2010/1
УДК 377-022.332
Э.К. Нюденова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫЦКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА)
В статье рассматриваются проблемы модернизации образования, связанные с созданием многоуровневых учебных заведений непрерывного профессионального образования. Автор, опираясь на опыт инновационной работы Калмыцкого государственного университета, обосновывает принцип интеграции разных уровней обучения (ВПО и СПО) в рамках регионального вуза.
Ключевые слова: интеграция уровней образования в рамках вуза.
E.K. Nvdenova
TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENT (ON EXAMPLE OF KALMYK STATE UNIVERSITY)
In article deals with the problems of modernization of education which are connected with creation of multilevel educational institutions of continuous vocational training. The author, basing on innovative experience of Kalmyk State University, proves the principle of integration of different levels of training (High school and secondary school) within regional high school.
Key words: integration of educational levels within high school.
Концепция модернизации российского образования предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования, проведение его структурной перестройки с учетом региональных рынков труда. В условиях модернизации образования создаются различные варианты образовательных линий, обеспечивающих реализацию образовательных программ различного уровня. Появление новых видов образовательных учреждений, альтернативность и вариативность содержания обучения, изменения нормативной базы управления, новшества в статусе и функциях руководителей - все это требует нестандартных управленческих подходов, новых решений и действий. Государству и экономике выгодно создание так называемого треугольника образования, где в основе - квалифицированные рабочие, в середине - техники и на самой вершине - специалисты с качественным высшим образованием (будущие проектировщики, ученые, управленцы высшего звена). При таком подходе роль и значение системы СПО вполне определены:
- высокое качество образования;
- широкие системы знания по избранной профессии;
- приобретение прикладных навыков, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности;
- краткий срок обучения;
- раннее включение в трудовую деятельность.
В качестве одного из приоритетных направлений развития системы образования на ближайшие годы выдвигается необходимость модернизации существующей модели СПО. Сегодня система среднего профессионального включает в себя 2,5 тыс. государственных и муниципальных средних специальных заведений и около 250 вузов России, которые имеют в качестве подразделений факультеты СПО [2, с. 45]. Среди всех проблем реформирования СПО сегодня на передний план выходят проблемы интеграции и управления развитием среднего профессионального образования. Идет формирование новых моделей многоуровневых учебных заведений непрерывного образования, позволяющих вузам успешно интегрироваться в общеевропейское пространство профессионального образования и обучения. В качестве образовательных комплексов на региональных рынках стали выступать крупные многопрофильные, многофункциональные колледжи, способные широко диверсифицировать свою деятельность без ущерба качеству образования и представлять потребителю широкий спектр образовательных услуг. Повышение эффективности системы СПО в современных рыночных условиях связывают с созда-
Э.К. Нюденова. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫЦКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА)_
нием учебных комплексов с учреждениями образования разных уровней: образовательные комплексы СПО горизонтальной интеграции (СУЗ-СУЗ), интеграции по вертикали по типу ПТУ-ССУЗ-вуз, вуз-ССУЗ.
Калмыцким госуниверситетом предпринимались шаги по интеграции в рамках вуза уже имеющихся ССУЗов и ПТУ. Так, Башантинский аграрный колледж еще в 1999 г. стал структурным подразделением Калмыцкого государственного университета. Практика подобной интеграции показывает, что простое механическое присоединение средних учебных заведений к ВУЗам, включение ССУЗов в структуру университетов только на первый взгляд представляется более рациональным. Такая интеграция, интеграция «по вертикали» (вуз-ССУЗ), приводит прежде всего к утрате самостоятельности и отдельного финансирования средними учебными заведениями, потере стажа педагогами системы СПО и т.п., поэтому и кажется менее перспективной и привлекательной для учреждений СПО.
Неразработанность механизма перевода выпускников средних учебных заведений в вузы для обучения по ускоренным программам ВПО также тормозит интеграционные процессы в образовании, хотя возможность продолжения обучения выпускниками учебных заведений СПО по сокращенным программам ВПО представляется наиболее привлекательной в решении вопроса присоединения учебных заведений среднего профессионального образования к вузам. К сожалению, в интегрированных учебных заведениях перевод студентов, успешно закончивших ССУЗы, на уровень высшего профобразования сопряжен с рядом проблем. Это и недоверие к качеству знаний выпускников, обучавшихся по программам СПО, и отсутствие организационно-экономических механизмов, совершенной нормативно-правовой базы, и в некоторых случаях низкая квалификация педагогов СПО, и трудности, возникающие у выпускников учебных заведений СПО в связи с отработкой «разницы» в учебных планах на уровнях ВПО и СПО. На своем опыте мы убедились в том, что, имея богатые традиции воспитания и образования, огромный опыт работы со студентами, педагогические коллективы и администрация ССУЗов только в крайнем случае готовы пойти на интеграцию с вузами. Именно это имело место в ходе попытки интеграции средних профессиональных учебных заведений Калмыкии и Калмыцкого государственного университета, предпринятой КалмГУ в 1990-е гг. Из десятка средних учебных заведений РК интегрировалось с Калмыцким государственным университетом, став его филиалом, только старейшее учебное заведение Республики Калмыкия (Башантинский аграрный колледж).
В этих условиях, продолжая поиски наиболее оптимальной образовательной модели, Калмыцкий государственный университет признает необходимость создания нового структурного подразделения, обучающего студентов по программам СПО. В 2005 г. в Калмыцком государственном университете был создан новый факультет - факультет среднего профессионального образования, на котором обучаются в настоящее время более 500 выпускников сельских школ Калмыкии.
Опыт работы Калмыцкого государственного университета по созданию модели учебного заведения непрерывного многоуровневого образования показывает перспективность инновации, связанной с открытием новых факультетов СПО на базе вузов. И только инерция и сложившиеся стереотипы в подходе к разноуровневому образованию не позволяют многим увидеть перспективность такой модели. Какие же преимущества имеет факультет СПО как структурное подразделение вуза перед интегрированными (вуз-ССУЗ) моделями учебных заведений?
Обучение по программам СПО в вузе предоставляет возможность выпускникам продолжить образование по соответствующим специальностям ВПО по сокращенным образовательным программам со 2-3 курсов. Механизм перехода в настоящее время определяется письмом МО РК за № 17/25 от 2002 г. «Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ ВПО в сокращенные сроки», дающим право вузам изменять количество, перечень, формы проведения вступительных экзаменов, и на практике закрепляется локальными нормативно-правовыми документами.
Таким образом, обеспечивается не только подготовка квалифицированных специалистов среднего звена, но и ускоренное обучение специалистов с высшим образованием по профильным специальностям. Такая многоступенчатость и вариативность системы обучения дает возможность обучающемуся иметь свой завершенный «карьерный, профессиональный коридор»,
2010/1
после «прохождения» которого он получает соответствующий документ о профессиональной пригодности.
Студент, получив профессиональные навыки, специальность, может прервать обучение или продолжить его, поступив на другой уровень профессионального образования. Одним из преимуществ этой системы является планомерный переход с одного уровня обучения (СПО) на другой (ВПО). Это гарантируется и сопряженными планами СПО, над содержанием которых работают соответствующие кафедры ВПО, и кадровым педагогическим обеспечением. Безусловно, в вузе и квалификация педагогов, и уровень требований к студентам, и степень готовности к обучению по сопряженным учебным планам выше.
Другое преимущество факультета СПО - возможность вуза обеспечить качественное образование для детей из сельской местности, в том числе для одаренных детей. Поддержка одаренных детей из глубинки - важнейшая социальная функция системы непрерывного образования, обеспечиваемого при таком подходе.
В настоящее время на факультете СПО студенты обучаются по 17 специальностям, факультет обеспечивает не только подготовку кадров, но и гарантирует решение многих социальных, молодежных проблем. Ведь зачастую выпускники сельских школ оказываются неконкурентоспособными при отборе в высшие учебные заведения. Обучение на факультете СПО дает такой категории абитуриентов шанс получить качественное профессиональное образование. За 2-3 года обучения на ФСПО у студентов появляется возможность получить не только специальность, но и, адаптировавшись к условиям вуза, приобрести необходимые для дальнейшего профессионального совершенствования знания, умения, навыки.
Безусловно, новая модель учебного заведения требует отработки механизмов подчиненности, управления, финансирования, и все это должно происходить с учетом обязательного сохранения закрепленных законом социальных гарантий и льгот для обучающихся по программам СПО и ВПО.
В связи с открытием нового факультета СПО в Калмыцком государственном университете логически завершается формирование модели регионального вуза, являющегося центром образования и науки, обеспечивающего непрерывное образование.
Литература
1. Борликов Г.М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 104, 106.
2. Образовательные и экономические стратегии образовательных учреждений среднего профессионального образования // ГУ-ВШЭ: информационный бюллетень. - М., 2005. - С.45
Нюденова Эльза Кондратьевна, кандидат педагогических наук, декан факультета среднего профессионального образования Калмыцкого государственного университета.
Nudenova Elza Kondratievna, candidate of pedagogical science, dean of faculty of secondary professional education of Kalmikiya State University.
УДК 378.1
Л.Н. Рулиене
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье актуализируются особенности управления знаниями в информационном обществе. Сущность, подходы к управлению знаниями рассматриваются в условиях виртуального педагогического процесса. Обсуждаются приемы и средства управления неявными знаниями в дистанционном обучении.
Ключевые слова: информационное общество, дистанционное обучение, управление знаниями, нематериальные активы, явные знания, неявные знания, корпоративные знания, корпоративная культура, ве-бинары.