Научная статья на тему 'Кадровая подготовка как условие для модернизации региона в 20-30-е годы ХХ века (на материалах Калмыкии)'

Кадровая подготовка как условие для модернизации региона в 20-30-е годы ХХ века (на материалах Калмыкии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / СРЕДНЕСПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СОВЕТСКО-ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА / БАШАНТИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / NATIONALSPECIALISTS / INTELLECTUAL SECONDARY SPECIAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / INDIGENOUS POPULATION / SOVIET-PARTY SCHOOL / BASHANTA AGRICULTURAL COLLEGE / NATIONAL INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиджеева Клара Федоровна, Олчанова Цаган Валерьевна

В статье рассматривается проблема кадровой подготовки для социально-экономического развития Калмыкии по различным отраслям, которая в основном была реализована к концу 30-х годов XX века. К этому времени в составе национальной интеллигенции региона сформировались социально-профессиональные группы, такие как педагогическая, медицинская, сельскохозяйственная, управленческая и др. В результате модернизационных процессов сложились необходимые условия для подготовки национальных кадров, ставших интеллектуальным потенциалом калмыцкого общества и включившихся в решение модернизационных проектов советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objective of the article was to investigate the issue of personnel training for the socioeconomic development of Kalmykia in 1920-30s. Highly qualified specialists were taughtfor various sectors of economy. The regional intelligentsia consisted of different socio-professional groups, such as pedagogical, medical, agricultural, administrative, etc. The country’s economic process of modernization provided necessary conditions for training national specialists. They have become the intellectual potential of the Kalmyk society and were involved in modernization projects of the Soviet state.

Текст научной работы на тему «Кадровая подготовка как условие для модернизации региона в 20-30-е годы ХХ века (на материалах Калмыкии)»

УДК 93/94 ББК 63.3(2)6

К. Ф. Лиджеева, Ц.В. Олчанова

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

КАДРОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНА В 20-30-Е ГОДЫХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ КАЛМЫКИИ)

В статье рассматривается проблема кадровой подготовки для социально-экономического развития Калмыкии по различным отраслям, которая в основном была реализована к концу 30-х годов XX века. К этому времени в составе национальной интеллигенции региона сформировались социально-профессиональные группы, такие как педагогическая, медицинская, сельскохозяйственная, управленческая и др.

В результате модернизационных процессов сложились необходимые условия для подготовки национальных кадров, ставших интеллектуальным потенциалом калмыцкого общества и включившихся в решение модернизационных проектов советского государства.

Ключевые слова: национальные кадры, среднеспециальное образование, вузовское образование, коренное население, советско-партийная школа, Башантинский сельскохозяйственный техникум, национальная интеллигенция.

C.F. Lidgeeva, Ts.V. Olchanova

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

PERSONNEL ТЯАШШО FOR THE MODERNIZATION OF THE REGION IN 1920-30s (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF КALMYKIA)

The objective of the article was to investigate the issue of personnel training for the socioeconomic development of Kalmykia in 1920-30s. Highly qualified specialists were taughtfor various sectors of economy. The regional intelligentsia consisted of different socio-professional groups, such as pedagogical, medical, agricultural, administrative, etc.

The country's economic process of modernization provided necessary conditions for training national specialists. They have become the intellectual potential of the Kalmyk society and were involved in modernization projects of the Soviet state.

Key words:nationalspecialists, intellectual secondary special education, higher education, indigenous population, Soviet-party school, Bashanta agricultural college, national intelligentsia.

На первом этапе становления советского государства и формирования новых кадров основная задача заключалась в замене «старой» интеллигенции представителями из рабоче-крестьянской среды. К данной проблеме обращались различные авторы, в частности, Красовицкая Т.Ю., Лиджеева К.Ф., Олчанова Ц.В., Оглаев Ю.О., Сенглеева С.З. и др. [3, 11, 12, 13, 14, 15]. В Калмыкии, как и в стране, внедрялась такая же практика создания и комплектования кадров, которые в перспективе стали социальной основой национальной интеллигенции. Естественно, в 1920-е гг. советская власть сталкивалась с проблемами в решении культурных задач. Прежде всего, необходим был определенный минимум знаний у руководителей организаций, специалистов для различных отраслей экономики, образования, научных учреждений и т.д. Кроме того, в этот период практически отсутствовала система среднеспециального и высшего образования.

Соответственно, необходимо было создать базовую основу для подготовки кадров -ликвидировать неграмотность, ввести всеобщее обучение, сформировать образовательную инфраструктуру, открыть профессиональные учебные заведения и т.д. В регионе решение этих проблем дало определенные результаты, были построены школы, открыты учебные заведения среднеспециального образования - техникумы, училища, рабфаки, началось формирование своих национальных кадров.

В 1930-х гг. продолжалось уделяться особое внимание решению этих же проблем, но оно уже приняло систематизированный характер. В официальных документах, указывалось, что необходимо не только поднять «... теоретический уровень [кадров], но и помочь им стать квалифицированными хозяйственными работниками» [1, с.543].

Основной состав управленческих кадров в 1920-е гг. состоял из специалистов, прибывших из других регионов, которые в целом превосходили по численности местные кадры. Соответственно, необходимо было готовить специалистов из коренного населения. Так как в самой Калмыкии учебные заведения, направленные на подготовку управленцев, отсутствовали, их обучение осуществлялось за пределами автономии, в частности, в Саратовском госуниверситете, Саратовском коммунистическом университете, где выделялась квота для молодежи из Калмыкии. Выбор данного города был неслучайным, это был не только административный центр Нижне-Волжского края, куда входила Калмыцкая автономная область, здесь находились крупные научные и культурные учреждения. Первая группа студентов состояла из десяти человек, все они в разное время закончили Калмыцкий педагогический техникум в г.Астрахани. В количественном отношении набор в вузы являлся очень серьезной проблемой, так как в самой автономии практически не было средних общеобразовательных школ, в основном студенты имели подготовку на уровне школы первой ступени (начальное образование), небольшая часть из них имела семилетнее образование. Для того чтобы кандидаты в вузы были более или менее подготовлены, стали работать подготовительные курсы. Грамотных людей было мало, поэтому требования к кандидатам были снижены. Прежде всего, набирали поступающих из рабочих, крестьян, батраков, но они должны были, по крайней мере, хотя бы немного разбираться «в текущей политике» [2, л.55]. Соответственно, как и для самой автономии, так и для руководства Саратовского университета, и, прежде всего, его преподавателей, данный вопрос составлял существенную проблему. Немаловажная заслуга в ее решении принадлежала заведующему кафедрой и фактически руководителю калмыцкого отделения профессору Б.К.Пашкову, который занимался вопросами разработки калмыковедческих дисциплин, подбором кадров для обучения студентов-калмыков, издания учебной литературы, организации специального кабинета калмыковедения и создания при нем калмыковед-ческого учебно-показательного музея [16, с.22].

Подготовка партийных и советских работников осуществлялась в Калмыцкой советско-партийной школе в Астрахани, которая стала своеобразным культурным центром по коммунистическому воспитанию молодежи. Здесь не только шла подготовка, но и осуществлялась переподготовка хозяйственных кадров. Руководство республики обращалось в центральные учебные заведения для того, чтобы были предоставлены места для региона, вчастности, в институт Красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока. Например, эти учебные заведения закончили Д.Тришкеев, Б.Болдырев, Б.Джиринжеев, в дальнейшем ставшие руководителями различных учреждений и организаций региона [3, с.103].

В подготовке номенклатурных кадров большую роль сыграли профсоюзы, комсомольские организации, изменялся их качественный состав, кроме того,проводилась работа по выдвижению передовиков производства на руководящие должности.

Представители молодежи из коренной национальности обучались на рабфаках, во втузах, такие национальные кадры были необходимы для работы в сельском хозяйстве -агрономии, зоотехнии, полеводстве и т.д.

Калмыкия была ориентирована на сельскохозяйственное производство, поэтому для реализации растущей потребности в местных кадрах в регионе было открыто свое учебное заведение - Башантинский сельскохозяйственный техникум, который к концу 1930-х гг. подготовил немалое количество специалистов, в частности, директоров совхозов, ветеринарных врачей, мелиораторов и т.д. [4, л.14,17]. Параллельно с Башантинским сельскохозяйственным техникумом в г. Элисте стал функционировать ветеринарный техникум (1932 г.) [5, л.24].

Большая проблема заключалась и в практическом отсутствии национальных кадров в аппарате управления автономии, например, в отделе народного образования из 8 человек только двое были коренной национальности, в исполнительном комитете Калмыкии из 26 специалистов только 3 калмыка, в отделе рабоче-крестьянской инспекции из 13 человек - 3 калмыка [6, с.17]. Поэтому осуществлялась переподготовка специалистов из низовых советских органов, и проводимая советской властью политика «коренизации» в национальных районах дала свои результаты, но к концу 1930-х гг. она была свернута.

Модернизационные процессы в промышленности и сельском хозяйстве требовали как количественного, так и качественного роста специалистов. За десятилетний период (с конца 1920-х-до конца 1930-х гг.) в Калмыкии, в связи с созданием совхозов и колхозов, увеличилась их численность в сельском хозяйстве, что показывает нижеследующая таблица [7, л.58,59]:

Таблица 1

Специалисты / годы 1926 1939

Агрономы 11 120

Зоотехники — 227

Ветеринарные врачи 5 71

Землемеры и землеустроители 13 21

К концу 1930-х гг. в различных отраслях производства трудилось более 200 специалистов с высшим образованием, более 1300 человек имели среднеспециальное образование, кроме того, в связи с индустриальной модернизацией шла подготовка инженерно-технического персонала. Изменение профессионально-квалификационных показателей подготовки специалистов различных уровней констатировали данные Всесоюзной переписи 1939 года (см.табл.2) [8, л.3,4].

Таблица 2

Количество Из них

мужчин женщин

Все население 220684

Число лиц: имеющих высшее образование 527 338 139

учащихся вузов 27 18 9

обучающихся в вузах заочно 137 94 43

обучающихся в техникумах и др.

средних специальных учебных 960 604 356

заведениях

Итого: 1653 1104 549

Национальная интеллигенция в основном была представлена учительскими кадрами. В 1920-е гг. решалась проблема размежевания т.н. «старых» и формирования новых кадров в процессе создания советской интеллигенции. В Калмыкии ее реализация имела свои особенности, во-первых, это был типичный национальный район, во-вторых, устоявшаяся традиционность и психология местного населения. Кроме того, его большая часть оставалась неграмотной, образование получали через духовные школы, светское образование практически отсутствовало. Главным путем формирования национальных кадров являлось выдвиженчество, и его социальную базу составляли рабочие рыбных промыслов, крестьяне, батраки.

В формировании образовательного пространства региона большое значение придавалась рабочим факультетам, были организованы дневные и вечерние отделения, в которых организовывалось обучение по педагогическому, сельскохозяйственному, медицинскому профилям, т.е. по тем специальностям, которые были необходимы в первую очередь, и соответствовали экономическим потребностям, т.к. именно они влияли на подготовку кадров в национальных районах, в том числе и в Калмыкии.

Проводившаяся в стране в 1930-е гг. промышленная модернизация и масштабные задачи поднятия культурного уровня народов в национальных районах страны, в том числе и в Калмыкии, требовали увеличения численности специалистов со средним специальным и высшим образованием. Соответственно, поставленные задачи предыдущего десятилетия имели место и в данный период. В течение 1930-х гг. в Калмыкии начали функционировать первые учебные заведения, прежде всего, среднеспециаль-ного профиля - педагогические и сельскохозяйственные техникумы, советско-партийная школа, педагогический рабфак (см.табл. 3). Кроме того, педагогические кадры стали готовить открытые в предвоенные годы учительский и педагогический институты (см. табл.3) [9, л.357-362].

Таблица 3

Название учебных заведений Количество преподавателей Количество обучаемых

мужчины женщины

Калмыки Русские Калмыки Русские

Калмыцкий педрабфак 11 4 10 2 5

Педагогическое училище 15 35 57 13 40

Калмыцкое педучилище 23 66 52 15 52

Элистинский зооветтехникум 12 27 39 2 15

Башантинский агрозоотехникум 21 41 50 6 13

Калмыцкий

учительский 14 29 28 6 7

институт

ВСЕГО: 96 202 236 44 132

Особое значение имело открытие высших учебных заведений, что давало возможность, во-первых, провести комплектацию школ профессиональными кадрами,

во-вторых, повысить качество функционирования среднеспециальных учебных заведений. Увеличение численности учительских кадров было связано с модернизацией в образовательной сфере, прежде всего, с введением всеобщего начального обучения, а также масштабной задачей ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения.

В течение 1920-х г. сложились предпосылки становления специального образования, в 1930-е гг. оно получило плановое развитие, что привело к качественным преобразованиям, прежде всего, к изменению социального, национального контингента студентов техникумов и вузов, стало больше обучаться девушек - представительниц коренной национальности, все это меняло социокультурный облик интеллигенции.

Особое внимание уделялось содержанию образования, были увеличены часы на изучение родного языка и литературы, осуществлялся достаточно масштабный выпуск учебной литературы, пособий, все эти меры способствовали уровневой подготовке педагогических кадров.

В 1930-е гг. развитие получило заочное образование как наиболее экономически выгодная форма обучения без отрыва от производства. Это была более приемлемая мера для комплектования учительских кадров. Конечно, такое обучение имело свои недочеты, прежде всего, совмещение учебы с работой, слабой учебной, методической, технической базы и т.д. Но и оно же стало наиболее востребованным для социально незащищенных слоев населения, более прочного закрепления кадров на местах и сознательного выбора профессии.

Продолжалась практика подготовки учительских кадров и в вузах других регионов: Москве, Ленинграде, Астрахани, Саратове, Казани. Такой подход давал возможность формировать свои собственные национальные кадры.

Кроме кадров управленческого звена и педагогов, автономия нуждалась и в спе-циалистахв области здравоохранения. В регионе была неблагоприятная обстановка по медицинскому обслуживанию населения (туберкулез, малярия, оспа и др.). Эти социальные болезни распространялись из-за незнания необходимых навыков гигиены и неоказания своевременной помощи.

При проведении советским государством масштабных кампаний (культпоход, культштурм) в Калмыкию были направлены бригады врачей для решения вопросов здравоохранения, в частности, так называемые «красные санитары» для лечения и профилактики болезней (фтизиатры, окулисты, венерологи и др.). Специалисты приезжали из научно-исследовательских институтов Саратова (133 медицинских работника), студентки второго Московского мединститута (Б.Кадушева, Ц.Мучкаева, К.Цебикова и др.), Нижневолжского мединститута [3, с.97].

В связи с отсутствием в регионе лечебно-профилактических учреждений, в населённых пунктах создавалась необходимая медицинская инфраструктура - больницы, поликлиники, диспансеры, аптеки (с.Кетченеры, с.Башанта, г.Элиста, с.Калмыцкий Базар и др). Организовывались «красные кибитки», в которых обучали, прежде всего, женщин элементарным санитарно-гигиеническим нормам.

Для повышения квалификации медицинских работников, практиковалась их командировка на различные курсы. Началом подготовки профессиональных медиков стало открытие в г.Элисте фельдшерско-акушерской школы (1940 г.). Первыми выпускниками школы были Ольга Чурюмова, Мария Крикунова, Федор Шматько, Михаил Бобров и др.

Параллельно с решением организационных вопросов шла подготовка национальных медицинских кадров. К концу 1930-х гг. в республике был сформирован неплохой корпус медицинского персонала (см.табл.4) [10, с.8].

Таблица 4

1920-е гг. 1930-е гг. на начало 1940-х гг.

Врачей - всего: 6 84 160

Из них -коренной национальности 2 8 25

Среднего персонала 11 133 468

Из них - коренной национальности 2 9 21

На рубеже 30-40-х годов XX века в Калмыкии в основном была сформирована базовая основа для решения модернизационных задач. В регионе сложились определенные социально-профессиональные группы со специальной подготовкой, получившие образование, причем не только со среднеспециальной, но и вузовской квалификацией.

По своей сущности все новации советского государства проводились в соответствии с уровнем и требованиями на тот период социально-экономического развития. Возросла численность национальных кадров. Из них складывался корпус национальной интеллигенции, среди них увеличилась доля женщин и их участие в данных процессах. В национальных районах страны в кадровой подготовке имелись определенные различия, но все мероприятия проводились в контексте единой концепции формирования нового общества. В этот период подошел к завершению определенный этап в формировании советской интеллигенции, в том числе и национальной, по отдельным социальным группам - педагогической, медицинской, сельскохозяйственной, управленческой, инженерно-технической и т.д. В населенных пунктах, кроме школьных учебных заведений, функционировали избы-читальни, сельские клубы, были организованы производственные мастерские.

Во второй половине 1930-х годов в стране практически оформилась административно-командная система, соответственно, образовательная сфера, готовящая будущий кадровый потенциал, также становилась ее элементом и принимала более стандартизированные формы. Этому способствовали партийные решения данного периода, в них фиксировалась регламентированность образовательного процесса. Его управление, финансирование, экспертиза и выпуск учебной литературы становились централизованными. Через продуманную систему воспитательной работы шло формирование нового поколения общественников, коллективистов, нацеленных на построение «светлого будущего» в целях формирования нового социума. Вертикаль всей общественной жизни, начиная со школы, профессиональных учебных заведений - техникумов, вузов и др., строилась на идеологической основе, но, несмотря на множество сложностей разного уровня, результаты в кадровой подготовке в первые десятилетия советского государства, по сравнению с дооктябрьским периодом, были очевидными. В ряде профессий (педагоги, врачи, советские, партийные, культурные работники и др.) стали преобладать представители коренного населения, что влияло на формирование национального самосознания и сохранения этноса. После окончания учебных заведений новые кадры вовлекались в экономические, образовательные, социальные и другие реформы.

Таким образом, в 1930-е в Калмыкии в процессе формирования советской интеллигенции осуществлялась подготовка национальных кадров по различным отраслям, в результате советской индустриальной модернизации трансформировалась социальная и профессиональная структура населения региона.

Список литературы

1. XI съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М., 1961. - С.543.

2. НАРК.Ф.Р-115. Оп.1. Д.209.Л.55.

3. Олчанова Ц.В. Калмыцкая национальная интеллигенция: формирование и развитие в конце XIX века - первой половине XX века. - Элиста, 2016. - 174 с.

4. НАРК.Ф.Р-26. Оп.1. Д.322.Л.14,17.

5. НАРК.Ф.Р-1. Оп.2. Д.9.Л.24.

6. Калмыцкая степь за 5 лет Советской власти. - Астрахань, 1922. - С.17.

7. НАРК.Ф.Р-26. Оп.1. Д.183.Л.58,59.

8. НАРК.Ф.Р-20. Оп.1. Д.354.Л.3,4

9. НАРК.Ф.Р-26. Оп.1. Д.344.Л.357-362.

10. Калмыцкая АССР за 50 лет Советской власти. Статистический сборник. - Элиста, 1967. - 199 с.

11. Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: национально-культурная политика 20-х годов. - М., 1998. - 414 с.

12. Лиджеева К.Ф. Подготовка педагогических кадров в процессе создания советской интеллигенции // Вестник Поморского университета. Архангельск, 2011, №6. -С.29-34.

13. Лиджеева К.Ф. Развитие сферы образования в национальных районах юга России в конце XIX в. - 1941 г.: сравнительно-исторический анализ. - Элиста, 2018. - 196 с.

14. Оглаев Ю.О. Первые шаги высшего образования в Калмыкии (1920-1943 гг.). -Элиста, 2005. - 179 с.

15. Сенглеева С.З. О формировании и развитии интеллигенции в Калмыкии (1917-1991 гг.) // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых кавказоведов. - Ростов-на-Дону, 1999. - С.35-44.

16. Убушаев В.Б. Развитие первых очагов высшего образования Калмыкии в Саратове // Становление и развитие высшего профессионального образования в национальных республиках юга России. - Элиста, 2010. - С.21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.