УДК 377.5(470.47) ББК 74.57
О.А. Джагаева1, Ю.Г. Ещенко2
1Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова 2Астраханский государственный университет
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ В 1990-х гг.
В статье анализируется система среднего профессионального образования республики Калмыкия в 1990-х гг. Авторы показывают спектр проблем, с которыми пришлось столкнуться средним специальным учебным заведениям региона в постсоветский кризисный период. В первую очередь, это было хроническое недофинансирование образовательной отрасли, падение престижа образования, несформированность нормативно-правовой базы. Учебные заведения, поставленные перед необходимостью выживания в сложных условиях, были вынуждены перестраивать свою работу. Происходит реорганизация средних специальных образовательных учреждений в колледжи, развитие практики интеграции образовательных учреждений с целью реализации непрерывного обучения, использование образовательными учреждениями многоканального финансирования
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, средние специальные учебные заведения, Республика Калмыкия, образование, колледж, техникум, рыночные отношения, финансирование, регионализация, государственный образовательный стандарт.
O.A. Dzhagaeva1, Yu. G. Eshchenko2
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov 2Astrakhan State University
THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA IN 1990th
The authors of this article analyze the system of secondary vocational education in the Republic of Kalmykia in 1990th. The authors discuss the main problems of the secondary special educational institutions of the region in the period of post-Soviet crisis. The main problem was constant underfunding of the educational sector, a decline in the prestige of education, and the lack of the legal framework. Educational institutions were forced to restructure their work in difficult conditions. There was a need to reorganize secondary specialized educational institutions into colleges, to develop the practice of integrating educational institutions in order to implement lifelong learning, and to use multi-channel financing in educational institutions.
Key words: secondary vocational education, secondary special educational institutions, the Republic of Kalmykia, education, college, technical school, market relation, financing, regionalization, state educational standard.
1990-е гг. были периодом коренных изменений и реформирования всех сфер жизни российского общества. Не исключением стала и система среднего профессионального образования. В первую очередь, это было обусловлено глобальными процессами, к которым можно отнести смену политической системы, экономический кризис и, соответственно, дефицит финансирования государственных учреждений, в том числе и образовательных. С другой стороны, внутри системы среднего профобразования происходили децентрализация управления и перестройка работы учебных заведений
в связи с развитием рыночных отношений, трансформацией квалификационной структуры подготовки кадров, изменениями кадровых потребностей регионов, внедрением новых принципов финансирования учебных заведений на основе системы самоокупаемости [1].
Начало преобразованиям было положено принятием Федерального Закона «Об образовании» [2]. В качестве одного из принципов государственной политики в сфере образования в законе указывалось развитие национальных культур и «региональных культурных традиций и особенностей». В республике Калмыкия данный принцип реализовывался при помощи включения в вариативный цикл учебных планов регионального, этноориентированного компонента (подразумевавшего, в числе прочего, изучение родного языка - калмыцкого, получившего в республике статус государственного, калмыцкой культуры и истории) [3]. Концепция национальной школы, утвержденная коллегией Министерства образования РФ еще в 1990 г., касалась работы дошкольных и общеобразовательных учреждений [4, с. 420]. Однако задача формирования национальных систем образования нашла отражение и в обновлении содержания среднего профессионального образования. Для обучения детей родному языку и родной литературе требовалась подготовка кадров со знанием калмыцкого языка, которая стала осуществляться с открытием в 1994 г. на базе Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б. Канукова специальности «Воспитатель в дошкольных учреждениях с правом обучения детей калмыцкому языку» [5, с. 424]. Вариативность учебных планов достигалась путем включения в них дисциплин, отражавших национальный колорит региона - «История Калмыкии», «Культура родного края и народов России», «Философия и диалог культур» и др. [6]. Начало подготовке национальных педагогических кадров с высшим образованием было положено на открытом в 1991 г. факультете калмыцкой филологии и истории Калмыцкого государственного университета.
В Законе «Об образовании» было закреплено разделение полномочий между органами управления образованием на федеральном уровне и на региональном. Субъектам федерации было предоставлено право принимать собственные нормативно-правовые документы, не противоречившие федеральному закону, регулирующие деятельность образования с учетом региональных потребностей. В Республике Калмыкия Закон об образовании был принят в 1997 г. [7]. Он констатировал направленность образования «на возрождение национального самосознания», обучение с использованием потенциала национальных культуры, литературы и традиций [2, ст. 7]. Однако статья 25 Закона, посвященная системе среднего профессионального образования, повторяла нормы федерального закона и не содержала региональной специфики [2, ст. 25].
В 1996 г. был принят государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, определивший содержание обязательной части учебных планов по всем направлениям подготовки специалистов среднего звена и закрепивший наличие вариативного цикла учебных планов, наполнение которого учебное заведение могло определять самостоятельно, с опорой на национальные, демографические, культурные, социально-экономические потребности региона и регионального рынка труда. Закрепление на федеральном уровне возможности региональной вариативности положило начало процессу регионализации профессионального образования. Вариативная часть стандарта также способствовала развитию творческой инициативы педагогов, создала возможности для реализации авторских обучающих методик, что помогло обогатить содержание подготовки специалистов.
В юрисдикции центральных органов управления образованием остались выдача лицензии на право образовательной деятельности, проведение аттестации и аккредитации образовательных учреждений в целом и по отдельным направлениям подготовки; надзор за соблюдением законодательства в сфере образования; утверждение норм бюджетного финансирования учебных заведений и др.
Несмотря на региональную специфику содержания образования в Республике Калмыкия, в 1990-х гг. среднее профессиональное образование региона столкнулось с проблемами, характерными для всей российской системы образования. В их числе были постоянный дефицит бюджетного финансирования и отток квалифицированных педагогических кадров; постепенное устаревание и разрушение материально-технической базы средних специальных учебных заведений, созданной еще в советский период; отсутствие учебно-методического обеспечения, особенно по новым направлениям подготовки; разрушение системы подготовки и переподготовки кадров; отсутствие гарантий трудоустройства и невостребованность выпускников. Помимо указанных негативных тенденций, ссузы были поставлены перед необходимостью встроиться в новую экономическую систему.
Наиболее острой проблемой было хроническое недофинансирование образовательной сферы. Бюджетные деньги выделялись, как правило, только по «защищенным статьям» - расходам ссуза на заработную плату педагогическим коллективам и оплату коммунальных расходов учебного заведения. Но эти ассигнования не всегда покрывали имевшиеся расходы (например, в четвертом квартале 1994 г. на заработную плату и стипендии обучающимся «было выделено около 70 % средств от «минимальной плановой потребности», а на хозяйственные нужды - всего 25 % от планировавшихся сумм») [8]. Низкими были не только абсолютные, но и относительные показатели оплаты труда педагогов (табл. 1).
В 1990 г. средняя заработная плата в Республике Калмыкия в сфере образования составляла 72 % от уровня оплаты труда в промышленности и 65 % от среднего уровня оплаты труда в регионе. В середине 1990-х гг. происходит некоторое уменьшение разницы заработной платы педагогов и работников других сфер экономики, отчасти вызванное всеобщей тенденцией снижения доходов населения (зарплаты в сфере образования составляли 85 % от доходов работников промышленности и 94,5 % от средней зарплаты по региону). Но последовавший экономический кризис 1998 г. свел на нет даже столь спорную положительную динамику. И к 2000 г. следует констатировать очередной спад доходов работников образования (68 % от уровня оплаты труда в промышленности, 71 % от средней зарплаты по региону).
Таблица 1
Размер средней заработной платы в сфере образования, промышленности и в среднем по Республике Калмыкия в 1990-2000 гг. [9, а. 485-602].
1990 г. 1995 г. 2000 г.
Средняя заработная плата по региону, в тыс. руб. (2000 г. - руб.) 0,284 243,8 1220,0
Средняя заработная плата в сфере образования, тыс. руб. (2000 г. - руб.) 0,184 230,5 867,1
Средняя заработная плата в промышленности, тыс. руб. (2000 г. - руб.) 0,256 271,5 1262,5
Заработная плата педагогов неоднократно индексировалась, но инфляция росла более быстрыми темпами, а с 1994 г. прибавилась проблема нерегулярных выплат зарплат. Средний уровень оплаты труда в сфере образования не вполне отражает реальное положение дел, так как доход преподавателей, не занимавших административных должностей и работавших на одну ставку, являлся ниже средних показателей.
В таких условиях задача сохранения педагогических коллективов легла на руководителей образовательных учреждений. Распространенным стал отказ руководства ссузов от привлечения внешних совместителей. В 1990-1991 учебном году основной педагогический штат Калмыцкого медицинского училища состоял из 47 преподавателей. Для преподавания ряда дисциплин, таких как «Детские болезни», «Хирургия», «Акушерство», «Инфекционные болезни», «Нервные болезни», «Основы реанимации», привлекались совместители-практики. Ввиду занятости врачей по основному месту работы, часто даже возникали сложности при составлении расписания [10]. Но уже к 1994-1995 учебному году в Калмыцком медицинском колледже им. Т. Хахлыновой работало всего 36 преподавателей-штатников, которые и вели все часы педагогической нагрузки. Средняя нагрузка у преподавателя составляла 1400 часов. Администрация колледжа, учитывая тяжелое материальное положение сотрудников, шла навстречу преподавателям при составлении расписания, чтобы максимально увеличить годовую педагогическую нагрузку для каждого и дать возможность педагогам работать больше, чем на одну ставку [11]. Учебное заведение практически отказалось от практики привлечения почасовиков. Следует отметить, что, несмотря на трудности, Калмыцкое медицинское училище стало первым средним профессиональным образовательным учреждением Республики Калмыкия, которое в 1992 г. успешно прошло государственную аттестацию и было реорганизовано в Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой [12].
В советский период средние специальные учебные заведения при подготовке специалистов ориентировались на плановые показатели и потребности базовых предприятий. При переходе к рыночным отношениям многие базовые предприятия перепрофилировались, сократили производство или вообще закрылись. Потребность в кадрах среднего звена резко сократилась, не выполнялись планы приема абитуриентов, вследствие чего специальнои в ссузах закрывались. Параллельно в экономике региона возникала потребность в специалистах, обучение которых ранее не осуществлялось или велось в недостаточных объемах.
В начале 1990-х гг. Республика Калмыкия являлась аграрным регионом, специализировавшимся на овцеводстве. Снижение объемов производства, рентабельности аграрного сектора вызвало отток кадров из сельского хозяйства. Соответственно, оказались невостребованными специальности Башантинского совхоза-техникума. В 1992 г. в техникуме «были закрыты гидромелиоративное и зоотехническое отделения» [13, с. 92]. С 1994 г. перестал осуществляться прием на агрономическое отделение. Вместо него в техникуме открылось фермерское отделение, выпускавшее организаторов крестьянских (фермерских) хозяйств [14]. Но и фермерское отделение просуществовало недолго. В 1996 г. Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в Башантинском сельскохозяйственном техникуме была прекращена подготовка кадров по специальности «Организация крестьянского (фермерского) хозяйства» [15].
Снижение показателей приема, закрытие специальностей было характерно для всех образовательных учреждений вне зависимости от их специализации. Такая ситуация в Республике Калмыкия являлась отражением общероссийских тенденций (табл. 2).
Минимум численности студенческого контингента и приема наблюдался в 1994-1995 гг. Это объясняется несколькими причинами - снижением спроса на образование вообще, так как его наличие не гарантировало трудоустройство, а между уровнем образования и размером заработной платы не было пропорциональной зависимости; распадом советской системы распределения кадров, в результате чего выпускники учебных заведений пополняли ряды безработных на региональных биржах труда; коммерциализацией образования и введением платы за обучения, что сделало образование недоступным для некоторых категорий граждан; размытием статуса выпускника ссуза, не выдерживавшего конкуренции с выпускниками системы высшего образования [16, с. 6].
Таблица 2
Прием студентов и выпуск специалистов в учреждениях среднего профессионального образования Республики Калмыкия в 1990-2000 гг. [17, с. 222-231].
Годы 1990/ 1991 1995/ 1996 1996/ 1997 1997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001
Количество государственных ссузов (на начало уч.г.):
в Республике Калмыкия 7 6 6 7 7 7 7
в РФ 2603 2612 2608 2593 2584 2576 2589
Численность контингента студентов государственных ссузов (на начало уч.г., в тыс. человек):
в Республике Калмыкия 5,4 4,3 4,8 5,1 5,4 5,9 5,8
в РФ 2270,0 1923,3 1975,8 2011,1 2051,6 2147,3 2308,6
Прием студентов в государственные ссузы (чел.):
в Республике Калмыкия 1683 1620 1684 1836 1864 2008 2234
в РФ 754062 664584 662010 684575 706525 766498 842371
Выпуск специалистов государственными ссузами (чел.):
в Республике Калмыкия 1567 1060 969 1203 1243 1346 1887
в РФ 636589 472994 494042 537871 544815 563181 567720
В таких сложных условиях одним из способов улучшения финансового положения как педагогических кадров, так и образовательного учреждения стало включение ссузов в региональный рынок и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений за счет реализации платных образовательных услуг. Это могло быть обучение студентов с оплатой стоимости обучения, организация платных подготовительных занятий, курсов повышения квалификации и переподготовки кадров, обучающих курсов для населения согласно профилю учебного заведения и др.
К середине 1990-х гг. проходит растерянность, вызванная первым периодом реформ и изменений. Средние специальные заведения постепенно включаются в обновленную региональную образовательную структуру, перестраивают принципы работы, реорганизуются в новые, многопрофильные типы учреждений среднего профессионального образования - колледжи. Возникновение учреждений повышенного типа в порядке
эксперимента относится еще к советскому периоду [18]. Реорганизация техникумов и училищ в колледжи требовала перестройки учебно-методической работы в учреждении, расширения договорных отношений с профильными предприятиями для организации учебных и производственных практик, обновления материально-технической базы, компьютеризации образовательного процесса. Но задача привлечения дополнительных бюджетных средств для колледжей оставалась по-прежнему актуальной. Одним из вариантов ее решения становится интеграция с образовательными учреждениями других уровней.
Элистинское педагогическое училище им. Х.Б. Канукова (получившее приказом Министерства образования РФ № 383 от 27.08.1993 г. статус колледжа) вошло в состав учебно-научного педагогического комплекса. Комплекс включал в себя все ступени образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим. В 1993 г. при колледже был образован специализированный лицей. Взаимодействие с Калмыцким государственным университетом реализовывалось на основе договора о двухуровневом образовании [19].
В 1997 г. Башантинский сельскохозяйственный техникум вошел в состав Калмыцкого государственного университета как Башантинский аграрный колледж имени Ф.Г. Попова [20]. Колледж включился в реализацию концепции непрерывного образования, благодаря преемственности учебных планов и возможности для выпускников колледжа продолжать обучение в Калмыцком государственном университете по сокращенным программам. Подготовка кадров в колледже осуществлялась не только по традиционно существовавшим специальностям - «Ветеринария», «Механизация сельского хозяйства», но и по вновь открытым. В 1999 г. в колледже открылось педагогическое отделение, началась подготовка по специальностям «Профессиональное обучение» и «Преподавание в начальных классах». Востребованность профессии экономиста повлекла открытие специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». Интеграция с высшим учебным заведением позволила колледжу решить проблему обновления материально-технической базы для практического обучения студентов. «С 1998 по 2000 гг. благодаря поддержке вуза были введены в строй мельница и пекарня, получена сельскохозяйственная техника, молодняк животных, горюче-смазочные материалы, корма и др.» [21, с. 14]. Выпускники колледжа были востребованы в сельском хозяйстве не только Республики Калмыкия, но и на Ставрополье, в Астраханской и Ростовской областях.
Таким образом, в системе среднего профессионального образования республики Калмыкия результатом борьбы за выживание в кризисных экономических условиях стали процессы интеграции образовательных учреждений, создание многопрофильных образовательных учреждений повышенного типа - колледжей, возникновение национально-ориентированной подготовки кадров, развитие системы договорных отношений между разноуровневыми учебными заведениями. Процесс регионализации способствовал ориентации образования на кадровые потребности региона. В конце 1990-х гг. отмечается некоторый рост востребованности образования, появление положительной динамики численности абитуриентов и контингента в целом (табл. 2). Согласно данным статистики, в 2000 г. в Российской Федерации на десять тысяч населения приходилось 158 обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. В Республике Калмыкия данная цифра была даже несколько выше средней по стране и равнялась 184 [17, с. 230-231]. Популярность в республике среднего профессионального образования среди потенциальных
абитуриентов объясняется меньшим размером оплаты за обучение, меньшим периодом обучения и большим спектром специальностей и направлений подготовки по сравнению с высшим образованием.
1990-е гг. стали важным этапом развития среднего профессионального образования: была утверждена концепция развития образования, содержательные и организационные эксперименты первого постсоветского десятилетия помогли выработать наиболее оптимальную структуру подготовки кадров среднего звена и включить учреждения образования в рыночные экономические механизмы. Это проявилось в утверждении квалификационной структуры среднего профессионального образования, принятии государственного стандарта СПО, регионализации профессиональной подготовки кадров. Несмотря на ряд проблем, следует констатировать, что система среднего профессионального образования в Республике Калмыкия была сохранена и получила импульс для дальнейшего развития.
Список литературы
1. Лиджеева К.Ф. Динамика реформирования системы образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. // Научная мысль Кавказа. - 2010. - № 4-2. - С. 155-157.
2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - 30 июля. - № 30. - С. 17-27.
3. Лиджеева К.Ф. Национальное образование в условиях межэтнического взаимодействия // Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций. Материалы международного конгресса «Язык, культура, этнос в глобализованном мире на стыке цивилизаций и времен». - Элиста, 2005. - С. 88-92.
4. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. - Элиста: ГУ «Издательский дом "Герел"», 2009. - Т. 3. - 752 с.
5. Сартикова Е.В. Дальнейшее развитие системы образования (1958-2000 гг.) // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. - Элиста: ГУ «Издательский дом "Герел"», 2009. - Т. 3. - С. 408-427.
6. Михайлова Л.А., Церенова А.Б. Элистинскому педагогическому колледжу 75 лет // Специалист. - 1995. - № 11-12. - С. 9-10.
7. Закон Республики Калмыкия от 07.07.1997 г. № 74-1-3 «Об образовании» // Известия Калмыкии. - 1997. - № 169; 174.
8. Маскин М.М. Финансовые механизмы образования на муниципальном уровне // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 36.
9. Труд и занятость в России. 2003: Статистический сборник. - М., 2003. - 638 с.
10. Национальный архив Республики Калмыкия (далее - НАРК). Ф. Р-308. Оп. 1. Д. 349. Л. 2-3.
11. НАРК. Ф. Р-308. Оп. 1. Д. 350. Л. 10.
12. Вестник Калмыцкого медицинского колледжа им. Т. Хахлыновой. - 2015. - С. 1 // http://boukalmmed.ru/sites/default/files/vestnik_vecher_vypusknik_2015.pdf
13. Нармаева И.М. Становление и развитие среднего профессионального образования Калмыкии (1920-2005 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. - Элиста, 2006. - 191 с.
14. Замша В. Очаг культуры и прогресса // Специалист. - 1996. - № 2. - С. 4-5.
15. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 17.04.1996 г. № 105 «Об организации и прекращении подготовки кадров по отдельным специальностям в средних специальных учебных заведениях в 1996 г.».
Приложение № 2. Перечень средних специальных учебных заведений, в которых прекращается подготовка кадров по отдельным специальностям // Информационно-правовая система «Гарант».
16. Требования работодателей к системе профессионального образования. - М., 2006. - 160 с.
17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. -18. Приказ Государственного комитета СССР по образованию от 30 ноября 1989 г. № 879 «Об организации в порядке эксперимента средних специальных учебных заведений повышенного типа» // Информационно-правовая система «Гарант».
19. Михайлова Л.А., Церенова А.Б. Элистинскому педагогическому колледжу 75 лет // Специалист. - 1995. - № 11-12. - С. 9-10.
20. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.07.1997 г. № 1491 // Информационно-правовая система «Гарант».
21. Асархинова К.А. Башантинский техникум мой // Специалист. - 2000. - № 9. -С. 13-14.