением и статусом юношества выделяются особенности психики студентов 15-18 лет. Их еще остро волнуют проблемы «подросткового» периода - их возрастная специфика, право на автономию от старших, но при этом уже появляется право на определение своего места во взрослом мире [3, с. 168].

И для младшей, и для старшей возрастных групп характерна повышенная заинтересованность в собственном «Я». Исследователь возрастного развития Л.И. Божович связывает этот возраст с возникновением нового уровня самосознания, нового «Я» у индивида.

При этом студенты колледжей имеют свои, специфические особенности образа «Я», формируемого в их сознании. По исследовательским данным

Е.В. Хлыбовой, во-первых, такие студенты отмечают в качестве наиболее к важных аспектов своего «Я» хобби, будущую профессию, а также роли, | о связанные с образовательным учреждением. Я-профессиональное стано- | § вится составной частью Я-концепции личности, это происходит за счет с ЕЕ снижения внешних самохарактеристик. Во-вторых, студенты колледжа описывают достаточно реалистическое будущее, свою будущую профессию, образование, семью [8, с. 51], и это позволяет утверждать, что у них уже сформировался образ себя в выбранной профессии. Однако акцент во многом смещен в сторону именно профессии, а не семьи.

Я-концепция в понимании Р. Бёрнса [1] выражается в трех следующих направлениях: 1) социальный: в период раннего юношества главной задачей становится самоопределение и формирование идентичности; 2) эмоциональный: обретение эмоционального равновесия; 3) психико-физиологический: формирование психики и физических очертаний тела.

По мнению Э. Эриксона, физические изменения в теле подростка выступают важнейшей предпосылкой формирования идентичности: мужчины осознают через свое тело свое активное начало, а женщины понимают свою привлекательность. Говоря о кризисе идентичности в этот период, Э. Эриксон отмечает, что с точки зрения психоанализа происходит распад «детского Я» и синтез нового «взрослого Я», сверх-Я. Вследствие этого способность молодых людей к сознательной регуляции собственного поведения не развита полностью. Самооценка учащихся формируется за счет сравнения Я-идеального с Я-реальным, при этом Я-идеальное не является проанализированным до конца, а Я-реальное - до конца оцененным. Такое противоречие приводит к внутренней неуверенности в собственных силах.

Будучи центральным новообразованием в данном возрасте, личностная самооценка основывается на сопоставлении своих личностных особенностей. Учащийся колледжа проводит оценку собственной личности, тем самым исследуя себя как субъект общения, получая о своей личности новое знание. Будучи стержнем самоопределения, самооценка включается в общую структуру мотивации студентов колледжа - в этой сфере лежат специфические особенности периода 15-17 лет. Отечественные психологи Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина выделяют два вида мотивов, составляющих основу мотивации юношей: 1) широкие социальные мотивы, которые связаны с отношениями учащегося с окружающей действительностью; 2) познавательные мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью [2].

Социальные мотивы подразделяются на несколько категорий: мотивы самоопределения (Х. Ремшмидт), мотивы саморазвития и узко-

. к практические (Г.И. Щукина), мотивы общения (А.К. Маркова) со 1 о взрослыми в школе и сверстниками в школе, мотивы самоутверждения

т о

Ц I (И.В. Дубровина). Мотивы самоопределения связаны с представлениями Iго о будущей профессии, о жизни в целом. Мотивы саморазвития связаны о с осознанием необходимости выработки в процессе учебы личностных 5 качеств, таких, как воля, целеустремленность, расширение кругозора. Ведущим мотивом, по мнению А.К. Марковой, является мотив «найти свое место среди товарищей в коллективе» [4, с. 69].

Познавательные мотивы также претерпевают особые изменения: интерес к конкретным фактам заменяется интересом к закономерностям. Они приобретают ненасыщаемый характер, т.е. возрастают неуклонно по мере удовлетворения. Как утверждает Г.И. Щукина, они становятся чертой личности, приобретая более избирательный характер [9]. Однако с возрастом познавательные мотивы обучения связаны для учащихся колледжа с их будущей профессией.

По мнению Д.Б. Эльконина, психологический портрет подростка можно составить по той ведущей деятельности, в которую взрослые его вовлекают. Она проявляется на различных уровнях: на социально-моральном - выражается «в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослых» на правах взрослого человека, а также в фактах «дружбы и внутренней близости с родителями, так и в наличии эмансипации от взрослых» [7, с. 299]. Такой подросток уже имеет собственные взгляды, этические и моральные нормы, умеет их отстаивать. На интеллектуальном уровне он способен к самообразованию, самостоятельности в усвоении знаний, на эмоциональном уровне проявляется в наличии романтических и дружеских отношений, на материальном - во внешнем облике и манере поведения. Это формирует «чувство взрослости» -особую форму самосознания как социального сознания. Главным его содержанием, как указывает Д.Б. Эльконин, выступают морально-этические нормы поведения: в его требованиях к окружающим, самим себе.

Важную часть психологического портрета учащихся составляют самооценка и уровень притязаний. Уровень притязаний играет существенную роль в процессе самоопределения личности, поскольку это, во-первых, характеризует цели, которые намечают себе студенты, во-вторых, характеризует их самих в зависимости от трудности поставленных целей. Притязания напрямую связаны с системой ценностей личности. И.В. Дубровина и Б.С. Круглов считают, что для младшей возрастной группы (15-16 лет) характерна неустойчивость притязаний, а также слабая дифференцированность идеальных и реальных целей.

Экспериментальные данные И.В. Дубровиной и Л.В. Бороздиной пока- к зали, что в младшей возрастной группе действует смешанный паттерн | о выбора целей - выбранная цель постоянно корректируется в зависимости | § от реалистичности притязаний. Происходит «чуткая подстройка» к с ЕЕ условиям ситуации, которая выражается в «легкой динамике уровня притязаний в рамках намеченной испытуемым для работы зоны» [2, с. 59]. В целом, для учащихся колледжей, в отличие от школьников того же возраста, характерны высокие профессиональные притязания и положительная установка к академической деятельности.

Для младшей возрастной группы характерно рассогласование уровней притязаний и самооценки, как показывают эмпирические данные К.Р. Сидорова [6]. Также было обнаружено, что в столь актуальном возрасте для самоопределения при дисгармоничном сочетании уровня притязаний и самооценки повышается личностная тревожность, агрессивность, изменяется тип реакции на фрустрацию и межличностные отношения.

В связи с этим в возрасте 15-18 лет выделяются невротические характеристики (тревожность, агрессия, эмоциональная нестабильность, конфликтность). Отечественные психологи и психотерапевты сходятся в том, что данный возраст является самым «невротическим», поскольку большинство юношей испытывают противоречие между личностью и значимыми для них сторонами действительности. В исследованиях А.И. Захарова подчеркивается, что невротические проявления, в том числе требующие врачебного вмешательства и психотерапии, наблюдаются чаще всего в возрасте 15-17 лет.

Ряд исследователей сборника «Возрастная и педагогическая психология» составителей И.В. Дубровиной и А.М. Прихожан, проведших практические эксперименты, отмечают, что для младшей возрастной группы характерно отрицательное отношение к себе, рассогласованность мотивации. Эмоционально-волевая сфера представителей младшей возрастной группы характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью -они берутся за то, что им интересно. Их эмоциональная нестабильность связана, прежде всего, с усиленной эмоциональной восприимчивостью: юношей волнует факты и характер взаимоотношений, их затрагивают лирические переживания, глубокие идейно-политические чувства.

Субъективное переживание происходящих изменений с телом, с психикой, с социальными связями (особенно с родителями), с жизнью (переход из одного образовательного учреждения в другое) определяют чувство тревожности, которое испытывают учащиеся колледжей. Тревожность как свойство описывает относительно устойчивые индивиду-

. к альные различия в склонности индивида испытывать состояние тревоги.

t=<5 В этот период даже здоровые подростки могут испытывать перепады

SS <3

& I настроения, депрессию, проявлять излишнюю ранимость и страдать от

| заниженной самооценки.

о Повышенный уровень тревожности также связывается с фрустрацией

5 потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе со стороны важных для него людей. Обладая чувством взрослости, студент при этом еще не может утвердить себя среди взрослых.

По мнению А.М. Прихожана, в подростковом возрасте тревожность сама по себе становится устойчивым личностным новообразованием, однако она имеет свою специфику. Так, она не является стабильно высокой на протяжении всего подросткового периода, но имеет два пика -тревожность резко снижается при переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту, а потом резко повышается в возрасте 17 лет [5, с. 90].

Кроме того, тревожность имеет половозрастную динамику: в возрасте 16-17 лет наибольшую тревожность проявляют девушки. В 15-16 лет их волнуют благополучие, здоровье, настроение взрослых. У мальчиков в раннем юношеском возрасте наиболее выраженной оказалась боязнь физического насилия [Там же, с. 95]. Рассматривая переживание как «отражение в особой эмоциональной форме степени удовлетворенности человека в его потребностях» (Л.И. Божович, М.С. Неймарк), можно констатировать, что «пики» тревожности указывают на те потребности, удовлетворение которых наиболее значимо для эмоционального благополучия детей того или иного возраста [Там же, с. 102].

Основными причинами тревожности в этот период являются следующие:

• в 15-16 лет: неопределенность жизненных перспектив, ситуация выпускных и вступительных экзаменов, неблагополучные отношения со сверстниками и учителями, неудачи в учебе, усложнение учебной программы с изменением учреждения, адаптация к новому коллективу, выбор профессии;

• в 17-18 лет: нагрузка, связанная с окончанием учебного заведения и параллельной работой, неблагополучные отношения со сверстниками и учителями, родителями, учебная неуспешность.

К.Р. Сидоров определил взаимосвязь между самооценкой, уровнем притязаний и эффективностью учебной деятельности учащихся 16-17 лет. Было выявлено, что наиболее значимым фактором, влияющим на результативность в учебе, является уровень притязаний, поскольку его повышение выступает дополнительным мотивационным стимулом.

Также следует выделить особую социально-психологическую к особенность учащихся учреждений среднего профессионального | о образования: она заключается в смене социальной роли при переходе |§ из общеобразовательного учреждения в учреждение среднего с ^ профессионального образования. В колледж приходят выпускники 9 и 11 классов, которые различаются уровнем психологической готовности к профессиональному обучению, что затрудняет их социальную активность.

С точки зрения социума, поступление в колледж является знаком начала самостоятельной жизни в обществе, обретения нового статуса, началом собственной биографии, которое не может пройти без своих проблем, кризисов и конфликтов. Так, процесс адаптации к новому коллективу сопровождается негативными эмоциями, переживаниями, поскольку в школе был устоявшийся коллектив и ребенок воспринимался как член большой семьи.

В связи с этим психологи выделяют три основных характеристики каждого возраста: социальная ситуация развития человека, ведущий вид деятельности, основные психические новообразования. Социальная ситуация развития в колледже требует от личности действий по адаптации, индивидуализации и интеграции.

Под адаптацией понимается усвоение учащимся новых социальных норм и ценностей, выработка новых моделей поведения и деятельности. Так, отмечается, что процесс адаптации у выпускников 9 класса происходит болезненнее и проблематичнее, поскольку в возрасте 15-16 лет действуют такие возрастные особенности, как психологическая нестабильность и неустойчивость, отмеченные выше.

Под индивидуализацией понимается выявление индивидом своего профессионально-личностного потенциала, становление позитивной Я-концепции, развитие самосознания и рефлексии. В связи с тем, что профессиональная позиция у выпускников 9 класса не сформирована полностью, процесс самосознания и рефлексии начинается позднее.

Под интеграцией понимается взаимовлияние студента и той новой социальной среды, в которой он оказывается, преодоление и разрешение конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия. Поскольку этапы адаптации и индивидуализации у выпускников 11 класса проходят меня болезненно, то этап интеграции характеризуется повышенной интенсивностью.

В этот период также происходит активная структуризация личного отношения к себе. Студенты колледжей в это время демонстрируют активный интерес к своему внутреннему миру, уважение к себе, ощущают себя как личность, переживая свое «Я» как своеобразный стержень,

. к организующий не только их личность, поведение, социальные связи, 1о но и учебно-профессиональную деятельность. Большинство студентов

Ш ^

! ¡у заявляют, что для них чувство уверенности в себе, самоценности и | принятие неразрывно связано с наличием интересной работы. о Все процессы самостановления личности неизбежно сопровождаются

5 приступами агрессии, которые делятся на два вида: по отношению к другим подросткам и по отношению к самим себе (аутоагрессия). Западная школа (Д. Уотсон, А. Бандура) понимают под агрессией усвоенное поведение в процессе социализации, которое формируется в ходе наблюдения соответствующего способа действий и социального подкрепления. Российские исследователи (А.А. Реан, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, В.А. Аверин, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, Т.Г. Румянцева и др.) рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии. Отсутствие выработанных, адекватных способов реагирования на различные ситуации отрицательно отражаются на психоэмоциональном состоянии форм поведения подростка (Р.Г. Гурова, Ю.Б. Можгинский). В примерах в работах А. Бандуры видно, что юноша ожидает понимания и доверия со стороны взрослых, он также стремится сыграть свою роль в окружении сверстников, самоутвердиться. Однако этот процесс сопровождается психологическим барьером: взрослые убеждены в том, что ребенок должен слушаться. Стремясь преодолеть этот психологический барьер, подростки прибегают к агрессивным формам поведения из желания доказать, что их «Я» изменилось.

Сущность агрессивного поведения раскрывается в анализе его мотивации. Так, существенную роль в мотивации агрессивных подростков, по данным Л.Н. Челепевой [9], играют негативные эмоции: гнев, мстительность, враждебность, возмущение, страх, тревожность и пр. На возрастание проявления насилия и агрессивности среди людей влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность. Поскольку подростки проявляют повышенную тревожность, ситуации воспринимаются как конфликтные, особенно ситуации в семье и политико-экономическое окружение.

Таким образом, можно заключить, что, будучи специфическим субъектом учебно-профессиональной деятельности, учащийся колледжа проходит через этапы самостановления: самоопределения (становление Я-концепции и внутренней позиции личности), адаптации и социализации, индивидуализации.

f

L

Библиографический список | |

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. § о

2. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его Э S воспитание. М., 1979. =

3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

4. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1975.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000.

6. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 149-157.

7. Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия. М., 1997.

8. Хлыбова Е.В. Общевозрастные и специфические особенности процесса социализации подростков 15-17 лет // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 49-51.

9. Челепева Л.Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2001.

Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова

Влияние когнитивных структур самосознания на проявления социальной неуверенности младших школьников

В статье обсуждается вопрос о влиянии когнитивных структур самосознания на проявления социальной неуверенности младших школьников. Авторы рассматривают социальную неуверенность как сложное интегративное образование, особенности ее проявлений у детей младшего школьного возраста, причины ее формирования в процессе социализации. В статье обсуждаются условия освоения младшим школьником позитивного социального опыта, необходимого для формирования социальной уверенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.